"Про кошек и собак" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Задачи урока: - познакомить учащихся с историей кошек и собак, с породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;
- обратить внимание учащихся на особенности поведения кошек;
- познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;
- воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;
- развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира ( УМК «Школа России»). 2 класс
Тема урока: Про кошек и собак.
Задачи урока: - познакомить учащихся с историей кошек и собак, с
породами кошек и собак, с ролью этих животных в
жизни человека;
- обратить внимание учащихся на особенности поведения
кошек;
- познакомить детей с правилами, необходимыми при обращении с кошками и собаками;
- воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
- развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.
Оборудование: - иллюстрации с изображением разных пород кошек и
собак;
- сочинения детей о своих питомцах, рисунки детей;
- индивидуальные карточки со словами для составления примет;
- таблица «Породы собак»;
- иллюстрированные сообщения детей о породах собак;
- карточки для составления народных поговорок;
- магнитофон и записи с песнями;
- выставка книг, интересных сообщений, рисунков, сочинений о кошках и собаках.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Сегодня вы узнаете много интересного и удивительного о жизни двух ваших любимых животных. Без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества , своим поведением вызывают у человека улыбку. С ними жизнь кажется беспокойной, но такой наполненной и интересной.
- А вот кто же это за любимцы, попробуйте догадаться. Один из них прислал вам звуковое письмо. Послушайте его.
Звучит фонограмма: «Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям».
- Кто же это, догадались? (Кошка.)
2. Работа над темой урока.
Учитель: - По каким признакам вы догадались, что это кошка?
- Эти признаки больше относятся к дикому животному или к
домашнему?
- Почему же наши домашние кошки имеют так много общего с
дикими хищниками? ( Кошка принадлежит к семейству
кошачьих, в которое также входит гепард, рысь, леопард,
черная пантера, лев. Все кошачьи – хищники. У них отличное
зрение, обоняние и слух.)
Рассказ учителя: Домашняя кошка очень похожа на своих диких родственников. У неё очень долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Сейчас считается, что кошки были приручены 4500 лет тому назад.
В разные времена в разных странах к ней относились по-разному.
В Древнем Египте её боготворили, оказывали разные почести. За
убийство кошки наказывали смертной казнью. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.
В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол.
На Руси кошка существовала нормально. Языческая мифология не относила кошек к числу «нечистых».
В начале 17 в. в Японии после долгих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и всё больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
*** /На данном этапе урока рассказ учителя можно заменить, если есть возможность, демонстрацией видеофрагмента «Загадочные кошки» с диска DVD videо ВВС 13 ./
- Выдумки это или нет, нам неизвестно. Но то, что кошка обладает необыкновенными способностями это точно.
- А что вы удивительного и интересного узнали о кошках из своих наблюдений , книг и энциклопедий? ( Домашнее задание.)Расскажите.
Ученик: Кошка очень чистоплотное животное. Она часто умывается. Кошка
вылизывает себя с головы до ног.
Учитель: Почему она это делает? (Кошки вылизывают не столько грязь,
сколько свой собственный запах. Кошки охотятся из засады , и если
добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.)
Ученик: Я в детской энциклопедии читал, что кошки различают цвета. Но
кошки видят не все цвета, которые видят люди. Впрочем, им и не
нужно различать яркие цвета. Ведь кошки – ночные животные и
охотятся они чаще всего по ночам, когда на улице темно.
Учитель: А что вы ещё знаете про зрение кошки? (Ответы учеников.)
- У кошки очень острое зрение. Оно в 5 раз острее зрения человека.
Она узнаёт знакомого человека за 100 метров.
Ученица: А я видела , как моя кошка «делает зарядку». Она встает, выгибает
спину, вытягивает вперед передние лапы, прогибает спину,
сначала прогибается назад, а потом вперед.
Ученик: У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох,
который производят мыши, и тот час настораживается.
Учитель( дополняет): В то же время её слух очень своеобразен, кошка может
не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая
раздается над ухом.
Учитель: У кошки великолепная память. Кошки могут предсказывать не
только землетрясения, но и извержения вулканов, штормы,
пожары, бомбардировки.
- Во время крупного ашхабадского землетрясения не погибла ни одна кошка. Все они почувствовали мелкие содрогания почвы и покинули помещения.
