УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_lesov.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Урок по курсу «Окружающий мир»
по теме:
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.
Подготовила:
Квасова Вера Владимировна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
Изобильненского района
Ставропольского края
2012 год
Тема урока: ЛЕСА РОССИИ
Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.
Задачи урока:
- способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;
- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Тундра», «Зона лесов»;
- способствовать формированию смыслового чтения;
- развивать умение структурировать информацию;
- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;
- развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- формировать у учащихся представление о географическом положении зоны лесов, видах лесов, растительном и животном мире зоны лесов;
- воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- развивать рефлексивные процессы.
Оборудование
для учителя: компьютер, проектор, презентации "Зона лесов"; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись «Голоса птиц», «Физическая карта России»;
для детей: картинки с изображением бурого медведя, тигра; карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группе.
Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.
Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
ХОД УРОКА:
- Стадия вызова
- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.
- Покажите, пожалуйста, на карте, с какими природными зонами мы с вами уже знакомы.
Работа по карте («Физическая карта России»)
П/о Арктика- …
Зона тундры протянулась вдоль берегов северных морей. Это холодная безлесная равнина с низкорослыми растениями: карликовыми ивой и берёзкой, ягодами, мхами и лишайниками. Животный мир более разнообразен, чем в Арктике. Это и насекомые,, и перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли, кулики, и птицы постоянно живущие в тундре – белая куропатка и белая сова. Лемминг, песец, волк, северный олень – звери, обитающие в этих местах.
Блиц - опрос
- Природная зона, которая расположена севернее Арктики (Тундра)
- Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение (Белая сова)
- Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу (Лемминг)
- Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России (Краснозобая казарка)
- Растительноядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года (Куропатка)
- Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами (Голубика)
- Растение тундры, ягоды которого похожи на малину (Морошка)
- Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками (Песец)
- Основное занятие населения тундры (Оленеводство)
- Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет (Волк)
- Олений мох (Ягель)
- Редкая птица с длинной шеей (Лебедь)
- Самое крупное травоядное животное тундры (Олень)
- Вечнозеленое растение с красными ягодами (Брусника)
Индивидуальный опрос
- устный
- Где находится Таймырский заповедник? Какие птицы гнездятся здесь?
- по карточкам
1.Запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся в тундре.
2.Перечислите экологические проблемы тундры.
3.Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни.
Звучит запись голосов птиц.
- В какую природную зону мы сегодня отправимся?
«Сбор ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово лес?
В зависимости от ответов детей составляется схема:
Слайд 1.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- Что означает слово «дремучий лес»?
П/о
Это густой, труднопроходимый лес.
Слайд 2.
- Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что деревья растут редко и здесь много солнечного света.
Слайд 3.
- И сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие - светлые?»
- Стадия осмысления
Работа по карте учебника.
Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте в учебнике природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.)
- Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
П/о
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
П/о
Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.
- Какая поверхность у зоны лесов?
П/о
Зона лесов расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.
- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
П/о
Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.
- Площадь леса в России составляет 8 млн. 800 тыс. км² .
- Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?
П/о
Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.
Слайд 4 - 5.
- Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья - ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна - менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Хвойный лес - это тайга.
Слайд 6 - 7.
- Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Чтение с пометами.
Прочитайте в учебнике статью на странице 99-100. Читайте внимательно, с пометами!
Слайд 8.
- Какие деревья растут в широколиственных лесах?
П/о Дуб, клён, липа
- В России дуб сыграл выдающуюся роль. При Петре I вековые дубравы по реке Воронежу были объявлены фондом адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность.
- На Руси липа была наиценнейшим деревом и не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Сосна кормит, а липа обувает» - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти, а плелись лапти из липовой коры – лыка. Кору сдирали с молодых липок, соскребали с нее верхнюю тонкую кожицу, а оставшийся волокнистый слой резали на ленты. Эти ленты и шли на изготовление лаптей.
- Какие деревья растут в смешанных лесах?
- А где растут берёзы и осины?
- Как отличить хвойные деревья друг от друга?
- Как в народе называют кедровую сосну? (сибирским кедром).
Слайд 9.
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево, наклоняет.
Раз - наклон
И два - наклон,
Зашумел листвою клен.
- Каждая травинка в лесу, каждый куст или дерево приносят пользу: человеку или животным.
Докажите моё утверждение.
Слайд 10.
«Лесная аптека»
Шиповник – в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
Подорожник большой – применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
Одуванчик лекарственный применяют при возбуждении аппетита.
Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.
Крапива двудомная является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.
Липа применяется при простудных заболеваниях.
- Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название.
Игра «Доскажи словечко»
Если растут:
дубы – это ….. дубрава.
ели – …. ельник,
береза – …. березняк, березовая роща,
осины – …. осинник,
сосны – …. сосновый бор.
- Вот как щедра наша природа и как богат наш русский язык!
Чтение с пометами.
- А каких животных мы можем встретить в лесу?
Прочитайте в учебнике статью на странице 100-101. Читайте внимательно, с пометами!
- Назовите животных этой зоны.
П/о
Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.
Слайд 11 – 15
Дополните предложения.
Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
- Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
- Стадия рефлексии
Работа в группах
- Как же мы ответим на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие - светлые?»
- Какие три части можно выделить в лесной зоне?
- Составьте схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.
- Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100-101 учебника, запишите 2-3 цепи питания, характерные для леса.
Растения —>… —>…
Работа по карте.
- Фигурками-картинками бурого медведя отметьте на карте зону лесов.
- Куда поместим тигра? (Муссонные леса вдоль реки Амур на Дальнем Востоке)
Продолжите предложение
- Зона лесов - …..
Составьте синквейн «ЛЕС», отразив в нём своё отношение к лесу.
Коллективное выставление отметок.
- Домашнее задание:
- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок. Домашнее задание к следующему уроку у вас будет творческим: подготовить иллюстрации и краткие сообщения об одном растении леса и об одном животном леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"
Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....
УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона арктических пустынь" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Представлен подробный консп...
Программа «Школа России». Урок окружающего мира. 3 класс.
Разработка урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. 3 класс....
Презентация к уроку окружающего мира 4класс ПНШ по теме: "Зона пустынь"
Тема урока: Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.Цель: формирование представлений о деятельности человека в пустыне и его влиянии на природу пустыни.Задачи:1.Актуализировать особенности неживой и жи...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"
Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
«Природные зоны России», урок Окружающего мира 4 класс
Цель: создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интере...