Рабочая программа по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа2100"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_.docx | 96.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ____ _/МостовщиковаО.А._ Протокол № ___ « » 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5 » __________ /_КуликоваМ.В./ « » 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«СОШ № 5 » _____________/Степанько Ю.А./ Приказ № « » 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ДЮНОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 КЛАСС
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » сентября 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. (Образовательная система
«Школа 2100»)Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2011. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ – 13
- контрольных работ – 5
- самостоятельных работ – 8
- экскурсий – 2
- итоговая комплексная работа - 1
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Содержание программы
«Наша планета Земля» (68 ч)
Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.
Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала -4 ч.
Часы по усмотрению учителя -5 ч.
Учебно-тематический план
Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт — воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как вести себя при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус — модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер. Ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
-показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.
Контроль уровня обученности обучающихся
№ | Раздел Тема | Вид контроля | Формы контроля | Приложение |
1 | Введение | |||
2 | Земля и Солнце | Тематический Тематический Итоговый Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10 |
3 4 | Глобус и карта Формы земной поверхности | Тематический Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Проверочные и контрольные работы Стр.11-38 |
5 | Земля наш общий дом | Тематический Тематический | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Проверочные и контрольные работы Стр.39-42 |
6 7 | Части света Наша маленькая планета Земля | Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Проверочные и контрольные работы Стр.43-48 |
8 | Повторение пройденного материала | Итоговый Итоговый | Контрольная работа №5 Итоговая комплексная работа | Проверочные и контрольные работы Дидактический материал |
9 | Часы по усмотрению учителя |
Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2011. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся:
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование (ПО ФГОС)
№ п/п | Тема и тип урока (страницы учебника) | Основное содержание. Решаемые проблемы. | Планируемые результаты (УУД) | Домашнее задание | Календарные сроки | |||
Предметные | Метапредметные
| Личностные | План | Факт | ||||
1четверть (18 часов) | ||||||||
Введение (4часа) | ||||||||
1 | 1.Как мы будем учиться | Что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя | Оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира. | Познавательные Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные Стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | 2.09 | ||
2 | 2.Общие слова – понятия. | Природа – это то, что нас окружает, но не сделанное человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени, суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза | Различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия. Различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.1, тетр. С.2 | 6.09 | ||
3 | 3.Из чего состоят все предметы. | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Элементарные сведения о трёх состояниях веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы их свойства | Правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит. Различать твёрдые тела, жидкости и газы. Превращать вещество из одного состояния в другое. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.2, тетрадь с.3-5 | 9.09 | ||
4 | 4.Из чего состоят все предметы. Проверочная работа№1 | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов). Отличия предметов природы от изделий, изготовленных человеком, понимание связи неживой и живой природы. Три состояния вещества, их свойства | Соотносить форму и объём вещества с его состоянием. Определять вещества, из которых состоят тела. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 13.09 | |||
Земля и солнце(16+1часов) | ||||||||
5 | 1.Природные часы, календарь, компас | Ориентирование на местности. Компас. Основные стороны горизонта. Работа с компасом. Расширение гори-зонта. Горизонт – воображаемая линия. Связь смены дня и ночи и времён года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца. Представление о том, почему луна имеет форму, как определять стороны горизонта по солнцу. | Компас-прибор для определения сторон света. Оценивать роль наблюдений за природой в собственной жизни. | Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками Познавательные Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные Стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.3, тетрадь с.6-8 | 16.09 | |
6 | 2.Практическая работа №1 « Работа с компасом» | Определять стороны горизонта при помощи компаса. Уметь ориентироваться по сторонам света | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Составить маршрут домой или из дома с указанием направления движения | 20.09 | |||
7 | 3.Земля имеет форму шара. | Звёзды и планеты. Солнце. Земля – планета Солнечной системы; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Работа по глобусу: нахождение и показ пути Магеллана. Рассказы о первых космонавтах | Знать, что Земля имеет форму шара, показывать линию горизонта и раскрывать, что линия горизонта – воображаемая. Понятия: шарообразная форма Земли, линия горизонта. | Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | п.4, р.т. №3 | 23.09 | |
