Цель для учащихся: Усвоить новые понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения, об органах кровообращения. Отрабатывать умение работать с текстом, находить нужную информацию. Цель для учителя: Формировать первоначальные понятия о строении и работе сердца, о большом и малом кругах кровообращения, об органах кровообращения, доказать пользу физических упражнений для сердца
- Правильно. Кровь разносит клеткам нашего организма кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и вредные вещества. - Давайте прочитаем диалог наших героев и узнаем, что они об этом думают. (слайд 5)
- Какое противоречие вы заметили? Какой вопрос у вас возникает? (слайд 6) - Что мы должны сегодня выяснить на уроке? (как кровь разносит кислород по организму, какие органы в этом участвуют)
- Предположите, какая система нашего организма участвует в этом процессе?
- Кто сможет сформулировать тему урока? (слайд 7) (кровообращение)
- Какие цели поставим перед собой? (слайд 7) (узнать какие органы входят в систему кровообращения и как кислород попадает в клетки тела)
- Откройте учебник на с. 34. Прочитайте, как тема урока называется в учебнике.
– Кто знает, почему же система кровообращения называется волшебной, да ещё восьмёркой? (Предположения детей).
- Предположений много, а какое верное мы еще не знаем. Попробуем разгадать эту загадку.
- Рассмотрите рисунок. (слайд 8). Как вы думаете, сколько раз пройдет капелька крови через сердце? Только два раза! Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе? (2 круга)
- Можете ли уже сейчас сказать, почему систему кровообращения сравнивают с 8?
- Давайте узнаем более подробно о кругах кровообращения. Построить рассказ о путешествии крови вам поможет карточка№3 и текст учебника на с.34.
Работа в группах:
Карточка №3
В кровеносной системе __________ круга кровообращения. Они называются _____________________________________________________________________ . Сосуды малого круга проходят через _______________________________. Поэтому его и называют легочным. Сосуды большого круга несут кровь к ____________________________________ _ .
|
- Что же вы узнали о кругах кровообращения? (выступления детей) - Давайте посмотрим видео о малом и большом кругах кровообращения.
Просмотр видео.(слайд 9, 10)
- Через какие органы проходит малый круг кровообращения? (сердце и легкие) (слайд 11) - Какая главная функция этого круга? (обмен углекислого газа на кислород) - Через какие органы проходит большой круг кровообращения? (сердце и все органы и ткани организма) (слайд 12) - Какая главная функция большого круга кровообращения? (отдать кислород клеткам тела и забрать углекислый газ)
- Рассмотрите левый верхний рисунок на с.35. Какие органы входят в систему кровообращения? (сердце, артерии, вены) (слайд 13) - Но кроме них к органам кровообращения еще относятся капилляры. Как вы думаете, почему на рисунке не изобразили капилляры?
- Сейчас мы подробно узнаем о каждом органе системы кровообращения. Капитаны групп выберите орган кровообращения. Каждая группа, пользуясь учебником на с.35-36, ищет информацию по плану:
Название:
| Что это такое:
| Функции органа:
|
- Что же вы узнали? Выступление групп с сообщениями об органах кровообращения. 1 группа рассказывает о сердце.
- Что такое сердце? (сильная мышца) (слайд 14) - Какая функция у сердца? (проталкивать кровь по сосудам) Просмотр видео. (слайд 15)
Практическая работа. - Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и «ремонта». Благодаря сердечным сокращениям кровь достигает самых отдаленных органов. И мы с вами можем почувствовать эти колебания, которые называют пульсом.
- Измерить пульс может каждый человек. Достаточно найти артерию на руке и прижать ее большим пальцем. Сейчас мы попробуем измерить свой пульс за 10 секунд. Откройте рабочие тетради на с.13 задание №4. Я засеку время, а вы будете считать количество ритмических колебаний. Полученное число ударов умножьте на 6. Сколько у вас получилось? (Слайд 16)
- Сейчас мы измеряли пульс в спокойном состоянии. А что же произойдет с пульсом, если мы начнем двигаться? (предположения детей)
- Проведем опыт. Выполним физминутку (движения под музыку)
- А теперь еще раз измерим свой пульс за 10 секунд. Полученный результат умножьте на 6. Сколько у вас получилось? (слайд 16 )
- Какой вывод можно сделать? (после физической нагрузки сердце начинает биться в ускоренном темпе) (слайд 16) Запишите вывод в тетрадь.
2 группа рассказывает об артерии. - Что такое артерия? (сосуды) (слайд 17) - Какую роль артерии играют в организме? (по артериям кровь богатая кислородом поступает к органам и тканям) (слайд ) - Каким цветом на рисунке изображают артерии? (красным)
3 группа рассказывает о венах. - Что такое вены? (сосуды) (слайд 18) - Какую роль вены играют в организме? (по венам кровь богатая углекислым газом поступает обратно в сердце) (слайд ) - Каким цветом на рисунке изображают вены? (синим)
4 группа рассказывает о капиллярах - Что такое капилляры? (мельчайшие сосуды) (слайд 19) - Какую роль играют капилляры? (в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ) - Рассмотрите рисунок на с.36. Как же происходит обмен? Артерия подходит к органу, разветвляется на мельчайшие сосудики-капилляры, которые пронизывают весь орган, кровь, проходя по капиллярам, отдает клеткам кислород, собирает углекислый газ и собирается опять в одну большую вену. - Обратите внимание, каким цветом изобразили капилляр? (сначала красным, потом синим)
- Как мы с вами узнали, сердце может работать долго без перебоя и без ремонта. Однако многие люди страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы избежать этих заболеваний? (предположения детей)
- Молодцы! Первое, что должен знать каждый человек, что физические упражнения, режим дня, правильное питание укрепляют наш организм, все наши системы органов и мы реже будем болеть и обращаться к врачу. (слайд 20, 21)
|