Раздел. Земля – наш общий дом. Тема уроков 22 - 23: Леса умеренного пояса.УМК 2100
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему

Аниченкова Наталья Николаевна

Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_22-23_lesa_umerennogo_poyasa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ   УРОКА

  Раздел. Земля – наш общий дом.  Тема уроков 22 - 23:  Леса умеренного пояса. 

Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представление о взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимости от неживых компонентов и влиянии на них; научить узнавать на карте природную зону, знать растения и животных зоны умеренного пояса,  дать представление о  понятиях «лесная зона», «тайга», «лиственный лес», «особенности сезонного климата»;
  2. Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций; развивать познавательную активность.
  3. Воспитательные: развивать навыки коммуникации, умение сотрудничать в процессе работы в группе, формировать интерес к животному и растительному миру

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Методы обучения:

 частично-поисковый;

работа с дополнительными источниками информации;


Формы организации деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты:

ученик научится:  узнает о взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы леса, об особенностях лесов холодного климата                                                

ученик получит возможность научиться: будет объяснять особенности природной зоны в связи с её положением на Земле и углом падения солнечных лучей, объяснять понятия, что такое тайга и лиственные леса.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, фотографии пейзажей лесов,  мультимедиа проектор,  гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат «Леса умеренного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных лесов к нему

Ресурсы: презентация к уроку, Интернет – ресурсы сайтов. 

Технологическая карта проведения занятия

Перечень рекомендуемой литературы 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
  2. Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля» Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А., Балас, 2011
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса, Балас, 2011
  4. Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1–4 классы
  5. Презентация с сайта http://www.school2100.ru/fgos.php   к урокам окружающего мира. Автор: Устинова Маргарита Алексеевна.  © ООО «Баласс», 2013.
  6. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Окружающий  мир. Наша планета Земля» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского,  Балас, 2011
  7. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Вахрушева, Е.А. Самойловой,  Балас, 2011
  8. Изображения в презентации с      http://images.yandex.ru      http://school-collection.edu.ru

                                                                 http://www.atlas-yakutia.ru/physical_geograph_map/russia_plain_3.html

                                                                  http://www.zoojournal.ru/stat.php?idstat=99

Этап занятия

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание

 деятельности педагога

Содержание

 деятельности обучающихся

Средства ИКТ

 Название используемых ЭОР, гиперссылка   

1

Организационный этап



Личностные

 Познавательные мотивы учебной деятельности


Ребята, Лена и Миша приглашают вас на заочную экскурсию туда, где деревья и животные не боятся холода. Как вы думаете, куда мы отправимся?

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

 





2

Этап проверки домашнего задания


Личностные

 Принятие проблемных вопросов для их решения.

Метапредметные

Познавательные Развитие умения слушать других в группе, высказывать свою точку зрения, аргументировать фактами.

Предметные

 Использование карты для поиска границ природной зоны.

Лена и Миша приготовили отрывки из разных произведений с описанием явлений природы, Объясните их с точки зрения законов природы.

1-я ситуация. Детям предлагается текст  - описание восхода солнца в тундре.

1. Назови явление.

2. Как объясняет текст суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. Где происходят события? Покажи эту зону на карте.

Дети получают конверты с описаниями. Обсуждают их по очереди внутри группы, далее идёт межгрупповое обсуждение.



Ответы детей.

-Мы считаем, что здесь описан восход Солнца. Наблюдателю Земли кажется, что это Солнце передвигается по небу. На самом деле Земля, вращаясь вокруг своей оси, является причиной смены дня и ночи. Здесь описывается зона тундр.




Карта природных зон (тундра)

http://www.atlas-yakutia.ru

3

Этап актуализации субъектного опыта учащихся



Личностные

 Потребность к познанию нового материала.



Метапредметные

Регулаятивные 

Прогнозирование предстоящей работы, составление плана.

Предметные Использование естественно – научных текстов с целью поиска и извлечения познавательной информации.

2-я ситуация.  Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Коська помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать свою листву.

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Педагог помещает на доске тему урока.


Составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

– Ребята, что нам предстоит сделать и что нам поможет в этом?

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?





Ответы детей.

1. Мы решили, что здесь описывается процесс смены времён года.

2. Заяц Коська считает, что клён является причиной смены времён года.

3. На самом деле смена времён года происходит из-за того, что наша Земля обращается вокруг Солнца.



– Мы думаем, что нам нужно узнать:

 1) как называются природные зоны умеренного пояса;

 2) рассмотреть климатические особенности экосистем;

 3) рассмотреть живые организмы и узнать, как они сумели приспособиться к условиям окружающей среды.  

 Презентация

Автор: Устинова М,А, © ООО «Баласс», 2013


Слайд № 2





Слайд № 3

Определение основного вопроса урока

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности


Личностные

 Формирование умения сотрудничать, оценивать успешность выполнения задания в группе.


Метапредметные

Познавательные Развитие  умения извлекать информацию  из текста. Классификация живых существ по их роли в лесу (деление на  «кормильцев», «мусорщиков», «едоков»)

Регулятивные Контроль и коррекция поведения по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.



Предметные Определение и объяснение  особенностей  сезонного климата;  

выявление  отличия хвойных и лиственных лесов.

– Как вы думаете, какие зоны встречаются в умеренном поясе?

– Сегодня мы подробнее остановимся на лесной зоне.

– Отвечаем на второй вопрос. Что нам нужно выяснить?


Работа в учебнике.

– Вспомните особенности климата в умеренном поясе, чем он отличается от климата холодного пояса?

– Лесная зона очень обширна. По вашему мнению, одинаковы ли климатические условия северной части лесной зоны и южной её части?

– Как называется северная часть лесной зоны? Какие леса там преобладают?



Работа в группах.

– Вы много раз были в лесу, что вы там видели? Поработаем с плакатом «Леса умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и составьте из них лес. Кого мы можем поселить на иллюстрацию лесов?


-Мы выяснили, что в умеренном поясе две лесные зоны: зона хвойных лесов – тайга и зона лиственных (смешанных, широколиственных) лесов.

– Ребята, а на каких материках встречаются эти зоны?


В умеренном поясе встречается несколько зон: лесные и засушливые. 


Мы должны определить климатические особенности данной зоны.


 Дети обсуждают в группах и готовят краткое выступление. Далее происходит согласование версий с помощью учебника на с. 20.

-На севере лесной зоны, ближе к тундре, не может быть теплее, чем в южных районах лесной зоны. Значит, и климатические условия, и обитатели экосистем разные. Дети высказывают свои версии, ответы проверяют в учебнике на с. 21.






Каждая группа помещает свою работу на плакате. В результате у детей должны появиться вопросы: как это всё размещается? Кто из представленных живых существ выполняет роль «кормильцев», «мусорщиков», «едоков»? Далее работа проверяется с помощью текста учебника (с. 20–23).


Каждая группа должна найти ответ на этот вопрос с помощью карты, выяснить, на каких материках присутствуют зоны хвойных и широколиственных лесов.


Презентация

Автор: Устинова М,А, © ООО «Баласс», 2013


Слайд № 11,12


5

























Этап первичной проверки понимания изученного

Личностные

 Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Метапредметные

Познавательные Развитие умения извлекать информацию из карты.

Коммуникативные

Понимание и принятие задачи совместной работы (парной, групповой), распределение  ролей при выполнении заданий


Предметные

Ознакомление детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями.

– Давайте, ребята, разделим зоны и материки по командам.

 Далее происходит жеребьёвка по группам:

  1. Зона хвойных лесов Евразии (тайга).
  2. Зона смешанных и широколиственных лесов Евразии.
  3. Зона хвойных лесов Северной Америки.
  4. Зона смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.






– Каждая команда должна отметить, какие животные встречаются на этих территориях, используя карты природных зон с изображёнными на них животными (с. 106–107, 110). Какие роли они выполняют в экосистеме? Что интересного вы заметили?

Группы готовят выступление.

– Зона хвойных лесов Евразии – тайга. Мы обнаружили, что здесь обитают лось, бурый медведь, волк, заяц-беляк, рысь, лиса, лесная куница, тетерев, соболь..  Эти животные выполняют роль «едоков». Интересно то, что эта зона занимает больше места, чем зона широколиственных лесов.

– В зоне широколиственных лесов в Евразии встречаются белки, лесные куницы, дикие кролики, заяц-беляк, тетерева, зубры, благородные олени. Эти животные выполняют роль «едоков».

– В североамериканской тайге водятся бурый медведь и волк. Это «едоки».

– В широколиственных лесах Северной Америки живут вилороги, еноты-полоскуны, виргинский опоссум. Интересно, что в одной и той же зоне живут разные животные.

Энциклопедическая справка  для 1 группы «Редкие и исчезающие виды животных» Уссурийский пятнистый олень


http://nature.air.ru/ 










6

Этап закрепления изученного

Личностные

 Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач

Метапредметные

Познавательные Выявление сущности, особенностей предметов

Предметные

 Закрепление знаний  о  взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы леса.

– Как вы думаете, лесная зона какого материка описывается в учебнике? (Мы думаем, что это Евразия.)

–Как приспособились живые организмы к условиям окружающей среды?

– Давайте поделим зону поисков:

  1. Приспособления растений.
  2. Приспособления зверей.
  3. Приспособления птиц.
  4. Приспособление насекомых.

Группы готовят сообщения.

1. Приспособления растений к холодному времени:

– защита листьев и ствола у хвойных растений;

– сбрасывание листьев на зиму, защита ствола.

2. Приспособление зверей:

– зимняя спячка;

– перемещения в более тёплые места;

– запасы на зиму и усиленное питание осенью.

3. Приспособление птиц:

– перемещения в более тёплые места;

– запасы на зиму.

4. Приспособление насекомых:

– зимняя спячка.

Справка

из Интернета

 для 2 группы

Сезонная адаптация животных


http://www.zoojournal.ru

8

Этап обобщения и систематизации





Личностные

 Развитие желания выразить   свое отношение к обсуждаемой проблеме



Метапредметные

Коммуникативные Формирование умения строить речевое высказывание

Предметные

 Обобщение знаний о законах природы,  объясняющих причины изменений в жизни растений 

– Давайте, ребята вернёмся к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднение. Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клёне зелёные листочки и поспела земляника, …

1. Назови явление.

2. Как объясняет Заяц Коська  суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление

законы природы?

4. Где происходят события? Покажи эту зону на карте.


– Что мы делали?

– Какое умение формировали?




Работа в учебнике.

– Найдите, пожалуйста, ответ на вопрос. Какие особенности климата благоприятны для жизни деревьев? Кто ещё помогает им?




1. Здесь описываются два приспособления к климату умеренного пояса. Первое касается лиственных деревьев, а второе – зверей, не впадающих в спячку.

2. Здесь заяц Коська связывает своё приспособление в основном с изменениями клёна. Как это происходит на самом деле, мы пока не знаем, нужно почитать.

3. Законы природы говорят о том, что любой живой организм научился приспосабливаться к климатическим условиям того места, где он проживает. В противном случае бы он умер.

4. События могут происходить в зоне широколиственных и смешанных лесов. Вот где они располагаются на карте.


Для жизни деревьев благоприятно то, что в умеренном поясе значительно теплее и продолжительнее лето. За это время на растениях успевают созревать плоды. Ещё важно, что и влаги для деревьев достаточно, и почва плодородная

9

Этап контроля и самоконтроля



Личностные

 Формирование алгоритма самооценки


Вопросы индивидуально к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил задание сам или были недочёты?

– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.


Работа с Рабочей тетрадью.

По вариантам: 1-й вариант – задания 2 и 7; 2-й вариант – задания 5 и 6.


Самопроверка (сличение с образцом на слайде презентации)

Самооценивание  по стрелке уровней






Презентация

к уроку

Слайд №4 

11

Этап информации о домашнем задании

Личностные

 Мотивация к самостоятельному расширению эрудиции и кругозора



Метапредметные

Познавательные  Формирование умения находить разные источники информации

Дома придумайте по два вопроса от команды. Эти вопросы мы поместим на стенде и будем искать ответы. Ещё можно подобрать интересную информацию о жителях лесной зоны. На основании этой информации мы чуть позже проведём викторину «Удивительные леса и степи». 







12

Этап подведения итогов учебного  

занятия

Личностные

 Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Метапредметные

Коммуникативные Формирование умение ясно отвечать на вопрос

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

Животные   не   только   питаются  листьями  и  плодами  деревьев,  не только  устраивают  свой  дом  с помощью  этих  растений,  но  и  сами  приносят  огромную  пользу  деревьям, уничтожая  вредителей  и  перемещая семена  по  лесу и т.д.

Интерактивная доска

Схема

лесов

умеренного пояса

13

Этап рефлексии



Осуществление познавательной и личностной рефлексии

  1. Фиксация в конце урока удовлетворенности своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем)

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты в группе?    










 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»

Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Природные зоны полярного круга, тундры, лесов умеренного пояса. Проверочная работа. 2 класс. УМК "Школа 2100" .Презентация.

Цель: повторение и обобщение знаний о флоре и фауне  полярного круга, тундры, лесов умеренного пояса....