Окружающий мир. язык .Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса составлена на основе авторской программы под редакцией
А.А. Плешакова. в соответствии с содержанием ФГОС 2004год начального общего образования на базовом уровне из расчета 2 часа в неделю(68 часов в год) и обеспечена учебниками: учебник:А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1,2 А, А. Плешаков.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2009. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 / А.А. Плешаков.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2011. ( заключена РАО (№01-90/5/7 д от 06.08.2007) и АПКи ППРО (№614 от 26.07.2007 г)
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Основными задачами реализации содержания программы являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру;
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1)распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил;
Описание учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом начального общего образования и авторской программы под под редакцией
А.А. Плешакова предмет окружающий мир изучается в 3 классе по 2 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 68 учебных часов..
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей и многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, кмения на создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек и праа каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( втом числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета включает в себя 6 разделов:
- Как устроен мир - 7 часов.
- Эта удивительная природа – 19 часов.
- Мы и наше здоровье – 8 часов.
- Наша безопасность – 9 часов.
- Чему учит экономика – 12 часов.
- Путешествие по городам и странам – 13 часов.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе, как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а так же об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема: «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая- «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно - научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке. Подобную интегративную функцию выполняет тема: «Путешествие по городам и странам», которой завершается программа 3 класс. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а так же по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Тематическое планирование и основные виды деятельности
№ | Наименование раздела, темы уроков. | Выполнение ФГОС | Виды УУД ( к разделу) | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
Как устроен мир | 7ч | ||||||
| 1. | Природа, ее разнообразие. Экскурсия « Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов, наблюдение изменений в природе, происходящим под влиянием человека» | Неживая, живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Что такое окр. мир. Природные сообщества родного края Как человек познает природу, общество, самого себя. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Общее представление о 3-4 явлениях. | Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 1 | 4.09 | |
2. | Растения, животные, грибы, бактерии-царства живой природы. Связи в природе ( между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни людей. | Явления природы. Особенности времен года, погода, предсказание погоды. | . Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. | 1 | 6.09 | ||
3. | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение -ступеньки познания человеком окружающего мира. | Человек – член общества. Сверстники , друзья. Школа, учебный труд. | Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира. Объяснять, что связывает тебя с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой. | 1 | 11.09 | ||
4. | Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 1 | 13.09 | ||
5. | Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. | Оценка своего и чужого поведения в природе. Способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. | Оценивать поступки как «хорошие» и «плохие» разрешая моральные противоречия на основе: важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. | 1 | 18.09 | ||
6. | Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Практическая работа №1 «Посадка дерева или кустарника» | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных, заповедники, национальные парки (общее представление), Правила поведения в природе. | Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран. | 1 | 20.09 | ||
7. | Практическая работа №2 «Изготовление кормушек для птиц» ».» . | Наблюдение, характеристика, анализ, обобщение объектов окружающего мира, рассуждение, решение творческих задач. | Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран | 1 | 25.09 | ||
Эта удивительная природа | 19ч | ||||||
1. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №3 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ( вода, воздух) разные состояния воды. Сравнение свойств наблюдаемых объектов | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | 1 | 27.09 | ||
2. | Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. | Твердые, жидкие, газообразные вещества.. | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | 1 | 2.10 | ||
3. | Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. | Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его . | 1 | 4.10 | |||
4. | Вода и ее свойства. Три состояния воды. Практическая работа №4 «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра». | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края). Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами. | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | 1 | 9.10 | ||
5. | Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | 1 | 11.10 | ||
6. | Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Тест: «Охрана воды» | Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. | 1 | 16.10 | ||
7. | Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав Живые существа почвы. | Почва, ее значение для жизни. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | 1 | 18.10 | ||
8. | Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. | Почва, ее значение для жизни. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | 1 | 23.10 | ||
9. | Растения, их разнообразие. Группы растений(водоросли, мхи, папоротники. Хвойные, цветковые), виды растений Практическая работа №5 «Рассматривание плодов и семян растений» | Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы. Сравнивание свойств наблюдаемых объектов. | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | 1 | 25.10 | ||
10. | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Практическая работа №6 «Определение признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными» | Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Растения: условия, необходимые для жизни. Взаимосвязь животных и растений ( на конкретных примерах) | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. | 1 | 30.10 | ||
11. | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. | Растения: условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта , преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 1.11 | ||
12. | Животные, их разнообразие. Группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,птицы , звери) | Животные | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. | 1 | 13.11 | ||
13. | Растительноядные, насекомоядные. Хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) Животные: питание. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям. | 1 | 15.11 | ||
14. | Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Тест по теме «Размножение и развитие животных» | Животные: размножение (на примерах животных, обитающих в данной местности. Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Оценка своего и чужого поведения в природе. Красная книга России (отдельные представители животных) | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | 1 | 20.11 | ||
15. | Грибы, их разнообразие и строение ( на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. | Грибы. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | 1 | 22.11 | ||
16. | Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Практическая работа №7 «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя» | Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Использование доступных детям источников для получения дополнительных сведений об окружающем мире. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 27.11 | ||
17 | Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 29.11 | ||
18. | Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители) | Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире, передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 4.12 | ||
19. | Роль почвы в круговороте жизни. | Почва, ее значение для жизни. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | 1 | 6.12 | ||
Мы и наше здоровье | 8ч | ||||||
1. | Организм человека. Органы и системы органов. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 11.12 | ||
2. | Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | 1 | 13.12 | ||
3. | Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи». | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Опыты с природными объектами. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 18.12 | ||
4. | Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Тест « Опорно-двигательная система, ее роль в организме | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 20.12 | ||
5. | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Практическая работа № 9 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках) | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Сравнение свойств наблюдаемых объектов. | Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 25.12 | ||
6 | Дыхательная и кровеносные системы, их роль в организме. Практическая работа №10 «Подсчёт ударов пульса». | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения. | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. | 1 | 27.12 | ||
7. | Закаливание воздухом, водой и солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 15.01 | ||
8. | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. | Охрана и укрепление здоровья. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 17.01 | ||
Наша безопасность | 9ч | ||||||
1. | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. | Безопасное поведение при пожаре | Устанавливать аналогии и причинно-следственные, выстраивать логическую цепь рассуждений. | 1 | 22.01 | ||
2. | Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. | Безопасное поведение (на дорогах) | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | 1 | 24.01 | ||
3. | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие. Предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Безопасное поведение (на дорогах) | Соотносить объекты к известным понятиям. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 29.01 | ||
4. | Экскурсия: «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | Безопасное поведение (на дорогах). Совместная познавательная деятельность. | Соотносить объекты к известным понятиям Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | 1 | 31.01 | ||
5. | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес. | Безопасное поведение (дома, на дорогах, в лесу) | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 5.02 | ||
6. | Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Тест : «Источники опасности» | Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 7.02 | ||
7. | Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. | . Оценка своего и чужого поведения в природе | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 12.02 | ||
8. | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнения воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Практическая работа:№11 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. | . Влияние деятельности человека на природу, природа как важнейшее условие жизни человека. Совместная познавательная деятельность. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 14.02 | ||
9. | Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества | Влияние деятельности человека на природу, природа как важнейшее условие жизни человека. | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 19.02 | ||
Чему учит экономика | 12ч | ||||||
1. | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. | Деньги. | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 21.02 | |||
2. | Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. | Труд в семье. Хозяйство семьи. Деньги. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 26.02 | ||
3. | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Практическая работа № 12 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». | Полезные ископаемые, распространенные в данной местности, их использование человеком. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 28.02 | ||
4. | Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства Практическая работа №13 «Знакомство с культурными растениями». Составление устного описания рассмотренных растений. | Растение: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Дикорастущие и культурные растения (различия). Животные: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 5.03 | ||
5. | Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность. | . Особенности труда людей, профессии. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 7.03 | ||
6. | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Практическая работа №14(знакомство с современными российскими монетами) | Деньги. Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Совместная познавательная деятельность. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта | 1 | 12.03 | ||
7. | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | Деньги. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 14.03 | ||
8. | Налоги. На что государство тратит деньги. | Деньги. | Выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | 1 | 19.03 | ||
9. | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | Хозяйство семьи. Труд, отдых в семье. | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 21.03 | ||
10. | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнения моря нефтью как пример экологической катастрофы. | Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 2.04 | ||
11. | Экологические прогнозы, их сущность и значение. | Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 4.04 | ||
12. | Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в 21 веке. | Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 9.04 | ||
Путешествие по городам и странам | 13ч | ||||||
1. | Родной край – малая Родина Практическая работа № 15 | Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края. | Соотносить объекты к известным понятиям Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | 1 | 11.04 | ||
2. | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте. Москва- столица России (название, основные достопримечательности, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы) | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 16.04 | ||
3 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. | 1 | 18.04 | ||
59,60 | 4-5 | Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи. Практическая работа № 16 | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Составлять простой и сложный план текста, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта | 2 | 23,25.04 | |
61,62 | 6 7 | Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Проверочная работа по теме «Европа» | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 2 | 30.04,2.05 | |
63 | 8 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран ( например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте) | Страны и народы мира (общее представление о многообразие стран, народов: названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте) | Выявление общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 7.05 | |
64 | 9 | Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 9.05 | |
65 65 | 10 | Практическая работа №17 «Поиск и показ на карте изученных географических объектов» | Страны и народы мира (общее представление о многообразие стран, народов: названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте). Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 14.05 | |
66 | 11. | На юге Европы | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 16.04 | |
67 | 12. | По знаменитым местам мира. Проверочная работа «Страны и народы мира». | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 21.05 | |
68 | 13. | Страны и народы мира | Страны и народы мира, их главные достопримечательности, расположение на карте. | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | 1 | 23.05 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Учебник:А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 1,2 А, А. Плешаков.-8-е изд.- М.: Просвещение, 2009. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 / А.А. Плешаков.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2011
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
По окончании 3 класса учащиеся должны знать/понимать:
-человек часть природы и общества;
-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-основные свойства воздуха и воды. Круговорот воды в природе;
-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
-взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
-правила гигиены: основы здорового образа жизни;
-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
-потребности людей: товары и услуги;
-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией( с опорой на карту); страны зарубежной Европы ( с опорой на карту);
-название нашей планеты; родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города, села;
-государственную символику России, государственные праздники;
Уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты;
-приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- Установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- Ухода за растениями (животными);
- Выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения;
- Оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- Удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Рекомендации по оцениванию ответа ученика
Отметка «5» ставится, если в ответе ученик показывает знания основных теорий, законов, логично излагает основные положения и принципы закономерностей, признаки б объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств; демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делает выводы. Учащийся в ответе не допускает ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если в ответе ученик не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает неточности, негрубые ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.
В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" . 4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")
Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...
Календарно- тематическое планирование по русскому языку по ФГОС 2 класс УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 2 класс по программе Канакиной "Школа России"...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....