Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_koshek_i_sobak-otkr.urok-_konspekt_uroka.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРО КОШЕК И СОБАК»
Открытый урок по курсу «Окружающий мир»
А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс.
Щуренкова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов
ГОУ ЦО №1492 г.Москва
Цели урока:
- расширение представлений о кошках и собаках;
- знакомство с правилами ухода за кошками и собаками;
- воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;
- воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, 2 класс;
компьютер и медиапроекционное оборудование;
презентация «Кошки и собаки»,
предметы ухода за кошками и собаками;
рисунки детей; карточки с тестом; костюмы кошки и собаки.
Ход урока
1. Организационный момент. | У. – Здравствуйте, меня зовут Любовь Юрьевна. Я сегодня проведу у вас урок «Окружающего мира». - … На уроке я сижу. Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю Если спросят, отвечаю. У. - Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (о животных). - О каких? (свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале. ******************************************* Загадки:
Ответ: Свинья
В нём рыбёшки живут У стеклянных берегов Не бывает рыбаков. Ответ: Аквариум
Он выступает важно. О красоте его пера Петух мечтает каждый. Ответ: Индюк
Важно по двору ходил Ответ: Индюк **************************************************************** У. – Про кого были все загадки? (про животных). А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (собаки) - Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (с кошками) - Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (про кошек и собак) - Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?». Слайд 1 (тема урока) - Какие это животные? (домашние). А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему? У. – У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород). | ||||||||||||||||||||||||
2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак. Презентация «Кошки и собаки» 3. Физминутка 4. Физминутка для глаз 4. Самостоятельная работа (тест) Взаимопроверка. Проверка со зрительной опорой Инструкция по проверке: ученик читает вопрос и на него отвечает. | У. – Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов. Ну, а следующая ступень - приручение и содержание в доме - была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек. А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках. Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. Русские голубые - это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке - удовольствие. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы - темная "маска" на мордочке и голубые глаза. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна. По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино. Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка. У. – Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление. - Как умывается кошка? - Как потягивается кошка? - Как царапается кошка? - Как шипит кошка? - как виляет хвостиком? **************************************************** У. – Теперь поднимите руку у кого дома есть собака? Что вы знаете о собаках? (домашние животные, разных размеров, разных пород) У. – Собака - самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы. А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков. Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением. Всех собак можно разделить на три большие группы:
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах. Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью. Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии. Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные. У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи. Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики. Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках. Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место? И не зря говорят, что человек и его верный друг - собака со временем становятся похожи друг на друга! **************************************************** У. - А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака? - … У. – Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки. Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.
Учитель раздает ученикам листки с тестом. У. – Прочитайте первый вопрос. Д. – Кто был приручён человеком раньше? Демонстрируется слайд с вопросом. У. - Отметьте правильный на ваш взгляд ответ. - Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим. На слайде появляется изображение собаки. У. – Прочитайте второй вопрос. Д. – Какие домашние животные самые распространенные? Демонстрируется слайд с вопросом. У. - Отметьте правильный на ваш взгляд ответ. - Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим. На слайде появляется изображение кошки. У. - Прочитайте третье задание. Д. – Найдите родственников и соедините. Демонстрируется слайд с заданием.
Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка. У. – Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5 ****************************************************** | ||||||||||||||||||||||||
6.Продолжение работы над темой урока. Как ухаживать за кошкой и собакой. | У. – У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними? - … У. – Для чего нужны эти предметы? Демонстрируются средства ухода за кошками. - … У. - Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой (Ученик к доске – рассказ по картинке) - … У. – У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними? - … У. – Для чего нужны эти предметы? Демонстрируются средства ухода за собаками. - … У. - Рассмотрите рисунки. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой (Ученик к доске – рассказ по картинке) - … У. – А если ваш питомец заболел? - … У. – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. | ||||||||||||||||||||||||
7.Работа с текстом 8.Физминутка «Утёнок» 9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?» 10. Итог урока РЕЗЕРВ: 11. Домашнее задание 12. Оценка работы | У. - Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали». Щенка кормили молоком, Учили мальчики щенка, Он на чужих ворчать привык, Он ждал: когда начнут игру?
Он был один в саду пустом, Ребята вспомнили о нём - Он им навстречу, на крыльцо,
У. - Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились? Д. - Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком - ему пощупать нос. У. - Что случилось потом? Почему щенок остался один? Д. - Ребята уехали. У. - Как переживал щенок расставание с ребятами? Д. - Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог. У. - Чем закончилась история с щенком? Д. - Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой. У. - Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? Д. - Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили. ******************************************************* Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом. У. - Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много. СЛАЙД - вопрос: Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? - … У. - Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове. Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных. СЛАЙДЫ Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным. Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов. У. - Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки. У. - В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (СЛАЙД). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём. У. – Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное? - … У. – Откуда берутся бездомные собаки и кошки? - … У. - Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше? ПАЗЛЫ (фото животных) Викторина:
Прочитать о кошках и собаках. Учебник с.80-81. Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.
Все дети получают диплом (фото) о любви и заботе о домашних животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»
Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...
технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз
урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока включены элементы обучения...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков
Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...
План открытого урока по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?» УМК «Школа России»
1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Про кошек и собак» 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по окружающему мируТема: «Про кошек и собак»...