" В семье друзей пернатых" окружающий мир 1 класс УМК Гармония
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: В семье друзей пернатых.
Окружающий мир 1 класс УМК Гармония
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формируемые компетенции:
1. коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели.
2. учебные компетенции: организация целеполагания, планирование деятельности.
3. организационные компетенции: координация деятельности для достижения целей.
4. компетенция решения проблем: понимание текстов, работа с информацией из разных источников, выступление, формулировка выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bobrovnikova_o.v._bratsk.rar | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
" Птицы - те, которые летают?" окружающий мир 1 класс УМК Гармония
Автор - Ольга Бобровникова
Урок окружающего мира. 1 класс. УМК Гармония
Учитель начальных классов Бобровникова Ольга Владимировна
Тема: Птицы - те, которые летают?
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формируемые компетенции:
1. коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели.
2. учебные компетенции: организация целеполагания, планирование деятельности.
3. организационные компетенции: координация деятельности для достижения целей.
4. компетенция решения проблем: понимание текстов, работа с информацией из разных источников, выступление, формулировка выводов.
Цели:
Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;
Метапредметные:
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая
Оборудование:
• компьютер + презентация;
• шесть разноцветных шляп;
• карточки – пазлы;
• карточки – таблицы;
• карточки - загадки;
• звездочки «Знаток птиц».
Оформление:
• компьютер + презентация
Используемая технология: развитие критического мышления: шесть шляп Боно
Ход урока
I. Орг.момент.(1 мин)
Всё начинается со школьного звонка:
Дорога к звёздам! Тайны океана.
Всё это будет поздно или рано,
Всё впереди, ребята , а пока…
Всё это начинается со школьного звонка.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь мне и друг другу и нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. (слайд 1)
II. Постановка темы, цели. (5 мин)
- Ой, ребята посмотрите, к нам кто-то летит. Кто это? Инопланетянин? (слайд 2)
- Вы хотите с ним познакомиться и подружиться?
- А я уже познакомилась. И вот, что он мне рассказал:
«Здравствуйте. Я ИН. Я увидел вашу планету из космоса. Она такая красивая, многообразная. И животных на вашей планете так много и все такие разные, но о них я ничего не знаю. Вы мне о них расскажите?»
- Расскажем Инну?
- Ребята, я спросила у Ина: «О каких животных ты хочешь узнать сегодня?»
Он мне ответил: «Я не знаю, как они называются, но я их сфотографировал, и фотоснимки привез вам». (слайд 3)
- Ребята, вот эти фотоснимки, но они у меня рассыпались и перпутались. Возьмите их и соберите. (учащиеся собирают пазлы - птицы)
- Догадались, о ком мы будем сегодня говорить? Какие цели поставим на урок?
- Всё, что мы уже знаем или узнаем на уроке мы попытаемся занести в кластер и подарим его на память Ину. (слайд 4, 5)
III. Работа по теме.
1. Работа в группах по заданиям (10 минут)
- Сегодня вы будете работать в группах. Хочу вам напомнить: «Вы в одной лодке: или выплывите вместе, или утоните вместе!».
- Возьмитесь за руки и произнесите слова, настройтесь на работу.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно! (слайд 6)
- А поможет нам работа в группах и наши волшебные шляпы. (слайд 7)
- У каждой группы своя шляпа и свое задние.
- Напомните волшебство каждой шляпы. (ответы учащихся)
Белая шляпа: информация, только факты.
Желтая шляпа: значение для человека и природы
Черная шляпа: предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так.
Красная шляпа: чувства, эмоции.
Зеленая шляпа: творчество.
Синяя шляпа: шляпа учителя. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. (слайд 7)
1) Белая шляпа (заполните карточку)
Птицы часть живой природы.
Они ________________________-
Число ног - _____ .
Тело покрыто ________.
Есть _______ и ________.
Можно разделить на группы.
- Вам поможет материал учебника.
2) Желтая шляпа.
- Для чего нужны птицы природе и человеку?
- Вам поможет материал учебника и личный опыт.
3) Черная шляпа (легенда)
Широко известна кампания по уничтожению воробьёв как вредителей сельского хозяйства. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося хозяйству большой убыток. Все крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, — чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. Через год после кампании урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло много миллионов человек.
- Прочитайте легенду и подумайте: «Что может случиться, если не будет птиц?»
4) Красная шляпа
- Что чувствуете, когда видите птиц? Расскажите о своих эмоциях и чувствах.
5) Зеленая шляпа
- Как творчески можно рассказать о птицах? Где в творчестве можно встретить птиц?
2. Проверка задания (20 минут)
1) Белая шляпа
- Зачитайте свою карточку.
- Сформулируйте вывод. Кто относятся к птицам?
- Ин ты понял кто такие птицы?
- Ин хочет добавить еще один признак: «Птицы те, которые летают» (слайд 7, музыка)
- Вы согласны с ним? Почему?
