Учимся быть пешеходами
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Правила поведеня на улице, в транспорте.Самостоятельная работа по вариантам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_byt_peshehodami_okr_mir.docx676.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся быть пешеходами

Цели: познакомить с правилами поведения на улице, в транспорте; учить применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместной игровой деятельности.

Оборудование: на доске плакат с изображением элементов дороги (тротуар, проезжая часть улицы, пешеходный переход «зебра»), макет светофора, жезл регулировщика, свисток.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня будем учиться быть пешеходами вместе со знакомыми ребятами с книжных страниц. Для начала проверим, знаете ли вы, как выглядит светофор. Раскрасьте его правильно на с. 42 в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание, затем сравнивают с выставленным учителем макетом светофора.

II. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Подумайте, почему на нижнем рисунке никто никому не мешает – ни машины людям, ни люди машинам. (Ответы учащихся.) Найдите в тексте на с. 14 ответы.

Ученики. Потому что есть правила поведения на улице для пешеходов и водителей. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу на улице, придуманы специальные знаки.

2. Игра-драматизация «Правила уличного движения» (на основе стихотворения «Азбука безопасности» О. Бедарева).

Учитель. Асфальтом улицы мостятся…

    Автомобили быстро мчатся,

    Бурлит в движенье мостовая…

Ученики. Бегут авто, спешат трамваи.

Учитель. Леша с Любой ходят парой.

    Где идут?

Ученики (показывая на плакате). По тротуару.

Создается ситуация: Незнайка и перепуганный шумом зайка случайно столкнулись со встречным пешеходом (или пешеходы толкаются на дороге, пытаются обойти друг друга).

Учитель. Все будьте правилу верны –

Ученики. Держитесь правой стороны.

Учитель. Вы подошли к дороге, как перейти на другую сторону? Почему машины мчатся без остановки?

Возникает ситуация: клоун пытается перебежать улицу, но никак не может достичь цели из-за потока машин.

Учитель. Должен помнить пешеход:

Ученики. Перекресток – переход.

Учитель. Как перейти улицу, если не горит сигнал светофора, а машины мчатся без остановки?

Кто-либо из учеников выставляет светофор, сигналит.

Какой самый строгий свет светофора?

Ученики. Красный.

Учитель.         Если он горит,

        Стоп! Дороги дальше нет,

        Путь для всех закрыт.

        Чтоб спокойно перешел ты,

        Слушай наш совет:

        Жди! Увидишь скоро желтый

        В середине свет.

        А за ним зеленый свет

        Вспыхнет впереди.

        Скажет он: «Препятствий нет,

        Смело в путь иди!»

            А. Северный

Вы запомнили правила? Молодцы! Когда пойдете с родителями, братьями или сестрами на прогулку, повторите им эти правила.

3. Выполнение задания «О чем говорят нам дорожные знаки» (учебник, с. 17).

Учитель. Как можно узнать, где разрешается переходить улицу, что дальше нет пути? Где может останавливаться машина?

Ученики. По дорожным знакам.

Учитель. Эти знаки, как буквы в алфавите, называют дорожной азбукой. На экскурсии мы с вами изучили некоторые знаки и их группы. Какие это группы?

Ученики. Разрешающие, запрещающие, предупреждающие.

Учитель. В задании на с. 17 учебника еще раз повторите известные вам знаки, а в рабочей тетради на с. 43 нарисуйте знаки из каждой группы.

Учащиеся выполняют.

Есть еще одна группа знаков – информационно-указательные, которые сообщают нам, где находится остановка транспорта, где подземный переход, а где наземный, где ближайшая автозаправочная станция на дороге, медицинский пункт, телефон, столовая.

Рассмотрите информационно-указательные знаки на с. 17. На что они указывают? (Ответы учащихся.)

Какую разметку вы видели на дорогах? Для чего она нужна? Прочитайте об образцах дорожной разметки на с. 16. Что вы узнали?

Покажите на плакате перекресток, место перехода пешеходов, велосипедную дорожку, обочину.

Ребята, согласны вы со мной в том, что

                Город, в котором с тобой мы живем,

                Можно по праву сравнить с букварем,

                Азбукой улиц, проспектов, дорог –

                Город дает нам все время урок?

III. Самостоятельная работа.

1. Проверочный тест.

Задание 1.

Какой знак устанавливается непосредственно у пешеходного перехода? Ответ подчеркните красной чертой.

Первый.

Второй.

Третий.

Четвертый.

Пятый.

Задание 2.

Какой знак предупреждает о приближении к неохраняемому железнодорожному переезду? Ответ подчеркните красной чертой.

Первый.

Второй.

Третий.

Четвертый.

Задание 3.

Какой знак запрещает пешеходное движение? Ответ подчеркните красной чертой.

Первый.

Второй.

Третий.

2. Выполнение заданий по вариантам.

Учитель.          На дороге всегда вы внимательны, дети?

        Проверим, как знаете правила эти.

        Везде и всюду правила –

        Их надо знать всегда.

        Поверьте, стороной тогда

        Вас обойдет беда.

Вариант I.

Задание 1. Картинку раскрасьте, выделив тротуар коричневым цветом.

Задание 2. Выделите проезжую часть голубым цветом.

Задание 3. Определите виды перекрестков, подпишите. Найдите линию «Стоп» и объясните ее значение.

Задание 4. Какой дорожный знак должен быть установлен на этом участке дороги? Нарисуйте его.

Задание 5. Закрасьте голубым цветом проезжую часть дороги, на которой движение одностороннее, и коричневым, на которой движение двухстороннее.

Задание 6. Кто из ребят нарушает правила безопасного движения? Закрасьте их красным цветом.

Задание 7. Закрасьте нарушителей безопасного движения красным цветом. Объясните, в чем заключается опасность их неправильного поведения.

Задание 8. Обозначьте зеленым цветом правильный путь в школу, красным – неправильный.

Вариант II.

Задание 1. Какой дорожный знак устанавливается на улицах или участках дорог, где движение транспорта запрещается? Нарисуйте и раскрасьте этот знак.

Задание 2. Раскрасьте картинки, выделив разными цветами элементы улицы и дороги.

Задание 3. Кто из ребят ведет себя неправильно? В чем опасность его поведения? Закрасьте его красным цветом.

Задание 4. На рисунке обозначены два пути в школу. Определите, какой путь опасный и закрасьте его красным цветом. Безопасный путь закрасьте зеленым цветом.

Задание 5. Раскрасьте картинку, выделив красным цветом тех ребят, которые нарушают правила безопасного поведения на улице.

Задание 6. Какому сигналу светофора соответствует данное положение регулировщика? Закрасьте светофор требуемым цветом.

Задание 7. Кто из пешеходов нарушает правила перехода перекрестка при данном положении регулировщика? Закрасьте их красным цветом.

Задание 8. Закрасьте требуемым цветом сигнал светофора, который соответствует данному положению регулировщика.

IV. Итог урока.

Учитель. Зачем нужны на улице строгие правила?

Ученики. Чтобы никто не попал в беду. Правила дорожного движения должны знать и выполнять все без исключения – и взрослые и дети.

Учитель. Прочитайте эти правила на с. 15 учебника в красной рамке и запомните их.

                На улице будьте внимательны, дети,

                Твердо запомните правила эти.

                О безопасности помни всегда,

                Чтоб не случилась с тобою беда!

Выполните задание 3 (рабочая тетрадь, с. 43).

Произнесем все вместе четверостишие, которое будем помнить всегда на дорогах и улицах:

                Знать правила движения –

                Большое достижение!

                Будем правила движения

                Выполнять без возражения.

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 42, задания 1–2; выбрать по желанию из предложенного учителем комплекта карточки-задания по теме урока и выполнить их.

Карточки-задания

Задание 1. Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведет себя невежливо в общественном транспорте.

Задание 2. Кто из ребят ведет себя непредусмотрительно в этой ситуации? Закрасьте его красным цветом.

Задание 3. Объясните, в чем заключается опасность таких игр на улице. Картинку раскрасьте.

Задание 4. Картинку раскрасьте. Нарушителей безопасности движения закрасьте красным цветом.

Задание 5. Правильно назовите и нарисуйте дорожные знаки, о которых говорится в загадках:

 1) Я хочу спросить про знак,

          Нарисован он вот так:

          В треугольнике ребята

          Со всех ног бегут куда-то.

 2) Вот так знак!

           Глазам не верю.

           Для чего здесь батарея?

           Помогает ли движенью

           Паровое отопленье?

           Оказалось, этот знак

           Говорит шоферу так:

           «Здесь шлагбаум – переезд,

           Подождем –

           Пройдет экспресс».

 3) Шли из школы мы домой,

           Видим – знак над мостовой:

           Круг, внутри велосипед,

           Ничего другого нет.

 4) Посмотрите, знак опасный –

           Человечек в круге красном

           Перечеркнут пополам.

           …Тут машины быстро мчатся,

           Может даже быть несчастье.

 5) Ну а если пешеходу

           Тротуар – не по пути?

           Если нужно пешеходу

           Мостовую перейти?

           Сразу ищет пешеход

           Знак дорожный …

Задание 6. О каком светофоре идет речь? Нарисуйте его.

Там, где улица, как речка,

Там, где площадь, словно море,

Два стеклянных человечка

Проживают в светофоре.

Задание 7. Какое из двух положений регулировщика соответствует содержанию стихотворения? Выбранное положение раскрасьте.

                Никто на свете так не может

                Одним движением руки

                Остановить поток прохожих

                И пропустить грузовики.

Задание 8. Есть ли на этом рисунке пешеходы, нарушающие правила дорожного движения? Закрасьте их красным цветом.

Задание 9. Закрасьте пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, красным цветом. Объясните, в чем опасность такого перехода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учись быть пешеходом»

Внеклассное мероприятие для младших школьников по правилам дорожного движения...

Урок по окружающему миру "Учимся быть пешеходами" 1 класс ФГОС

На уроке ребята формируют навыки правильного поведения на улицах города...

Конспект урока по окружающему миру "Учимся быть пешеходами"

Эта тема урока относится к ОБЖ. Система "Школа 2100". 1 класс...

Учимся быть пешеходами

на основе программы ФГОС расрывается понятие Пешеход, тротур, Обочина. Правила пешехода вводятся в ввиде игры....

УЧИМСЯ БЫТЬ ПЕШЕХОДАМИ.

Игровая программа по знанию ПДД...

«Учись быть пешеходом» Внеклассное мероприятие для младших школьников по правилам дорожного движения

Цель мероприятия: 1. Пропаганда правил дорожного движения у младших школьников2. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.3. Проверка и закрепление навыков безопасного поведения ...

Учимся быть пешеходами

Учимся быть пешеходами...