Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 83.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение основами окружающего мира станут фундаментом дальнейшего обучения этому предмету, а также будут применяться в дальнейшей жизни. Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике, Федеральных и государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного и эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Специфика программы
Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающему миру решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в общем развитии.
Основные содержательные линии курса:
Окружающий мир: природа, общество, труд»,
«Природа»,
«Планета Земля»,
«Становление человека»,
«Кто мы такие».
Структура программы
Окружающий мир: природа, общество, труд
Что такое окружающий мир.
Природа и изменчивость.
Природа - источник познания.
Я изучаю природу. Деревья нашего двора.
Природа
Вселенная, или космос.
Земля как планета.
Луна – спутник Земли.
Причины сезонных изменений.
Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.
Наш город.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая, живая природа.
Растения. Строение растений.
Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.
Деревья, кустарники, травы.
Экскурсия в осенний парк.
Деревья, кустарники, травы. Строение растений.
Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.
Деревья, кустарники, травы.
Животные. Разнообразие животных.
Природа и человек. Красота природы и народные праздники.
«Красота природы». Экскурсия в природу.
Планета Земля
Общее представление об этапах развития планеты Земля. Ознакомление с глобусом моделью Земли, с географической картой.
Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы.
Материки и океаны. Тепловые полюса.
Зарождение жизни в воде.
Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу.
Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни.
Появление жизни на Земле.
Становление человека
Древнейшие люди – собиратели растений. Изменения, происходящие с человеком.
Человек-охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Общее представление об археологии, палеонтологии, истории.
Кто мы такие
Современное человечество. Мы – часть окружающего мира.
Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.
Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах.
Люди живут в разных государствах.
Мы живем в разное время суток.
Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России.
Законы общежития.
Изменение человеком облика Земли.
Охрана окружающей среды.
Знакомство с Красной книгой.
Отдых. Как осуществляются связи между людьми на планете.
Из истории Древней Руси.
Требования к результатам
Личностные результаты: знать нашу планету, родную страну и ее столицу; где живут учащиеся родного города (села); государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов: основные правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Метапредметные результаты: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растений, отображать их в рисунке (в схеме) приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 различных представителя); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, м реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Предметные результаты: обогащение жизненного опыта, успешное решение практических дач с помощью наблюдения, измерения сравнения; умение ориентироваться на местности с помощью компаса; определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установление связи между сезонами в неживой и живой природе; уход за растениями (животными); выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения; оценивание воздействия человека на природу, выполнение правил в природе и участие в её охране; удовлетворения познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае, стране, нашей планете.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков-экскурсий, урока-игры.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (кружковая работа).
Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.
Объем и сроки изучения
На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 66 часов:
I четверть - 18 часов;
II четверть - 14 часов;
III четверть - 21 часов;
IV четверть - 13 часов.
Список литературы
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2012.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 кл. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2012.
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир». 1-2 классы. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2010.
4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Учебная литература; Федоров, 2010.
5. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011.
6. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.В. Савинова - М.: Планета, 2011.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Окружающий мир: природа, общество, труд | 6 |
2 | Природа | 17 |
3 | Планета Земля | 13 |
4 | Становление человека | 8 |
5 | Кто мы такие | 22 |
Итого | 66 |
календарно - Тематическое планирование
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»;
- представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи.
Обучающийся научится:
- знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами);
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– анализировать, сравнивать объекты ок-
Обучающийся научится:
- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;
- этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;
- сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала окрружающего мира, представленные в реальности и на рисунках, по заданным критериям;
- иметь представление о многообразии способов решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации;
- понимать, что можно получить помощь от учителя или одноклассников в случаях затруднений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Номера и темы уроков | Предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
1 (1). Где мы живем. С. 2-3 (1-й части учебника) | Ориентироваться в учебнике. Уметь работать с рисунком, ориентироваться на странице. Узнавать объекты, представленные на рисунке. Понимать заданный вопрос, уметь ответить на него в устной форме. Воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). Адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. Понимать важность нового социального статуса ученика (ученицы) | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью (Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») | 1 | |
2 (2). Школа (экскурсия по школе) | Ознакомиться с нормами поведения в школе, в общественных местах. Понимать задания на моделирование учебной ситуации. Осваивать ориентирование в школьном здании | Знакомство и обсуждение правил поведения в школе. Различение норм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Моделирование возможных ситуаций в школе (например, «У меня болит живот, задержались родители и т.д. мои действия»). Ориентирование в здании (знакомство с расположением кабинетов, классов, столовой, спортивного, актового залов и др.) | 1 | |
3 (3). Труд людей | Понимать значение труда в жизни человека. Иметь представление о правилах вежливого общения. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий | Знакомство с разными профессиями людей. Участие в игре «Угадай профессию», где один ребенок описывает профессию, другие отгадывают. Выяснение значения профессий для общества. Знание телефонов экстренной помощи | 1 | |
4 (4). Безопасный маршрут от дома к школе (занятие на улице). С. 2-3. №5,6 (здесь и далее указаны номера заданий из рабочей тетради) | Проводить несложное наблюдение под руководством учителя. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. Понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения | Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу» | 1 | |
5 (5). Что такое окружающий мир (экскурсия в лес, парк) | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов с органами чувств как источниками информации. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы (например, появлением ветра, движением облаков, покачиванием веток деревьев, разнообразным окрасом листьев, поведением животных). Сравнение и различение дня, ночи, времен года. Собирание природного материала для выставки поделок «Золотая осень». Участие в игре «Какое дерево потеряло листок» | 1 | |
6 (6). Природа и ее изменчивость. С. 4-5. № 2, 7, 8 | Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание местности) с указанием внешних признаков времен года и их характеристикой. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: разделите листья на группы по самостоятельно выделенным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) | 1 | |
7 (7). Природа -источник познания. С. 6-7 | Ориентироваться в пространстве. Описывать объекты наблюдения с выделением их признаков. Использовать слова, обозначающие направление, для определения местоположения объектов. Понимать смысл мотивированных фамилий | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы с опорой на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий | 1 |
Природа (17 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к учебному материалу, отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»;
- представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представления о причинах успеха в учебе;
- этических чувств на основании анализа простых ситуаций;
- понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результаты своих действий;
- выполнять учебные действия в устной речи на первоначальном уровне.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;
- на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок);
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
- вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;
- сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков;
- понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты, представленные в рисунках;
- сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой);
- иметь представление о правилах общения в школе, в классе;
- адекватно реагировать на обращение учителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации;
- понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам.
Номера и темы уроков | Предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
8 (1). Вселенная, или Космос. С. 8-9. № 11, 14 | Формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле. Подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). Воспринимать относительность величины предмета в зависимости от расстояния | Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и с опорой на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?). Сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния) с использованием рисунков в учебнике на с. 8. Составление макета Вселенной с расположением на нем космических тел. Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце» | 1 | |
9 (2). Земля -планета Солнечной системы. С.10-11 | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты. Использовать простейшее оборудование. Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Иметь представление о связи между сменой дня и ночи, временами года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Демонстрировать эти движения на моделях. Иметь представление об условиях жизни на Земле | Проведение несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Анализ картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (время суток, признаки, которые привели к такому выводу, свое впечатление от картины). Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе | 1 | |
10 (3). Значение воды на Земле. С. 12-13. № 15,17 | Формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. Ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. Формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете | Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (опыт на определение свойств воды). Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам | 1 | |
11 (4). Значение воздуха на Земле. С.14-15 | Получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. Использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. Уметь делать выводы на основе результатов опыта | Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Участие в обсуждении художественной картины И. Айвазовского «Девятый вал». Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки | 1 | |
12 (5). Разнообразие природы Земли. С. 16-17 | Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию | Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных средах (лес, водоем, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя | 1 | |
13 (6). Знакомство с природой родного края (экскурсия на природу, в краеведческий музей) | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии | 1 | |
14 (7). Неживая и живая природа. С. 18-19. № 16, 18, 25 | Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений | Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков. Доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком). Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты опытов (в ходе наблюдения за домашними растениями, их движением к свету сделать вывод о движении растений) | 1 | |
15 (8). Живая природа (экскурсия в зоологический музей, ботанический сад, на природу). С. 20. №27 | Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой и собакой), их передвижением, питанием, поведением. Группировка объектов живой и неживой природы по самостоятельно выделенным признакам. Определение растений и животных на основе иллюстраций, моделей (чучело). Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. Создание собственных устных высказываний. Подведение понятий под определение (природа живая, неживая, деревья, дуб) | 1 | |
16 (9). Царства живой природы. С. 20-21 | Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему-рисунок | Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на четыре царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности | 1 | |
17(10). Растения. Строение растений. С. 22-23. № 19 | Формировать понятия «растение », « существенный признак ». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2-3 примера различных видов растений | Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании. Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода, цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения | 1 | |
18(11). Разнообразие растений по внешней форме (экскурсия на школьный участок). С. 22-23 | Различать растения - деревья, кустарники, травы. Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, окраска листьев у деревьев, листопад, наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав; осенних и летних явлений природы (продолжительность дня, небо, насекомые; птицы; труд человека) | 1 | |
19(12). Зависимость растений от природных условий. Растение и человек. С. 24-25 | Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Соотнесение объектов природы с условиями природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги). Установление простейших причинноследственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло). Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека | 1 | |
20(13). Животные. С. 26-27. №21 | Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации | 1 | |
21(14). Разнообразие растений и животных. С.28-29 | Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира | Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в данной местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.) | 1 | |
22 (15). Природа и человек. С. 30-31. №24 | Уметь анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты | Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество» в ходе обсуждения и определения, из каких веществ сделаны те или иные предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для птиц | 1 | |
23 (16). Труд человека. С. 32-33. № 35, 48 | Различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). Осознавать ценность труда человека. Иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. Знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются | Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей | 1 | |
24(17). Красота природы (проверочная работа). С. 34 | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий | 1 |
Планета Земля (10 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе;
- интерес к учебному материалу;
- представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представления о гражданской идентичности – «Я» как гражданин России;
- представления о причинах успеха в учебе;
- этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
-первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне);
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проговаривать вслух последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
- находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков;
- понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа: живая-неживая; животные: птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые; растения: деревья, кустарники, травянистые и др.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- использовать в общении правила вежливости;
- допускать существование различных точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственную точку зрения и позицию;
- строить понятные высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Номера и темы уроков | Предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
25 (1). Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа). С. 36-37, 38-39 | Иметь представление о моделях. Ознакомиться с моделью Земли - глобусом, с картой. Иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков. Находить на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны | Работа с глобусом, физической картой. Сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме. Ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Чтение знакомых условных обозначений. Нахождение и определение изученных географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор) | 1 | |
26 (2). Азбука географии (практическая работа). С. 40-41. № 29 | Уметь работать с картой: читать условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши). Находить Северный и Южный полюса, экватор, полушария, материки и океаны | Работа с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков. Знакомство с новыми географическими понятиями (Северное и Южное полушария). Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы | 1 | |
27 (3). Тепловые пояса Земли. С. 42-43. №31 | Различать и определять месторасположение на глобусе. Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки. Ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени | Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий». Работа с моделью Земли (глобусом). Нахождение и показ знакомых географических объектов. Прослеживание за изменениями времен года в разных полушариях. Доказывание своей точки зрения с помощью рисунков в учебнике и знаний, полученных в ходе проведенных ранее опытов. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края | 1 | |
28 (4). Облик Земли меняется. С.44-45 | Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе | Развитие наблюдательности. Получение представлений об этапах развития истории нашей Земли по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов. Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнение природы далекого прошлого с природой современного периода. Участие в обсуждении проблем. Выполнение моделей окаменелости из гипса | 1 | |
29 (5). Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли. Оценка знаний. С. 46-49 | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Распределение объектов окружающего мира по тепловым поясам. Классификация объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Оценка результатов своей работы. Формулирование вопросов к иллюстрации. Нахождение несоответствий в рисунке, корректирование своих действий | 1 | |
30 (6). Ориентирование в пространстве и времени (материал мог быть использован ранее). С. 50-51. № 10, 11, 59 | Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т.д.). Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) | Обсуждение ответов на поставленные вопросы в учебнике. Восприятие текста «Как учили наших предков» на слух, выделяя главную мысль. Моделирование и оценка различных ситуаций использования слов, показывающих направление (вверх, вниз, справа и др.). Ориентирование в пространстве и времени. Определение времени по часам. Совместное составление режима дня | 1 | |
31 (7). Как открывали новые земли (материал мог быть использован ранее). С. 52-55 | Использовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках | Анализ текста в учебнике, формулирование ответов на вопросы к тексту. Различение достоверных фактов и вымысла. Соотнесение текстов учебника «Плавание Ганнона», «Сказка и быль» с иллюстрациями. Работа с картой. Нахождение и показ на карте географических объектов, указанных в тексте. Подготовка описания природы, которая окружает героев сказки П. Ершова «Конек-горбунок» | 1 | |
32 (8). Появление и развитие жизни на Земле. С. 2-7 (здесь и далее приводятся страницы из 2-й части учебника) | Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. Ознакомиться с изменениями, происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам | Извлечение информации из разных источников (учебник, фильмы, книги) и обмен ею с одноклассниками. Различение прошлого, настоящего и будущего. Определение условий, необходимых для жизни. Знакомство с этапами развития жизни на Земле. Описание внешности животных по иллюстрациям. Подготовка сообщения о динозаврах | 1 | |
33 (9). Древние и современные растения и животные. С. 6-9 | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания). Приводить 2-3 примера древних животных | Самостоятельная группировка животных и растений на современные и древние. Сравнение современного животного и древнего (внешний облик, питание, охота и образ жизни, место обитания), современного растения и древнего. Знакомство с изменениями, происходившими в природе Земли. Анализ внешнего строения объектов. Установление связи изменений, происходящих с животными, с изменением природных условий. Формулирование вопросов по рисунку в учебнике | 1 | |
34 (10). Древняя и современная природа Земли. С. 10-11 | Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия (обобщение) | Сравнение объектов живой и неживой природы. Нахождение отличий между рисунками с древней и современной природой Земли. Восстановление целого объекта из частей (в ходе игры). Классификация изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Подведение анализируемых объектов под понятия разного уровня обобщения | 1 |
Становление человека (8 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- представление об основных моральных нормах поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- осознания гражданской идентичности – «Я» как гражданин России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровъесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;
- владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценки своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, осуществлять смысловое восприятие познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения (например, природа: живая –неживая, животные – растения);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другие мнение и позицию;
- формулировать собственные точку зрения и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Номера и темы уроков | Предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
35 (1). Растительноядные и хищные животные на Земле. С.12-13 | Формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. Выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. Оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» | Объединение животных в группы по заданному признаку. Установление связи между образом жизни и типом питания животных. Работа в группе: выделение признаков хищных и растительноядных животных. Самостоятельное приведение примеров. Обсуждение правил поведения с незнакомыми животными | 1 | |
36 (2). Растительноядный предок человека. С. 14 (с возвращением нас. 12-13) | Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами | Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека. Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предков человека). Сравнение конечностей животного с рукой человека и формулирование выводов | 1 | |
37 (3). Человек охотник и кочевник. С. 15 | Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие». Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни | На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека (переход к занятию охотой). Обсуждение вопросов (например, «Как человек, не имея когтей, клыков хищника, может добывать мясо?»). Извлечение необходимой информации из рисунка. Называние объектов, сделанных человеком. Выстраивание устного высказывания | 1 | |
38 (4). Человек прямоходящий. С. 16-17. №35 | Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносить древние орудия труда с современными. Получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда | Сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития. Сравнение условий обитания и видов занятий тех и других. Исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня (работа в парах). Приведение примеров инструментов, используемых дома | 1 | |
39 (5). Жизнь родом и племенем. С.18-19 | Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). Иметь представление о зарождении разных видов искусства. Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное» | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания. На основе анализа иллюстрации формулирование вывода о зарождении живописи, музыки, танца. Извлечение из дополнительных источников знаний необходимой информации и обсуждение полученных сведений (видеофильм о жизни человека племенем). Чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Получение представления об использовании в хозяйстве домашних животных | 1 | |
40 (6). Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений. С.19-21 | Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством и с продуктами сельского хозяйства | Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных. Различение профессий, связанных с сельским хозяйством. Составление рассказа по рисунку. Классификация животных (дикие и домашние, хищные и растительноядные и др.) | 1 | |
41 (7). Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле, в том числе человека. С. 22-23 | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | Работа с текстом: нахождение ответов на вопросы в тексте, установление последовательности событий. Анализ картины К. Брюллова «Гибель Помпеи». Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому содержанию. Установление соответствия между археологическими предметами и временем их применения | 1 | |
42 (8). Мы - часть окружающего мира (проверочная работа). С. 24, 26-27. № 39, 40 | Оценивать и воспринимать результат своей работы: устанавливать последовательность этапов развития человека; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; определять роль животных в природе и жизни людей. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы. Формировать понимание, что человек - часть окружающего мира, зависит и от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребенка в семье | Установление связи современной жизни человека с предшествующими этапами его развития. Ответы на вопросы. Определение зависимости человека от окружающего мира. Осознание того, что каждый из нас – член семьи, гражданин России, всего человеческого общества. Участие в обсуждении прав и обязанностей ребенка в семье | 1 |
Современное человечество (18 часов)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- осуществлять смысловое восприятие познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другие мнение и позицию;
- выражать собственные мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Номера и темы уроков | Предметные результаты | Возможные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
43(1). Продолжение разговора о семье. Различие людей по возрасту и внешнему виду. С. 28-29. №38 | Получить представление о родословной. Осваивать слова, указывающие на родственные связи. Развивать толерантное отношение к людям, различающимся по внешности, национальности, религиозным убеждениям. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице | Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам. Рассказ посредством рисунка о людях разных рас, их внешних различиях, разных условиях жизни. Знакомство с основными моральными нормами поведения. Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, вероисповедания. Приведение примеров заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных. Подготовка (для следующего урока) рассказа о семье, домашнем хозяйстве. Составление (с помощью взрослых) родословного древа. Организация (сообща) выставки плакатов «Моя семья» с обычаями, традициями, фотографиями членов семьи | 1 | |
44 (2). Семья. Родословная. С. 28 | Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых, о своей семье | 1 | |
45 (3). Особенности жизни людей в разных природных условиях. С. 30-31. №41 | Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей. Активизировать понятия: «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные» | Сравнение рисунков: как условия жизни влияют на занятия, привычки, одежду, жилище, еду человека. Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями. Нахождение общего и особенного. Использование краеведческого материала (условия в своей местности, занятия людей, родителей) | 1 | |
46 (4). Люди живут в разных странах (практическая работа). С. 32-33. №42 | Составлять небольшой рассказ о своей стране (о своем регионе). Находить на политической карте 3-5 государств мира. Иметь представление о границе России | Нахождение на карте стран, которые указаны в учебнике и названы учителем. Различение их по заданным признакам: на карте (размер, местоположение), по рисунку (количество населения). Подготовка сообщения о своей стране с использованием иллюстраций и детской литературы, или изображения национального костюма, или рассказа о национальном блюде любой страны, или пословиц, поговорок разных народов (2-3) с объяснением их смысла | 1 | |
47 (5). Обычаи разных народов. С. 33 | Знакомиться, с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством. Уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам | Анализ обычаев своей местности с помощью взрослых. Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, национальной кухне разных народов. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках, о том, как их отмечают в своей семье. Заслушивание выступлений одноклассников по подготовленным темам | 1 | |
48 (6). На Земле люди живут в разное время суток. С. 34-35. № 45, 46, 47 | Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле. Оперировать результатами ранее проведенных наблюдений, опытов (опыт с теллурием или лампой) | Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи. Наблюдение за движением стрелок часов, определение часов суток. Работа с иллюстрациями учебника. Сравнение рисунков на карте (время и деятельность детей в разных частях нашей страны). Работа с графической информацией (циферблат, схемы, рисунки) | 1 | |
49 (7). Люди разных профессий. С. 36-37. № 40, 48, 51 | Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное). Устанавливать связь деятельности человека и природы. Различать прошлое и настоящее | Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессий. Обсуждение качеств личности, необходимых для той или иной профессии. Установление связей профессий с природой. Приведение пословиц о труде и обсуждение их смысла. Подготовка сообщения о профессии своих родителей. Различение древних профессий и тех, которые появились недавно | 1 | |
50 (8). Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы). С. 38-39. №50 | Понимать взаимозависимость деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. Активизировать понятия: «природа», «живая-неживая природа», «растения», «группы растений» | Установление связей между деятельностью человека и природой. Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике. Формулирование ответов на вопросы с использованием текста. Выявление ситуаций, потенциально опасных для жизни и здоровья человека, условий сохранения личного и общественного имущества. Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей (картон, одежда, газеты). Выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, водоемах, в лесу). Совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге | 1 | |
51 (9). Российская Федерация – страна, в которой мы живем. С. 40-41,54. № 53, 54, 55 | Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства: называть государство, столицу, флаг, герб, иметь представление о гимне. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. Знать правила поведения при прослушивании гимна | Работа с глобусом и картой. Показ на них территории России. Выполнение заданий в практической работе с картой: определение местонахождения Москвы и 2-3 других крупнейших городов России, морей. Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России. Работа с иллюстрациями, видеокадрами флага, герба, столицы, достопримечательностей городов России. Прослушивание гимна России. Подбор дополнительного материала к следующему уроку о народах родного края | 1 | |
52 (10). Народы родного края | Использовать различные материалы (репродукции картин, рисунки, зафиксированные рассказы взрослых, тексты книги) для описания (составления рассказа) народов родного края | Творческая работа на основе дополнительного материала о народах родного края | 1 | |
53(11). Транспорт и связь. Как связываются люди между собой на планете. С. 42-43. № 38, 52 | Ознакомиться с различными транспортными средствами. Иметь представление о рациональном их использовании. Ознакомиться с источниками информации, со средствами связи, понимать их назначение. Знать телефоны экстренного вызова | Приведение примеров разных видов транспорта. Работа с картой: ориентирование, местонахождение городов относительно друг друга, прокладывание маршрутов от одного объекта к другому (обосновать, какой вид транспорта для этого понадобится). Приведение примеров разных современных источников информации. Обсуждение, в каких случаях необходим тот или иной источник информации | 1 | |
54 (12). Правила дорожного движения. С. 42 | Соблюдать правила дорожного движения. Распознавать знаки дорожного движения (самые необходимые для безопасного движения) | Знакомство с правилами дорожного движения. Участие в игровых ситуациях по правилам дорожного движения. Подготовка к следующему уроку иллюстраций, фотографий достопримечательностей своего края | 1 | |
55 (13). Богатства Российской Федерации. С.44-45. №49 | Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности, о богатой природе и ее красоте и разнообразии. Осознавать себя гражданином Российской Федерации. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину. Описывать по рисунку животных. Рассказывать о животных и растениях своего края. Использовать иллюстративный определитель животных и растений | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. Описание по картинке внешнего вида животного. Работа с картой (нахождение географических объектов) | 1 | |
56 (14). Как жили наши предки. С.46-47 | Извлекать информацию из рисунка. Строить понятные высказывания. Иметь представление об образе жизни древних славян, сравнивать его с современной жизнью | Извлечение информации из рисунка: рассказ об образе жизни людей, их одежде, прическах, обуви, деятельности и т.д. Развитие наблюдательности. Анализ и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (природа, оружие, одежда, позы богатырей). Выражение своих эмоций, общего впечатления о картине. Участие в беседе об истории Древней Руси | 1 | |
57 (15). История родного края (экскурсия в краеведческий музей) | Получить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах | Наблюдение, сравнение, сопоставление прошлого с настоящим. Слушание и выделение главного. По окончании экскурсии подготовка сообщения о своих впечатлениях об увиденном | 1 | |
58 (16). Жизнь современного человека. С. 48-49. №58 | Иметь представление о современных технических устройствах, о роли электроники и ее совершенствовании. Приводить примеры современных технических устройств. Демонстрировать правила вежливого общения в устной и письменной речи | Работа с текстом учебника. Моделирование ситуаций по получению необходимой информации из разных источников. Обсуждение сведений из средств массовой информации о новейших изобретениях. Участие в беседе и анализе жизненных ситуаций. Выбор допустимых форм поведения в обществе, семье. Знакомство с культурой пользования компьютером | 1 | |
59 (17). Законы современной жизни. С. 50-51. № 60, 61 | Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы со сверстниками, взрослыми. Понимать необходимость существования правил в обществе. Следовать общепринятым правилам поведения в обществе. Получить представление об основном законе страны – Конституции | Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов .культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения транспорта; правил внутреннего распорядка в школе. Знакомство с понятием «Конституция» | 1 | |
60 (18). Можно ли выжить одному (проверочная работа). С.52-53 | Оценивать и адекватно воспринимать оценку результатов приобретенных умений и знаний | Подведение понятий под определения. Классификация и обобщение объектов природы. Работа со схемами, справочным материалом, иллюстрацией учебника. Высказывание и доказывание своей точки зрения по вопросу «Можно ли одному выжить на острове и что для этого нужно?». Работа в группах (одна группа приводит доводы, что одному выжить можно, другая, что невозможно) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по математике для 2 класса УМК "Система развивающего обучения Л.В.Занкова".
Предлагаю рабочую программу по математике 2 класс система развивающего обучения Л.В.Занков....
Рабочая программа по математике для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по математике для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиям...
Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГ...