Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Анисимова Ирина Васильевна

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому планированию
по ОКРУЖАЮЩему МИРу

        Преподавание курса по окружающему миру для 3 класса осуществляется в соответствии с

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Программой начального общего образования по окружающему миру.
  3. Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

     Окружающий мир – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе. В процессе изучения у детей формируется умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы.

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)

Тематический план ориентирован на использование учебника:

Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

-Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса. Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

План предусматривает обучение в объеме 70 часов в год, по 2 часа в неделю.

      Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

        В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

        Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

 СD «Детский энциклопедический словарь»;

 энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».

Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения

Обучающиеся должны

з н а т ь:

– особенности природы родного края;

– особенности природы различных природных зон нашей страны (на Крайнем Севере, в тайге, лесу, степи, пустыне);

– особенности труда людей на разных широтах страны;

– правила гигиены, охраны и безопасности жизнедеятельности.

у м е т ь:

– воспринимать проблему, выдвигать гипотезу;

– осмысливать прошлое в его значимости для настоящего и будущего;

– добывать информацию в соответствующей литературе;

– самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

– делать обобщения и выводы;

– на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по определенным признакам;

– иметь представление об истории человека в древние времена, об истории родного края.



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

3 класс. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки

Учебно - методическое

обеспечение

Календарные сроки

План

Факт

1

2

3

4

5

6

1.Природные условия (11 ч)

1-2

Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения)

Беседа, работа с книгой .Иметь представление о природных условиях Земли.

Знать о взаимодействии людей и природы.

Уметь приводить примеры

Географическая карта «Природные зоны», таблицы, СD –

«энциклопедия природы»

3-4

Масштаб. Лента времени

Работа с книгой, практикум. Иметь представление
о масштабе и его использовании, историческом времени.

Знать единицы времени, понятия век, эра

Уметь пользоваться масштабом

Географическая карта, глобус, атлас

5

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки

Самостоятельные исследования, наблюдения. Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края

Уметь фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды

Термометр, барометр

6

Народные приметы погоды

Самостоятельная деятельность. Знать распространенные народные приметы о погоде

Уметь приводить приметы погоды из собственных наблюдений

Уметь находить дополнительную информацию

7

Представление о климате

Беседа, работа
с книгой.
 Знать основные климатические пояса

Знать основные причины образования разных климатов

Уметь работать с географическим атласом и картой

Карта тепловых поясов

8

Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды»

Практикум. Знать материки.

Уметь видеть и показывать материки на географической карте

Уметь решать практические задачи с помощью сравнения

Уметь работать с различными географическими картами

Глобус, карта, рабочая тетрадь на печатной основе

9

Почва. Состав почвы (практическая работа)

Познакомить с именем выдающегося ученого-почвоведа
В. В. Докучаева.

Учить выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения

Знать алгоритм проведения опыта.

Уметь: наблюдать, делать выводы по опыту

10

Образование почв
на Земле. Плодородие почв. Охрана почв

Познакомить с составом  почв и их образованием

Знать: причины плодородия почв, значение охраны почвы

Грунт, перегной, схема «Состав почв»

11

Природные зоны
суши Земли. Тест.

Иметь представление
о природных зонах Земли

Уметь работать в сравнении с электронным таблиц носителем климатических поясов и природных зон

Сравнительные таблицы климатические пояса и природные зоны. СD «Вокруг света»

        2. Человек в далёком прошлом ( 10 часов)

1

Особенности Африки. Географическое положение. Природные зоны. Экваториальный лес.

Беседа, работа с книгой

Дать представление
об особенностях Юго-Восточной Африки

Знать, что общего и чем отличаются люди и животные. Уметь объяснить значение природных условий Юго-Восточной Африки, причины, оказавшие влияние на расселение людей

Презентация

2.3.4.

Особенности Африки. Природные зоны.. Африканская степь – саванны. Пустыня. Средиземноморская природная зона.

Дать представление о природных зонах.

11.10.-лекция Планетария

Презентация

5

Тест. Родина человечества

Знать гипотезы появления человека.

Уметь объяснить значение природных условий, растительности и животного мира в развитии человека, причины, оказавшие влияние на эволюцию человеческого организма.

Презентация

Как появился человек. Особенности жизни древних людей

Беседа, работа с книгой. Знать, что общего и чем отличаются люди и животные.  Дать представление
об особенностях жизни человека в древние времена

6

Древние государства

Работа с книгой, беседа. Дать представление 
о древних государствах.

Знакомство с наследием Древнего мира – письменностью, техникой, искусством .

Знать природные условия. Понимать ,как они повлияли на возникновение государств.

Уметь работать с дополнительной литературой, наборы иллюстраций «Эволюция человека»

7

Античность

Работа с книгой, беседа. Дать представление 
о древних государствах.

Знакомство с наследием Древнего мира – письменностью, техникой, искусством .

Знать природные условия, повлиявшие на возникновение государств.

8

Расширение знаний о Европе.

Расширение знаний об Азии.

Дать представление
о путешественнике древности – Питее, первые сведения о Северной Европе.

Уметь ориентироваться
на физической карте.
 Знать и понимать роль
и значение путешественников древнего мира

Уметь ориентироваться
на исторической карте

Физическая карта, карта полушарий

Рассказать
об Александре Македонском, его путешествии
на Восток.

Историческая карта.

9

Наследие Древнего Мира.

Дать представление
о древних государствах.

Знакомство с наследием Древнего мира – письменность, техника, искусство.

Знать и понимать роль наследия Древнего мира
в жизни человека.

10

Первые шаги в науку. Язычество. Искусство.

Проверочная работа.

Уметь воспринимать информацию

                                                                                                      3. Земли восточных славян (16 часов)

1

Восточно-Европейская равнина

Учить ориентироваться
на карте природных зон России

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями

Карта природных зон мира, физическая карта

2

Степи. Растительность

Дать представление
о единстве почв, растительности и животном мире степи

Знать зависимость жизни
и занятий населения в степной зоне от природных условий

Видеофильм, гербарий, подбор загадок, пословиц и поговорок о природе, дружбе

и труде человека, рисунок-схема

3

Животный мир

4

Сезонные изменения в степях.

5

Население степей. Земледельцы и кочевники. Тест.

6

Обобщающий урок по теме «Степи»

Проведение исследования. Проектная деятельность.

7

Лесостепь. Лесная зона.

Дать представление об особенностях лесной зоны

Уметь применять знания
о лесной зоне при выполнении практических работ.
 Уметь находить информацию в нестандартных ситуациях

Рабочая тетрадь по изучению окружающего мира

8

Смешанные леса.

Растительность и животный мир.

Учить ориентироваться
на карте природных зон.
Знакомство с животным миром лесной зоны

Уметь понимать взаимосвязь почв, растительности лесной зоны. Уметь применять знания
о лесной зоне при выполнении практических работ

К. Паустовский о значении леса

9

Сезонные изменения в лесу. Осень

Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений
и грибов. Тест.

Дать представление о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе

Уметь объяснять причины сезонных изменений в лесу, применять правила поведения в лесу .Уметь представлять информацию в разных видах

Таблица «Осень».

Презентация

Познакомить с  ядовитыми растениями, опасными для человека

Уметь узнавать в окружающей природе ядовитые растения, опасные для человека. Уметь выбирать информацию из дополнительной литературы

Таблицы-рисунки «Разные типы растений»

10

Сезонные изменения в лесу. Зима. ОБЖ. Действие человека при обморожении.

Дать представление о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе.

Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края, объяснять причины сезонных изменений в лесу.

Картинки, иллюстрации учебника. Презентация

11

Сезонные изменения. Весна. Лето.

12

Тест.Как жили наши далекие предки.

Практикум. Проектная деятельность.

Уметь использовать знания для объяснения образа жизни предков

Презентация

13

Жизнь славян в лесах.

Познакомить с жизнью славян в лесах.(Рассказ)

Знать о занятиях, образе жизни предков

Презентация

14

Торговые связи с соседями.

Рассказ.

Уметь ориентироваться
по исторической карте
 .Уметь понимать и объяснять причины событий

Картинки, иллюстрации учебника.

15

Обожествление природы.

 Работа с книгой, беседа.

Знать причины обожествления природы предками

Картинки, иллюстрации учебника.

16

Контрольная работа.

Задания.

                                                                   4. Образование древнерусского государства (7 часов)

1

Первые русские князья и русские витязи

Познакомить с именами первых русских князей

Знать и понимать роль
и значение первых русских князей в становлении и развитии Отечества

Историческая карта: Киевская Русь в IX– нач. XII вв., иллюстрация В. Васнецова «Крещение Руси», фотографии с изображением исламской мечети, буддийского храма, христианского собора

2

Принятие Русью христианства

Познакомить с именами выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России.

Учить рассказывать о первых русских князьях

Знать основные понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество, первые письменные исторические источники.

Уметь устанавливать хронологическую последовательность исторических событий в России

3

Древнерусская культура:

4

Устное народное творчество

Рассказ .

Уметь выбирать информацию из дополнительной литературы
и представлять ее в разных видах

5

Как учили школьников на Руси.

Практикум. Проектная деятельность.

Картинки, иллюстрации учебника.

6

Ордынское нашествие.

Работа с книгой, беседа.

Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами

Презентация

7

Ледовое побоище.

Проверочная работа

Рассказ

Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод-ческом таланте князя Александра Невского

Карта «Ледовое побоище», иллюстрация П. Корил «А. Невский

5. Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)

1

Залесская земля

Знакомство с наиболее типичными представителями  растений и животных природных, сообществ России;.

Учить ориентироваться
на карте природных
 зон.

Знать:

– названия основных сообществ (лес, луг);

– наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России;

– правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме.

Уметь ориентироваться
на карте природных
 зон

Уметь:

– понимать причины образования сообществ;

– применять знания по ОБЖ в жизненных ситуациях
(в лесу, на водоемах)

Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь, таблицы. Картинки «Детская энциклопедия»

2

Что такое природное сообщество

3

Законы лесной жизни

4

Луг.

Работа с книгой, беседа

Уметь сравнивать и делать выводы.

Иметь представление

о луге как о природном сообществе . Уметь устанавливать связь между природой и деятельностью человека

Презентация

5

Озеро. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения на воде

Работа с книгой, беседа

Знать об озерах нашей Родины, о естественных
и искусственных водоемах.

Презентация

6

Поле

Беседа

Знать о природном сообществе «Поле», о животном
и растительном мире полей

Презентация

7

Возвышение Москвы

Рассказ

Знать исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы.

Уметь пересказывать изучаемый материал

Иллюстрация М. Авилова «Поединок на Куликовом поле»

8

Освобождение Руси от монгольского ига

Рассказ

Знать основные моменты

Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском

Карта, иллюстрации в учебнике

9

Создание Московского государства

Дать представление
о причинах возвышения Москвы.

Уметь пересказывать изучаемый материал

Уметь понимать последовательность происходящих исторических событий

10

Русская культура

Проверочная работа.

Знать:

особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон;

 о занятиях, образе жизни предков;

Уметь в своем сообщении раскрыть содержание памятников культуры, искусства, литературы

                                                                                                        6. Какая она, Азия  (6 часов)

1

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.

Уметь ориентироваться
на физической карте;

– пересказывать изученный материал

Уметь понимать особенности, следственные связи между основными понятиями курса по теме: природы севера: тундра, Арктика.

Уметь использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу

Физическая карта России,

карты природных зон,

климатических поясов,

иллюстрации,

таблицы, образцы торфа, глины; лупа, спиртовка, рассказы

М. Пришвина, В. Бианки

2

Азия

3

Тайга

4

Экологические проблемы

5

Сообщество болото

6

Природа Индии.

Проверочная работа.

Дать представление
об А. Никитине, его путешествии в Индию.

Уметь ориентироваться на исторической карте

7. Россия в XVII веке (8часов)

1

Россия в XVII веке. Смутное время.

К. Минин и Д. Пожарский

Рассказать
о борьбе русского народа против иноземных захватчиков XVII века

Уметь понимать причины исторических событий
в России XVII века

Иллюстрации

2

Сквозь сибирские дебри

Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Население Сибири

Уметь использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу

3

Природа тундры

4

Люди в тундре

5

Арктическая пустыня

6

Народы Сибири

7

Россия накануне реформ. Обобщение по разделу.

Научить ориентироваться
по исторической карте,
ленте времени

Уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности

Карта Руси конца
XVII века

8

Итоговая контрольная работа

Знать:

 основные понятия курса;

– о занятиях образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметь:

 ориентироваться по физической карте и карте природных зон;

– ориентироваться по исторической карте

Резервный урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.  Е.В...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива".

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива"....