« В семье друзей пернатых», УМК «Гармония"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

 

Цель урока. Создать условия для целостного понимания  учащимися главного признака птиц.

 

Задачи урока.

 

Предметные.

     Учиться различать птиц по их отличительным признакам.

     Группировать животных по заданным основаниям, приводить примеры представителей групп животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока « В семье друзей пернатых», УМК «Гармония»

                       1 «б» класс

Учитель         Решетникова Галина Анатольевна

 

Цель урока. Создать условия для целостного понимания  учащимися главного признака птиц.


Задачи урока.

 

Предметные.

     Учиться различать птиц по их отличительным признакам.

     Группировать животных по заданным основаниям, приводить примеры представителей групп животных.


 Регулятивные УУД

        - Организация  своего рабочего  места. 

        -Принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

        -Проверять правильность своих рассуждений и выводов.

Познавательные УУД:

 

     -Сравнивать классифицировать природные объекты на основе их внешних признаках, характерных свойств.

       

      -Осуществлять поиск учебной информации на основе собственных наблюдений объектов природы и культуры,    личного опыта общения с людьми; из материалов учебника.

      -Проводить несложные наблюдения и опыты, описывать наблюдения, делать выводы по результатам исследования в              устной форме.

 

    -Обобщать систематизировать информацию в словесной, табличной форме.


Коммуникативные УУД

    -Строить речевое высказывание в устной форме.

      -Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая   различные способы взаимопомощи партнёру по  общению.

 

 

     -Проявлять доброжелательное отношение к партнёру

    -Формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.


Личностные УУД:

      -Умение выделять личностные аспекты поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально – этическими принципами.

Тип урока : Урок изучения нового материала.



Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:



ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения;) системно-деятельностный подход; технология работы в паре; работа с дополнительными источниками информации; приёмы исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, самооценивание.




Домашнее задание



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД



1.Орг. Момент.



1 мин

Осознание себя как ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу

-Долгожданный дан звонок-
  Начинается урок!
-Урок у нас необычный, сегодня у нас много гостей. Обернитесь и поприветствуйте их, ребята.
  

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.


Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.



II. Этап повторения изученного.



3 мин

Цель : уметь выделять существенные признаки; анализ и группировка по признакам, умение доказывать своё мнение



Ребята,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  Блиц-опрос «Закончи предложения»:


Открываю высказывания в таблице (на доске).


На прошлом уроке мы изучали,..


К ним относятся…..


Главный признак млекопитающихся.

Молодцы.


Слайд 1

Каких зверей вы видите на слайде?




Какое задание к слайду можно поставить?









Млекопитающих(зверей)


Лиса, волк….


Вскармливают детёнышей молоком.




Кит, морж, жираф, тюлень, медведь, тигр.



Разделить на группы.


На слайде есть морские млекопитающие -морж, кит, тюлень..

И те которые обитают на суше- жираф, медведь, тигр.

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),


Познавательные УУД:

 

Сравнивать классифицировать природные объекты на основе их внешних признаках, характерных свойств.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.


1 мин




Активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.


Слайд3.

Игра «Найди лишнее».  Посмотрите на фото. Назовите животных, которых видите.


Определите, какое  животное «лишнее» и почему.


 Предположите, какую группу животных мы будем сегодня изучать.



Тема нашего урока « В семье друзей пернатых»

 



Пингвин – птица. Остальные – звери







…птицы.

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии








проблемные методы обучения

Регулятивные УУД:

Принимать (ставить учебно познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

IV. Этап актуализации знаний.


2 мин

Цель:

выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы

Птицы. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает )

Дети называют  признаки птиц.

( поют, клюв, 2 ноги, крылья, умеют летать….)

Познавательные УУД

осуществлять поиск учебной информации собственных наблюдений объектов природы

V. Этап изучения новых знаний.

7мин

Цель: сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.

Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.  

слайд


У каждой группы животных есть свои отличительные признаки, подумайте, знаете ли вы главный признак птиц.


Какую цель поставим на урок?


Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат круги красного и синего цвета.. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный.


Приготовились.





Давайте проверим свой вывод по учебнику. С 37







Нет



.Узнать главный признак птиц.

 



Дети взяли круги 2 цветов.

Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая  цветной круг:  синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное.


Обсуждают в группе, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.


Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии


проблемные методы обучения (создание коллизий, поисковый характер добывания знаний), эвристические методы(открытие новых знаний самими учениками),

Познавательные УУД

осуществлять поиск учебной информации собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; из материалов учебника.


Коммуникативные УУД

строить речевое высказывание в устной форме.

Физминутка

Цель:

реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала

1мин

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем,

Что мы сидим?

Опять не вышло взлететь? Почему?

     Учащиеся встают, машут руками, подражают голосам птиц.

 

 

 

 



Нет перьев.

здоровьесберегающие технологии.


Практическая работа учащихся.



7мин

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

 

Как это можно сделать?

 

Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем увеличительное стекло (лупу) и будем исследовать перья.

 

Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру.

-Что общего у всех перьев?
-

Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бороздки.


Увидели на них маленькие крючки?


Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.

-У этого же пера отрезан кончик, рассмотрите срез.



На что он похож?
-

Там пусто?


Значит, оно легкое, там воздух.
-

Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко.



Почему перо взлетело?

Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист держится в воздухе.
- Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.


Подержите перо около щеки.
Какой сделаем вывод?


Обмакните перо в стакан с водой.


Намокло ли перо?   - Какой вывод?




5. Что можно сказать об окраске перьев?

           

 

 

Давайте проверим свои рассуждения.(с 37)


Обобщение учителя:

Итоги исследования. Тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и предают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Да!

 

 


 

 

 

 

 

 Работа с лупой.

 

 

 

 

Разные

высказывания детей

 

 

 

 

 











На трубочку

 

 



дети проводят эксперимент

 





легкое

 

 

 

 

 

 

 

 



щеке стало тепло.

 


Дети делают вывод

 


нет, вода скатилась капелькой

(перья защищают от воды)




разные по окраске, украшают птиц)

 

 

 

 Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его.

Элементы исследовательской деятельности











наблюдение, сравнение, обобщение, делают выводы, умозаключения



















эвристические методы(открытие новых знаний самими учениками),


 Познавательные УУД:

Проводить несложные наблюдения и опыты, описывать наблюдения, делать выводы по результатам исследования в устной форме.

 

 

 

 

 

 



Коммуникативные УУД:

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимопомощи партнёру по  общению.

 

 

проявлять доброжелательное отношение к партнёру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


















Регулятивные УУД:

Проверять правильность своих рассуждений и выводов.

VI. Этап применения  изученного. Практическая работа учащихся.


10мин

Цель: умение работать в группе, добывать информацию из иллюстраций учебника, текста; использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли. Слушать и дополнять ответ товарища.

Ребята, где можно встретить птиц?


Слайд



Подумайте, какой признак поможет вам узнать водоплавающих птиц?


Проверите свой ответ по учебнику. С. 35


Найдите карточки с изображением птиц.


 Разложите их на две группы: птиц которые можно наблюдать у водоёма и в лесу.



Рассмотрите и сравните клювы и ноги крылья разных птиц.


 










Что умеют делать птицы своим клювом.?


Прочитайте рассказ Евгения Чарушина.с 36



О какой птице написан рассказ?


Какую пользу она приносит лесу.




Какие птицы лакомятся облепихой?



Какую пользу они принесут дереву?

Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…

 

У водоема:



В лесу:






У водоплавающих птиц между пальцами перепонки.




Сравнивают отвечают.



Отвечают.(Форма клюва, ног и крыльев зависит от среды обитания и способа их питания.

У птиц, обитающих в открытой местности, крылья большие и мощные.

У лесных птиц крылья более короткие им не нужно совершать длительных перелётов за добычей. Острые когти помогают птицам хватать добычу, защищаться от врагов  удерживаться на ветках




Чтение рассказа.




О дятле.


Лечит дерево от вредных насекомых.



Снегирь.



Разносит  семена.

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии.

Познавательные УУД

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения ,

VIII. Этап коррекции

3мин

Цель –  вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам .

- Ребята, мы говорим: птицы- наши друзья.


Как вы думаете, почему так говорят?

 

А мы – друзья птицам?


 Что значит быть друзьями птиц?

Послушайте стихотворение Северянина.

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, 
папочка, 
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,- 
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"... 
И отец призадумался, потрясенный минутою, 
И простил все грядущие и капризы, и шалости 
Милой, маленькой
 дочери, зарыдавшей от жалости.

Почему папа простил дочку.

А вам когда нибудь, было жаль птиц?

Мы должны помнить , что птицы наши младшие друзья и давайте будем заботится о них, сочувствовать им.

Они лечат деревья уничтожают вредных насекомых, поют, когда мы их слушаем то успокаиваемся. помогают нам сберечь здоровье.


Да.( мы ими любуемся , кормим зимой)


















Потому что она пожалела ласточку.


Да.

Личностные УУД:

Умение выделять личностные аспекты поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально – этическими принципами.

VII. Этап контроля и самоконтроля

3мин

Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы


Какую цель  ставили на урок?


Получили мы ответ на эти вопросы?


Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?


Давайте вернёмся  к нашей таблице.  

Какая отличительная особенность у этих животных?


Найдите птиц, которые обитают в нашей местности?




Узнать главные признаки птиц.









Наличие перьев.



Выбирают картинки с изображением птиц и приклеивают в таблицу.


Познавательные УУД

Обобщать систематизировать информацию в словесной, табличной форме.
















XI. Этап рефлексии.

1мин

Ребята, взгляните на доску.

Стайка, каких птиц прилетела к нам?

Ребята, вы уже знаете, о птицах надо заботиться, ведь они наши друзья.

Как вы можете помочь птицам?

Давайте сделаем доброе дело. Покормим наших гостей.

Если сегодня на уроке вам было все понятно, интересно и вы хорошо работали, положите в кормушку красную ягодку.

Если вы испытывали затруднение, и вы не всё поняли, покормите птичек желтой ягодой?

Снегири.







Покормить птиц.

Коммуникативные УУД формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Домашнее задание. 1мин

1.Приготовить сообщение  о птице.

2. Найти загадки о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "В семье друзей пернатых"

Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц....

" В семье друзей пернатых" окружающий мир 1 класс УМК Гармония

Тема: В семье друзей пернатых.Окружающий мир 1 класс УМК ГармонияТип урока: обобщение и систематизация знанийФормируемые компетенции:1. коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодейст...

В семье друзей пернатых

Урок по предмету "Окружающий мир", 1 класс УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира "В семье друзей пернатых"

Урок о выявлении признака птиц...

Презентация к уроку "В семье друзей пернатых"

Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс

Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс...