Дикое животные - ёж.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида (коррекционное обучение) по теме "Дикое животное - ёж." Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013g._otkrytyy_urok_razvitie_rechi_3_klass_3_chetvert.docx | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Дата проведения: 14.03.13.
ФИО учителя начальных классов: Мокеева Л.В.
Класс: 3
Предмет: Развитие речи
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Дикие животные: ёж».
Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как
представителе диких животных.
Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.
Виды целей | Цели |
Коррекционно-образовательные | -формирование знаний о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках; -отработка словообразовательных навыков и умений с целью формирования основ грамматического строя речи; -закрепление навыка моделирования рассказа - описания; - расширение словарного запаса, знакомство с многозначностью слова «иголка» |
Коррекционно-развивающие | - развитие умения анализировать, классифицировать, рассуждать при выполнении заданий; - развитие логического мышления при работе с загадками; - развитие мелкой моторики через выполнение пальчиковой гимнастики и раскрашивание рисунков; коррекция тактильных ощущений посредством проведения практической работы; - коррекция слухового, зрительного восприятия; - развитие оптико-пространственных представлений через работу с деформированным текстом с ориентацией на координаты; - развитие устойчивости внимания при прослеживании взглядом направления движения объектов при зрительной гимнастике - развитие произвольности деятельности, навыков самоконтроля в процессе работы с карточками |
Коррекционно-воспитательные | - обеспечение благоприятной среды для развития учащихся через создание ситуации успеха; -воспитание интереса к предмету, самостоятельности в рассуждениях через использование компьютерных технологий - формирование познавательных мотивов учения - развитие коммуникативных качеств личности. |
Оборудование:
Карточки с наложенными изображениями контуров животных, карточки с деформированными текстами, карточки с загадками, конверты с различными видами иголок для практической работы, цветные карандаши, «ежики» и фишки для оценивания работы на уроке, карточки-схемы для рефлексии, видео про ежа, интерактивная доска, презентация урока, аудиозапись звуков ежа, музыкальное сопровождение физкультминутки и зрительной гимнастики.
Методы и приемы: фронтальная устная работа с классом, фронтальная и индивидуальная работа с использованием интерактивной доски, самостоятельная работа, коллективная работа в группах, проблемный и дифференцированный подход, работа с карточками, вопросно-ответная, форма беседы, рефлексия, здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика, динамическая пауза,)
Ход урока
Слайд 1
Мобилизующий этап
Цель: создание положительного настроя на работу.
- Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Каждый день - всегда, везде, на уроках и в игре,
смело, четко говорим и тихонечко сидим.
– Какой будет сейчас урок?
– Чему мы учимся на уроках развития речи?
(“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, с природой”).
Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)
Цель: подготовка органов речи к работе.
Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова.
1.«Строим рожицы».
Поднять брови вверх, расслабить мышцы. Удивляется мишка – зачем на елке шишка?
Нахмурить брови, расслабить мышцы. И вдруг упала шишка – рассердился мишка
Глаза открываем, закрываем. Глазки мишка закрывал, глазки мишка открывал.
Подмигиваем. Хитрый бельчонок на ветке сидит, шишки бросает, на мишку глядит.
2. «Галчонок»
Открывать и закрывать рот произвольно, затем с преодолением сопротивления (кулачки под нижней челюстью) Открывает рот галчонок: червячка бы съесть спросонок.
3. «Хомяк»
Набирать воздух то под одну, то под другую щеку. Очень толстая щека у обжоры
хомяка.
4. «Хоботок»
Вытягивать губы вперед, зубы не видны. У слона огромный хобот, с пальмы рвать
бананы чтобы.
5. «Иголочка»
Выдвигать язык вперед – возвращать обратно.
Тоненькая иголочка, может это елочка? Может платье мама шьет?
Может ёжик здесь живет?
Нет, здесь спортивный язычок зарядку выполняет.
А такое может быть? Конечно же бывает!
6. «Вкусная сметанка»
Облизывать губы по круг в одну и другую сторону. Как сметанку любит котик,
оближи скорее ротик.
7. «Грибок»
Рот открыть, присосать язык к небу, удерживать в таком положении 10 секунд.
Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.
Коррекционные упражнения
- Коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентации.
Слайд 2
Новое задание. Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопросы.
– Кто изображен на экране?
– Чем отличаются картинки сверху от картинок снизу?
– Какие это животные: домашние или дикие?
- Какая картинка лишняя? Почему?
Повторение.
Узнавание и характеристика медведя.
Цель: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
Упражнение на внимание.
Цель: коррекция слухового, зрительного восприятия.
Повторим, что изучали на прошлом уроке развития речи.
Слайд 3
- У меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о медведе.
«Он живет в доме у человека. Большое крупное, сильное, мощное и хищное животное. У него есть два крыла. Зимой спит, летом ульи ворошит. Бывает белый, живет в снегах, и бурый – живет в лесах. Любит молоко, сметану, варенье. Хозяин леса.»
Слайд 4
(3-4 гр.)
Возьмите листок. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали по контуру?
- Найдите контур медведя. Подберите цвет для раскраски меха.
Слайд 5
(1-2гр.)
- Составьте рассказ о медведе, используя слова в таблице, цвет и координаты.
Красный: А1, Б2, В3. Синий: А2, Б1. Желтый: А3, Б4, В3.
Зеленый: А4, В2. Коричневый: А5, Б3, Б5, В5, В4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А | Морда | Глаза | Мех | Хвост | Живет |
Б | маленькие | вытянутая | в | густой | лесу |
В | продолговатая | короткий | бурый | берлоге | в |
Проверка выполнения задания 2-3 гр.
Вывод: мы повторили сведения о диком лесном животном – медведе.
Оценивание.
Изучение нового материала.
Слайд 6.
Цель: актуализация опорных знаний
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку.
– Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)
Слайд 7.
– Кто это? Он – …(еж). Она-…(ежиха). Детеныш-…(ежонок).
– Ёж является диким или домашним животным?
(Ёж относится к диким животным, потому что живет в лесу без помощи человека)
- Возьмите картинку ежа.
Слайд 8.
2. Составление рассказа – описания с опорой на таблицу и слова для справок
Цель: открытие новых знаний
- Внимательно рассмотрите ежика. Попробуем составить рассказ - описание.
Внешний вид | тело | округлое |
шея | короткая | |
мордочка | вытянутая, заостренная | |
уши | небольшие, стоячие | |
глаза | маленькие, черные | |
лапки | короткие | |
иголки | серые, длинные, острые, тонкие, колючие. Защита от врагов. |
Слайд 9.
- Опишите внешний вид ежа? (1-3гр. - составляет рассказ,
4 гр. – показывает части тела)
Слайд 10.
– Как вы думаете, чем питается еж?
(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. Ёж – полезное животное. Любит ёжик ягоды, грибы, орехи, жёлуди, корешки растений. К осени ежи отъедаются, жиреют)
Питание | Ягоды, грибы, орехи, желуди, корешки растений, жуки, червяки, мыши, лягушки, гадюки. |
Слайд 11.
- Где живет ежик? Есть ли у него дом?
(– Осенью ёж устраивает зимнее гнездо - норку. В лесу, под поваленным пнем, ёж устраивается на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрывается опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег укроет его до весны.)
Жилище | Осенью в лесу, под пеньком устраивает гнездо-норку. укрывается опавшими листьями. Выпавший снег укрывает его до весны. |
Слайд 12.
- Расскажите про ежа.
Вывод: Мы составили рассказ про ежа по плану.
Оценивание .
Слайд 13.
Физкультминутка.
Цель: Снятие общего мышечного напряжения через выполнение движений под музыкальное сопровождение.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь
клубочком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)
Слайд 14.
Словарная работа над многозначностью слова «иголка»
1.Послушайте внимательно загадки (читают дети 1 гр.).
Слайд 15.
- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
- Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
- Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.
- Что общего в загадках про ежа? Какое слово повторяется к каждой загадке?
Для чего нужны иголки ежу? Какие иголки у ежа?
Пальчиковая гимнастика “Ежик”.
Ежик, ежик колкий, | “замок” |
Ежик, ежик колкий, | “замок” |
2. Послушайте внимательно еще одну загадку и подумайте, о чем в ней идет речь. Это сложная загадка – она совсем о другом предмете. Попробуйте отгадать.
- Маленького роста я, тонкая и острая, За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)
Слайд 16.
– Это швейная игла.( Стальная, острая, тонкая, блестящая)
- Найдите у себя на партах швейные иголки.
– Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)
- Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят … ! (ЕЛКИ)
– Про какие иголки идет речь?
Слайд 17.
Практическая работа.
Возьмите конверты с зеленым кружочком. Достаньте содержимое.
– Что вы видите? Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?
(Зеленые, маленькие, острые, колючие, ароматные)
- Какие слова – действия подходят к иголкам елки? (Растут, осыпаются, колются…)
– Чем делают уколы детям? (Шприцем)
– Из каких частей состоит шприц? (корпус и игла)
– Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).
Слайд 18.
- Составьте свои предложения, выбрав иголку.
Вывод: Вот видите, какое интересное слово “иголка”, как много предметов называют этим словом.
Оценивание.
Слайд 19-23. (Музыкальное сопровождение)
Зрительная гимнастика
Цель: снятие напряжения, укрепление глазных мышц.
Перед следующим заданием дадим отдохнуть нашим глазам. Сядьте прямо, следите глазами за ёжиком, не поворачивая головы.
Закрепление. Самостоятельная творческая работа в группах
Цель: проверка знаний, умений, навыков.
Слайд 25.
- Работа с деформированным текстом на карточках.
Подойдите к партам. Возьмите конверты. Достаньте карточки. Прочитайте слова для справок. Посоветуйтесь друг с другом. Составьте рассказ, вставив пропущенные слова в текст.
1 - 2 гр. – составляют коллективный рассказ про ежа, пользуясь словами для
справок.
1 гр. – вставляют самостоятельно слова в текст на экране.
Еж ________ животное. Живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. При опасности он сворачивается в ________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________. Ежик __________ животное. (Слова для справок: дикое, лесу, иголками, клубок, мышами, червяками, полезное) |
- Работа с наложенными изображениями.
Возьмите листок. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали по контуру? Найдите на рисунке контур ежа, раскрасьте его.
3-4 гр. - на контурных изображениях, наложенных друг на друга, обводят
контур ежа, раскрашивают его. Рисуют, что ест ежик.
(4гр) Раскрашивает нужные рисунки с изображением пищи.
Оценивание.
Слайд 26.
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
| 2 |
|
|
| п |
|
|
| 1 | е | ж |
|
| я |
|
|
|
| ж |
|
|
| ч |
|
|
| 4 | и | г | о | л | к | и |
|
|
| х |
|
|
| а |
|
3 | е | ж | а | т | а |
|
|
|
- Работа с кроссвордом.
- Колючее лесное животное.
- Детеныши ежа.
- Мама ежат.
-Защита от врагов.
- Зимний сон ежа.
- Просмотр видео.
- Хотите посмотреть, как ежик ведет себя в природе? Будьте внимательны, чтобы рассказать, показали ли то, о чем вы узнали сегодня на уроке. Может быть, кто-то увидит или услышит что-то новое в фильме про ежа.
Слайд 27.
Ответы детей по содержанию фильма.
Оценивание.
Слайд 28.
Итог урока
Цель: рефлексия деятельности на уроке.
С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?
– Домашнее или дикое животное еж?
– Что интересного вы узнали про ежа?
Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
- Что понравилось?
- Кому было трудно выполнять задания?
- Покажите ваше настроение. (Карточки-схемы)
- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
Слайд 29.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.
Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных. Развивать умение раб...
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
УРОК ТЕХНОЛОГИИ 1 класс Тема: Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж».
Урок технологии в 1 классе с учетом требований ФГОС...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Дикие животные «Ёж». Как вести себя при встрече с дикими животными.
Конспект открытого урока в 3 классе. Предмет – развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ОБЖ (интегрированный курс) с использованием современных об...
Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".
Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...
«Работа с бумагой. Дикие животные. Виды диких животных.
Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами ...