Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" . 4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_drevnih_slavyan_prezentaciya_i_konspekt_chast_1.zip | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серафимовича.
Калмыкова Лариса Юрьевна- учитель начальных классов.
Предмет :окружающий мир, УМК «Школа России», 4 класс
Тема урока: Жизнь древних славян.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: ИКТ, словесный, практический, наглядный.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о жизни древних славян.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать представление о жизни древних славян;
познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян.
2) развивать мышление, устную речь, умение работать с картой,
3) воспитывать умение слушать товарища, прививать интерес к истории Отечества
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер, экран, презентация PowerPoint (автор Калмыкова Л.Ю.)
- карта «Расселение древних славян», контурные карты.
- толковые словари русского языка С.И. Ожегова, справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Все обо всем»
- Учебники;
- Карточки для «Кластера», разрезные карточки для работ по группам, маршрут урока (поэтапная самооценка)
- Клей , цветные карандаши.
Технологии: приемы технологии активизации и интенсификации интеллектуальной
деятельности, ТРКМЧП , разноуровневая дифференциация.
Ход урока
№ | Содержание урока | Вид работы | Время № слайда |
1 | Орг. момент. -Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах. -Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку. | Фронталь ная | №1 |
2. | Повторение изученного материала. -Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества. - Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени) Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время. - Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи. - На прошлом уроке, вы получили задание - Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ - Объясните значения этих слов: Предки – это люди, которые жили перед нами. Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
Выберите истинное высказывание. Наши предки живут в далеком будущем. Наши потомки жили в далеком прошлом. Наши предки жили в далеком прошлом. - Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете? - Да, мы сегодня действительно вернемся в прошлое, чтобы начать изучать большой раздел «История Отечества» , а вот к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.
| Фронталь ная Работа со словарем в группе Мозговой штурм | №2 №3 №4 |
3 | Сообщение темы и цели урока. - Прочтите ключевое слово (славяне), объявление темы урока. Какая будет тема урока? - СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов. - Прежде чем отправиться в прошлое , нам нужно составить план изучения жизни древних славян. - Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.
| Практическая работа Составление кластера на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на лист) | №5 |
4 | Изучение новой темы. - Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. - Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. - Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1) Карточка № 1 - Подчеркните названия племен в тексте. Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне) Работа с картой. - Рассмотрите карту (с. 35 учебника) Посмотрите на условные обозначения и скажите: - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне). - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам). Работа с контурной картой Раскрасьте на контурной карте территорию ,которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне) Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки). -Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские) -Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы) - Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы) Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов) IV. Физминутка - Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне. Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад. | Рассказ учителя Индивидуальная работа по тексту Индивидуальная работа Летопись Нестора Практичес кая работа с картой и контурной картой слайд №7 Слайд № 8 Слайд №9 | №6 |
5 | Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом) ( 1-я группа) Поселение Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН (2-я группа) Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей. ЯЗЫЧЕСТВО -3-я группа расскажет, во что верили др. славяне До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб. Духи, божества природы. Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Сообщения о домовом, лешем, водяном. Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств. Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников Учитель - Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. - Как вы думаете, какие это праздники? | Дети распределяют отвечающих в своей группе, готовятся к ответу. | №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 |
6 | Закрепление, проверка полученных знаний. 3-4 человека–выполнит задание теста. ТЕСТ (У каждого на столе тест) 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. Самопроверка по контрольной карточке. 1 а, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а. 3-4 человека. Определить части поселения славян 3-4 человека Задание по карточке «Найди неверное высказывание» 3 -4 человека Заполните таблицу, распределив слова в столбики 3-4 человека Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности. 3-4 человека Заполнить таблицу сравнения. Дети восточных славя и дети современного мира. Индивидуальная работа. Написать мини-сочинение по теме Древние славяне.( Читает свою работу самым последним) Проверка по слайдам Итог - Кто такие восточные славяне? - С чем были жизнь, занятия, верования славян. Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. | Разноуровневая дифференциация. Индивидуаль- ная или в парах взаимопомощи Слайд №20 №21 №22 №23 №24 | |
7 | Рефлексия. Я повторил узнал задумался удивился | Фронтальная | |
8. | Домашняя работа. С.34-39, Задание 1,3, контурные карты доделать, приготовить к сдаче на оценку. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Урок с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...
Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".
Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....
" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС
Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...
Конспект урока "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Жизнь древних славян...
Урок ИЗО 4 класс УМК «Школа России» Тема «Древняя Эллада» Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней Греции через знакомство с особенностями ландшафта и произведений искусства греческих мастеров.
Урок ИЗО 4 классУМК «Школа России»Тема «Древняя Эллада»Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней ...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...