- Когда в 1940 году немцы бомбили Лондон, некоторые кошки за несколько часов до налёта уже начинали звать хозяев в бомбоубежище.
- Наша российская Мурка в экстремальных ситуациях проявила бойцовский характер в мирное время. Пока хозяйка ходила в магазин, в квартиру забрался вор. Домушник ещё собирал в сумку награбленное добро, когда женщина вернулась домой. Вор набросился на неё и стал душить. В это время со шкафа прямо на голову грабителю прыгнул страшный зверь и стал отчаянно драть его когтями. Вор так перепугался, что упал в обморок. Старушка вызвала милицию и поблагодарила Мурку за спасение.
- Кошки могут найти своего хозяина, уехавшего за несколько километров. Так, кот Пино был оставлен профессором Швангардом в незнакомом месте в 16 км от дома. Кот вернулся очень быстро. Ученый обнаружил, что кот прошел 9 км, т.е. двигался обратно не тем путем, которым его везли, а выбрал кратчайший путь
Учитель: Да, действительно кошки - удивительные и загадочные животные.
Но они также ласковы и преданны, изящны и нежны, элегантны и
красивы. Такое милое существо, как кошка нельзя не любить.
Учитель: У кого из вас есть кошка? Расскажите о своих любимцах.
Рассказы детей :
«У меня есть кот Васька. Он серый, пушистый. У него добрые зеленые глаза. Васька любит спать на печке и мурлыкать. А ещё его самое любимое занятие – ловить мышей и крыс. За это моя бабушка балует его рыбкой.»
« Мою кошку зовут Мурка. Я ее очень люблю. У нее есть котята. Она их кормит, умывает, следит , чтобы они далеко не убежали. Мурка – заботливая мать. Я с ней люблю играть. Привязываю к веревочке бантик и дергаю, а она его ловит.»
« Мой кот рыжего окраса и поэтому его назвали Рыжик. Он очень шустрый, любит побегать и поиграть. Я люблю, когда он ложится у меня на коленях и мурлычет. Я его глажу, а он щурится и ещё сильнее мурлычет. Рыжик любит молоко и рыбу.»
Учитель: А ваши кошки не умеют предсказывать погоду? ( Ответы детей.)
Учитель: Современные ученые утверждают, что кошка легко узнает
температуру воздуха и нас об этом извещает. Как она это делает?
- Соберите из рассыпанных слов предложения. Может быть они вам помогут ответить на этот вопрос.
У каждого ученика на парте конверт со словами для составления предложения:
- на, кошка, мороз, клубком;
- вверх, лежит, к теплу, кошка, брюшком;
- лапками, по, полу, к метели, кошка, скребёт;
- кошка, лапкой, к, холоду, нос, закрывает;
- на, печку, к, кошка, ненастью.
Дети составляют предложения.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Кошка клубком – на мороз.
- Кошка лежит вверх брюшком – к теплу.
- Кошка скребет лапками по полу – к метели.
- Кошка закрывает нос лапкой – к холоду.
- Кошка на печку – к ненастью.
- Это народные приметы. Какие ещё приметы, связанные с кошкой вы знаете? ( Кошка умывается лапой – жди гостей. Черная кошка перебегает дорогу – к несчастью.)
- Физкультминутка под мелодию песни «Черный кот».
- Продолжение работы над темой урока.
Учитель: Какого цвета, кроме черного, бывают кошки? ( Ответы детей.)
Учитель: Окрас у кошки бывает любого цвета. Могут быть одноцветные,
пятнистые, тигровые, полосатые. Часто окрас кошки определяется
её породой.
( Открываются рисунки с изображением кошек разных пород: картезианская, персидская, русская голубая, сиамская, абиссинская, сибирская, обычная домашняя, ангорская.)
- Какие породы кошек вы знаете? Попробуйте найти их на рисунках.
(Дети помещают под картинками надписи с названиями пород. Учитель кратко характеризует породы кошек.)
*** Если есть возможность, на данном этапе урока можно использовать интерактивную доску для демонстрации Мультимедиа-панорамы «Домашние кошки» / ДВД-энциклопедия Кирилла и Мефодия. Энциклопедия животных. Версия 2005-2006 г./
Учитель: На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше.
