Конспект урока "Зона Пустынь"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_urok_zona_pustyn.doc | 488 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4-м классе (1—4)
с использованием мультимедиа.
Тема: "Зона пустынь"
Цели:
- систематизировать большой по объему материал о пустыне;
- формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
- формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
- формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
- формировать умение выделять главное при работе с текстом;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Ход урока
I. Организационный момент. Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек). Знакомство с гостями.
II. Стадия вызова и повторение пройденного. Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)
Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд №1.
- Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость?
- Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами?
- Отличительная особенность зоны степей?
- Зона, богатая перегноем и чернозёмом?
- Главная беда лесной зоны?
- Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах?
- Растительность преобладающая в зоне степей?
III. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд №2,3.
IV. Работа в группах. Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд №4. Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты. Те, у кого на тетради: красный кружок – стр. 148-149 желтый – стр. 150-152 синий – стр. 152-154 зеленый – стр. 155-156 индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)
V. Работа в экспертных группах. Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме. Красный флажок – географическое положение и климат Желтый флажок – растительный мир Синий флажок – животный мир Зеленый флажок – деятельность человека.
Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)
VI. Презентация групп. Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.
Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа. 1 группа – слайд № 5-10 Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией? 2 группа – слайд № 11,12 3 группа – слайд №13,14 4 группа – слайд №15 Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?
Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.
ПУСТЫНЯ | ||
Географическое положение | Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге | |
Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. | ||
Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. | ||
Климат | Зима | Лето |
Короткая (2-3 мес) и суровая (-20) | Долгое и жаркое (+45). Песок | |
Осадков мало, снег сметается ветра- | прогревается до +80. Два времени | |
ми. | года: зима и лето. Мало пасмурных | |
дней. | ||
Растительный мир | Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. | |
Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, | ||
полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул. | ||
Животный мир | Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. | |
Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, | ||
землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворо- | ||
нок, сойка, двугорбый верблюд. | ||
Деятельность человека | Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, | |
животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов. |
Дополнительное задание для двух групп включало в себя:
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ
|
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОТНОГО МИРА
|
VII. Подведение итогов. Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)
Графический диктант: 1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) 2. У растений ствол длиннее корня.(-) 3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) 4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-) 5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) 6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+) 7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+) 8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-) 9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) 10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)
Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?
А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.
X. Дополнительно. Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд №16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
Конспект урока "Пустыня"
Конспект урока для 4-го класса +презентация...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....
От ледяной пустыни к пустыне песчаной
Открытый урок "Природные зоны России"...
Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.
Задачи урока: предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея...
Конспект урока "Пустыни"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по УМК " Школа России" к учебнику А.А.Плешакова. В разработке предстставлен проект урока с методическим наполнением....