"Про кошек и собак" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Задачи урока:     -   познакомить учащихся с историей кошек и собак, с породами кошек и собак, с  ролью этих животных  в  жизни человека;

                             -    обратить внимание учащихся на особенности поведения кошек;

                             -    познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;

                             -    воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;

                            -     развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира ( УМК «Школа России»). 2 класс

Тема урока: Про кошек и собак.

Задачи урока:     -   познакомить учащихся с историей кошек и собак, с

                                  породами кошек и собак, с  ролью этих животных в

                                  жизни человека;

                             -    обратить внимание учащихся на особенности поведения

                                   кошек;

  • познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;
  • воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
  • развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Оборудование:    -    иллюстрации с изображением разных пород кошек и

                                   собак;

  • сочинения детей о своих питомцах, рисунки детей;
  • индивидуальные карточки со словами для составления примет;
  • таблица  «Породы собак»;
  • иллюстрированные сообщения детей о породах собак;
  • карточки для составления народных поговорок;
  • магнитофон и записи с песнями;
  • выставка книг, интересных сообщений, рисунков, сочинений о кошках и собаках.

Ход урока.

1.  Организационный момент.  Сообщение темы урока.

  • Сегодня вы узнаете много интересного и удивительного о жизни двух ваших любимых животных. Без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества , своим поведением вызывают у человека улыбку. С ними жизнь кажется беспокойной, но такой наполненной и интересной.
  • А вот кто же это за  любимцы, попробуйте догадаться. Один из них прислал вам звуковое письмо. Послушайте его.

Звучит фонограмма: «Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает,  я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям».

  • Кто же это, догадались?  (Кошка.)

2.      Работа над темой урока.

Учитель:  - По каким признакам вы догадались, что это кошка?

  - Эти признаки больше относятся к дикому животному или к  

    домашнему?

  -  Почему же наши домашние кошки имеют так много общего с  

     дикими хищниками? ( Кошка принадлежит к семейству

     кошачьих, в которое также входит гепард, рысь, леопард,  

     черная пантера, лев. Все кошачьи – хищники. У них отличное

     зрение, обоняние и слух.)

Рассказ учителя:  Домашняя кошка  очень похожа на своих диких родственников. У неё очень долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Сейчас считается, что кошки были приручены 4500 лет тому назад.              

        В разные времена в разных странах к ней относились по-разному.  

        В Древнем Египте её боготворили, оказывали разные почести. За

убийство кошки наказывали смертной казнью. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.

         В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол.

    На Руси кошка существовала нормально. Языческая мифология не относила кошек к числу «нечистых».

    В начале 17 в. в Японии после долгих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и всё больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.

***  /На данном этапе урока рассказ учителя можно заменить, если есть возможность, демонстрацией видеофрагмента «Загадочные кошки»  с диска DVD videо ВВС 13 ./

  • Выдумки это или нет, нам неизвестно. Но то, что кошка обладает необыкновенными способностями это точно.
  • А что вы удивительного и интересного узнали о кошках из своих наблюдений , книг и энциклопедий? ( Домашнее задание.)Расскажите.

Ученик: Кошка очень чистоплотное животное. Она часто умывается. Кошка

                вылизывает себя с головы до ног.

Учитель: Почему она это делает? (Кошки вылизывают не столько грязь,

                сколько свой собственный запах. Кошки охотятся из засады , и если

                добыча по  запаху почует опасность, то кошка останется  голодной.)

Ученик:  Я в детской энциклопедии читал, что кошки  различают цвета. Но

                кошки видят не все цвета, которые видят люди. Впрочем, им и не

                нужно различать яркие цвета. Ведь кошки – ночные животные и

                охотятся они чаще всего по ночам, когда на улице темно.

Учитель: А что вы ещё знаете про зрение кошки? (Ответы учеников.)

               - У кошки очень острое зрение. Оно в 5 раз острее зрения человека.

                  Она узнаёт знакомого человека за 100 метров.

Ученица: А я видела , как моя кошка «делает зарядку». Она встает, выгибает

                  спину,  вытягивает вперед передние лапы, прогибает спину,

                  сначала прогибается назад, а потом вперед.

Ученик:  У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох,

                 который производят мыши, и тот час настораживается.

Учитель( дополняет): В то же время её слух очень своеобразен, кошка может

                 не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая  

                 раздается   над ухом.

Учитель:  У кошки великолепная память. Кошки могут предсказывать не

                  только  землетрясения, но и извержения вулканов, штормы,

                  пожары, бомбардировки.

  • Во время крупного ашхабадского землетрясения не погибла ни одна кошка. Все они почувствовали мелкие содрогания почвы и покинули помещения.
  • Когда в 1940 году немцы бомбили Лондон, некоторые кошки за несколько часов до налёта уже начинали звать хозяев в бомбоубежище.
  • Наша российская Мурка в экстремальных ситуациях проявила бойцовский характер в мирное время. Пока хозяйка ходила в магазин, в квартиру забрался вор. Домушник ещё собирал в сумку награбленное добро, когда женщина вернулась домой. Вор набросился на неё и стал душить. В это время со шкафа прямо на голову грабителю прыгнул страшный зверь и стал отчаянно драть его когтями. Вор так перепугался, что упал в обморок. Старушка вызвала милицию и поблагодарила Мурку за спасение.
  • Кошки могут найти своего хозяина, уехавшего за несколько километров. Так, кот Пино был оставлен профессором Швангардом в незнакомом месте в 16 км от дома. Кот вернулся очень быстро. Ученый обнаружил, что кот прошел 9 км, т.е. двигался обратно не тем путем, которым его везли, а выбрал кратчайший путь

Учитель:   Да, действительно кошки - удивительные и загадочные животные.

                   Но они также ласковы и преданны, изящны и нежны, элегантны и

                   красивы. Такое милое существо, как кошка нельзя не любить.

Учитель:  У кого из вас есть кошка? Расскажите о своих любимцах.

                    Рассказы детей :

             «У меня есть кот Васька. Он серый, пушистый. У него добрые зеленые глаза.  Васька любит спать на печке и мурлыкать. А ещё его самое любимое занятие – ловить мышей и крыс. За это моя бабушка балует его рыбкой.»

            « Мою кошку зовут Мурка. Я ее очень люблю. У нее есть котята. Она их кормит, умывает, следит , чтобы они далеко не убежали. Мурка – заботливая мать. Я с ней люблю играть. Привязываю к веревочке бантик и дергаю, а она его ловит.»

           « Мой кот рыжего окраса и поэтому его назвали Рыжик. Он очень шустрый, любит побегать и поиграть. Я люблю, когда он ложится у меня на коленях и мурлычет. Я его глажу, а он щурится и ещё сильнее мурлычет. Рыжик любит молоко и рыбу.»

Учитель:  А ваши кошки  не умеют предсказывать погоду? ( Ответы детей.)

Учитель:  Современные ученые утверждают, что кошка легко узнает

                   температуру воздуха и нас об этом извещает. Как она это делает?

  • Соберите из рассыпанных слов предложения. Может быть они вам помогут ответить на этот вопрос.

У каждого ученика на парте конверт со словами для составления предложения:

  1. на, кошка, мороз, клубком;
  2. вверх, лежит, к теплу, кошка, брюшком;
  3. лапками, по,  полу, к метели, кошка, скребёт;
  4. кошка, лапкой, к, холоду, нос, закрывает;
  5. на, печку, к, кошка, ненастью.

 Дети  составляют предложения.

-  Прочитайте, что у вас получилось.

  1. Кошка клубком – на мороз.
  2. Кошка лежит вверх брюшком – к теплу.
  3. Кошка скребет лапками по полу – к метели.
  4. Кошка закрывает нос лапкой – к холоду.
  5. Кошка  на печку – к ненастью.

  • Это народные приметы. Какие ещё приметы, связанные с кошкой вы знаете? ( Кошка умывается лапой – жди гостей.  Черная кошка перебегает дорогу – к несчастью.)

  1. Физкультминутка под мелодию песни «Черный кот».

  1. Продолжение работы над темой урока.

Учитель: Какого цвета, кроме черного, бывают кошки?  ( Ответы детей.)

Учитель: Окрас у кошки  бывает любого цвета. Могут быть одноцветные,  

                 пятнистые, тигровые, полосатые. Часто окрас кошки определяется

                её породой.

( Открываются рисунки с изображением кошек разных пород: картезианская, персидская, русская голубая, сиамская, абиссинская, сибирская, обычная домашняя, ангорская.)

- Какие породы кошек вы знаете? Попробуйте найти их на рисунках.  

(Дети помещают под картинками надписи с названиями пород. Учитель кратко характеризует породы кошек.)

***  Если есть возможность, на данном этапе урока можно использовать интерактивную доску для демонстрации Мультимедиа-панорамы «Домашние кошки»  / ДВД-энциклопедия  Кирилла и Мефодия. Энциклопедия животных. Версия 2005-2006 г./

 Учитель: На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой  породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше.

     Французы  даже памятник кошке поставили в Париже. С этим памятником связана легенда. В 15 веке бедняк Дик купил за одно пенни (Английская мелкая монета) кота на базаре. Когда его хозяин купец, отправлялся в дальнее плавание, он брал у людей предметы, которые они хотели обменять, Дик дал ему кота. Приехав на остров, жители которого страдали от крыс, купец показал королю острова способности кота. А поскольку на острове кошки не водились, то король в обмен на кота дал ларец с золотом. По возвращении купец честно отдал Дику ларец, и тот стал богатым и своему коту поставил памятник.

   -  А у нас в народе придумано много поговорок о своих любимцах.

     Соедините  начало и конец поговорок.

( На магнитной доске дети  собирают поговорки и объясняют их значение.)

Кошка в дом -

кошка с собакой.

                                   

Знает кошка,

счастье в нем.

Живут как

чье мясо съела.

 

(Переворачиваются карточки с поговорками, на обратной стороне – рисунок собаки.)

Учитель: С давних времен считалось, что собака и кошка непримиримые

                враги. А для человека и кошка и собака – верные друзья и

                любимцы. Вы догадались, кто второй гость нашего урока? (Собака.)

  1. Музыкальная физкультминутка. Звучит куплет из песни «Это знает всякий»

  1. Продолжение работы над темой урока.

Учитель: ***Собака – верный друг  и помощник человека с давних времен.

                 Она первой (а не кошка) пришла к нему из лесной чащи и приняла

                 его  покровительство. Это было очень давно.

                  Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он  

                  прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не

                  подкрадывается ли враг. А вот собака слышит то, чего не слышит

                  человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому

                  обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака

                  была ночным хищником.  Понадобились тысячелетия, прежде чем

                  хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

                  Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру,

                   заранее подавать лаем сигнал  тревоги. Собака стала помогать ему

                  на охоте: отыскивала дичь, приносила её хозяину, помогала

                   человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством,

                   собака стала охранять скот.

*** На фоне слов учителя можно использовать ( если есть возможность)демонстрацию видеофрагмента с диска DVD- video ВВС 13 «Жизнь собак».

Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком

                не жила собака. У кого из вас есть собака? Расскажите о своем

                друге.

        Рассказ детей:

                     « Мою собаку зовут Ной. Она – овчарка. Ной рыжего цвета. У  

                        него злой характер. Он охраняет дом. Чужим нельзя его

                        трогать, он может укусить любого. Ной любит мясо и  

                        колбасу.   Я с ним играю, хожу  гулять.»

Учитель:  Саша сказал, что его собака охраняет дом, является сторожем. А

                 какие  ещё вы знаете профессии собак?

Учитель: Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и

                 альпинист, и сапер, и космонавт. Была даже собака трубочист по

                  кличке Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила

                 подземные городские   трубы и получала зарплату.

Учитель:  А какие породы собак вы знаете?  Покажите их, если они есть на

                  таблице.

( На доске таблица с породами собак.)

*** На данном этапе урока также можно использовать интерактивную доску для демонстрации мультимедиа-панорамы «Домашние собаки» / ДВД- Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Энциклопедия животных, версия 2005-2006 г./

Учитель: Все породы собак делятся на три основные группы: служебные,

               охотничьи и декоративные. К  служебным относятся овчарки,

               боксер,  дог, колли и др. Вы приготовили иллюстрированные

               сообщения о   собаках. О каких служебных собаках вы расскажете?

Рассказ ученика о колли: Шотландская овчарка – колли пастушья собака.

                 Колли    можно доверить пасти овец и оленей. Колли – чуткие и

                 даже нервные собаки. Отличные товарищи, привязанные к своим

                 хозяевам и любящие детей.

Рассказ ученика о добермане-пинчере: Доберман – пинчер –сторожевая

                 собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и

                  редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых

                  условиях защищает своего хозяина.

Учитель:  К охотничьим собакам относятся – русская гончая, русская псовая

                 борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. О каких охотничьих

                 собаках вы приготовили рассказ?

 Ученик:  Лайка- охотничья собака средних размеров со звонким голосом. С

                 древнейших времен помогает человеку охотиться на зверей и

                 пернатую дичь.

Ученик:   Русская псовая борзая – охотничья собака, выведенная в России.

                 Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц,

                 волков. Некоторые борзые решались выходить даже на диких

                 кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает

                 уравновешенной,  неагрессивной, мало лает, она послушная, льнет

                  к своему хозяину, к  другим злобна.

Учитель:  К декоративным собакам относятся: пудель, шпиц, мопс, пекинес,

                  Чау-чау, болонка. Назначение служебных и сторожевых,

                 охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные

                 собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не

                  разыскивают преступников. Как вы считаете?

Учитель:    И все же польза от декоративных собак  несомненна , бесконечно

                 преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с

                 собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть

                 в ответе за   другое существо. Сколько веселых минут доставит пес

                 своими играми и  проказами. А если возникнет опасность, даже

                 самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на

                  защиту хозяина. О какой декоративной собаке вы приготовили

                  рассказ?

Ученик:  Пудель – декоративная собака. У этой собаки отличное чутье: во

                Франции их тренируют на поиск трюфелей-грибов, растущих под

               землей.  Пудель очень подвижен, ловок, прыгуч. Он быстро

               усваивает то, что от него хочет хозяин.

Учитель: Существует около  400    пород собак. Это и боксер, и спаниель, и

               сеттер, и бульдог, и   терьер . Чтобы только перечислить их, у нас не

              хватит урока. Но все собаки интересны и бесценны.

                          Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью  

              службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в

              Париже  поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время

              снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник

              собаке - проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал

              великий  русский ученый академик И.П.Павлов, сооружен памятник

              собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в

              Италии. 14 лет  каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду

              встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память

              собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и

              там умерла.

                   О достоинствах собак можно говорить, говорить и говорить.

              Много разных сведений можно узнать о них. Для самых

             любознательных я приготовила вам стенд «Это интересно», на

             котором вы можете найти познавательные истории из жизни собак и

              кошек.

7. Продолжение работы над темой урока.

Звучит куплет песни «Не дразните собак»

Учитель:   Собака и кошка – верные друзья человека. Но как часто человек

                  забывает об этом и ведет себя недостойным образом. Обижает их,

                  дразнит и потом удивляется, почему животные проявляют

                  агрессию.

Учитель:   Почему нельзя дразнить и обижать собак и кошек? ( Во-первых,

                  это   проявление жестокости и невоспитанности, а во-вторых, это

                  просто опасно.)

                  Не следует забывать, что коты – дальние родственники тигров.

                  Поэтому очень опасно тянуть кота за хвост, а также гладить

                   незнакомых кошек. Если человек не понравился коту, тот может

                   прокусить ему руку или расцарапать лицо. Известны даже случаи,

                   когда кошка лишала человека глаза. И это не говоря о том, что

                   кошка  может занести в рану инфекцию.

                     Людям почему то кажется, что кусаются в основном бродячие

                   животные. Но врачи говорят другое: из каждых 10 укушенных 8

                   человек пострадали от своих или соседских собак или кошек.

                     Чтобы тебя не укусила собака, нужно помнить основные

                    правила.

           Детям раздаются памятки.

Читает хорошо читающий ученик:

  • Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
  • Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с  «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.
  • Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
  • Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.

А кроме того, следует помнить ещё несколько простых правил:

  • Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
  • Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определенное расстояние.
  • Не делайте резких движений, общаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
  • Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.
  • Если в узком месте (например, в подъезде) собака идет вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её и хозяина.

Учитель: Запомните эти правила, прочитайте их дома ещё раз, ознакомьте с ними своих  родных, а на следующем уроке мы с вами обсудим правила поведения с  животными, как с домашними, так и с бродячими.

  1. Итог урока.  

-Ребята, скажите, а откуда берутся бродячие кошки и собаки?

-Часто кошку или собаку берут в дом, не подумав о том, что им нужен уход. Нередко, поиграв немного, выбрасывают питомцев на улицу, пополняя ряды бездомных животных.

-Чтобы этого не случилось с вашим питомцем, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Мы сегодня много удивительного и интересного узнали о наших героях  и  я думаю, что вы будете  с большим уважением относиться к ним. А новые знания пригодятся вам в воспитании ваших маленьких питомцев.

  • Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

  • Большое спасибо вам за урок. Вы молодцы!

(Детям на память об уроке дарятся календарики с изображением кошек и собак .)

Звучит  песня «Будьте добры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"

Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"...

Конспект урока 2 класс УМК "Школа России", предмет окружающий мир, тема "Про кошек и собак"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему"Про кошек и собак"...

Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" по теме "Про кошек и собак"

Ребята, посмотрите на интерактивную доску и перечислите, кто на ней изображён. -Как можно назвать одним словом? .- На какие 2 группы можно разделить этих животных?). -Предлагаю обвести синим...

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс

Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...

Конспект урока во 2 классе по УМК "Школа России" "Про кошек и собак"

Конспект урока во 2 классе по УМК "Школа России" "Про кошек и собак"...

Разработка урока по окружающему миру "Про кошек и собак".Школа России.2 класс.

Разработка урока по окружающему миру  "Про кошек и собак"  2 класс ФГОС".Школа России"...