Урок по окружающему миру во 2 классе "В гости к весне" УМК "Школа России"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок по предмету "Окружающий мир", УМК "Школа России", 2 класс. Тема "В гости к весне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир 2 класс "В гости к весне" конспект урока | 103 КБ |
zadanie_k_otkr._uroku.doc | 21 КБ |
v_gosti_k_vesne.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9
Муниципального образования Лабинский район
Краснодарского края
Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема : « В гости к весне »
Составила учитель
начальных классов
СШ № 9 г. Лабинска
Сахно О.А.
г.Лабинск
2008 г.
Пояснительная записка.
В начальной школе значение наглядных материалов на уроках для усвоения учебной программы очень велико. Особенно это важно в 1-2 классе, когда закладывается интерес к учебной деятельности. Использование информационных технологий помогает учителю при подготовке к уроку и во время учебного процесса, позволяет акцентировать внимание учащихся на изучаемом материале, объекте.
На данном уроке была использована такая информационная технология, как презентация, которая сопровождала каждый этап занятия. С помощью таких методов, как наглядные (фото, мультимедиа), словесные (текст, аудиосредства), поисковые, индивидуальные, групповые, творческие (игры), проблемно-развивающие, учащиеся знакомились с изменениями в живой и неживой природе весной, наблюдали за явлениями природы, растениями и животными.
Материал урока был разделён с помощью гиперссылок по месяцам весны: март, апрель, май. Содержание каждой гиперссылки было наполнено текстовым и мультимедиаматериалом. Такая структура помогает привести знания детей в систему.
Анимация, использованная на данном уроке, внесла элемент занимательности, сделав его интересным для детей. Персонажи ( Весна, Сова) не только присутствовали на слайдах, но и были активными участниками процесса занятия: они рассказывали и задавали вопросы, помогали сделать правильные выводы.
Таким образом, информационные технологии, применяемые на уроках окружающего мира, позволяют виртуально ввести ребёнка в мир природы, не прикасаясь к нему, что формирует бережное отношение к природе, отменяет использование гербариев.
Тема урока : В гости к весне.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока : заочная экскурсия.
Цель : познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями
живой и неживой природы.
Задачи : - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой
- природе
- углубление знаний о жизни растений, животных, птиц
- развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать
выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся
- воспитание бережного отношения, любви к природе
Оборудование : - MS Office 2003
- презентация Power Point к уроку;
- мультимедийный проектор.
- учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор Плешаков А.А.─
Москва: Просвещение, 2006 г.
Ход урока.
Деятельность учителя, учащихся | Использование информационных технологий | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Оргмомент. Сообщение темы, целей урока. Учитель : - Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь (слайд №2) Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.(слайд №3) Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.(слайд №4) Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.(слайд №5) - Что это за птицы, ребята ? Дети: - Это времена года. Учитель : - Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в одно из них. Отгадайте загадку и узнаете в какое именно.(слайд №6) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? ( весной) Учитель: -А экскурсоводом у нас будет сама Красавица-Весна. Весна: - Здравствуйте, ребята! Целью нашей экскурсии будет пронаблюдать изменения, которые происходят в живой и неживой природе весной. Основная часть урока. Учитель: - В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.(слайд №7) Учитель: -Первый весенний месяц – март –весна света. Как вы думаете, почему?(слайд № 8) Выслушиваются ответы детей. Учитель: - Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ? (слайд № 9) Дети: - Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю. Учитель : - Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель .( Учитель вывешивает выделенные слова на доску.) Посмотрите, что происходит с сосульками?(слайд № 10) Дети: - Сосульки тают, капают. Весна : -Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками. Учитель: - Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?(слайд № 10) Дети: - Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде. Учитель : - Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит?Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах. Дети : - Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться. - Красавица-Весна приготовила вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, что ещё очень часто можно наблюдать ранней весной.(слайд № 11) Весна: К маме - речке я бегу, И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. Дети : - Это ручей. Учитель: - Запестрели повсюду весенние цветы (слайд № 11). Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница. Учитель: - Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название? Дети : - От слова «ветер». Учитель: - Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная( как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная ( как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки. Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса? Дети: - Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые. Учитель: - Правильно, у медуницы цветы постепенно меняют окраску.Сначала они розовые и красные ( это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые ( нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят). В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова (слайд 12). Учитель : - Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано ? (выслушиваются мнения учащихся). Учитель: - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.89, чтобы определить, чьё мнение было верным. Игра «Что здесь лишнее? » (слайд № 14) Весна: - А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ. 1.Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход. 2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха, цикломен. Дети: - Лишним здесь будет листопад, т.к. это осеннее явление природы, а во второй строчке лишним будет василёк, он цветёт летом. Учитель: - Молодцы. Наша экскурсия продолжается (слайд №7). Следующий весенний месяц – апрель (слайд № 15). Это весна воды. Весна : - Воды взломали ледяные оковы и хлынули на волю, в широкие поля. Этот месяц в народе так и называется – водолей. Учитель : - Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (слайд № 16) Дети: - В реке стало много воды, она вышла из берегов. Учитель : - Это явление называется половодье. Весна : -Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17) Дети: - Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы. Учитель: -Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц) Учитель: - А кто это пожаловал к нам в гости? (появляется сова). Сова: - Здравствуйте ребята. Меня зовут Мудрая Сова. Я расскажу вам о жизни птиц весной. Сова : « Прилетают перелётные птицы (слайд № 18). Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » ( Выслушиваются ответы детей). Сова : « Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ». Маленький мальчишка,(слайд № 19) В сером ярмячишке. По дворам шныряет, Крохи собирает. ( воробей) Я по дереву стучу,(слайд № 20) Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Все равно он будет мой. (дятел) Серая воровка села на ветку.(слайд № 21) Зорким глазом косит, Украсть норовит. ( ворона) Учитель : - Сова приготовила вам задание. Выполнять его вы будете в группах. Подумайте и через одну минуту расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам. Дети работают в группах. Выслушивание ответов детей. Сова : - Спасибо! До встречи! (слайд № 22) Учитель: - Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле ? Дети обобщают изученный материал. Физминутка (проводит ученик) (слайд № 23) Руки подняли и покачали-это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад. Учитель : - Наша экскурсия продолжается. Весна : -Третий весенний месяц – май.( слайд № 7) Это весна травы. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень (слайд № 24). Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз (слайд № 25). Игра « Расставь по порядку ». - Расставьте картинки в правильной последовательности ( деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.) (слайд № 26) Весна : -Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27) Дети рассказывают о жизни животных весной ( домашнее задание к этому уроку, слайд № 28). Учитель : -Весной у животных появляются детёныши.(слайд № 29). Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные. А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае ? Выслушиваются ответы детей. Закрепление изученного материала. Учитель : - Наш экскурсовод подготовила вам задания (слайд № 7), чтобы проверить, какими внимательными вы были во время нашей экскурсии. 1. Первое задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.) (слайд № 30) Проверка задания на слайде. 2. Второе задание – кроссворд (слайд № 31). Учитель читает вопрос кроссворда, дети дают ответы, которые появляются на слайде. 1.Название этой птицы дословно означает « бей вора».(воробей) 2.Сосульки тают под лучами весеннего солнца. Это явление называется…(оттепель) 3.Как называют все раннецветущие травянистые растения? (подснежники) 4.Это растение своим цветов сигнализирует о наличии в нём нектара.(медуница) 5.Тёмные пятна земли, выглядывающие из-под снега. (проталины) - Какое получилось выделенное слово? (весна) Итог урока. Учитель : -Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ? - Какие признаки весны мы с вами перечисляли ? - Какие правила защиты природы называли ? Домашнее задание (слайд № 32). -Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Красавица-Весна прощается с вами и оставляет домашнее задание. 1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ. 2.Нарисовать знак защиты природы весной. 3.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает». Рефлексия. - Перед вами фигурка человека. Это вы. Можете подписать свое имя. Найдите свое место на ступеньках познания. | Показ слайдов презентации. Появляется анимационный персонаж - Весна. Использование гиперссылок для наблюдения за явлениями природы по месяцам. С помощью гиперссылки происходит возврат назад к исходному слайду, а после –знакомство с другим месяцем. Появление ещё одного анимационного персонажа. Опять происходит возврат к исходному слайду. |
Не знаю
хочу узнать больше!
понимаю
знаю
Предварительный просмотр:
живая природа неживая природа
капель
оттепель
оттаивание почвы
таяние снега
первые грозы
прилёт птиц
появление подснежников
цветение растений
появление насекомых
линька животных
живая природа неживая природа
капель
оттепель
оттаивание почвы
таяние снега
первые грозы
прилёт птиц
появление подснежников
цветение растений
появление насекомых
линька животных
живая природа неживая природа
капель
оттепель
оттаивание почвы
таяние снега
первые грозы
прилёт птиц
появление подснежников
цветение растений
появление насекомых
линька животных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...
Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"
Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...
Урок по окружающему миру. 1 класс. ПНШ. Пришла весна.
1. Обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны;2. Развивать наблюдательность, устную речь, творческие и познавательные способности;3. Воспитывать л...
разработка урока по окружающему миру 2 класс. Неживая природа весной.
Выявить признаки весны в неживой природе. Помогать будут стихи известных авторов, которые читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов будем учиться ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о весенних приметах в неживой и живой природе; обучение определять по внешним признакам период наступления весны.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...