Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Афанасовская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Птицы – наши пернатые друзья,
обижать их нельзя
(познавательно-развлекательная игра)
Учитель начальных классов -
Медведева Татьяна Николаевна
с. Афанасово. 2013 г
Цель: закрепить знание названий пернатых друзей, которые обитают в нашей местности, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения); использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».
Ход игры
I. Орг. момент
Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок».
Выходят дети и читают стихи
1-й чтец. Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери – зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
2-й чтец. Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет –
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят!
Учитель. Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года.
II. Знакомство с многообразием названий птиц.
Учитель. В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
– Синь-синь! – посвистывает синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
– Гра-гра! – представляется грач.
– Сквор-сквор! – поют скворцы.
– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!
Входят в костюмах ребята, изображающие разных птиц.
Звучит запись «Голоса птиц».
III. Представление птиц.
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.
Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Ученик. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый скворец.
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.
«Птицы» рассаживаются по местам.
IV. Игра «Наши пернатые друзья».
Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.
1-й конкурс: «Приветствие».
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.
1-я команда «Дятел».
Д е в и з: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» –
И ставит подпись: дятел.
2-я команда «Сорока».
Д е в и з: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
3-я команда «Горихвост».
Д е в и з: Черно-белая манишка,
Подвижный, с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост!»
Жюри оценивает конкурс.
2-й конкурс: «Разминка».
Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
В о п р о с ы:
– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)
– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)
– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)
– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)
– Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой.)
– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)
– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)
Жюри оценивает конкурс.
3-й конкурс: «Почтовый ящик».
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.
Описание первое:
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
О т в е т: синица.
Описание второе:
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
О т в е т: поползень.
Описание третье:
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.
Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
О т в е т: щегол.
Жюри оценивает конкурс.
4-й конкурс: «Птичьи разговоры».
Команды получают к а р т о ч к и:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
Жюри оценивает конкурс.
5-й конкурс: «Чьи клювы и лапы».
Команды получают карточки с изображением разных клювов и лап птиц.
Команды должны написать названия птиц, т. е. узнать птицу по клюву или лапам. На выполнение задания даётся 5 минут.
Жюри оценивает конкурс.
6-й конкурс: «Птичьи профессии».
Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают к а р т о ч к и:
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
О т в е т: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Жюри оценивает конкурс.
7-й конкурс: К о н к у р с художников.
– Но вот с наступлением весны птицы собираются высиживать птенцов. Для этого одни вьют гнезда, другие селятся в дупла, а скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти скворечники напоминают домики. – Давайте вспомним, как эти домики выглядят. (Демонстрация рисунка.) |
– Теперь по одному художнику от каждой команды я завяжу глаза, и они по моей команде начнут такой скворечник рисовать.
Жюри оценивает конкурс.
8. Игра «Прилетели птицы».
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
Учитель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все вы молодцы!
9. Кроссворд «Берегите птиц».
Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан.)
3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я … (ворона).
4. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.
(Соловей.)
5. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(Снегирь.)
6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
7. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
«Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом. (Клест.)
9. И стекают струйкой капли
С клюва стройной … (цапли).
10. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел.)
11. Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин.)
12. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
Ключевые слова: «Берегите птиц».
V. Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.
Ученик. Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей! Муса Джангазиев
IV. Подведение итогов.
Правила обращения с птицами.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Ведущая. – Итак, подведем итоги. Со счетом … победила команда …
Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...
«Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя!" КВН
Данное внеклассное мероприятие поможет учителям начальных классов расширить знания учащихся о птицах - наших пернатых друзьях....