рабочая программа по учебнику Поглазовой 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Пояснительная записка и КТП по окружающему миру 3 класс (Гармония) в соответствии требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_gotov.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание», «Обществознание» и реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой.
В соответствии с Образовательной программой гимназии, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
– Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
– Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Окружающий мир: методические рекомендации: О.Т.Поглазова . – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
– Окружающий мир: тестовые задания к учебнику для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, но в программу внесены изменения. Гимназический компонент реализуется путем изучения предмета на расширенном уровне: в рабочую программу по предмету включена научно-исследовательская деятельность по теме года «Нам жить в ХХI веке».
Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, населяющих его;
- личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие :развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребенка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий;
-образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры;
- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс представляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.
Планируемые результаты освоения предмета
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания, но и универсальные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассников будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на появление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между его членами;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе.
У третьеклассников могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной коай, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
- этическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения различных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно0познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их исправления.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую;
- дополнять готовые информационные объекты, создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимопомощи партнерам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве планировать общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;
- уважать позицию партнёра;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела;
- приводить примеры представителей разных групп растений, грибов, животных;
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида;
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, грибы, животных, формы;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы, органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- характеризовать признаки времен года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения вокруг Солнца со сменой времен года;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности;
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой;
- измерять температуру;
- выращивать растения одним из способов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличие человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины различных климатических условий на Земле; приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- обобщать и систематизировать полученные знания;
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме;
- моделировать природные объекты и явления;
- участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительных источников; презентовать результаты своей работы.
Учебно-тематический план
Содержание программного материала | Кол. часов | |
1 | Разнообразие изменений в окружающем мире | 8 |
2 | Осенние изменения в природе и жизни человека | 4 |
3 | Тела и вещества, их свойства | 14 |
4 | Зимние изменения в природе и жизни человека | 5 |
5 | Организм человека и его здоровье | 14 |
6 | Развитие животных и растений | 10 |
7 | Изменение быта и культуры наших предков | 12+3 |
итого | 70 часов |
КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 3 класса
Виды контроля | В год | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Дидактические игры | 7 | 2 | 2 | 3 |
Практические работы | 3 | 1 | 1 | 1 |
Творческие работы | 6 | 2 | 2 | 2 |
Экскурсии | 4 | 1 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Экскурсии, практические и творческие работы | Дата |
Разнообразие изменений в окружающем мире 8ч | ||||
Земля – наш общий дом | Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей. Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Практические работы Ведение дневника наблюдений за погодой. Работа с отрывным календарём, определение длительности светлого времени суток. Проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода. Измерение температуры воздуха и воды комнатным и водным термометрами. Творческие работы Изготовление из бумаги модели термометра. Возможный проект Подготовка справочника «Сам себе метеоролог» | ||
Разнообразие изменений в природе и в жизни людей | ||||
Времена года | ||||
Старинный календарь | ||||
Атмосферные явления и погода | ||||
Температура и ее измерение | ||||
Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой | ||||
Необычные атмосферные явления | ||||
Осенние изменения в природе и в жизни человека 4ч | ||||
Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе. | Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. Сравнивать исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая. Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с осенними работами и праздниками, фотографировать объекты природы осенью для использования в презентациях. Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. Извлекать информацию об осени из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года» | Природоохранная деятельность. Творческие работы Презентация сезона от имени метеоролога, биолога, зоолога, художника, поэта, знатока старинных обрядов и др. (на выбор).
| ||
Осень в природе | ||||
Осенние заботы человека | ||||
Осень в жизни наших предков | ||||
Тела и вещества, их свойства 14 ч | ||||
Тело и вещество. Три состояния вещества | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивать их. Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | Экскурсии Наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых объектов природы и жизнедеятельности людей (родников, старинных колодцев, колонок, ветряных и водяных мельниц, ветряков, гидростанций, водонапорной башни и др.) Практические работы Исследования свойств воздуха, воды, почвы. Очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра. Моделирование круговорота воды в природе. Творческие работы Изготовление аппликации «Обитатели почвы». Презентация проектов о старине. | ||
Строение вещества | ||||
Удивительные открытия | ||||
Воздух и его состав | ||||
Свойства воздуха | ||||
Как используют воздух | ||||
Вода и ее свойства | ||||
Очистка воды | ||||
Превращения воды | ||||
Круговорот воды в природе | ||||
Почва, ее состав и свойства | ||||
Обитатели почвы | ||||
Почва – кормилица | ||||
Обобщающий урок | ||||
Зимние изменения в природе и в жизни человека 5 ч | ||||
Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе. | Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. Сравнивать исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы подготовки к весне. Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с зимними работами и праздниками, фотографировать объекты природы зимой для использования в презентациях. Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. Извлекать информацию о зиме из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года» | Природоохранная деятельность. Творческие работы Презентация сезона от имени метеоролога, биолога, зоолога, художника, поэта, знатока старинных обрядов и др. (на выбор). | ||
28-29 | Зима в природе | |||
Зимние заботы человека | ||||
Зима в жизни наших предков | ||||
Организм человека и его здоровье 14ч | ||||
32 | Организм человека | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье. Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. Объяснять сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Измерять температуру тепа, вес и рост человека. Определять (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. Прослеживать процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Моделировать в ходе практической работы (совместно со школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.). | Практические работы Нахождение частей опорно-двигательного аппарата на модели скелета. Выработка правильной осанки. Измерение частоты пульса в покое и после нагрузки. Исследование кожи под лупой. Моделирование Оказания первой помощи при несчастных случаях (совместно с медицинскими работниками школы) Творческие работы Создание научных текстов по результатам наблюдений и проведения опытов. Подготовка кратких сообщений, драматизаций по изучаемым темам раздела. | |
33 | Надежная опора и защита | |||
34 | Мышцы, их разнообразие и функции | |||
35 | Органы дыхания | |||
36 | Кровеносная система | |||
37 | Кровь и ее функции в организме | |||
38 | Органы пищеварения | |||
39 | Органы очистки организма | |||
40 | Нервная система и ее роль в организме | |||
41 | Органы чувств, их значение и гигиена | |||
42 | Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения | |||
43 | Обобщающий урок | |||
44 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе | |||
45 | Весна в природе | |||
Развитие животных и растений 10ч | ||||
Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земноводных. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений, приводить примеры разных групп растений, называть их существенные признаки, различать хвойные и цветковые растения, выделять их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). Объяснять значение слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее. Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. Составлять тематический словарь понятий с объяснением их значения.. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. | Экскурсии В зоологический музей, ботанический сад . Практические работы Исследование условий прорастания семян. Наблюдение за некоторыми процессами развития цветкового растения. Выращивание растений разными способами (по выбору). Моделирование Строения цветка. Творческие работы Изготовление аппликаций «Стадии развития насекомых» (по выбору), «От семени до семени». Презентация сообщений о разнообразии цветков и плодов растений. | ||
Стадии развития насекомых | ||||
Разнообразие растений. Растение – живой организм | ||||
Развитие цветкового растения из семени | ||||
Корни и стебли растений | ||||
Листья растений, их роль в жизни растения | ||||
Цветок, его роль в жизни растения | ||||
Способы размножения растений | ||||
Обобщающий урок. Экскурсия | ||||
Весна в жизни наших предков. | ||||
Изменение быта и культуры наших предков 12ч | ||||
Наука история, исторические источники | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город ( село), находить сведения о возникновении родного города ( села), происхождении его названия, герба, названий улиц. Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. Сравнивать устройство старинной избы и утвари с современными домами, квартирами, предметами быта. Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др. Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов. Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.) | Экскурсии В исторический центр города (села), в краеведческий музей (согласно местным условиям). Практические работы Изготовление предметов из глины, бумаги, берёсты, пластилина.. Изготовление макетов жилищ из разных материалов, готовых деталей (по возможности). Творческие работы (по выбору) Подготовка выставки «Старинные ремёсла». Создание альбома «Мой город, его исторический центр». Ролевые игры, драматизации по заданной теме (Старинная трапеза, урок в церковно-приходской школе и др.) | ||
Природа в жизни наших предков | ||||
Образ жизни наших предков | ||||
Жизнь на селе в старину | ||||
Старинные города | ||||
Старинные ремесла | ||||
Что делали мастера из древесины | ||||
Торговое дело на Руси | ||||
Одежда наших предков | ||||
Как учились дети в старину | ||||
Экскурсия в краеведческий музей | ||||
Что мы узнали и чему научились в 3 классе | ||||
Защита проектов |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
- участие в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и представляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В 3 классе используются 3 вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и так далее). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению
Тематическое оценивание в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир» является важным звеном процесса обучения, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения 4 раза в год (в конце 1 триместра, 1 полугодия, 2 триместра, 3 триместра).
Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных действий
- Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке, в гимназии, в общественных местах, в природе, соблюдаю правила безопасного поведения, стараюсь культурно общаться;
- Я – понимаю, какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной, учусь следовать плану выполнения заданий, которые предлагает учитель;
- Я – могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источниками информации, могу назвать2-3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы, стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира;
- Я могу работать вместе с одноклассниками, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи.
Кроме того, оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по окружающему миру
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка «1» не ставится ученику начальных классов.
мультимедийные пособия
1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс.
-образовательные Интернет-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
- Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
- Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
для учащихся:
- Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон
Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....
Рабочая программа к учебнику М.З. Биболетовой 4 класс
Данная рабочая программа разработана к учебнику М.З.Биболетовой для 4 класса с учетом методических рекомендаций...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа для учебника 2 класса Forward
В данной программе вы найдете пояснительную записку, планируемые результаты обучения, перечень того, чему ученик научится и получит возможность научиться, согласно ФГОС...
Рабочая программа для учебника 3 класса Forward
В данной программе вы найдете пояснительную записку, планирование, а также перечень того, чему ученик научится и получит возможность научиться...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...
Рабочая программа по математике. 2 класс.( М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник для 2 класса в 2 частях.)
Математика(136 часов в год, 4 часа в неделю)М.И.Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степановаучебник для 2 класса в 2 частях. Программа составлена в соответствии с основной об...
Комментарии
рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка и КТП по окружающему миру 3 класс ФГОС (Гармония)