Французы даже памятник кошке поставили в Париже. С этим памятником связана легенда. В 15 веке бедняк Дик купил за одно пенни (Английская мелкая монета) кота на базаре. Когда его хозяин купец, отправлялся в дальнее плавание, он брал у людей предметы, которые они хотели обменять, Дик дал ему кота. Приехав на остров, жители которого страдали от крыс, купец показал королю острова способности кота. А поскольку на острове кошки не водились, то король в обмен на кота дал ларец с золотом. По возвращении купец честно отдал Дику ларец, и тот стал богатым и своему коту поставил памятник.
- А у нас в народе придумано много поговорок о своих любимцах.
Соедините начало и конец поговорок.
( На магнитной доске дети собирают поговорки и объясняют их значение.)
Кошка в дом - | кошка с собакой. |
Знает кошка, | счастье в нем. |
Живут как | чье мясо съела. |
(Переворачиваются карточки с поговорками, на обратной стороне – рисунок собаки.)
Учитель: С давних времен считалось, что собака и кошка непримиримые
враги. А для человека и кошка и собака – верные друзья и
любимцы. Вы догадались, кто второй гость нашего урока? (Собака.)
- Музыкальная физкультминутка. Звучит куплет из песни «Это знает всякий»
- Продолжение работы над темой урока.
Учитель: ***Собака – верный друг и помощник человека с давних времен.
Она первой (а не кошка) пришла к нему из лесной чащи и приняла
его покровительство. Это было очень давно.
Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он
прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не
подкрадывается ли враг. А вот собака слышит то, чего не слышит
человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому
обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака
была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем
хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.
Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру,
заранее подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать ему
на охоте: отыскивала дичь, приносила её хозяину, помогала
человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством,
собака стала охранять скот.
*** На фоне слов учителя можно использовать ( если есть возможность)демонстрацию видеофрагмента с диска DVD- video ВВС 13 «Жизнь собак».
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком
не жила собака. У кого из вас есть собака? Расскажите о своем
друге.
Рассказ детей:
« Мою собаку зовут Ной. Она – овчарка. Ной рыжего цвета. У
него злой характер. Он охраняет дом. Чужим нельзя его
трогать, он может укусить любого. Ной любит мясо и
колбасу. Я с ним играю, хожу гулять.»
Учитель: Саша сказал, что его собака охраняет дом, является сторожем. А
какие ещё вы знаете профессии собак?
Учитель: Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и
альпинист, и сапер, и космонавт. Была даже собака трубочист по
кличке Джези. Она жила в Австралии, аккуратно чистила
подземные городские трубы и получала зарплату.
Учитель: А какие породы собак вы знаете? Покажите их, если они есть на
таблице.
( На доске таблица с породами собак.)
*** На данном этапе урока также можно использовать интерактивную доску для демонстрации мультимедиа-панорамы «Домашние собаки» / ДВД- Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Энциклопедия животных, версия 2005-2006 г./
Учитель: Все породы собак делятся на три основные группы: служебные,
охотничьи и декоративные. К служебным относятся овчарки,
боксер, дог, колли и др. Вы приготовили иллюстрированные
сообщения о собаках. О каких служебных собаках вы расскажете?
Рассказ ученика о колли: Шотландская овчарка – колли пастушья собака.
Колли можно доверить пасти овец и оленей. Колли – чуткие и
даже нервные собаки. Отличные товарищи, привязанные к своим
хозяевам и любящие детей.
Рассказ ученика о добермане-пинчере: Доберман – пинчер –сторожевая
собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и
редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых
условиях защищает своего хозяина.
Учитель: К охотничьим собакам относятся – русская гончая, русская псовая
борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. О каких охотничьих
собаках вы приготовили рассказ?
Ученик: Лайка- охотничья собака средних размеров со звонким голосом. С
древнейших времен помогает человеку охотиться на зверей и
пернатую дичь.
Ученик: Русская псовая борзая – охотничья собака, выведенная в России.
Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц,
волков. Некоторые борзые решались выходить даже на диких
кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает
уравновешенной, неагрессивной, мало лает, она послушная, льнет
к своему хозяину, к другим злобна.
Учитель: К декоративным собакам относятся: пудель, шпиц, мопс, пекинес,
Чау-чау, болонка. Назначение служебных и сторожевых,
охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные
собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не
разыскивают преступников. Как вы считаете?
Учитель: И все же польза от декоративных собак несомненна , бесконечно
преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с
собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть
в ответе за другое существо. Сколько веселых минут доставит пес
своими играми и проказами. А если возникнет опасность, даже
самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на
защиту хозяина. О какой декоративной собаке вы приготовили
рассказ?
Ученик: Пудель – декоративная собака. У этой собаки отличное чутье: во
Франции их тренируют на поиск трюфелей-грибов, растущих под
землей. Пудель очень подвижен, ловок, прыгуч. Он быстро
усваивает то, что от него хочет хозяин.
Учитель: Существует около 400 пород собак. Это и боксер, и спаниель, и
сеттер, и бульдог, и терьер . Чтобы только перечислить их, у нас не
хватит урока. Но все собаки интересны и бесценны.
Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью
службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в
Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время
снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник
собаке - проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал
великий русский ученый академик И.П.Павлов, сооружен памятник
собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в
Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду
встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память
собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и
там умерла.
О достоинствах собак можно говорить, говорить и говорить.
Много разных сведений можно узнать о них. Для самых
любознательных я приготовила вам стенд «Это интересно», на
котором вы можете найти познавательные истории из жизни собак и
кошек.
7. Продолжение работы над темой урока.
Звучит куплет песни «Не дразните собак»
Учитель: Собака и кошка – верные друзья человека. Но как часто человек
забывает об этом и ведет себя недостойным образом. Обижает их,
дразнит и потом удивляется, почему животные проявляют
агрессию.
Учитель: Почему нельзя дразнить и обижать собак и кошек? ( Во-первых,
это проявление жестокости и невоспитанности, а во-вторых, это
просто опасно.)
Не следует забывать, что коты – дальние родственники тигров.
Поэтому очень опасно тянуть кота за хвост, а также гладить
незнакомых кошек. Если человек не понравился коту, тот может
прокусить ему руку или расцарапать лицо. Известны даже случаи,
когда кошка лишала человека глаза. И это не говоря о том, что
кошка может занести в рану инфекцию.
Людям почему то кажется, что кусаются в основном бродячие
животные. Но врачи говорят другое: из каждых 10 укушенных 8
человек пострадали от своих или соседских собак или кошек.
Чтобы тебя не укусила собака, нужно помнить основные
правила.
Детям раздаются памятки.
Читает хорошо читающий ученик:
- Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
- Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.
- Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
- Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
А кроме того, следует помнить ещё несколько простых правил:
- Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
- Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определенное расстояние.
- Не делайте резких движений, общаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
- Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.
- Если в узком месте (например, в подъезде) собака идет вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её и хозяина.
Учитель: Запомните эти правила, прочитайте их дома ещё раз, ознакомьте с ними своих родных, а на следующем уроке мы с вами обсудим правила поведения с животными, как с домашними, так и с бродячими.
- Итог урока.
-Ребята, скажите, а откуда берутся бродячие кошки и собаки?
-Часто кошку или собаку берут в дом, не подумав о том, что им нужен уход. Нередко, поиграв немного, выбрасывают питомцев на улицу, пополняя ряды бездомных животных.
-Чтобы этого не случилось с вашим питомцем, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Мы сегодня много удивительного и интересного узнали о наших героях и я думаю, что вы будете с большим уважением относиться к ним. А новые знания пригодятся вам в воспитании ваших маленьких питомцев.
- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
- Большое спасибо вам за урок. Вы молодцы!
(Детям на память об уроке дарятся календарики с изображением кошек и собак .)
Звучит песня «Будьте добры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"
Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"...
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"...
Конспект урока 2 класс УМК "Школа России", предмет окружающий мир, тема "Про кошек и собак"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему"Про кошек и собак"...
Урок окружающего мира 2 класс "Школа России" по теме "Про кошек и собак"
Ребята, посмотрите на интерактивную доску и перечислите, кто на ней изображён. -Как можно назвать одним словом? .- На какие 2 группы можно разделить этих животных?). -Предлагаю обвести синим...
Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс
Конспект урока на тему "Почему мы любим кошек и собак" Школа России. 1 класс...
Конспект урока во 2 классе по УМК "Школа России" "Про кошек и собак"
Конспект урока во 2 классе по УМК "Школа России" "Про кошек и собак"...
Разработка урока по окружающему миру "Про кошек и собак".Школа России.2 класс.
Разработка урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс ФГОС".Школа России"...