Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Цели:
-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.
-Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.
-Раскрыть важность заботы о птицах зимой.
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_nashi_pernatye_druzya.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
Цели:
-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.
-Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам.
-Раскрыть важность заботы о птицах зимой.
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих птицах.
-Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
-Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
-Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
-Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
Воспитательные:
-Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.
-Сочувствовать и помогать птицам в зимнее время года.
-Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.
-Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.
Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.
I. Вступительная беседа.
Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях.
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол). Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов, а есть птицы, которые улетают в теплые края, а некоторые остаются на зимовку в наших краях.
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Ребята, каких птиц видели во дворе зимой? ( воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.
Сегодня мы проведем игру- викторину на тему: «Наши пернатые друзья». Разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
- Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся
II. Конкурсы
Конкурс «Разминка»
А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди
-Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
-Какая птица имеет клюв виде креста? ( клёст)
-Каких птиц можно научить говорить? (попугая, ворону, сороку, скворца)
-Какие птицы не умеют летать? (Страусы, пингвины)
-У какой птицы на голове хохолок? (свиристель)
-Где делает себе гнездо соловей? (на земле)
-Какая птица не выводит птенцов? (кукушка)
-Чем отличается ворона от галки? (ворона серая и больше галки ,галка чёрная)
-Какие птицы выводят птенцов зимой? ( клесты)
-У какой птицы самый красивый хвост? ( у павлина)
-Какую птицу называют будильником? ( петух)
-С прилётом этой птицы начинается весна . (грач)
-Птица с розовым опереньем (фламинго)
-Какая птица не умеет летать, но быстро бегает? ( страус)
-Какую птицу считают символом мудрости? (сова)
-Что зимой страшнее птицам: холод или голод? (голод)
-Какую птицу считают самым лучшим певцом? ( соловей)
-Какая домашняя птица предупреждает хозяина о том, что к дому подходят гости? (гуси, они начинают сильна гоготать)
-Какую птицу считают символом верности ( лебедя)
-Почему аисты и цапли живут в болотистых местах? ( они питаются лягушками)
-Какая птица носит мешок с рыбой? (пеликан)
-Какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири)
-Где строят гнёзда ласточки-береговушки? (на крутых склонах рек)
-Что есть у птиц, но нет у зверей? (у птиц есть перья)
-Какие птицы, кроме совы, живут в дупле? (скворцы)
-Почему перед дождём ласточки летают низко?( ловят мошек, которые низко летают перед дождём).
-Какая птичка снесёт такое яичко, которым можно накормить всю семью? ( страус)
-Зачем дятел стучит по дереву? (добывает личинок и чевячков)
-Какие птицы улетают на юг последними? ( утки, гуси, лебеди, т.к. питаются рыбой и могут добыть себе корм, пока река не замёрзла)
-Зачем клесту такой клюв? ( доставать семена из шишек)
-Какую пользу приносит сова? (уничтожает мышей)
Физкультминутка-игра «Перелётные или зимующие»
Учитель называет птиц. Если птица перелётная - дети поднимают руки, Если зимующая- приседают.
Зимующие Перелётные
Сорока Ласточка
Сова Грач
Синица Соловей
Воробей Кукушка
Голубь Скворец
Ворона Журавль
Конкурс «Узнай птицу»
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса. Вы легко их узнаете но описанию.
1.Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица.)
3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица — труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой.
(Дятел.)
4.Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клест.)
5.Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень подвижная, суетливая птица. (Сорока.)
6.У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)
Конкурс. Весёлые вопросы.
-Птенцов какой птицы считают по осени? (курицы. Цыплят по осени считают)
-Какая птица приносит в дом детей? (аист)
-Как зовут мужа утки? (селезень)
-Какая птица на хвосте новости приносит? (сорока)
-Какая птица является символом мира? (голубь)
-Какая птица варила детям кашу? (сорока)
-На какой птице Айболит долетел до Африки? (на орле)
-Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
Загадки. Поочередно загадываются каждой команде.
- когда птицы улетают в теплые края? (осенью)
-какие птицы прилетают первыми? (грачи)
-какие птицы прилетают последними? (ласточки)
-гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает? (кукушка)
-вещунья - белобока, а зовут ее..? (сорока)
-что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица прямо на трактор чуть не садится? (грач). На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля
Узнаёте. Это ...
(Цапля).
В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку ... ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать...
(Кукушка).
В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись...
(Дятел).
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет станет жутко
Вздрогнет сонная трава.
Это ухает ...
(Сова).
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора ?
Такая всем морока,
Когда трещит ...
(Сорока).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Птица эта ...
(Ворона).
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица...
(Грач).
Уч.
Кто прилетает за грачами?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей...
(Скворец).
3 часть.
Речевая игра «У кого кто?»
(в кругу воспитатель кидает мяч детям)
- У грача – грачонок
-У журавля – журавленок
-У утки – утенок
-У соловья – соловьенок
-У вороны - вороненок
-У аиста – аистенок
-У курицы – цыпленок
-У вороны – вороненок
У кукушки – кукушонок
У сороки - сорочонок
У чайки – чабар
У лебедя - лебеденок
4 часть.
«Отберите зимующих и перелетных птиц».
На полу вперемежку лежат картинки зимующих и перелетных птиц, необходимо их отобрать и повесить на магнитную доску.
5 часть.
Подвижная игра «Летает, не летает» ( орел, петух, гусь, щегол, горчица, глухарь, старушка, фазан, сазан, лягушка, сахар, утенок, ворона, гитара, ворона, корона, сова, трава.)
6 часть.
«Отгадай, чей голос».
Дети на слух отгадывают какая птица издает звуки ( ворона, петух, соловей, утка, гусь, чайка.) Если дети ответили правильно, на мониторе появляется картинка с изображением птицы. Игра проводится сидя на ковре.
7 часть.
«Кто лишний?».
Назвать лишнюю птицу и обьяснить почему.
-петух, курица, скворец, индюк ( скворец – перелетная птица, все остальные домашние).
-грач, ласточка, снегирь, скворец. (снегирь, т к зимует у нас, все остальные- перелетные).
-цыпленок, грач, снегирь, утка (цыпленок, т к он маленький).
-ворона, синица, воробей, соловей (соловей, т к он перелетная птица).
-петух, индюк, курица, ворона (ворона, т к она не домашняя птица)
Заключение. Наша викторина подходит к концу. Я хочу вам напомнить, что цветок, дерево, птицы не всегда могут защититься, если они будут уничтожены, мы с вами на планете останемся одни! Помните об этом, ребята! В старину наши бабушки пели заклички и так звали весну, давайте и мы с вами позовем птиц и весну. «Жаворонки прилетите, весну - красну принесите, зима надоела, весь хлеб поела». Подведение итогов, дети угощаются булочками – жаворонками под музыку «Песня про птиц»., танец «Птицы белые»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...
Экологическая викторина «Наши пернатые друзья»
Цель: воспитание экологической культуры у обучающихся Задачи: формировать активную позицию...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Наши пернатые друзья.Цель: Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц и мест их гнездования.Зада...
Викторина "Наши пернатые друзья"
В ходе викторины детям предлагаются различные задания на знание различных сведений о птицах....
Игра – викторина «Наши пернатые друзья»
Цели: -Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. -Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам. -Раскрыть важность заботы о птицах зимой. -Вос...