В семье друзей пернатых
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по предмету "Окружающий мир", 1 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_seme_druzey_pernatyh.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
в 1 классе («Гармония»)
«В семье друзей пернатых»
Подготовила
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1»
г.Стерлитамака Республики Башкортостан
Касьянова Е.А.
Цели урока: - познакомить учащихся с многообразием птиц и их отличительными
особенностями;
- выделить группы домашних и диких птиц, начать формирование
понятий перелётные и оседлые птицы;
- развивать умение наблюдать, описывать признаки предметов;
- воспитывать доброе отношение к птицам, познавательный интерес к
объектам животного мира.
Оборудование: иэображения птиц, чучело грача, голоса птиц (в записи), кроссворд (на доске), учебник-тетрадь.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока, постановка проблемы.
- Мы начали знакомство с животным миром. С какой группой животных
познакомились на прошлом уроке?
/ С млекопитающими /
- Каких животных относят к этой группе?
/ У млекопитающих 4 ноги, тело покрыто шерстью, детёнышей
вскармливают молоком./
- Каким животным будет посвящен сегодняшний урок, мы узнаем, разгадав
кроссворд /С.13 учебника. Кроссворд вынесен на доску для фронтальной работы./
- Прочитаем ключевое слово / хором /: ПТИЦА
/ Звучит запись пения птиц./
-Вы, думаю, со мной согласитесь, что жизнь на Земле без птиц была бы не так
прекрасна. Они радуют нас своими звонкими песнями, красочными нарядами, своей
жизнерадостностью. Бывает, что человек вдруг загрустит или почувствует себя
неважно, посмотрит он тогда на веселых воробьёв, услышит их радостное
чириканье и становится у него на душе легче.
Сегодня мы будем знакомиться с многообразием птиц, с их особенностями.
- Каких же животных мы относим к птицам? На этот вопрос нам и предстоит
ответить.
3. Выявление отличительных признаков птиц.
- Перед вами множество изображений птиц, а также чучело грача. Рассмотрите их
внимательно. Что общего у всех птиц?
/ Ответы детей. /
На доске появляется схема:
ПТИЦЫ:
две ноги
тело покрыто перьями
есть клюв и крылья
- Так каких животных называют птицами?
- Зачем, как вы думаете, птицам клюв, крылья и перья? /Ответы детей./
Прочитаем об этом на с.14 учебника.
- Мы назвали признаки, которые являются для всех птиц общими. Но птицы, в то же
время, очень разные. Каждая птица имеет свои особенные черты, присущие только
ей.
Перед вами птицы разных стран,
Здесь целый город птичий.
Вот огромный пеликан.
Под клювом у него кафтан
Для пойманной добычи.
Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом – голубой павлин
Раскинул хвост узорный..
- Чем различаются птицы?
/ Формой и длиной ног, клюва, окраской оперения./
- Художник изобразил птиц. Назовите их.
/ Утка, дятел, сова, грач./
Но у художника вызвало затруднение изображение клювов и ног этих птиц.
Поможем завершить рисунки.
/ Дети выбирают из предложенных клювов и ног те, которые подходят каждой из
птиц, и прикрепляют к рисунку. При этом объясняют свой выбор./
- Почему у птиц разные клювы, ноги, оперение? Отчего это зависит?
/От среды обитания, от способа питания./
4. Среда обитания.
- Где живут птицы? /В лесу, на лугу, у водоемов, в горах./
- Выполним задание 5. Стрелками укажем, где живут птицы.
- Что вам подсказало, какие птицы живут у воды?
- Куры и гуси живут в птичнике. Какой вывод можно сделать?
/ Это домашние птицы./
- Назовите других домашних птиц.
/ На доске отрываются картинки домашних птиц./
- Почему они называются домашними?
/ Домашние птицы живут рядом с человеком, полностью зависят от него, так как не могут обеспечить себя пищей и жильём. Домашних птиц специально выращивает человек для получения мяса, яиц, перьев./
-Как назовём остальных птиц, изображенных на рисунках в задании 5?
/ Дикие птицы./
- Почему? Чем дикие птицы отличаются от домашних?
- Природа создала огромное разнообразие птиц, но только часть из них приручил
человек. Диких птиц гораздо больше, чем домашних.
- В учебнике отметим птиц, обитающих в нашей местности.
5. Перелетные и оседлые птицы.
- Птицы – большие непоседы. Как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Только птицы могут улетать за тысячи километров и после снова возвращаться. Такие птицы как грач, зяблик, скворец, ласточка, кукушка, дрозд /картинки – на доске/ летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. Как называют этих птиц?
/ Перелетные /
- Почему они улетают?
- Какие птицы первыми в наших краях возвращаются весной? / Грачи. /
- Как в народе говорят про грачей?
/ Увидел грача – весну встречай. /
- Но есть птицы, которые никуда не улетают, круглый год живут с нами.
Назовите их.
/ Сорока, воробей, ворона, галка, голубь, синица, дятел. /
- Эти птицы называются оседлые. Они не боятся морозов, потому что еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
6. Интересные особенности птиц.
- Одна из главных особенностей птиц – это умение летать. Но не все птицы летают.
Назовите таких птиц.
/ Страус, пингвин. /
- Как вы думаете, почему пингвины и страусы не летают?
/ Пингвины добывают себе пищу в воде, у них очень хорошо приспособленное для этого строение тела: обтекаемая форма, толстый слой подкожного жира, чтобы не замерзнуть в холодной воде, лапки с перепонками, а крылья работают как плавники. /
- А о страусах нам расскажет Ладванов Женя.
/Сообщение ученика./
- Всем нам хорошо знаком голос кукушки. Её «ку-ку» разносится далеко вокруг.
Чем же интересна эта птица? Послушаем сообщение Абрамова Антона. /Сообщение ученика./
- Среди птиц есть знаменитые певцы. Для кого поёт соловей? Об этом расскажет
Коткова Настя. /Сообщение ученика./
- А некоторые птицы умеют подражать голосам других. В этом преуспели попугаи.
Все знают об их способности подражать голосу человека. Но не только попугаи на
это способны. Семенова Маргарита расскажет нам о скворцах.
/Сообщение ученика./
- Послушайте говорящего скворца. / Аудиозапись /
8. Итог урока.
- С какой группой животных знакомились на уроке?
- Каких животных относят к птицам?
- На следующем уроке мы продолжим изучение птиц и поговорим об их роли в
жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир "В семье друзей пернатых"
Открытый урок....
Урок окружающего мира в 1 классе "В семье друзей пернатых"
Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц....
" В семье друзей пернатых" окружающий мир 1 класс УМК Гармония
Тема: В семье друзей пернатых.Окружающий мир 1 класс УМК ГармонияТип урока: обобщение и систематизация знанийФормируемые компетенции:1. коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодейст...
Урок окружающего мира "В семье друзей пернатых"
Урок о выявлении признака птиц...
« В семье друзей пернатых», УМК «Гармония"
Цель урока. Создать условия для целостного понимания учащимися главного признака птиц. Задачи урока. Предметные. Учиться различать птиц по их отличительны...
Презентация к уроку "В семье друзей пернатых"
Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс УМК "Гармония"...
Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс
Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс...