Открытый урок по окружающему миру "Водица-царица"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру был проведен в рамках районного семинара замдиректоров по УВР 13 марта, накануне Всемирного дня воды, который отмечается 22 марта.
Цели урока:
Образовательные: дать представление детям о роли воды для всого окружающего мира, расширить общий кругозор.
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать выводы, переносить ренее полученные знания на новый учебный материал, способствовать развитию творческой активности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Для достижения поставленных целей урока, обучение ведется на системно-деятельностной основе. Ученики сами открывают для себя новые знания, используя для этого разные источники информации. Полученную информацию они учатся анализировать, обобщать в выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_vodica-carica.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема: Водица – царица
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
- Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
- Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, рабочие листы для индивидуальной работы с самооценкой, конверты с цветными вкладками-выводами, цветные карандаши, минилаборатории для проведения опытов, плакат «Правила работы в группе», учебник А.А. Вахрушева «Окружающий мир. Наша планета Земля. 2-я часть»
Ход урока
- Организация начала урока (Слайд 1)
1) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
- Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
1. Чтение учителем стихотворения:
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жалко тех людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- А что нас может удивлять в окружающем мире? (Деревьям, погоде, природе…)
- Сегодня на уроке мы будем исследовать одну «особу».
- А кто она, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд 2)
2. Загадка:
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
И качаю в океанах
Великаны- корабли. (Щелчок по слайду 2) (Вода)
- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Водица - царица»
- Чтобы сформулировать цели и задачи урока, заполним таблицу.
3. Раздать таблички. Заполнение 1 и 2 столбца таблицы (Слайды 3-7):
На экране примерная таблица
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Жидкая Мы её пьем | Сколько воды на Земном шаре? Какими свойствами обладает вода? |
Примечание: во время работы заполняются 1 и 2 столбики. З столбец «Узнал»заполняется в течение урока: дети вклеивают заранее подготовленные учителем цветные вкладки с напечатанными на них выводами)
- Что вы знаете о воде? (жидкая, мы ее пьем) - заполнить первый столбик
- А что хотели бы еще узнать о воде?
Варианты ответов: - Что такое вода?
- Какая бывает вода?
- Сколько воды на земном шаре?
- Какими свойствами обладает вода?
- Где можем встретить?
- Запишем во второй столбик основные вопросы: Сколько воды на Земном шаре? и Какими свойствами обладает вода?
- В течении урока мы заполним 3-ий столбик таблицы.
- Понятна ли вам наша задача и цель?
- Какими мы должны быть на уроке? (Внимательными, ответственными, аккуратными, терпеливыми, сообразительными, дружными)
Содержание деятельности:
- Чтение пословицы. Объяснение её смысла (8 слайд)
- Прочитайте пословицу:
Капля воды дороже золота
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
(Слайд 9)
- Почему же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).
- Без пищи человек может прожить не больше 1 месяца, а вот без воды – не более 3-х дней. А знаете почему?
(Слайд 10)
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь и мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек должен употреблять в среднем около 2-х литров воды.
(Слайд 11) Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива .
- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).
- Почему растение завяло? (Его не поливали).
- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода)
(Слайд 12) Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются.
- Кто ещё не может жить без воды? (животные)
- Для чего вода животным? (Пить, купаться, жить).
(Слайд 13) - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут.
(Слайд 14) Например, собака может прожить без пищи несколько недель, а без воды 3-5 дней. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).
(Слайд 15) (стихотворение читает учитель)
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – это сама… Жизнь. (Щелчок по слайду 15)
- А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.
(Щелчок по слайду 15) 1. Вода – это жизнь, красота и здоровье. (заполнить
табличку у себя - дети вклеивают в 3-ий столбик таблицы цветную полоску)
- Возьмите у себя в конвертах полоску зеленого цвета с нужным выводом, вклейте в третий столбик своей таблицы.
(Слайд 16) А теперь на физкультминутку становись (отдых)
Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» (Слайд 17)
- Хотите узнать, откуда пришла вода? (Стихи читают дети).
1. Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
2. Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
3. На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
4. – Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
4. Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- И я, дружок, из океана!
(Слайд 18) - Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Самые радостные впечатления тоже связаны с водой: рыбалка, катание в лодке, на коньках зимой, купание летом в речке, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.
- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?
- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты.
(Слайд 19) - А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан?(ответы детей) (Щелчок по слайду 19) (появляются ответы: озера, реки, моря, океаны)
(Слайд 20) - Вот он мировой океан.
Практическая работа на интерактивной доске
- Итак, выберите и перенесите нужное слово в мировой океан. (дети работают у доски)
- Входят ли горы и леса в мировой океан? (нет, это суша)
(Слайд 21) Работа с картой (учебник с.96-97)
- Откройте учебники на с. 96 – 97. Рассмотрите карту полушарий нашей планеты. Какого цвета вода на карте? (Голубого цвета).
- А что изображено коричневым и зеленым цветом? (суша)
- Много воды или мало? (много)
- Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши.
- Постарайтесь мысленно разделить карту на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? (Щелчок по слайду 21)
- Если планету разделить на 4 «равных» части (Щелчок по слайду 21), то 3 части – это вода, и только 1 часть – это суша.
- Кто из вас был на море и пробовал морскую воду, чем вода в море отличается от воды в реке? (наличием соли)
- Вы все пробовали на вкус воду из крана. Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная)
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше.
(Слайд 22) Из космоса наша планета выглядит водяным шаром. Но 97% (это большая часть всех земных вод) (щелчок по слайду) соленая (щелчок по слайду), а только (щелчок по слайду) 3% (щелчок по слайду) - пресная вода.
(Слайд 23) причем 2% из них заморожены в Арктике и Антарктиде. Таким образом для пользования человеку остаётся очень мало пресной воды.
(Слайд 24) Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.
- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).
Дополнительные сведения. (рассказывают дети)
- Наши ребята приготовили для всех интересные сообщения о животных и растениях, связанных с водой.
Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.
Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому
предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.
Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.
(Слайд 25) Практическая работа на интерактивной доске
- Выберите среди животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)…
- Для многих растений и животных вода – это…Дом.
(Слайд 26) 2. Вода – дом для многих растений и животных. (заполнить табличку у себя - дети вклеивают в 3-ий столбик таблицы цветную полоску)
- Вклейте красную полоску с нужным выводом в 3-ий столбик таблицы.
(Слайд 27) Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобили, вертолет, автобус
- Назовите изображенные предметы одним словом. (Щелчок по 27 слайду) (Транспорт).
- Вспомните, какой бывает транспорт? Распределите на три группы. (Воздушный, наземный, водный).
- Остановимся на водном транспорте (Щелчок по 27 слайду). Как люди используют водный транспорт? (перевозят грузы и людей) Если перевозят грузы и людей, значит, вода – это удобная … дорога.
(Слайд 28)
- А как ещё в быту человек использует воду? (Вода в батареях, в кране, поливают огороды, …. ).
- Ещё без воды не обходится современное производство космических ракет. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и
гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.
- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.
(Щелчок по 28 слайду) 3. Вода – помощник человека. (заполнить табличку у себя - дети вклеивают в 3-ий столбик таблицы цветную полоску)
- Вклейте желтую полоску с нужным выводом.
Практическая работа в группе
-У вас в конвертах лежат фрагменты рисунка. Соберите его.
В это время включить «Кирилл и Мифодий» (4 класс, 5-ый урок, 4-ое задание)
- Рассмотрите получившийся рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Слайд 29) (Её загрязняют)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).
- Как можно помочь сберечь чистую воду? Откройте учебники на с. 92. Выберите предложение, в котором говорится, как можно сберечь воду.
- Ещё какую помощь можем оказать мы? (не мусорить в воде и на берегу рек, строить очистные сооружения).
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»?
(Щелчок по слайду 29)
Берегите воду!
- Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. От загрязнения воды умирают люди. Ученые обеспокоенны, что скоро люди будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. И поэтому воду надо БЕРЕЧЬ!
- Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает почти половина стакана, за сутки – два ведра.
(Слайд 30)
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
- В нашей стране и во многих других странах мира (Щелчок по слайду 30) 22 марта отмечается Всемирный день воды под девизом «Вода- это жизнь».
- Для того чтобы сохранить водные богатства Земли необходимо каждому из нас бережно относится к воде. Не проходите мимо открытого крана, экономьте воду, не загрязняйте водоёмы. И эти простые меры помогут сохранить воду на нашей планете.
- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».
Интерактивная физминутка «Гномики»
(Слайд 31) - Мы с вами выяснили, что такое вода, зачем она нужна и почему её надо беречь, а теперь узнаем, какими свойствами она обладает, для этого мы с вами станем научными сотрудниками и проведем опыты. Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях.
- Давайте вспомним правила работы в группе. (дети читают правила с плаката на доске)
- Каждая группа будет изучать определенное свойство.
1 группа «Капелька» изучает форму.
2 группа «Снежинка» изучает цвет.
3 группа «Росинка» изучает прозрачность.
4 группа «Облачко» изучает запах.
Эксперименты (практика)
I лаборатория «Капелька» - будет изучать форму воды.
- Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло? Выполните.
Растечётся, вода не держит форму .
- Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод. (нет формы)
(Щелчок по слайду 32) Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.
- Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?
Текучая. (Слайд 33)
II лаборатория «Снежинка»
- Возьмите два стакана: с молоком и водой. Сравните их по цвету. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод?
Молоко – белое, вода – бесцветная. (Слайд 34)
III лаборатория «Росинка»
- Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.
Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. (Слайд 35)
IV лаборатория «Облачко»
- Возьмите стакан с водой и стакан с соком. Понюхайте воду и сок. Какой запах у воды и сока? Сделайте вывод.
Вода не имеет запаха. (Слайд 36)
Работа с интерактивной доской. (Электронное приложение «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». - из окружающего мира в 4 классе, урок № 5, задание 4)
- Следующий опыт мы сделаем вместе. Нам поможет его выполнить Космик и ….(один ученик из класса) .
Первая группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли? Третья и четвертая группы смешают с водой мел. Что заметили?
Вода растворила соль и сахар.
Вода- растворитель. (Слайд 37)
- При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.
(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).
- Скажите, имеет ли вода вкус?
-А после того, как она растворила сахарный песок и поваренную соль? (Она приобретает сладкий или солёный вкус.)
- Сделайте вывод. (слайд)
Вода не имеет вкуса. . (Слайд 38)
- Скажите, как мы используем это свойство воды в жизни? (При приготовлении пищи, засолки овощей, для приготовления варенья и компотов)
(Слайд 39) - Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? (вода: не имеет формы, текучая, бесцветная, прозрачная, растворитель, не имеет запаха, не имеет вкуса)
- Приклеим голубую полоску со свойствами воды в таблицу.
- Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, какие знания вы получили на уроке. Что нового вы узнали для себя о воде? Прочтем наши выводы в таблице.
(Слайд 40- 48) Заполнение по щелчку на интерактивной доске
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Жидкая Мы её пьем | Сколько воды на Земном шаре? Какими свойствами обладает вода? | Вода-это жизнь, красота, здоровье. Вода-это дом для многих растений и животных. Вода- помощник человека. Вода не имеет формы. Прозрачная. Не имеет запаха. Вода-растворитель. Не имеет вкуса. |
Рефлексия.
- А что интересного вы узнали на уроке? (человеку в сутки необходимо выпивать около трех литров воды, слон выпивает за день 90 литров воды, …….)
- Как вы оцениваете свою работу? Поставьте себе оценку. «Отлично» - раскрасьте большую капельку, «Хорошо» - среднюю капельку, «Удовлетворительно» - маленькую капельку. Я проверю ваши работы и посмотрю, совпадают ли наши мнения.
Итог урока.
- Чему вы научились на этом уроке? (Игра «Вставь пропущенные слова»)
(Слайд 49)
- Почему же воду называют «Царицей»? (без воды невозможна жизнь на Земле)
( Слайд 50)
– Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...