8 | 4.Практическая работа №2«Глобус- модель Земли» | Глобус как уменьшенная модель Земли. Ответы на вопросы: что показывает глобус? Какую форму имеет Земля? Как вращается наша планета? Что находится на поверхности Земли? Работа по глобусу: нахождение и показ городов, экватора, параллелей, меридианов, серного и Южного полюсов земной оси, Северного и Южного полюсов | Знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария, и уметь их показывать. Знать о вращении Земли вокруг воображаемой оси. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Р.т. с.11 №4,№5; п. 5 | 27.09 | ||
9 | 5.Повторение и проверочная работа №2. | Знание о регулярности движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, относительно Земли. Знание о компасе и о способах его использования. Знание о форме Земли и глобусе как модели Земли. | Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | зарисовать схематично глобус | 30.09 | ||
10 | 6.Контрольная работа №1 | Звёзды и планеты. Солнце. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Ориентирование на местности. Компас. | Знание по данным темам | Повторить изученное | 4.10 | |||
11 | 7.Работа над ошибками. Земля в космосе | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус. Элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планета, звёзды) | Знать типы небесных тел: звёзды, планеты; связь регулярности движения Солнца относительно Земли с обращением Земли вокруг собственной оси. Уметь оценивать роль науки в познании мира. | Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | 1. П. 6. Р.т. с.13 №6 2. «Какой я вижу Солнечную систему»: сочинить рассказ, стихотворение, нарисовать рисунок планет | 7.10 | |
12 | 8.Притяжение Земли | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Закон всемирного тяготения. Притяжение Земли. Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Объяснение: почему все предметы притягиваются друг к другу. | Понимать закон всемирного тяготения и различать случаи, когда его можно выдвигать в качестве основной причины происхождения некоторых явлений природы. Понятия: закон всемирного тяготения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.7, р.т. №4-6 | 11.10 | ||
13 | 9.Смена дня и ночи. Практическая работа №3 «Путешествие на глобусе вокруг своей оси» | Смена дня и ночи на Земле. Связь смены дня и ночи и времён года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца. Растения и животные днём и ночью. | Знать об изменения в природе в разное время суток, научиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси. | Познавательные Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного) Коммуникативные Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. Регулятивные Уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий) | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.8; р.т. с.17 №5 | 14.10 | |
14 | 10.Смена дня и ночи. Практическая работа №4 « Путешествие на глобусе вокруг земной оси». | Смена дня и ночи на Земле. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками. Нахождение и показ на глобусе России, Америки. Решение проблемного вопроса: что произойдёт, если не будет вращаться Земля? | Демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси, различать утро, день, вечер и ночь. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Р.т.с.17 №4 | 18.10 | ||
15 | 11.Смена времён года Проверочная работа №3 | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Составление рассказов о сезонных изменениях в жизни природы, о жизни растений осенью и весной. Работа по рисункам: соотнесение изображения с временем года | Связь смены времён года с обращением Земли вокруг Солнца; различать времена года по основным признакам. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.9, р.т. №6 | 21.10 | ||
16 | 12.Смена времён года | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | Р.т. №7-8 | 25.10 | ||||
17 | 13.Где на Земле теплее? | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). Ознакомление с понятиями: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», | Оценивать разнообразие условий на Земле. Характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами. | Познавательные Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного) Коммуникативные Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. Регулятивные Уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.10, р.т. с.21 №3-4 | 28.10 | |
18 | 14.Погода и климат | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе | Описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой. Характеризовать основные этапы круговорота воды в природе. Определять температуру с помощью термометра. Понятия:температура, осадки. Погода. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.10, р.т. с.21 №3-4 | 31.10 | ||
2 четверть (14 часов) | ||||||||
19 | 15.Погода и климат | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе | Описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой. Характеризовать основные этапы круговорота воды в природе. Определять температуру с помощью термометра. Понятия:температура, осадки. Погода. | Познавательные Использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные Способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Р.т. с. 24 №9-10 | ||
20 | 16.Урок-тренинг. Проверочная работа№4 | Выявление и коррекция своих ошибок | Повторить изученное | |||||
21 | 17.Контрольная работа №2 | Знание по данным темам | Регулятивные Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять Успешность выполнения своего задания . | Повторить изученное | ||||
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) | ||||||||
22 | 1.Работа над ошибками. План и карта | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Различать план и карту, иметь представления о масштабе. Понятия: условные знаки, масштаб. | Познавательные Использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные Способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.12, р.т. с.26 №4 | ||
23 | 2.План и карта. Практическая работа №5 «Создание плана класса» | Географическая карта. Части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте (общее представление, расположение на глобусе и на карте). Условные обозначения на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Элементарные приёмы чтения карты. | Различать план и карту, иметь представление о масштабе. Понятия: условные знаки, масштаб. Иметь представление как самостоятельно построить план класса или комнаты. | Познавательные Использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные Способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | Закончить составление плана класса | ||
24 | 3.Глобус и карта | Географическая карта. Глобус – модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на карте и глобусе. Сравнение глобуса и карты. Названия особых точек и линий на глобусе | Различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятия: Западное и Восточное полушарие. Находить экватор на карте и знать что это такое. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.13, р.т. с. 28 №4-5 | |||
25 | 4.Повторение. Проверочная работа №5 | Географическая карта. Глобус как модель Земли Элементарные приёмы чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, формы земной поверхности, условных обозначений) | Знание о глобусе, карте и плане, их особенности. | Повторить изученное | ||||
26 | 5.Что изображают на карте | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Определение на глобусе и карте суши и моря. Высоты и глубины, различных географических объектов. Сравнение карты и фотографии Земли из космоса. Путешествие Афанасия Никитина в Индию (обзор). Рассматривание и показ на карте пути Афанасия Никитина из г. Твери в Индию | Владеть элементарными приёмами чтения карты, способы изображения рек, равнин, гор, островов и морей. | Познавательные Использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. Коммуникативные Способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.14, р.т.№4 | ||
27 | 6.Что изображают на карте | Р.т. с.30 №3 | ||||||
28 | 7.Материки и океаны | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Работа по карте; нахождение и показ частей света, материков и океанов. Сравнение расположения и размеров материков, океанов. Растительность и животные, обитающие на том или ином материке | Перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте. Понятия: часть света, материк, океан. | Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.15, р.т. с.32 №3-4 | ||
29 | 8.Повторение. Проверочная работа №6 | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположенность на карте и глобусе | Знания об условных обозначениях физической карты, частях света, материках и океанах. | Регулятивные Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять Успешность выполнения своего задания . | ||||
Формы земной поверхности (7ч) | ||||||||
30 | 1.Реки и озёра | Вода в природе. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края – названия, краткая характеристика (на основе наблюдений). Круговорот воды в природе, правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. Работа по карте: нахождение и показ равнин, гор, рек, озёр, морей, океанов. Водоёмы, их использование человеком, охрана. Понятие «бассейн реки». Составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток). Особенности озёр (пресные, солёные, проточные, бессточные). Отличие озера от реки. Составление рассказов по рисункам на тему «Как реки и озёра служат людям» | Знать, что течение рек зависит от круговорота воды в природе, что озёра бывают проточные и непроточные; уметь определять направление течения реки и пользоваться понятиями: водосборный бассейн, долина, течение реки, правый и левый берег, подземные воды, бессточное озеро, проточное озеро. | Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.16, р.т. с.34 №5-6 | ||
31 | 2.Реки и озёра. Работа над проектом «Моя страна» | Находить реки на карте, определять начало реки, исток, притоки, устье. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.16, р.т. с.35 №9 | ||||
32 | 3.Равнины и горы | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте, узнавание в природе на рисунке, карте). Особенности на поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года. Рождение гор, их превращение в равнины. Составление рассказов по рисункам на тему «Как стареют горы». Сравнительная характеристика гор и равнин. Правила безопасности поведения при землетрясении. Сравнение на карте Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, гор Кавказа и Урала. Составление рассказов о строении вулкана по рисунку | Представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятие: болото, полезные ископаемые, землетрясения, вулканы. | Регулятивные Учиться высказывать своё предположение(версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные Определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами. Коммуникативные Уметь задавать уточняющие вопросы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.17, р.т. с. 37 №5 | ||
3четверть (20 часов) | ||||||||
33 | 4.Как рождаются горы. Проверочная работа №7 | Причины возникновения гор. Понятия: подземная сила, кратер вулкана, лава, магма, выветривание. Молодые горы, старые горы. Знать названия гор | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.17, р.т.с.37 №6 | |||
34 | 5.Моря и острова | Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». Выполнение контрольной работы. Разыгрывание ситуаций и их обсуждение: надвигающая безопасность, встреча гостей и др. | Характерные особенности морей, уметь находить и показывать по карте моря. Острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова.. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.18, р.т. №4 | |||
.. | ||||||||
35 | 6.Моря и острова. Проверочная работа №8 | Знание по данным темам | С.124-125 Повторить изученное | |||||
36 | 7.Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа№3. | Знание по данным темам | Повторить изученное | |||||
Земля – наш общий дом (11+3 ч) | ||||||||
37 | 1.Работа над ошибками. Экологические системы. | Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Представление о законах экосистемы. Рассмотрение отличительных признаков живых организмов от неживых предметов. Места обитания организмов. Понятие «пищевые связи» | Представление об экосистеме, почве. Понятия: экосистема, почва. | Регулятивные Учиться высказывать своё предположение(версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | |||
38 | 2.Проект «Экологические системы» | Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ в природе. Части экосистемы. | Роль живых организмов на Земле. Круговорот веществ. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||||
39 | 3.Экологические системы. Проверочная работа №9 | Знание по данной теме | Повторение изученного | |||||
40 | 4.Природная зональность | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Смена природных зон на поверхности земли. Закон природной зональности. Экологические системы родного края. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года | Чередование природных зон России. Понятие: природная зона. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | С.10-13 | |||
41 | 5.Природные зоны холодного пояса | Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зон холодного пояса. Смена природных зон на поверхности земли. Показ на карте природных зон холодного пояса. Упражнение в распо-знавании основных природных зон, перечисление порядка их расположения. Обсуждение вопросов: почему ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла? Почему в тундре не растут деревья? | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия:ледяная пустыня, тундра. | Регулятивные Учиться высказывать своё предположение(версию), пытаться предлагать способ его проверки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.21 | ||
42 | 6.Леса умеренного пояса | Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Цепи питания в хвойном лесу | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: лесная зона, тайга, лиственные леса. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.22 | |||
43 | 7.Засушливые зоны умеренного пояса | Названия зон жаркого пояса: показ их на карте. Объяснение особенностей каждой зоны (степи, полупустыни, пустыни), её климата, растительного и животного мира, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов и влияния на них. Последствия нарушения экосистемы. | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: степная зона, пустынная зона | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.23, подготовить доклады. | ||
44 | 8.Природные зоны жаркого пояса | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Составление цепей питания, характерных для зоны жаркого пояса. Растения и животные саванны, тропических лесов, пустынь | Освоить свои темы и познакомить одноклассников с новыми словами: саванна, оазис, тропические леса.самостоятельно отбирать необходимый учебный материал. Составлять план своего выступления, использовать карту и иллюстрации. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | П.24, подготовить доклады | |||
45 | 9Горные экосистемы | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений. Понятие: высотные пояса | Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного) Коммуникативные Уметь задавать уточняющие вопросы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.25, р.т. с.52 №5-6 Подготовить выступления | ||
46 | 10.Жизнь в горах. Природные катастрофы в горах | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). | Презентация домашней работы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Повторение изученного | |||
47 | 11.Повторение и проверочная работа №10 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне. Рассказывать о появлении скотоводства и земледелия | Знание по данной теме | Повторение изученного | ||||
48 | 12.Люди, города и страны. Практическая работа №6 «Изученные страны мира на глобусе и политической карте» | Знать что такое расы, объяснять, какие именно причины способствовали возникновению сельского хозяйства. | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.26.р.т. с.54 №7-8 | |||
49 | 13.Люди, города и страны. Проверочная работа№11 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия от людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, её назначение. Рассказы о том, как появились города. | Элементарные географические закономерности размещения хозяйства людей, понимать назначение политической карты. Понятия: страна, столица, политическая карта. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | Р.т. с.55 №10-11 | |||
50 | 14.Контрольная работа №4 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | Адекватно оценивать свои знания и умения. | Р.т. с.56 №12 | ||||
4 четверть (18 часов) | ||||||||
Части света (10 ч )+2 экскурсии | ||||||||
51 | 1.Работа над ошибками. Путешествие тучки по Европе | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Европейский материк. Географические карты (физическая карта, политическая карта) | Что такое политическая карта, называть и показывать на карте крупнейшие Европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину. | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.27р.т. с.58 №4 | ||
52 | 2.Путешествие второй тучки | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Азия – территория, границы, в каких поясах лежит, омывающие океаны. Азиатские страны и их столицы. Работа по карте: нахождение и показ Аравийского по-луострова, пути Европы в Китай. | Что такое политическая карта, называть и показывать на карте крупнейшие Европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | Р.т. с.59 №6 | ||
53 | 3.Азия. Поиски северного морского пути в Индию | Называть героев сказок, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран. Различать флаги государств и узнавать страны по их очертанию на карте, уметь находить их место на контурной карте. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | П.28, р.т. с.62 №4 | ||||
54 | 4.Путешествие в дальние страны. Африка. | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Африки; населяющие их народы. Особенности географического положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке. Показ на карте континентов и частей света | Самостоятельно готовить небольшие сообщения, доклады по заданной теме, находить необходимый материал, работать по плану. | Регулятивные Определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные Стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре, группе. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.29, р.т. с. 65 №4 | ||
55 | 5.Африка. Проверочная работа №12 | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Америки; население, достижение и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации | Знание по данной теме | Повторить изученное | ||||
56 | 6.Америка. Кто открыл Америку? | Различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа перечисленных стран: Канада, США, Бразилия. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | Р.т. с.67 №7 | ||||
57 | 7..Австралия и Антарктида. | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир. Природа Австралии и Антарктиды. Примеры представителей разных животных, обитающих в Австралии и Антарктиде. Самый большой круговорот воды. Экосистемы Антарктиды. | Знать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа Австралии и Антарктиды. Показывать на карте Австралию и Антарктиду. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Р.т. с.68№10 | |||
58 | 8.Россия - наша Родина Практическая работа№7 «Работа с глобусом и картой» | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия на карте; государственная граница России. Подземные богатства России. Работа по карте: нахождение и показ городов, материков и частей света, где расположена Россия, граница государства. Народные промыслы России. | Называть и показывать на карте свою страну, её столицу свой город. Различать флаг своей страны, герб и называть характерные особенности страны, города и населённого пункта. | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П.30, р.т. с.70 №4 | ||
59 | 9.Россия - наша Родина Проверочная работа №13 | Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору) | Называть и показывать на карте свою страну, её столицу свой город. Различать флаг своей страны, герб и называть характерные особенности страны, города и населённого пункта. | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | Повторение изученного | ||
60 | Экскурсия «Формы земной поверхности» | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Формы земной поверхности родного края. Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию и родной край, их численность. Русские путешественники. Природная зона родного края. | Описывать погоду по плану. Из каких деревьев состоит древесный ярус, определять возраст дерева на основе изучения числа колец у пня. Птицы, поющие в лесу, различать следы жизнидеятельности. | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | |||
61 | Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны» | Описывать погоду по плану. Из каких деревьев состоит древесный ярус, определять возраст дерева на основе изучения числа колец у пня. Птицы, поющие в лесу, различать следы жизнидеятельности. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | |||||
Наша маленькая планета Земля (3ч) | ||||||||
62 | 1.Наша маленькая планета Земля | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Составление рассказов на тему «Труд древних людей». Обсуждение вопроса: как человек влияет на природу? | Сопоставлять жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаруживать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством | Регулятивные Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие. | П.33, р.т. с. 73 №5-7 | ||
63 | 2.Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа №14 | Повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Р.т. с.74 | ||||
64 | 3.Контрольная работа№5 по теме «Наша маленькая планета Земля» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе | Повторение всего пройденного материала за год | Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные Оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) Регулятивные Определять успешность выполнения своего задания. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие. | |||
Обобщение материала (4 часа) | ||||||||
65 | Обобщение по теме «Наша планета» | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | Повторение всего пройденного материала за год | Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные Оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) Регулятивные Определять успешность выполнения своего задания. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | |||
66 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Расширение знаний о родной планете | Повторение всего пройденного материала за год | |||||
67 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. | Повторение всего пройденного материала за год | |||||
68 | Обобщение по теме «Экологи-ческая система родного края» | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в летний период. Средства защиты и оказания первой помощи. Формы земной поверхности родного края. | Повторение всего пройденного материала за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...