Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по окружающему миру  составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_rabochaya_programma_.doc207.5 КБ
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 6      

  с.Гофицкое  Петровского района Ставропольского края

«Утверждаю»                                  «Согласовано»                                        «Рассмотрено»

 директор ОУ                                  зам.директора по УВР                               на заседании МО                            

_____________________                _______________________                       протокол №  _____                        

 «___»  __________2012 г.              «__»  ___________2012 г                         «___»  ____________2012 г.                                                                                                                                                                                      

Рабочая программа по окружающему миру

для 1 класса начального общего образования  

образовательная система  «Школа 2100»

2 часа  в неделю (всего 66 часов)

Разработчик:

Манаенко З.Ю., учитель начальных классов

квалификационная категория:

соответствие  по должности «учитель»

с.Гофицкое, 2012г.

Пояснительная записка

    Образовательный курс «Окружающий мир»   направлена на формирование представлений о мире, на воспитание человека, осознающего свою роль в обществе и природе. В процессе освоения курса  учащиеся получают   навыки овладения определенными  приёмами исследования процессов и явлений,  учатся анализировать жизненные ситуации, создавать представление  о научной  картине мира.  

 Цели образовательного курса «Окружающий мир»:

  1. знакомство  учащихся с целостной научной  картиной   мира, с ролью человека в этом мире;
  2. воспитание гуманно, творческой, социально активной  личности, бережно относящейся к богатствам природы  и общества

Задачи Программы: через гуманистическое, экологическое, гражданское и патриотическое воспитание

  1. приобщать учащихся к познанию мира, людей, культур;
  2. расширять   кругозор;
  3. осваивать учебный материал через продуктивную совместную деятельность;
  4. воспитывать уважение к   культуре народов России, чувство патриотизма,
  5.  обогащать словарный запас;
  6. формировать креативную, информационную, рефлексивную компетентность учащихся;
  7. воспитывать социально – активную, творческую личность;
  8. воспитывать бережное отношение к природе, человеку;
  9. учить решать экологические проблемы;
  10. развивать качества творческой личности, которая умеет:

   ставить цель и находить приёмы и средства её решения;

   осознавать и оценивать отношения «человек – природа»,

   «человек –  общество»;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир »  составлена на основе:

  1. ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6 закона «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Положении об организации образовательного процесса  на начальной ступени  общего среднего образовании.
  4. Авторской программы по  окружающему миру (для четырехлетней начальной школы)

А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина.  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).

  1. Учебного плана МКОУ СОШ №6.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с Федеральным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. В 1 классе 66 часов в год, 2 часа в неделю. Особенности организации учебного процесса:

I четверть-18ч

II четверть-14ч

III четверть-18ч

IV четверть-16ч

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. Авторская  программа  по  окружающему миру (для четырехлетней начальной школы) А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина.  («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
  1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.: Баласс, 2011.
  2. Вахрушев, А. А. Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Я и мир вокруг.  Учебник в 2 частях  для 1класса. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3.   Вахрушев А. А, Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
  4. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский,  О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Принципы организации деятельности: 

  1. личностно – ориентированный,  
  2. деятельностный,  
  3. социокультурный,  
  4. принцип   минимакса.

Формы и методы организации деятельности учащихся:

  1. фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;
  2. «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;
  3. уроки в классе, библиотеке, на улице;
  4. экскурсии и походы в природу, музеи, на выставки;
  5. проведение опытов;
  6. участие в школьных, региональных, российских конкурсах ;
  7.  просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;
  8. блиц-опросы;
  9. работа с понятиями, словарями;

Методы обучения:

  1. метод проблемного изложения;
  2. частично-поисковый метод;
  3. деятельностный метод;
  1. техника развития критического мышления;
  2. учебные диалоги;
  3. технология оценивания (правило самооценивания) ;
  4. технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом.

Материал программы развивает следующие умения:

  1. умение анализировать;
  2. умение сопоставлять;
  3. умение классифицировать;
  4. умение обобщать.

Характеристика деятельности учащихся:

  1. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе.
  2. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.  
  3. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.  
  4.  Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Практическая работа: составить режим дня.  

  1. Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.   
  2. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
  1. Называть окружающие предметы и их признаки.
  2. Различать предметы и выделять их признаки.
  3. Различать времена года по признакам.
  4. Характеризовать времена года.
  5. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
  6. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
  7. Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
  8. Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.
  9. Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека.
  10. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.

  1. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
  2. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.
  3. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.
  4. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе.
  5. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
  6. Оценивать  реальные и игровые ситуации общения.
  7. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Практическая работа по освоению правил  поведения в доме.

  1. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи
  2. Различать времена года по признакам.
  3. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
  4. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
  5. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни.
  6. Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
  7. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.
  8. Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации.
  9. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.
  10. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
  11. Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения .
  12. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
  13. Характеризовать разные виды транспорта.
  14. Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
  15. Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.
  16. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.
  17. Приводить примеры использования человеком богатств природы.
  18. Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
  19. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства.
  20. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний.
  21. Различать времена года по признакам.
  22. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
  23. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».
  24. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни.
  25. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
  26. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
  27. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
  28. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.
  29. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).
  30. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные дикорастущие растения.
  31. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
  32. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности).
  33. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа.
  34. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.
  35. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
  36. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
  37. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.
  38. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Содержание учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.

Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».

Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.

Как ты узнаёшь мир ( Как мы узнаем мир) (4 ч) Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Твоя семья и твои друзья (8 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.

Что нас окружает (11 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.

Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

Живые обитатели планеты (14 ч) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.

Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.

Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.

Времена года (13 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

     Повторение - 3 часа.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Тема «Живые обитатели планеты» расширена для изучения  с 10ч до 14ч в за счет резерва времени. Темы «Твоя семья и твои друзья», «Времена года» ,  «Что нас окружает»  увеличены на 1 ч в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела. Тема «Повторение» сокращена на 2 часа. Тема «Отчего и почему»  включена в тему «Живые обитатели планеты»

ОБЖ в курсе «Окружающий мир»

В рамках учебного  плана стандарта 2011 года материал по ОБЖ включен в  Окружающий мир. Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета "Окружающий мир".

ПДД в курсе « Окружающий мир»

    Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр.  «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства  образования Ставропольского края ГОУ ДПО  «Ставропольского краевого института  повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования»)  проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения.

Тематический план (10 часов)

№ п/п

Тема

Всего, академических часов

Город, район в котором мы живем.

1 ч

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.

1 ч

Какие опасности возникают на улицах и дорогах.

1 ч

Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.

1 ч

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

1 ч

Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?

1 ч

Пешеходный переход. Что такое перекресток?

1 ч

Что означают дорожные знаки.

1 ч

Заключительное занятие по пройденному материалу.

2 ч

Практическая часть курса «Окружающий мир»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Самостоятельные и итоговые работы

Экскурсии

1.

Как мы понимаем друг друга.

9

1. С помощью рук разыграть представление в театре теней.

2.  Нарисовать что-нибудь и объяснить   словами, что нарисовал(а).

3.  Соединить признак с предметом.

2

Как мы узнаем, что перед нами.

4

1.   Составить и нарисовать целый предмет по набору его частей.

2.  Пронаблюдать свойства предметов.

3.  Подобрать для города картинки среди разрезных карточек.

3

Времена года. Осень -  природа готовится к зиме.

3

1.  Экскурсия в парк.

2.  Сбор листьев для гербария.

3.  Дневник наблюдений.

Экскурсия в парк

«Осенняя природа».

4

Как мы узнаём мир.

4

1. Построить фигуры из кубиков с закрытыми глазами.

2.  Провести дегустацию блюд, которые приготовили вместе с мамой.

3.  Опыт с карандашом в стакане.

4.  Кроссворд. Заполнить, пользуясь книгами.

5.Составить свою книгу при помощи разрезных карточек из приложения.

Самостоятельная работа № 1

5

Твоя семья и друзья.

8

1.  Составить режим дня.

2.  Распределить «роли» в семье.

3.  Сделать свой семейный альбом. Нарисуй портрет каждого члена семьи или рисунки заменить фотографиями.

4.  Составить правила разумного поведения в доме, когда ты остался один.

Самостоятельная работа № 2

6

Времена года. Зима - покой природы.

4

1.  Наблюдения за снежинками.

2.  Опыт со льдом и снегом.

Самостоятельная работа № 3

Итоговая работа № 1

Экскурсия в парк

«Зимняя природа».

7

Что нас окружает.

11

1.  Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

2.  Выбрать из разрезных карточек виды городского транспорта.

