Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Михуткина Роза Васильевна

 Цели:

-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

-Научить проявлять заботу  к голодающим и замерзающим зимой птицам.          

-Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_nashi_pernatye_druzya.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»

 Цели:

-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

-Научить проявлять заботу  к голодающим и замерзающим зимой птицам.          

-Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;                      

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих  птицах.

-Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

-Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.

Развивающие:

-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

-Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

-Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

-Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

-Сочувствовать и помогать  птицам  в зимнее время года.  

-Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

-Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия  в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.

      I. Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях.
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол). Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов, а есть птицы, которые улетают в теплые края, а некоторые остаются на зимовку в наших краях.  

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Ребята, каких птиц  видели во дворе зимой? ( воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.

      Сегодня мы проведем игру- викторину на тему: «Наши пернатые друзья». Разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
- Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся

II. Конкурсы

Конкурс «Разминка»

А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди

-Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

-Какая птица имеет клюв виде креста? ( клёст)

-Каких птиц можно научить говорить? (попугая, ворону, сороку, скворца)

-Какие птицы не умеют летать? (Страусы, пингвины)

-У какой птицы на голове хохолок? (свиристель)

-Где делает себе гнездо соловей? (на земле)

-Какая птица не выводит птенцов? (кукушка)

-Чем отличается ворона от галки? (ворона серая и больше галки ,галка чёрная)

-Какие птицы выводят птенцов зимой? ( клесты)

-У какой птицы самый красивый хвост? ( у павлина)

-Какую птицу называют будильником? ( петух)

-С прилётом этой птицы начинается весна . (грач)

-Птица с розовым опереньем (фламинго)

-Какая птица не умеет летать, но быстро бегает? ( страус)

-Какую птицу считают символом мудрости? (сова)

-Что зимой страшнее птицам: холод или голод? (голод)

-Какую птицу считают самым лучшим певцом? ( соловей)

-Какая домашняя птица предупреждает хозяина о том, что к дому подходят гости? (гуси, они начинают сильна гоготать)

-Какую птицу считают символом верности ( лебедя)

-Почему аисты и цапли живут в болотистых местах? ( они питаются лягушками)

-Какая птица носит мешок с рыбой? (пеликан)

-Какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири)

-Где строят гнёзда ласточки-береговушки? (на крутых склонах рек)

-Что есть у птиц, но нет у зверей? (у птиц есть перья)

-Какие птицы, кроме совы, живут в дупле? (скворцы)

-Почему перед дождём ласточки летают низко?( ловят мошек, которые низко летают перед дождём).

-Какая птичка снесёт такое яичко, которым можно накормить всю семью? ( страус)

-Зачем дятел стучит по дереву? (добывает личинок и чевячков)

-Какие птицы улетают на юг последними? ( утки, гуси, лебеди, т.к. питаются рыбой и могут добыть себе корм, пока река не замёрзла)

-Зачем клесту такой клюв? ( доставать семена из шишек)

-Какую пользу приносит сова? (уничтожает мышей)

Физкультминутка-игра «Перелётные или зимующие»

 Учитель называет птиц. Если птица перелётная - дети поднимают руки, Если зимующая- приседают.

Зимующие          Перелётные

Сорока                 Ласточка

Сова                     Грач

Синица                Соловей

Воробей               Кукушка

Голубь                   Скворец

Ворона                    Журавль

 Конкурс «Узнай птицу»

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса. Вы легко их узнаете но описанию.

1.Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица.)

3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица — труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой.

(Дятел.)

4.Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клест.)

5.Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень подвижная, суетливая птица. (Сорока.)

6.У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)

Конкурс. Весёлые вопросы.

-Птенцов какой птицы считают по осени? (курицы. Цыплят по осени считают)

-Какая птица приносит в дом детей? (аист)

-Как зовут мужа утки? (селезень)

-Какая птица на хвосте новости приносит? (сорока)

-Какая птица является символом мира? (голубь)

-Какая птица варила детям кашу? (сорока)

-На какой птице Айболит долетел до Африки? (на орле)

-Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
Загадки. Поочередно загадываются каждой команде.
- когда птицы улетают в теплые края? (осенью)
-какие птицы прилетают первыми? (грачи)
-какие птицы прилетают последними? (ласточки)
-гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает? (кукушка)
-вещунья - белобока, а зовут ее..? (сорока)
-что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица прямо на трактор чуть не садится? (грач). На одной ноге стоит, 
В воду пристально глядит. 
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат 
На носу повисла капля 
Узнаёте. Это ...

(Цапля).

В лесу ночном кукует птица. 
Она позвать себя боится 
Ку-ку ... ку-ку не спит опушка 
А птицу эту звать...

(Кукушка).

В лесу, под щебет, звон и свист 
Стучит лесной телеграфист: 
“Здорово, дрозд-приятель!” 
И ставит подпись...

(Дятел).

Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет станет жутко
Вздрогнет сонная трава. 
Это ухает ...

(Сова).

Трещала с самого утра: 
Пор-р-ра! Пор-р-ра! 
А что пора ?
Такая всем морока, 
Когда трещит ...

(Сорока).

Маленький мальчишка
В сером армячишке 
По дворам шныряет, 
Крохи собирает.
По полям ночует, 
Коноплю ворует.

(Воробей).

Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона 
Птица эта ...

(Ворона).

Всех перелётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад вперёд по пашне вскач, 
А зовётся птица...

(Грач).

Уч.

Кто прилетает за грачами?
Мы построили вдвоём 
Для гостей весенний дом. 
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей...

(Скворец).


3 часть. 
Речевая игра «У кого кто?» 
(в кругу воспитатель кидает мяч детям)
- У грача – грачонок 
-У журавля – журавленок 
-У утки – утенок 
-У соловья – соловьенок 
-У вороны - вороненок
-У аиста – аистенок 
-У курицы – цыпленок 
-У вороны – вороненок
У кукушки – кукушонок
У сороки - сорочонок
У чайки – чабар
У лебедя - лебеденок
4 часть. 
«Отберите зимующих и перелетных птиц». 
На полу вперемежку лежат картинки зимующих и перелетных птиц, необходимо их отобрать и повесить на магнитную доску.
5 часть. 
Подвижная игра «Летает, не летает» ( орел, петух, гусь, щегол, горчица, глухарь, старушка, фазан, сазан, лягушка, сахар, утенок, ворона, гитара, ворона, корона, сова, трава.)
6 часть. 
«Отгадай, чей голос». 
Дети на слух отгадывают какая птица издает звуки ( ворона, петух, соловей, утка, гусь, чайка.) Если дети ответили правильно, на мониторе появляется картинка с изображением птицы. Игра проводится сидя на ковре.
7 часть. 
«Кто лишний?». 
Назвать лишнюю птицу и обьяснить почему. 
-петух, курица, скворец, индюк ( скворец – перелетная птица, все остальные домашние).
-грач, ласточка, снегирь, скворец. (снегирь, т к зимует у нас, все остальные- перелетные).
-цыпленок, грач, снегирь, утка (цыпленок, т к он маленький).
-ворона, синица, воробей, соловей (соловей, т к он перелетная птица).
-петух, индюк, курица, ворона (ворона, т к она не домашняя птица)

Заключение. Наша викторина подходит к концу. Я хочу вам напомнить, что цветок, дерево, птицы не всегда могут защититься, если они будут уничтожены, мы с вами на планете останемся одни! Помните об этом, ребята! В старину наши бабушки пели заклички и так звали весну, давайте и мы с вами позовем птиц и весну. «Жаворонки прилетите, весну - красну принесите, зима надоела, весь хлеб поела». Подведение итогов, дети угощаются булочками – жаворонками под музыку «Песня про птиц»., танец «Птицы белые»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

Экологическая викторина «Наши пернатые друзья»

Цель: воспитание экологической культуры     у      обучающихся   Задачи: формировать активную позицию...

Викторина "Наши пернатые друзья"

                         Наши пернатые друзья.Цель: Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц и мест их гнездования.Зада...

Викторина "Наши пернатые друзья"

В ходе викторины детям предлагаются различные задания на знание различных сведений о птицах....

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»

Цели: -Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. -Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам. -Раскрыть важность заботы о птицах зимой. -Вос...