Дикое животные - ёж.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Мокеева Лариса Викторовна

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида (коррекционное обучение) по теме "Дикое животное - ёж." Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013g._otkrytyy_urok_razvitie_rechi_3_klass_3_chetvert.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Дата проведения: 14.03.13.

ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.

Класс: 3

Предмет: Развитие речи

Тип урока: изучение нового материала

Тема: «Дикие животные: ёж».        

Цель урока:  уточнение и расширение представлений детей о еже как

                       представителе  диких животных.

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Виды целей

Цели

Коррекционно-образовательные

-формирование знаний о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках;

-отработка словообразовательных навыков и умений  с целью формирования основ грамматического строя речи;

-закрепление навыка моделирования рассказа - описания;

- расширение словарного запаса, знакомство с

  многозначностью слова «иголка»

Коррекционно-развивающие

- развитие умения анализировать, классифицировать,

  рассуждать при выполнении заданий;

- развитие логического мышления при работе с загадками;

- развитие мелкой моторики через выполнение пальчиковой

  гимнастики и  раскрашивание рисунков; коррекция

  тактильных ощущений посредством проведения практической

  работы;

- коррекция слухового, зрительного восприятия;

- развитие оптико-пространственных представлений через работу с деформированным текстом с ориентацией на координаты;

- развитие устойчивости внимания при прослеживании

  взглядом  направления движения объектов

  при зрительной гимнастике

- развитие произвольности деятельности, навыков

 самоконтроля в процессе работы с карточками

Коррекционно-воспитательные

- обеспечение благоприятной среды для развития учащихся

  через создание ситуации успеха;

-воспитание интереса к предмету, самостоятельности в

  рассуждениях через использование компьютерных

  технологий

- формирование познавательных мотивов учения

- развитие коммуникативных качеств личности.

Оборудование:

Карточки с наложенными изображениями контуров животных, карточки с деформированными текстами, карточки с загадками, конверты с различными видами иголок для практической работы, цветные карандаши, «ежики» и фишки для оценивания работы на уроке, карточки-схемы для рефлексии, видео про ежа, интерактивная доска, презентация урока, аудиозапись звуков ежа, музыкальное сопровождение физкультминутки и зрительной гимнастики.

Методы и приемы: фронтальная устная работа с классом, фронтальная и индивидуальная работа с использованием интерактивной доски, самостоятельная работа, коллективная работа в группах, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, вопросно-ответная, форма беседы, рефлексия, здоровьесберегающие технологии  (артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза,)

Ход урока

Слайд 1

Мобилизующий этап 

Цель: создание положительного настроя на работу.

  1. Долгожданный дан звонок - начинается урок.

          Каждый день - всегда, везде, на уроках и в игре,

          смело, четко говорим и тихонечко сидим. 

– Какой будет сейчас урок?

– Чему мы учимся на уроках развития речи?

 (“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).

 Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Цель: подготовка органов речи к работе.

Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова.

1.«Строим рожицы».

Поднять брови вверх, расслабить мышцы. Удивляется мишка – зачем на елке шишка?

Нахмурить брови, расслабить мышцы.       И вдруг упала шишка – рассердился мишка

Глаза открываем, закрываем.                Глазки мишка закрывал, глазки мишка открывал. 

Подмигиваем.   Хитрый бельчонок на ветке сидит, шишки бросает, на мишку глядит.

2. «Галчонок»

Открывать и закрывать рот произвольно, затем с преодолением сопротивления (кулачки под нижней челюстью)     Открывает рот галчонок: червячка бы съесть спросонок.

3. «Хомяк»

Набирать воздух то под одну, то под другую щеку. Очень толстая щека у обжоры  

                                                                                        хомяка.

4. «Хоботок»

Вытягивать губы вперед, зубы не видны. У слона огромный хобот, с пальмы рвать

                                                                       бананы чтобы.

5. «Иголочка»

Выдвигать язык вперед – возвращать обратно.

Тоненькая иголочка, может это елочка? Может платье мама шьет?

Может ёжик здесь живет?

Нет, здесь спортивный язычок зарядку выполняет.

А такое может быть? Конечно же бывает!

6. «Вкусная сметанка»

Облизывать губы по круг в одну и другую сторону. Как сметанку любит котик,

                                                                                      оближи скорее ротик.

7. «Грибок»

Рот открыть, присосать язык к небу, удерживать в таком положении 10 секунд.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Коррекционные упражнения

  1. Коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентации.

Слайд 2

Новое задание. Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

– Кто изображен  на экране?

– Чем отличаются картинки сверху от картинок  снизу?

– Какие это животные: домашние или дикие?

- Какая картинка лишняя? Почему?

Повторение.

Узнавание и характеристика медведя. 

Цель: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

Упражнение на внимание.

Цель: коррекция слухового, зрительного  восприятия.

Повторим, что изучали на прошлом уроке развития речи.

Слайд 3

  1. У меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о медведе.

 «Он живет в доме у человека.  Большое крупное, сильное, мощное и хищное животное. У него есть два крыла. Зимой спит, летом ульи ворошит.  Бывает белый, живет в снегах, и бурый – живет в лесах. Любит молоко, сметану, варенье.  Хозяин леса.»

Слайд 4

 (3-4 гр.)

Возьмите листок. Рассмотрите рисунок.  Каких животных вы узнали по контуру?

  1. Найдите контур медведя. Подберите цвет для раскраски меха.

Слайд 5

(1-2гр.)

  1. Составьте рассказ о медведе, используя слова в таблице,  цвет и координаты.

Красный:  А1,  Б2,  В3.   Синий:  А2,  Б1.   Желтый: А3, Б4, В3.

Зеленый: А4, В2.  Коричневый: А5, Б3, Б5, В5, В4

1

2

3

4

5

А

Морда

Глаза

Мех

 Хвост

Живет

Б

маленькие

вытянутая

в

густой

лесу

В

продолговатая

короткий

бурый

берлоге

в

Проверка выполнения задания 2-3 гр.

Вывод: мы повторили сведения о диком лесном животном – медведе.

Оценивание.

Изучение нового материала.

Слайд 6.

Цель: актуализация опорных знаний

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся еще с одним  лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.

– Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень  много, а нитки ни одной! (Ёж)

Слайд 7.

– Кто это?  Он – …(еж). Она-…(ежиха). Детеныш-…(ежонок).

– Ёж является диким или домашним животным?

(Ёж относится к диким животным, потому что живет в лесу без помощи человека)

- Возьмите картинку ежа.

Слайд 8.

2. Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок

Цель: открытие новых знаний

- Внимательно рассмотрите  ежика. Попробуем составить рассказ - описание.

 

Внешний вид

тело

округлое

шея

короткая

мордочка

вытянутая, заостренная

уши

небольшие, стоячие

глаза

маленькие, черные

лапки

короткие

иголки

серые, длинные, острые, тонкие, колючие. Защита от врагов.

 Слайд 9.

- Опишите  внешний вид ежа?                            (1-3гр. -  составляет рассказ,

                                                                                 4 гр. – показывает части тела)

Слайд 10.

 Как вы думаете, чем питается еж?

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. Ёж – полезное животное. Любит ёжик ягоды, грибы, орехи, жёлуди, корешки растений. К осени ежи отъедаются, жиреют)

Питание

Ягоды, грибы, орехи, желуди, корешки растений, жуки, червяки, мыши, лягушки, гадюки.

Слайд 11.

- Где живет ежик?  Есть ли у него дом?

(– Осенью ёж устраивает зимнее гнездо - норку. В лесу, под поваленным пнем, ёж устраивается на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрывается  опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег укроет его до весны.)

Жилище

Осенью в лесу, под пеньком  устраивает гнездо-норку. укрывается опавшими листьями. Выпавший снег укрывает его до весны.

Слайд 12.

- Расскажите про  ежа.

Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.

Оценивание .

Слайд 13.

Физкультминутка.

Цель: Снятие общего мышечного напряжения через выполнение движений под музыкальное сопровождение.

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.  (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.        (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок.  (Дети приседают, как бы сворачиваясь

                                                  клубочком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий.        (Дети встают.)

Слайд 14.

 Словарная работа над многозначностью слова «иголка»

      1.Послушайте внимательно загадки  (читают дети 1 гр.).

Слайд 15.

  1. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
  2. Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
  3. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.

- Что общего в загадках про ежа? Какое слово повторяется к каждой загадке?

Для чего нужны иголки ежу? Какие иголки у ежа?

Пальчиковая гимнастика “Ежик”.

Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот так, вот так,
Покажи иголки.

  “замок”
  Выпрямляем пальцы

 Ежик, ежик колкий,
Убери иголки.
Вот так, вот так,
Убери иголки.

  “замок”
   нажим на “замок”

        2. Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.

  1. Маленького роста я, тонкая и острая, За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

Слайд 16.

– Это швейная игла.( Стальная, острая, тонкая, блестящая)

- Найдите у себя на партах швейные иголки.

– Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)

  1. Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)

– Про какие иголки идет речь?

Слайд 17.

Практическая работа.

Возьмите конверты с зеленым кружочком. Достаньте содержимое.

– Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)

- Какие слова – действия подходят к иголкам елки? (Растут, осыпаются, колются…)

–  Чем делают уколы детям? (Шприцем)

– Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)

– Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

Слайд 18.

- Составьте свои предложения, выбрав иголку.

Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.

Оценивание.

Слайд 19-23.  (Музыкальное сопровождение)

Зрительная гимнастика

Цель: снятие напряжения, укрепление глазных мышц.

Перед следующим заданием дадим отдохнуть нашим глазам. Сядьте прямо, следите глазами за ёжиком, не поворачивая головы.

Закрепление.  Самостоятельная  творческая работа в группах

Цель: проверка знаний, умений, навыков.

Слайд  25.

  1. Работа с деформированным текстом на карточках.

Подойдите к партам. Возьмите конверты. Достаньте карточки. Прочитайте слова для справок. Посоветуйтесь друг с другом. Составьте рассказ, вставив пропущенные слова в текст.

1 - 2 гр.  – составляют коллективный рассказ про ежа, пользуясь словами для  

                 справок.

                1 гр. – вставляют самостоятельно слова в текст  на экране.

Еж  ________ животное. Живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. При опасности он сворачивается в ________.  Еж питается насекомыми, ______, _________, _________.  Ежик __________ животное.

(Слова для справок: дикое, лесу,  иголками, клубок, мышами, червяками, полезное)

 

  1. Работа с наложенными изображениями.

Возьмите листок.  Рассмотрите рисунок.  Каких животных вы узнали по контуру? Найдите на рисунке контур ежа, раскрасьте его.

3-4 гр.  -  на контурных изображениях, наложенных друг на друга, обводят

                контур ежа, раскрашивают  его. Рисуют, что  ест ежик.  

                (4гр) Раскрашивает  нужные рисунки с изображением пищи.

Оценивание.

Слайд 26.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

2

 

 

 

п

 

 

 

1

е

ж

 

 

я

 

 

 

 

ж

 

 

 

ч

 

 

 

4

и

г

о

л

к

и

 

 

 

х

 

 

 

а

 

3

е

ж

а

т

а

 

 

 

  1. Работа с кроссвордом.

- Колючее лесное животное.

- Детеныши ежа.

- Мама ежат.

-Защита от врагов.

- Зимний сон ежа.

  1. Просмотр видео.

- Хотите посмотреть, как ежик ведет себя в природе? Будьте внимательны, чтобы рассказать,  показали ли то, о чем вы узнали сегодня на уроке. Может быть, кто-то увидит или услышит  что-то новое в фильме про ежа.

Слайд 27.

Ответы детей по содержанию фильма.

Оценивание.

Слайд 28.

Итог  урока

Цель: рефлексия деятельности на уроке.

С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

– Домашнее или дикое животное еж?

– Что интересного вы узнали про ежа?

Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?

- Что понравилось?

- Кому было трудно выполнять задания?

- Покажите ваше настроение. (Карточки-схемы)

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

Слайд 29.

Урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Дикие животные «Ёж». Как вести себя при встрече с дикими животными.

Конспект открытого урока в 3 классе. Предмет – развитие речи  на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ОБЖ (интегрированный курс) с использованием  современных об...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

«Работа с бумагой. Дикие животные. Виды диких животных.

Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами ...