Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Смоленцева Мария Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_poleznye_iskopaemye.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока по окружающему миру.

              Тема «Полезные ископаемые». 4 класс.

  1. Сообщение темы урока.

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.

-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).

 Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране.

-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство? (…) Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

- Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Давайте узнаем о первом полезном ископаемом.

3.Введение нового.

  1. ГРАНИТ.  Кто хочет прочитать загадку?

Загадка: Он очень прочен и упруг,

                            Строителям надежный друг:

                             Дома, ступени, постаменты

                             Красивы станут и заметны.

- Кто догадался, что это? (..)

- По каким словам ты узнал?

Давайте посмотрим, что это. Это гранит. О каких свойствах гранита мы можем сказать исходя из загадки? (он прочный).  Рассмотрите гранит и передайте соседям на задней парте. Не забудьте, что нашим гостям тоже хочется его посмотреть. Пускаем гранит по рядам. Я к вам на урок принесла атлас-определитель. Его автор А.А.Плешаков, он же составил и учебник, по которому вы изучаете окружающий мир. Воспользуемся атласом –определителем, чтобы больше узнать о граните. (с.11, Гранит бывает серого, розового и красного цвета. Это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов.

- Как Вы думаете, где используется гранит?

  Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников..) 

- Какими же свойствами обладает гранит? (прочный, твердый, непрозрачный). Правильно. Давайте посмотрим, какими еще свойствами обладает гранит. Для этого проведем опыт. (опускаем гранит в воду)

-Какой мы можем сделать вывод? Что тяжелее вода или гранит? 

Оказывается гранит еще и не горит, полируется.

- Благодаря каким свойствам гранит часто используется в строительстве?

  Крупнейшим месторождением гранита в России является Челябинская область. Это на севере России. (прикрепляем табличку).

          - А кто знает, что такое месторождение? (скопление). На доске 2 понятия: место рождение и месторождение. Кто мне сможет объяснить разницу. (в первом случае это 2 слова, они обозначают место, где человек родился. Учитель открывает определение. Во втором, это сложное слово, образованное от двух корней. Оно обозначает залежи полезных ископаемых. Открываю второе определение).

Давайте познакомимся с еще одним полезным ископаемым.

2) ИЗВЕСТНЯК.

Загадка: Этот мастер белый-белый

                                             В школе не лежит без дела.

                                             Пробегает по доске,

                                             Оставляет белый след.

Поднимите руки, кто догадался, что это

- А кто знает, что такое мел? Сейчас мы все выясним.

Мы все держали мел в руках. Давайте попробуем сформулировать его свойства (непрозрачный, белого цвета, твердый, плотный). Учитель берет мел.

-А как вы думаете, что будет, если я опущу мел в воду? (…) Давайте попробуем. (Учитель опускает мел в стакан с водой. Мел тонет.)

- Какое свойство мы увидели? (…)(Мел тяжелее воды). Хотите узнать, что же такое мел? (атлас-определитель с.15. Мел – это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов).

-Итак, что же такое мел?

- Где применяется известняк? (…) Применение известняка в строительстве мы можем наблюдать даже у нас в классе. Рассматриваем класс.

-Кто догадается где? (потолок).

 Самое крупное месторождение известняка находится в Московской области.

               Прикрепляем табличку.

Давайте посмотрим, о каком следующем полезном ископаемом пойдет речь.

  1. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.

    Загадка: По трубе течет

                                             Пироги печет.

                                                         

                                                                 

                                                                        На кухне у мамы

                                                                  Помощник отличный.

                                                                  Он синим цветком

                                                                  Расцветает от спички.

-Что это? (…). Вам трудно отгадать эти загадки, так как в основном у всех сейчас электрические плиты. Итак, это природный газ. 

-На каком из кадров изображен природный газ? (в 3-ем).

-О каких свойствах природного газа мы можем сказать по его виду? (Прозрачный).

- Какие еще свойства вы можете назвать исходя из названия и загадки? (Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу - помощь). Возвращаемся к слайду загадки. Газообразный, следовательно он легче воздуха.

Рассмотрим остальные свойства природного газа. Он не имеет запаха, газообразное, горючее, легче воздуха.  Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу. Также это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда…, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.

    Прикрепляем на карту.

Давайте познакомимся со следующим полезным ископаемым.

  1. ТОРФ.

                    Загадка:         Росли на болоте растения

                                                       Стали топливом и удобрением.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь?

Это торф.

-Что вы можете сказать о торфе?

(атлас-определитель, с. 13. Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, из которого образуется торф это торфяной мох - сфагнум. Кроме него в торфяные залежи попадают и другие растения.)

- На каком изображении показан торф? (на 3-ем).

Я покажу, что можно сделать с торфом, а вы подумайте, и сделайте вывод о его свойстве.

Учитель опускает торф в воду. Торф не тонет)

-О каком свойстве говорит нам этот опыт? (торф легче воды)

-Какими еще свойствами обладает торф? (…)Он твердый, легкий, впитывает влагу. Летом в России были очень крупные торфяные пожары. Вы все о них, наверное, слышали.   -Какое свойство способствовало этому? (горючесть). Надо быть очень осторожным с огнем.  Торфяные залежи тлеют до сих пор и до конца с этим справиться пока не получается. 

- Для чего он служит? (для удобрения, подстилка для скота).

 Самые крупные торфяники находятся в Томской области. Но большое число торфяных залежей есть и в Подмосковье.

Прикрепляем табличку на карту.

 Переходим к следующему полезному ископаемому.

  1. НЕФТЬ.

                       Загадка: Без нее не побежит

                                                     Ни такси, ни мотоцикл,

                                                     Не поднимется ракета

                                                     Отгадайте, что же это?

(бензин)

-А из чего делают бензин?

Нефть. Где изображена нефть? (на 3-ей).

Учитель показывает колбу с нефтью.

-О каких свойствах нефти мы можем сказать? (непрозрачная, жидкая).

-  Еще нефть обладает следующими свойствами: имеет резкий запах, маслянистая.

 Где применяется нефть? (получают жидкое топливо, волокна для изготовления синтетических тканей и многое другое).

Давайте проведем опыт. Посмотрите, что я сейчас сделаю.Учитель берет форму с водой, выливает туда нефть.

- Как вы думаете, как мы можем собрать эту нефть из воды? (..) Учитель собирает нефть опилками. Так мы можем очистить от нефти воду.

  Начинается мигание SOS.

Attention! Attention! There is a great ecological problem in America. The oil has got to the Mexican gulf. Fish, birds and animals are dying. They cannot breath! They cannot swim! They  cannot eat! Please, help! America is in danger!

- Ребята, что случилось? (…)

-Где это все произошло?

-Почему в этом тексте употребляется слово oil?(Слово на доске) Как оно переводится? (масло) Да. И также по-английски звучит нефть. Из-за какого свойства нефти, по-английски оно звучит как и масло?

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб. -Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

- Кто знает, почему?

- К чему это привело? (образовалась нефтяная пленка)

-Чем опасна нефтяная пленка? (нет света, нет воздуха). А значит нет жизни, гибнут живые организмы. Поэтому мы должны помнить, что за безопасность окружающей среды, за жизни живых существ отвечает прежде всего человек.

Самые крупные месторождения нефти в России находятся в Ханты-мансийском автономном округе, что на Севере.

Прикрепляем к карте.

4)Физминутка.

      Снимаем таблички.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

  Посмотрите на нашу карту.

-Кто запомнил, в какой части России находится самое большое месторождение нефти? (..) природного газа? Гранита? Торфа? Известняка? Дети прикрепляют таблички.

- Кто помнит, какие из них используются в строительстве? (гранит, известняк) Почему?

- Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (природный газ)

-Какое свойство способствует этому?

- Какое из них относится к жидким? (нефть)

- Какие подземные богатства обладают горючестью? (нефть, природный газ, торф).

  1. ИТОГ.

- О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? ( о подземных богатствах).

- Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)

- Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)

- Почему их называют полезными? (служат человеку)

Откройте учебники на странице 20. Посмотрите, о каких полезных ископаемых мы сегодня не говорили? (песок и глина, уголь, железная руда). Дома вы прочитаете про эти полезные ископаемые и заполните Таблицы №2«домашнее задание». А ваш учитель на следующем уроке их проверит.

Поднимите руки, кто сегодня для себя открыл что-то новое.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Пустыни" (ФГОС для детей с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2)

Конспект по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыни". К конспекту добавлен интерактивный тест....