Конспект урока "Зона Пустынь"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Стильбанс Наталья Валерьевна

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_urok_zona_pustyn.doc488 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4-м классе (1—4)

с использованием мультимедиа.

 Тема: "Зона пустынь"

Цели: 

  • систематизировать большой по объему материал о пустыне;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Ход урока

I. Организационный момент. Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек). Знакомство с гостями. 

II. Стадия вызова и повторение пройденного.                                                                                                                                                                                Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)

Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд №1. 

  1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость?
  2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами?
  3. Отличительная особенность зоны степей?
  4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом?
  5. Главная беда лесной зоны?
  6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах?
  7. Растительность преобладающая в зоне степей?                                                                                                      

III. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд №2,3.                                                                                               

IV. Работа в группах. Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд №4.                                                                                             Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.                                                                                           Те, у кого на тетради:                                                                                                            красный кружок – стр. 148-149                                                                                     желтый – стр. 150-152                                                                                                                                                  синий – стр. 152-154                                                                                                                                    зеленый – стр. 155-156                                                                                                  индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География»  и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)                                                                                                                                    

V. Работа в экспертных группах. Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.                              Красный флажок – географическое положение и климат                                                   Желтый флажок – растительный мир                                                                                                                                                   Синий флажок – животный мир                                                                                                                                              Зеленый флажок – деятельность человека.

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)                                                                                                                                     

VI. Презентация групп. Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.                                        1 группа – слайд № 5-10  Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?                                                                                                                 2 группа – слайд № 11,12                                                                                                                      3 группа – слайд №13,14                                                                                                                        4 группа – слайд №15  Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?    

       

Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.

                                                                                                                                                                                                                                                                             

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге

Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум.

Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.

Климат

Зима

Лето

Короткая (2-3 мес) и суровая (-20)

Долгое и жаркое (+45). Песок

Осадков мало, снег сметается ветра-

прогревается до +80. Два времени

ми.

года: зима и лето. Мало пасмурных

дней.

Растительный мир

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки.

Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока,

полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.

Животный

мир

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро.

Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы,

землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворо-

нок, сойка, двугорбый верблюд.

Деятельность человека

Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов.

Дополнительное задание для двух групп включало в себя:


ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ

  • Растения (по высоте) _____________.
  • Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.
  • Листья растений похожи на _________.
  • Растения появляются только во время _________.


ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ

ЖИВОТНОГО МИРА

  • Животные (по размерам) ___________.
  • Передвигаются ________.
  • Окраска ___________ цвета.
  • Ведут ________ образ жизни.

    VII. Подведение итогов. Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Графический диктант:                                                                                                                        1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)                             2. У растений ствол длиннее корня.(-)                                                                                                      3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)                                                                                                                                                         4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)                                                                                                                                                            5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)                                                                                                                                                        6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)                                                                                                                                                                                                                                                       7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)                                                                                                                                                          8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)                                                                                                                                                                 10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок?        1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание. Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

X. Дополнительно. Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд №16.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пустыня"

Конспект урока для 4-го класса +презентация...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...

Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Задачи урока:   предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея...

Конспект урока "Пустыни"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по УМК " Школа России" к учебнику А.А.Плешакова. В разработке предстставлен проект урока с методическим наполнением....