Игра КВН "Защитим пернатое племя".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
У детей формируется понимание значимости охраны перелетных птиц, воспитываются чувства любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН «Защитим пернатое племя».
( для учащихся 2-4 классов)
Автор работы: Невежина Раиса Арсентьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ№50»
г. Кемерово, 2012 год
КВН «Защитим пернатое племя».
Цель: формирование понимания значимости охраны перелетных птиц,
воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Оформление: плакаты, рисунки на тему «Птицы – наши друзья», картинки
перелетных птиц, стенгазета «Бережное отношение к природе», открытки-призы, скворечники, книги о птицах, песни, видеофильм «Птицы Красной книги».
Ведущий.
Огромны просторы нашей родины, богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.
Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Особенно много чудес происходит весной.
- ученик.
Весна идет с капелями,
Ручьи журчат,
«Встречайте, прилетели мы!»-
Скворцы кричат.
Один присел на тополе,
Такой смешной.
В ладони мы захлопали:
«А ну-ка, спой!».
Он посмотрел обиженно:
«У вас – то дом,
А мы себе и хижины
Здесь не найдем!»
2 ученик.
Кричим ему уверенно:
«Дружок-скворец,
Мы подарить намерены
Тебе дворец!»
Его вчера повесили
Мы в школьный сад,
Тебе в нем будет весело,
Ты будешь рад.
«Будь скворушка хозяином-
Твой дом не плох»
Гостей своих встречаем мы
Всегда тепло!
1 ученик.
Весенний школьный праздник – это День прилета птиц . Первыми вестниками весны являются скворцы. Они устраивают свои гнезда. Скворцы даже больше предпочитают скворечники, чем естественные дупла. Свое гнездо они устилают былинками и мягкой подстилкой. Вот поэтому нам нужно как можно больше делать скворечников. Скворец умело подражает голосам многих птиц: то пустит соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. А самое главное в том , что семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
2 ученик.
А кукушка за лето поедает около 270 крупных гусениц и майских жуков.
Грач способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Сова за день съедает до 10 мышей, степной орел уничтожает очень много сусликов и мышей. Каждая сова и орел спасают тонны хлеба от грызунов.
3 ученик.
Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках, способствуют оздоровлению местности. В зимние дни, во время снегопадов , в сильные морозы нашим пернатым друзьям необходима помощь. Поэтому зимой нужно развешивать кормушки и подкармливать птиц.
4 ученик.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Много картин нарисовано о птицах, песен, загадок, пословиц, поговорок
сложено русским народом.
( Слушаем и поем песню «Здравствуй, весна!», слова О.Высотской, музыка А.Островского.)
А сейчас мы начнем конкурс загадок и скороговорок, пословиц и поговорок, конкурс начитанных и смекалистых, любознательных и находчивых.
Класс делится на 2 команды: одна команда названа «Чайка», другая - «Ласточка».
Каждой команде дается задание на первый конкурс «Разминка».
Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 очками.
Команде «Чайка»
- Кто из птиц вместо гнезд роет норы (зимородок, ласточка-береговушка)
Команде «Ласточка»
- Покажите, как прячется выпь, почуяв опасность (она начинает медленно вытягиваться всем туловищем вверх, плотно прижав к нему крылья).
Второй конкурс «Кто быстрее?» Отгадайте загадки.
Команде «Чайка»
1. В болоте плачет, а из болота нейдет. (Кулик)
2. Он, внезапно появляясь, набирает высоту,
Иль воды крылом касаясь, моет клювик на лету.
В синем небе он высоко
То мелькнет, то прозвенит.
Даже самый быстрый сокол медленней его летит. (Стриж).
3. Известно с дальних нам времен, что эта птица- почтальон. (Голубь).
4. Какая птица спасла Рим. (Гусь).
5. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)
6. Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
Команде «Ласточка».
- Черный, проворный, кричит: «Кррак!» - червякам враг. (Грач).
- Серое перышко – золотое горлышко. (Соловей).
- Белокрылая птица над волной резвится. (Чайка).
- Какая птица является государственным символом России? (Двуглавый орел).
- На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
- Для чего скворцы садятся на лошадей, коров и овец.( Чтобы нащипать линялой шерсти для выстилки гнезд)
Третий конкурс «Верните нас в родные места»
В зоопарк собирают птиц из разных концов земного шара. На столе лежат конверты с рисунками птиц. Нужно вернуть каждую птицу на ее родину.
Север: кайра, снегирь, полярные совы, гага.
Тундра: стерх ( белый журавль), соколы, розовая чайка.
Тайга: куница, дятел, иволга, глухарь, тетерев, ястребы
Степь: жаворонки, стрижи, перепела, дрофа, розовый скворец, ласточки
Пустыня: орлы-беркуты, пустынная курочка, ворона, славка, жаворонок, козодой , аист.
Горы: орлы, соколы-балобаны, черные грифы.
Четвертый конкурс «Друзья пернатых».
К столу выходят по 2 участника из каждой команды и выбирают 2 карточки с изображением птиц . На обратной стороне написаны вопросы. Нужно правильно назвать птицу и ответить на вопросы. За правильный ответ присуждается по 2 очка.
Дятел.
- Почему меня называют лесным доктором? Правильно ли будет, если меня назовут еще и лесным кормильцем, почему?
(Дятел не только уничтожает вредителей деревьев, но и делит свою добычу с другими птицами)
Иволга.
-Почему меня называют лесной флейтой и лесной кошкой.
(Иволга – одна из птиц , которая может петь красиво, как флейта, и кричать , как разъяренная кошка).
Олянка.
- Слышали ли вы о подводной певунье . Это я. Почему меня так называют?
(Птичка может без вреда для себя находиться под водой. Там на дне она ищет себе пищу: водяных жуков, личинок, рыбьих мальков. А иногда и распевает под водой).
Зуек речной.
- Ни мне, ни моим детям не нужны гнезда. Почему?
(Птица живет на берегу рек. Яйца зуйка пестрые, совсем не заметные на фоне
гальки. Птенцам зуйка гнезда не нужны – едва вылупившись, они начинают бегать. А чуть заметят опасность, ложатся на гальку и делаются невидимыми.)
Козодой.
- Почему меня называют «козодой»?
(Раньше существовало поверье, что эта птичка доит коз и коров . На самом деле она летает вокруг животных в поисках пищи. Ведь около животных всегда много комаров ,мух, слепней. Вот они и вьются вокруг них, на лету вылавливая насекомых.)
Голубь.
- Так ли я выкармливаю своих птенцов как все остальные птицы?
(Первую неделю голубь кормит птенцов птичьим молоком, которое представляет творожную массу и образуется в зобу у голубя)
Кукушка.
- Я кукую громко, надо широко рот разевать. А как кукую я?
(Кукушка кукует с закрытым ртом, лишь надувается горло).
Снегирь.
- Почему меня назвали снегирем?
(Прилетает вместе со снегом. Летом живет на севере. Наши леса для снегиря-
теплые страны)
Пятый конкурс «Самый наблюдательный».
- Как весенние изменения повлияли на жизнь птиц?
(Птицы весело поют, громко чирикают воробьи, каркают вороны, трещат сороки)
- Какие перелетные птицы появились в школьном саду? (Скворцы)
- Чем сейчас заняты скворцы? (Скворцы живут парами, строят гнезда, скоро в гнездах появятся яйца)
- Как нужно вести себя в лесу, парке, сквере, чтобы не пугать птицу весной? (Нельзя бегать у гнезд, кричать, трясти деревья, брать яйца птиц в руки)
- Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредителей сада, огорода,
полей, лесов)
6.Как мы можем помочь в охране птиц? ( Развешивать скворечники весной, зимой подкармливать птиц , заготавливать на зиму почки, насекомых, семена
для птиц).
Подведение итогов конкурса. Определение победителя.
Чтение стихотворения «Встреча скворцов» И.Иванова.
Конкурс заканчивается игрой «Угадай, чей голосок»
(Птичьи голоса : жаворонок, кукушка, сорока, ворона, дятел, воробей,
иволга, голубь и другие)
Объясните значение пословиц.
------ Счастье не перепелка – решетом не накроешь.
------ Птица поет – сама себя предает.
------ За кукушку бьют в макушку.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но они украшают нашу огромную Родину свое красотой, своим чудесным пением.
Поэтому нам нужно создать для пернатых друзей хорошие условия особенно в зимнее время. Ребята! Подкармливайте зимой птиц, делайте кормушки, а весной развешивайте скворечники в садах, в огородах, около домов!
Просмотр фильма «Птицы Красной книги».
Литература.
Журнал «Воспитание школьников», 2002 год №2, №5 - 2001 год.
Стихи о весне русских писателей, русское народное творчество (загадки, пословицы, поговорки)
Песни о весне, «Здравствуй ,весна!», сл. О.Высотской, муз. А.Островского.
Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о птицах.1975 г.
Строков В.В. Пернатые друзья лесов. 1976 г.
Герасимов В.П.Животный мир нашей родины. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

Игра по окружающему миру. Наши пернатые друзья
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для младших школьников....

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ КВН СРЕДИ 4-Х КЛАССОВ «ПЕРНАТЫЕ СОСЕДИ»
Сценарий предназначен для внекласной работы в 4 классе...
Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
Цели: -Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. -Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам. -Раскрыть важность заботы о птицах зимой. -Вос...

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
Цели:-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.-Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам. -Раскрыть важность за...

Игра «Наши пернатые друзья».Внеурочная деятельность
Игра «Наши пернатые друзья».Цель: Расширить и углубить знания, полученные на уроках; способствовать сплочению классного коллектива.Развивать любознательность, наблюдательность.Воспитывать ...