Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.1 КБ |
![]() | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по ОКРУЖАЮЩему МИРу
Преподавание курса по окружающему миру для 3 класса осуществляется в соответствии с
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
- Программой начального общего образования по окружающему миру.
- Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Окружающий мир – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе. В процессе изучения у детей формируется умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы.
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)
Тематический план ориентирован на использование учебника:
– Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
-Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса. Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
План предусматривает обучение в объеме 70 часов в год, по 2 часа в неделю.
Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.
В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
СD «Детский энциклопедический словарь»;
энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны
з н а т ь:
– особенности природы родного края;
– особенности природы различных природных зон нашей страны (на Крайнем Севере, в тайге, лесу, степи, пустыне);
– особенности труда людей на разных широтах страны;
– правила гигиены, охраны и безопасности жизнедеятельности.
у м е т ь:
– воспринимать проблему, выдвигать гипотезу;
– осмысливать прошлое в его значимости для настоящего и будущего;
– добывать информацию в соответствующей литературе;
– самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
– делать обобщения и выводы;
– на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по определенным признакам;
– иметь представление об истории человека в древние времена, об истории родного края.
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
3 класс. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки | Учебно - методическое обеспечение | Календарные сроки | |||||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
1.Природные условия (11 ч) | ||||||||||||||
1-2 | Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения) | Беседа, работа с книгой .Иметь представление о природных условиях Земли. | Знать о взаимодействии людей и природы. Уметь приводить примеры | Географическая карта «Природные зоны», таблицы, СD – «энциклопедия природы» | ||||||||||
3-4 | Масштаб. Лента времени | Работа с книгой, практикум. Иметь представление Знать единицы времени, понятия век, эра | Уметь пользоваться масштабом | Географическая карта, глобус, атлас | ||||||||||
5 | Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки | Самостоятельные исследования, наблюдения. Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края | Уметь фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды | Термометр, барометр | ||||||||||
6 | Народные приметы погоды | Самостоятельная деятельность. Знать распространенные народные приметы о погоде | Уметь приводить приметы погоды из собственных наблюдений Уметь находить дополнительную информацию | |||||||||||
7 | Представление о климате | Беседа, работа | Знать основные причины образования разных климатов Уметь работать с географическим атласом и картой | Карта тепловых поясов | ||||||||||
8 | Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды» | Практикум. Знать материки. Уметь видеть и показывать материки на географической карте | Уметь решать практические задачи с помощью сравнения Уметь работать с различными географическими картами | Глобус, карта, рабочая тетрадь на печатной основе | ||||||||||
9 | Почва. Состав почвы (практическая работа) | Познакомить с именем выдающегося ученого-почвоведа Учить выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения | Знать алгоритм проведения опыта. Уметь: наблюдать, делать выводы по опыту | |||||||||||
10 | Образование почв | Познакомить с составом почв и их образованием | Знать: причины плодородия почв, значение охраны почвы | Грунт, перегной, схема «Состав почв» | ||||||||||
11 | Природные зоны | Иметь представление | Уметь работать в сравнении с электронным таблиц носителем климатических поясов и природных зон | Сравнительные таблицы климатические пояса и природные зоны. СD «Вокруг света» | ||||||||||
2. Человек в далёком прошлом ( 10 часов) | ||||||||||||||
1 | Особенности Африки. Географическое положение. Природные зоны. Экваториальный лес. | Беседа, работа с книгой Дать представление | Знать, что общего и чем отличаются люди и животные. Уметь объяснить значение природных условий Юго-Восточной Африки, причины, оказавшие влияние на расселение людей | Презентация | ||||||||||
2.3.4. | Особенности Африки. Природные зоны.. Африканская степь – саванны. Пустыня. Средиземноморская природная зона. | Дать представление о природных зонах. | 11.10.-лекция Планетария Презентация | |||||||||||
5 | Тест. Родина человечества | Знать гипотезы появления человека. | Уметь объяснить значение природных условий, растительности и животного мира в развитии человека, причины, оказавшие влияние на эволюцию человеческого организма. | Презентация | ||||||||||
Как появился человек. Особенности жизни древних людей | Беседа, работа с книгой. Знать, что общего и чем отличаются люди и животные. Дать представление | |||||||||||||
6 | Древние государства | Работа с книгой, беседа. Дать представление Знакомство с наследием Древнего мира – письменностью, техникой, искусством . | Знать природные условия. Понимать ,как они повлияли на возникновение государств. | Уметь работать с дополнительной литературой, наборы иллюстраций «Эволюция человека» | ||||||||||
7 | Античность | Работа с книгой, беседа. Дать представление Знакомство с наследием Древнего мира – письменностью, техникой, искусством . | Знать природные условия, повлиявшие на возникновение государств. | |||||||||||
8 | Расширение знаний о Европе. Расширение знаний об Азии. | Дать представление | Уметь ориентироваться Уметь ориентироваться | Физическая карта, карта полушарий | ||||||||||
Рассказать | Историческая карта. | |||||||||||||
9 | Наследие Древнего Мира. | Дать представление Знакомство с наследием Древнего мира – письменность, техника, искусство. | Знать и понимать роль наследия Древнего мира | |||||||||||
10 | Первые шаги в науку. Язычество. Искусство. Проверочная работа. | Уметь воспринимать информацию | ||||||||||||
3. Земли восточных славян (16 часов) | ||||||||||||||
1 | Восточно-Европейская равнина | Учить ориентироваться | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями | Карта природных зон мира, физическая карта | ||||||||||
2 | Степи. Растительность | Дать представление | Знать зависимость жизни | Видеофильм, гербарий, подбор загадок, пословиц и поговорок о природе, дружбе и труде человека, рисунок-схема | ||||||||||
3 | Животный мир | |||||||||||||
4 | Сезонные изменения в степях. | |||||||||||||
5 | Население степей. Земледельцы и кочевники. Тест. | |||||||||||||
6 | Обобщающий урок по теме «Степи» | Проведение исследования. Проектная деятельность. | ||||||||||||
7 | Лесостепь. Лесная зона. | Дать представление об особенностях лесной зоны | Уметь применять знания | Рабочая тетрадь по изучению окружающего мира | ||||||||||
8 | Смешанные леса. Растительность и животный мир. | Учить ориентироваться | Уметь понимать взаимосвязь почв, растительности лесной зоны. Уметь применять знания | К. Паустовский о значении леса | ||||||||||
9 | Сезонные изменения в лесу. Осень Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений | Дать представление о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе | Уметь объяснять причины сезонных изменений в лесу, применять правила поведения в лесу .Уметь представлять информацию в разных видах | Таблица «Осень». Презентация | ||||||||||
Познакомить с ядовитыми растениями, опасными для человека | Уметь узнавать в окружающей природе ядовитые растения, опасные для человека. Уметь выбирать информацию из дополнительной литературы | Таблицы-рисунки «Разные типы растений» | ||||||||||||
10 | Сезонные изменения в лесу. Зима. ОБЖ. Действие человека при обморожении. | Дать представление о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе. | Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края, объяснять причины сезонных изменений в лесу. | Картинки, иллюстрации учебника. Презентация | ||||||||||
11 | Сезонные изменения. Весна. Лето. | |||||||||||||
12 | Тест.Как жили наши далекие предки. | Практикум. Проектная деятельность. | Уметь использовать знания для объяснения образа жизни предков | Презентация | ||||||||||
13 | Жизнь славян в лесах. | Познакомить с жизнью славян в лесах.(Рассказ) | Знать о занятиях, образе жизни предков | Презентация | ||||||||||
14 | Торговые связи с соседями. | Рассказ. | Уметь ориентироваться | Картинки, иллюстрации учебника. | ||||||||||
15 | Обожествление природы. | Работа с книгой, беседа. | Знать причины обожествления природы предками | Картинки, иллюстрации учебника. | ||||||||||
16 | Контрольная работа. | Задания. | ||||||||||||
4. Образование древнерусского государства (7 часов) | ||||||||||||||
1 | Первые русские князья и русские витязи | Познакомить с именами первых русских князей | Знать и понимать роль | Историческая карта: Киевская Русь в IX– нач. XII вв., иллюстрация В. Васнецова «Крещение Руси», фотографии с изображением исламской мечети, буддийского храма, христианского собора | ||||||||||
2 | Принятие Русью христианства | Познакомить с именами выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России. Учить рассказывать о первых русских князьях | Знать основные понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество, первые письменные исторические источники. Уметь устанавливать хронологическую последовательность исторических событий в России | |||||||||||
3 | Древнерусская культура: | |||||||||||||
4 | Устное народное творчество | Рассказ . | Уметь выбирать информацию из дополнительной литературы | |||||||||||
5 | Как учили школьников на Руси. | Практикум. Проектная деятельность. | Картинки, иллюстрации учебника. | |||||||||||
6 | Ордынское нашествие. | Работа с книгой, беседа. | Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами | Презентация | ||||||||||
7 | Ледовое побоище. Проверочная работа | Рассказ | Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод-ческом таланте князя Александра Невского | Карта «Ледовое побоище», иллюстрация П. Корил «А. Невский | ||||||||||
5. Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов) | ||||||||||||||
1 | Залесская земля | Знакомство с наиболее типичными представителями растений и животных природных, сообществ России;. Учить ориентироваться | Знать: – названия основных сообществ (лес, луг); – наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России; – правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме. Уметь ориентироваться Уметь: – понимать причины образования сообществ; – применять знания по ОБЖ в жизненных ситуациях | Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь, таблицы. Картинки «Детская энциклопедия» | ||||||||||
2 | Что такое природное сообщество | |||||||||||||
3 | Законы лесной жизни | |||||||||||||
4 | Луг. | Работа с книгой, беседа | Уметь сравнивать и делать выводы. Иметь представление о луге как о природном сообществе . Уметь устанавливать связь между природой и деятельностью человека | Презентация | ||||||||||
5 | Озеро. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения на воде | Работа с книгой, беседа | Знать об озерах нашей Родины, о естественных | Презентация | ||||||||||
6 | Поле | Беседа | Знать о природном сообществе «Поле», о животном | Презентация | ||||||||||
7 | Возвышение Москвы | Рассказ | Знать исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изучаемый материал | Иллюстрация М. Авилова «Поединок на Куликовом поле» | ||||||||||
8 | Освобождение Руси от монгольского ига | Рассказ | Знать основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском | Карта, иллюстрации в учебнике | ||||||||||
9 | Создание Московского государства | Дать представление | Уметь пересказывать изучаемый материал Уметь понимать последовательность происходящих исторических событий | |||||||||||
10 | Русская культура Проверочная работа. | Знать: – особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон; – о занятиях, образе жизни предков; | Уметь в своем сообщении раскрыть содержание памятников культуры, искусства, литературы | |||||||||||
6. Какая она, Азия (6 часов) | ||||||||||||||
1 | Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь | Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири. Уметь ориентироваться – пересказывать изученный материал | Уметь понимать особенности, следственные связи между основными понятиями курса по теме: природы севера: тундра, Арктика. Уметь использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу | Физическая карта России, карты природных зон, климатических поясов, иллюстрации, таблицы, образцы торфа, глины; лупа, спиртовка, рассказы М. Пришвина, В. Бианки | ||||||||||
2 | Азия | |||||||||||||
3 | Тайга | |||||||||||||
4 | Экологические проблемы | |||||||||||||
5 | Сообщество болото | |||||||||||||
6 | Природа Индии. Проверочная работа. | Дать представление | Уметь ориентироваться на исторической карте | |||||||||||
7. Россия в XVII веке (8часов) | ||||||||||||||
1 | Россия в XVII веке. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | Рассказать | Уметь понимать причины исторических событий | Иллюстрации | ||||||||||
2 | Сквозь сибирские дебри | Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Население Сибири | Уметь использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу | |||||||||||
3 | Природа тундры | |||||||||||||
4 | Люди в тундре | |||||||||||||
5 | Арктическая пустыня | |||||||||||||
6 | Народы Сибири | |||||||||||||
7 | Россия накануне реформ. Обобщение по разделу. | Научить ориентироваться | Уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности | Карта Руси конца | ||||||||||
8 | Итоговая контрольная работа | Знать: – основные понятия курса; – о занятиях образе жизни предков; – исторические события Уметь: – ориентироваться по физической карте и карте природных зон; – ориентироваться по исторической карте | ||||||||||||
Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-28620-1433541393.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-28620-1433541393.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336646-1383827078.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива".
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Перспектива"....