3.  Заполнить таблицу со своим адресом.

4.  Нарисовать по одному дорожному знаку.

5.  Наклеить из разрезных карточек по группам: овощи, фрукты, культурные растения.

6.  Заполнить кроссворд по теме «Природные богатства».

7.  Наблюдение за твердыми телами, жидкостями, газом. Опыт с детским шприцом.

Самостоятельная работа № 4,5

8

Времена года. Весна - природа

пробуждается.

3

1.  Изготовление вместе с родителями скворечников.

2.  Развешивание домиков для птиц.

3.  Экскурсия в парк. Наблюдения за весенней природой.

4.  Раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну.

5.  Наблюдение за солнцем в полдень

6.  Дневник наблюдений.

Самостоятельная работа № 6

Экскурсия в парк

«Весенняя природа»

9

Живые обитатели планеты.

14

1.  Наблюдения за живыми организмами и показать стрелками на рисунке.

2.  Составить правила, как должны вести себя люди, чтобы их окружали живые существа.

3.  Наблюдения за растениями, если их поставить в темное место.

4.  Обвести разными карандашами слова, которые относятся к разным группам: к растениям, к животным, ко всем организмам.

5.  Разбить слова на группы: растения, грибы.

Самостоятельная работа № 7,8

Итоговая работа

№ 2

10

Времена года. Лето - природа цветет и плодоносит

3

1. Найти в книгах разные народные приметы.

Самостоятельная работа № 9

Экскурсия в парк «Летняя природа»

11

Повторение

3

1.  Установить связь между весенними явлениями природы. Нарисуй стрелки от причины к следствию.

2.  Игра «Путешествие в страну знаний».

3.  Дневник наблюдений. Летнее задание.

Итоговая работа № 3

66

С.р. - 9

И.р. - 3

4

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Экскурсии

1

1

1

1

4

Р/К

1

1

4

2

8

Самостоятельные работы

-

3

3

3

9

Итоговые работы

-

1

1

1

3

Региональный компонент по курсу:

региональный компонент составляет не менее 10% от общего количества часов по курсу за год.

Результаты развития обучения учащихся (программный минимум)

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  1. роль руки и слов в общении;
  2. роль опыта – как источника благосостояния людей;
  3. что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
  4. что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  5. что такое город;
  6. основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
  7. основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
  8. свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых
  9. предметов;
  10. основные черты сходства и различий растений и животных;
  11. основные группы домашних животных и растений;
  12. отличительные особенности человека от животных;
  13. элементарные сведения о строении человека;
  14. правила поведения в природе;
  15. основные признаки каждого времени года.

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  1. называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
  2. пользоваться словами, указывающими направление и время;
  3. наблюдать, делать умозаключения;
  4. пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  5. различать профессии людей;
  6. различать природные богатства, живые и неживые;
  7. различать растения и животных;
  8. приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
  9. приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;

       оценивать правильность поведения в природе.

 Виды и формы контроля

  1. Текущий.
  1. Устный опрос
  2. Мини тест
  3. Самостоятельная работа
  4. Итоговая работа
  1. Итоговый
  1. Комплексная контрольная  работа

Контроль за усвоением знаний

       Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах.

           Положительные   отметки (в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль может играть:

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих   оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

          Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.: Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
  2. гербарии; коллекции насекомых; 
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.,
  7.  приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
  8. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор) и средств фиксации окружающего мира (фото - и видеокамера).
  9. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые  линейки, мензурками.

Список    литературы:

  1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.: Баласс, 2011.
  2.  ВахрушевА.А, Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В..  Авторская  программа  по  окружающему миру (для четырехлетней начальной школы) («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
  1. Вахрушев, А. А. Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Я и мир вокруг.  Учебник в 2 частях  для 1класса. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2.   Вахрушев А. А, Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Вахрушев А. А., Бурский О.В.,  Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» (Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  1. ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах(интегрированный курс). Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» . Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс - Ставрополь, 2010 г.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Приложение №1 «Классификация ЦОР»

Номер ЦОР

Наименование

Слайд на тему «Школьник, его права и обязанности»

Презентация на тему ««Предметы и их признаки».

Слайд на тему «Сочетание предметов»

Презентация на тему: «Осень. Признаки осени»

Презентация на тему: «Осень. Природа готовится к зиме»

Презентация на тему: «Органы чувств человека»

Презентация на тему: «Ты и твоя семья»

Презентация на тему: «Один дома. Правила безопасного поведения в доме»

Слайд на тему: «Общение в природа»

Презентация на тему: « Зима. Признаки зимы»

Презентация на тему: «Люди разных профессий»

Презентация на тему: «Твердые тела, жидкости и газы»

Презентация на тему: « Весна. Признаки весны»

Презентация на тему: « Разнообразный мир растений и животных»

Презентация на тему: « Многообразие живых организмов»

Презентация на тему: « Комнатные растения »

Презентация на тему: « Домашние животные»

Слайд на тему: «Правила поведение в природе»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир», 1класс

Образовательная система: «Школа 2100»

Учебник: Окружающий мир, 1класс, Москва: Баласс,2011 г.           Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во

часов

Стр. учебни-ка

ЦОР

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

                                                                                              I четверть                                                                18 ч

 

1

«Как мы понимаем друг друга»

Знать:

- правила поведения в школе, особенности во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками;

- направления «верх», «низ», «справа», «слева», «раньше», «позже» и другие, использовать их в своём активном словаре.

Уметь:

- выбирать в игре оптимальные формы проведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- составлять режим дня;

- проводить наблюдения во время экскурсий;

- определять направления «верх», «низ», «справа», «слева», «раньше», «позже» и другие.

Личностные:

- проявление интереса к окружающему миру, к изучаемому материалу;

- осознание себя в новой социальной роли, полноправным членом класса, школы

Регулятивные:

-способность ориентироваться в пространстве и во времени;

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя;

- составление своего режима;

- способность к самооценке, ответственность за свои поступки;

- умение соблюдать нормы школьной этики.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия и их использование в повседневной жизни.

2. Логические

- анализ сходства и отличия предметов с целью выделения существующих и несуществующих признаков.

Коммуникативные:

- умение работать в парах.

- индивидуальная работа;

-работа в парах и по группам;

-дидактические игры;

-работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)

9 ч

3-39

1.1

пдд

Мой дом, моя школа.

Город, район в котором мы живем.

1

3-9

1.2

 р/к

Школьник, его обязанности.

 «Я – гражданин России»

1

10-13

№1

1.3

Речь – основной способ общения людей.

1

14-17

1.4

Слова общие и уточняющие.

Ценный совет.

1

18-21

1.5

Польза обмена знаниями между людьми.

1

22-25

1.6

Определение направлений «вперёд», «назад», «вправо», «влево».

1

26-29

1.7

Слова, обозначающие направления.

1

30-33

1.8

пдд

Направления «верх», «низ».

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.

1

34-37

1.9

Понятия «раньше», «позже».

1

38-39

2

«Как мы узнаём, что перед нами»

Знать:

-понятия «признаков» различных предметов, способы определения принадлежности предметов к разным группам;

-понятия «систематизация», способы выделения групп различных объектов, способы сочетания предметов.

Уметь:

-объяснять мир;

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-развитие общеучебных умений,

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные:

-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя,

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

дидактические игры;

-работа в парах при выполнении совместных заданий;

-выполнение индивидуальных заданий;

ответы на вопросы;

-работа с информационными источниками (учебником).

4 ч

40-47

2.1

Предметы и их признаки.

1

40-43

№2

2.2

Различение предметов по признакам.

1

40-43

2.3

Сочетания предметов.

1

44-47

№3

2.4

Признаки сочетаний.

1

44-47

3

«Времена года»

Знать:

-понятие «осень», роль сезонных изменений в природе.

Уметь:

-находить ответы на вопросы.

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-проявление интереса к окружающему миру.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника. Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 1. Общеучебные:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

дидактические игры;

-работа в парах при выполнении совместных заданий;

-выполнение индивидуальных заданий;

ответы на вопросы;

-работа с информационными источниками (энциклопедиями, медиаресурсами).

3 ч

48-53

3.1

Осень. Признаки осени.

 

1

48-49

52-53

№4

3.2

Осень. Природа готовится к зиме.

1

50-51

№ 5

3.3

Экскурсия № 1

«Осенняя природа»

1

4

«Как мы узнаём мир»

Знать:

-специфику и роль разных органов чувств.

Уметь:

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-проявление интереса к строению человека, его «помощников» в изучении окружающего мира.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные:

-применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

дидактические игры;

-работа с символическими моделями при изучении темы;

-выполнение индивидуальных заданий;

ответы на вопросы;

-работа с информационными источниками (учебником).

2 ч

54-57

4.1

Органы чувств человека.

1

54-55

№6

4.2

Наши помощники – органы чувств.

1

56-57

                                                                                              II четверть                                                                14 ч

4

«Как мы узнаём мир»

Знать:

-понятия «органы чувств», «обмана зрения»;

-роль родителей в жизни человека.

Уметь:

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-узнать роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

1. Общеучебные:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст.

дидактические игры;

-работа с символическими моделями при ознакомлении с темой урока;

-выполнение индивидуальных заданий;

ответы на вопросы.

2

58-65

4.1

пдд

Наши помощники – память и ум.

Какие опасности возникают на улицах и дорогах.

1

58-61

4.2

Родители, учителя и книги.

С.р. по теме: «Как мы узнаём мир»

1

62-65

5

«Твоя семья и друзья»

Знать:

-роль семьи в жизни человека;

правила здорового и безопасного  образа жизни;

-и понимать роль общения в жизни современного человека, взаимосвязи людей.

Уметь:

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-проявление интереса к жизни людей, их взаимосвязи, необходимости сохранения этих связей.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Общеучебные:

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

дидактические игры;

-работа с символическими моделями при ознакомлении со структурой учебника;

- работа в парах при выполнение совместных  заданий;

ответы на вопросы;

-работа с информационными источниками (учебником).

-составление памятки.

8

66-83

5.1

Ты и твоя семья.

1

66-67

№7

5.2

Взаимопомощь в семье.

1

68-69

5.3

Правила безопасного поведения в доме.

1

70-73

№8

5.4

Правила общения.

1

74-75

5.5

Ты и твои друзья.

1

76-77

5.6

Чудеса общения.

1

78-79

5.7

пдд

Общение в природе. Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.

1

80-81

№9

5.8

Значение общения в жизни человека.

С.р. по теме: «Твоя семья и друзья»

1

82-83

6

«Времена года»

Знать:

-понятия «зима», «сезонные изменения в природе».

Уметь:

-наблюдать за изменениями в природе;

-находить ответы на вопросы;

-различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы.

Личностные:

- проявление интереса к содержанию курса «Я и мир вокруг».

Регулятивные:

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные:

-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.  Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

-работа в парах при выполнении совместных заданий;

-выполнение индивидуальных заданий;

работа с информационными источниками (учебником).

4 ч

84-91

6.1 р/к

Зима. Признаки зимы.

 «Зима на Ставрополье»

1

84-85

№10

6.2

Погода зимой.

С.р. по теме «Времена года. Зима»

1

86-87

6.3

Итоговая работа № 1 по разделу: «Мой дом, моя школа».

1

6.4

Экскурсия № 2

«Зимняя природа»

1

88-91

                                                                                           III четверть                                                               18 ч

7

«Что нас окружает»

Знать:

-понятия «город», его инфраструктуру, способы ориентировки в городской обстановке;

-понятия правила дорожного движения, функции основных участников движения.

-обобщённое понятие о хозяйстве человека, важности взаимопомощи людей разных профессий.

-понятия «природного богатства», его особенностей, признаков.

-понятия «трёх состояний тел»,

Уметь:

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в городской обстановке;

-познавать окружающий мир;

 -выражать бережное отношение к природе;

использовать свой опыт наблюдений и на этой основе делать выводы,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-развивать интерес и уважение к людям разных профессий, их труду,

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-проявление интереса к хозяйственной деятельности людей, необходимости изучения этой отрасли жизнедеятельности людей.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении.

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

дидактические игры;

- работа в парах при выполнение совместных  заданий;

-ответы на вопросы;

-работа с символическими моделями при ознакомлении со структурой и основными понятиями хозяйственной деятельности человека;

-работа с информационными источниками (учебником).

11 ч

4-37

7.1

Город и его особенности.

1

4-7

7.2

Путешествие по городу.

Дома, улицы, парки.

1

8-11

7.3 р/к

Село, его особенности. 

 «Село Гофицкое»

1

12-13

7.4

Мы пешеходы.

Правила безопасного поведения на улице.

1

14-17

7.5

Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба.

1

18-19

7.6

Люди разных профессий.

1

20-21

№11

7.7

пдд

Хозяйство человека. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

1

22-25

7.8

Сельское хозяйство.

С. р. по теме: «Что нас окружает».

1

26-27

7.9

Зависимость человека от природы.

1

28-29

7.10 р/к

Богатства природы.

 «Природные богатства Ставропольского края».

1

30-33

7.11

Твёрдые тела, жидкости и газы.

С. р. по теме: «Богатства природы и их свойства».

1

34-37

№12

8

«Времена года»

Знать:

-понятия «весенние признаки»,

Уметь:

-объяснять мир, своё отношение к природе, миру,

-наблюдать события в природе,

-ориентироваться в учебнике.

Личностные:

-проявление интереса к природным явлениям весной;

Регулятивные:

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 Коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст.

-работа в парах при выполнение совместных  заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

-ответы на вопросы;

-логические игры;

-работа с информационными источниками (учебником).

3 ч

38-45

8.1 р/к

Весна. Пробуждение природы.

 «Весна на Ставрополье»

1

38-41

№13

8.2

Признаки весны.

С. р. по теме: «Времена года. Весна».

1

42-45

8.3

Экскурсия № 3 «Весенняя природа»

1

9

«Живые обитатели планеты»

Знать:

-понятия «живое», и «неживое», их свойства и отличительные признаки,

-понятия «растение», основные отличия растений и животных.

Уметь:

-выявлять признаки живых и неживых предметов.

-наблюдать логически и творчески мыслить,

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в учебнике,

- выражать бережное отношение к окружающему миру.

Личностные:

-развивать бережное отношение к природе, всему живому.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

1. Общеучебные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

аспределять живые и неживые природные богатства, их роль в жизни человека.

-перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные:

-учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика).

-работа в парах  при выполнение совместных  заданий;

-ответы на вопросы;

-выполнение индивидуальных заданий;

-работа с информационными источниками (учебником).

4 ч

46-57

9.1

пдд

Живое и неживое. Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?

1

46-49

9.2 р/к

Растения и животные.

 «Растительный и животный мир Ставропольского края»

1

50-53

№14

9.3

Итоговая работа № 2  по разделу «Мир вокруг».

1

9.4

пдд

Многообразие живых организмов. Пешеходный переход. Что такое перекресток?

1

54-57

№15

                                                                                          IV четверть                                                               16 ч

9

«Живые обитатели планеты»

Знать:

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;

-сходство и различие растений и

животных;

-основные группы домашних животных и растений;

- отличительные  особенности разумного существа- человека;

-элементарные  сведения о строении человека;

-правила поведения в природе.

Уметь:

- различать  растения и животных;

-приводить примеры названий 5-10 растений и животных;

-приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;

-правильно вести себя в природе.

Личностные:

-развивать бережное отношение к природе,

всему живому, работая с учебником по теме «Живое и неживое»;

-объяснять с позиции общечеловеческих ценностей необходимость изучения домашних животных, комнатных растений, работая по теме «Домашние любимцы»;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), работая с энциклопедией «о домашних животных и растениях»;

-развивать способность сопереживать живым существам, изучая тему «Человек – существо разумное»;

-проявление интереса к содержанию курса «Я и мир вокруг».

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, при изучении темы «Живое и не живое»;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника, работая по теме «Животные и растения»;

-учиться  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, во время работы по теме «Равновесие в природе»;

-работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты), при выполнении заданий по теме «Наши помощники – домашние животные и культурные растения»;

-учиться высказывать своё мнение, выполняя практическую работу в группах;

-учиться планировать учебную деятельность на уроке «Человек – существо разумное».

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы всего класса, при изучении темы «Живое и неживое»;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке, работая по темам раздела;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

1. Общеучебные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, при работе по разделу «Живые обитатели планеты»;

- наблюдать и делать самостоятельные вывод, работая по темам раздела «Живые обитатели планеты».

2. Логические:

аспределять живые и неживые природные богатства, их роль в жизни человека;

- сравнивать и группировать факты и явления, заполняя таблицу «Сходство и различие растений и животных»;

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, при изучении темы «Равновесие в природе»;

- синтезировать полученную информацию;

определять причины явлений, событий, при изучении тем раздела «Живые обитатели планеты».

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

-учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика), работая в малых группах;

-выразительно читать и пересказывать текст на уроке «Равновесие в природе»;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), выполняя самостоятельные работы  по разделу «Живые обитатели планеты».

-работа в парах  при выполнение совместных  заданий;

-ответы на вопросы;

-выполнение индивидуальных заданий;

-работа с информационными источниками (учебником).

-работа с символическими моделями при ознакомлении со структурой и основными понятиями хозяйственной деятельности человека;

- выполнение заданий в рабочих тетрадях;

- ведение дневника наблюдений, работа в парах;

- проведении опытов, работая в малых группах;

- групповая работа класса с плакатом «Домашние любимцы и растения».

10 ч

58-77

9.1

пдд

Равновесие в природе. Что означают дорожные знаки.

1

58-61

3.04

9.2

Домашние любимцы и комнатные растения

1

62-65

№16

5.04

9.3

Домашние животные– помощники человека.

1

66-67

№17

10.04

9.4

пдд

Культурные растения. Заключительное занятие по пройденному материалу ПДД

1

68-69

12.04

9.5

Человек – разумное существо.

С.р. по теме: «Живые обитатели Земли».

1

70-71

17.04

9.6

Сходство человека с животными.

1

72-73

19.04

9.7

Природа и мы.

1

74-75

24.04

9.8 р/к

Забота о природе.

 «Редкие растения нашего края».

1

76-77

26.04

9.9

Правила поведения в природе. С.р. по теме «Живые обитатели планеты»

1

№18

9.10

Бережное отношение к окружающему миру.

1

10

«Времена года»

Знать:

-основные особенности и отличия времени года;

- название летних месяцев.

-особенности причинного объяснения окружающего мира.

Уметь:

- правильно вести себя в природе;

-находить ответы на вопросы,

-объяснять отношение к миру.

Личностные:

- интерес к явлениям цветения растений летом во время изучения темы «Лето – природа цветёт и плодоносит»;

-извлекать информацию,       представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

- делать выбор, какое действие совершить, работая на уроке по теме «Отчего и почему»;

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы по теме «Лето – природа цветёт и плодоносит»;

-учиться высказывать свою версию на основе работы в паре, группе, выполняя задания по теме «Отчего и почему»;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с данными заданиями, во время повторения материала;

-учиться составлять план решения проблемы (задачи) самостоятельно, выполняя итоговую работу.

Познавательные:

- добывать новые знания используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы на основе обобщения знаний, полученных во время изучения курса «окружающий мир».

1. Общеучебные:

- отличать  новое от уже известного с помощью учителя, работая по темам раздела «Времена года»

2. Логические:

- определять причины явлений, событий.

- сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, выполняя контрольную работу.

Коммуникативные:

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи, при работе по темам раздела «Времена года»;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-читать вслух и про себя тексты учебника и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- работа в парах  при выполнение совместных  заданий в рабочей тетради на печатной основе;

- ответы на вопросы;

-работа с информационными источниками (учебником) и энциклопедией;

- работа в малых группах «Найди причину».

3 ч

78-84

10.1 р/к  

Лето. Признаки лета.

 «Летняя пора на Ставрополье».

1

78

10.2

пдд

Путешествие воды. Правила поведения при грозе.

Заключительное занятие по пройденному материалу  ПДД.

1

79-81

10.3

Причина и следствие.

С.р. по теме: «Времена года. Весна и лето».

1

82-84

11

«Повторение»

Знать:

-ранее изученные понятия.

Уметь:

-находить ответы на вопросы,

-ориентироваться в полученной работе.

Личностные:

-проявление интереса к содержанию курса «Я и мир вокруг».

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение в сложившейся ситуации.

Познавательные:

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную при изучении курса «Я и мир вокруг».

1. Общеучебные:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

-слушать и понимать других.

-выполнение индивидуальных заданий;

-ответы на вопросы.

-работа с информационными источниками (учебником).

3 ч

85-88

11.1

Путешествие в страну знаний.

1

85-88

11.2

Итоговая работа № 3 по разделу: «Мир вокруг».

1

11.3

Экскурсия № 4 «Летняя природа».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"

В тематическом планировании по окружающему миру отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....

Рабочая программа по математике 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Рабочая программа по математике 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Т.Е. Демидова, С.А. Козлова , А.П. Тонких. (имеется рецензия)...

Окружающий мир.4 класс . Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса . Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.  Е.В...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...