Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Калмыкова Лариса Юрьевна

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhizn_drevnih_slavyan_prezentaciya_i_konspekt_chast_1.zip2.87 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Серафимовича.

Калмыкова Лариса Юрьевна- учитель начальных классов.

Предмет :окружающий мир, УМК «Школа России»,  4 класс

Тема урока: Жизнь древних славян.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: ИКТ, словесный, практический, наглядный.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о жизни древних славян.

Задачи урока:

  1. образовательные: сформировать представление о жизни древних славян;

познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян.

2) развивать  мышление, устную речь, умение работать с картой,

3) воспитывать умение слушать товарища, прививать интерес к истории Отечества

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер, экран, презентация PowerPoint (автор Калмыкова Л.Ю.)
  3. карта «Расселение древних славян», контурные карты.
  4. толковые словари русского языка С.И. Ожегова, справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Все обо всем»
  5. Учебники;
  6. Карточки для «Кластера»,   разрезные карточки для работ по группам, маршрут урока (поэтапная самооценка)
  7. Клей , цветные карандаши.

Технологии: приемы  технологии активизации и интенсификации интеллектуальной

                      деятельности, ТРКМЧП , разноуровневая дифференциация.

                                            Ход урока

№                      

Содержание урока

Вид работы

Время

№ слайда

1

 Орг. момент.

-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать  свою работу на маршрутных листах.

-Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку.

Фронталь

ная

№1

2.

Повторение изученного материала.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)  

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время.  

- Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи.

 - На прошлом уроке, вы получили задание

 - Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ 

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники  - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки -  это люди, которые будут жить после нас.

 

Выберите истинное высказывание.

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Почему  опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

 - Да, мы сегодня действительно вернемся в прошлое, чтобы

начать изучать большой раздел «История Отечества» , а вот к какому  народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.
  2. Имя богини - покровительницы этой науки.
  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.
  4. Отрезок времени в сто лет.
  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
  6. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты.
  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”

Фронталь

ная

Работа со словарем в группе

Мозговой штурм

№2

№3

№4

3

Сообщение темы и  цели урока.

- Прочтите ключевое слово (славяне), объявление темы урока.

Какая будет тема урока?

- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.

- Прежде чем отправиться в прошлое , нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.

  1. Где жили древние славяне.
  2. Чем занимались
  3. Во что верили древние славяне

Практическая работа

Составление кластера

на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на

лист)

№5

4

Изучение новой темы.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора

КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)

  Работа с картой.

 - Рассмотрите карту (с. 35 учебника)

 Посмотрите на условные обозначения и скажите:

 - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

 - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

Работа с контурной картой

Раскрасьте на контурной карте территорию ,которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне) Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки).

-Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские)

-Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы)

- Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов)

IV. Физминутка 

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

 Руки подняли и помахали

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

 Крылья сложили назад.

Рассказ учителя

Индивидуальная работа

по тексту

Индивидуальная работа

Летопись

Нестора

Практичес

кая работа с картой и

контурной картой

слайд №7

Слайд № 8

Слайд №9

№6

5

Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

( 1-я группа) Поселение

 Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

    Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

 

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН

 (2-я группа)

 Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

 -3-я группа расскажет, во что верили др. славяне

 До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

 Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

 Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

Учитель 

-  Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

 Многие из них сохранились до наших дней.

 - Как вы думаете, какие это праздники?

Дети распределяют

отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

6

Закрепление, проверка полученных знаний.

3-4 человека–выполнит задание теста.

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Самопроверка  по   контрольной карточке. 1 а, 2 в,  3 б,  4 в,  5 а.

3-4 человека. Определить части поселения славян

3-4 человека  Задание по карточке «Найди неверное высказывание»

3 -4 человека  Заполните таблицу, распределив  слова в столбики

3-4 человека  Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности.

3-4 человека Заполнить таблицу сравнения.

Дети восточных славя и дети современного мира.

Индивидуальная работа. Написать мини-сочинение по теме Древние славяне.( Читает свою работу самым последним)

                                    Проверка по слайдам

Итог

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были жизнь, занятия, верования славян.

Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Разноуровневая дифференциация.

Индивидуаль-

ная или в парах взаимопомощи

Слайд №20

№21

№22

№23

№24

7

Рефлексия.

Я   повторил

      узнал

      задумался

      удивился

Фронтальная

8.

Домашняя работа.

С.34-39, Задание 1,3, контурные карты доделать, приготовить к сдаче на оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС

Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...