- У нас заполнилось начало кластера.(слайд 8)
- А мы проверим, как вы усвоили кто такие птицы. Задание белой шляпы.
- Заполните таблицу и докажите у вас представитель семейства птиц или нет. (слайд 9-10)
- Сформулируем главные, существенные признаки птиц.
- Главный ли признак птицы, что она летает? Откладывают яйца? Есть крылья?
Физкультминутка (танец маленьких утят) (слайд 11-18)
2) Желтая шляпа
- Слово желтой шляпе. (слайд 19)
1. Уничтожают насекомых – вредителей.
2. Сохраняют урожай и растения.
3. Разносят семена, пыльцу.
4. Птицы еда для более крупных животных.
5. Пища для людей – мясо и яйца.
6. Пух и перья – материал для подушек, одеял.
3) Черная шляпа (легенда) (слайд 20)
- Слово черной шляпе.
1. Много насекомых – вредителей.
2. Погиб бы урожай - голод.
3. Погибли бы растения - нехватка кислорода - гибель живых организмов.
3. Нет еды для более крупных животных - голод гибель животных.
- Обощим значение птиц для человека и природы. Заполним кластер. (слайд 21)
4) Зеленая шляпа
- Слово зеленой шляпе.
- Птицы в загадках, стихах, пословицах и поговорках, рисунках, памятниках.
- Задание зеленой шляпы.
- Отгадайте загадку. Составьте рассказ о вашей птице по плану. (слайд 22)
1. Как называется птица.
2. Домашняя она или дикая.
3. Водоплавающая или нет.
4. Где обитает птица.
5. Чем она питается.
6. Чем отличается от других птиц.
7. Чем полезна природе и человеку.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (дятел)
Зернышко клюет,
Деток зовет:
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! ". (курица)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки! (гусь)
Её не встретишь днём воочию.
Охотится лишь только ночью.
Когда вокруг темным-темно
Найдёт добычу всё равно.
Для грызунов она – гроза.
Большие, жёлтые глаза,
Летит практически бесшумно,
Её считают сильной, умной,
Как на шарнирах голова.
Она – ушастая … (сова)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В амбаре ночует -
коноплю ворует (воробей)
5) Красная шляпа (слайд 23-27)
- Слово красной шляпе.
- Опишите, что вы чувствуете, когда видите, слышите птиц.
IV. Итог. (1 минута)
- Ребята, мы сегодня много говорили о птицах.
- Завершим нашу работу составим синквейн. Напомните, что это? (ответ учащихся)
В синквейне пять строк:
1. – понятие (слово);
2. – название признака (два слова) какие?;
3. – название действия (три слова) что делают?;
4. – предложение (из четырех слов);
5. – название предмета (одно слово) кто?.
- Выберем лучший синквейн.
1. Птицы.
2. Красивые, удивительные.
3. Летают, бегают, поют.
4. Птицы украшение нашей природы.
5. Друзья.
- Ин улетая, на свою далекую планету мне сказал: «Я понял, кто такие птицы. Теперь я их не спутаю с другими животными. И обязательно своим друзьям инопланетянам расскажу о них.» (слайд 28-29)
- А вам ребята, за то, что помогли понять, кто такие птицы хочу подарить звездочки «Знатоки птиц!»
V.Рефлексия.
- Ребята, мы решили поставленные цели в начале урока?
- Что вам больше всего понравилось рассказывать Ину о птицах?
- Что нового для себя вы узнали о птицах?
VI. Домашнее задание. (1 минута)
- Ребята, а вам на дом по желанию хочу предложить выполнить творческую работу: найти, где в творчестве встречаются птицы «Птицы в загадках, стихах, пословицах и поговорках, рисунках, памятниках» или дополнить еще наш кластер. (слайд 30)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир "В семье друзей пернатых"
Открытый урок....
Урок окружающего мира в 1 классе "В семье друзей пернатых"
Цель: обеспечить условия для расширения знаний учащихся интересными сведениями о многообразии и жизни птиц....
« В семье друзей пернатых», УМК «Гармония"
Цель урока. Создать условия для целостного понимания учащимися главного признака птиц. Задачи урока. Предметные. Учиться различать птиц по их отличительны...
Учебный проект " Наша "солнечная семья" 2 класс УМК "Гармония"
Проект посвящен изучению Солнечной системы. С незапамятных времен человек смотрел в небо, стремился в космос, пытался его изучить. Постепенно собирали все больше ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"
Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...
Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс
Урок окружающего мира по теме "В семье друзей пернатых". УМК "Гармония" 1 класс...
Урок русского языка № 1 .Тема: Новые друзья. 1 класс (Программа "Гармония")
Урок знакомит учеников с новой рабочей тетрадью "Рисуй,думай,рассказывай";знакомит с правилами письма, с рабочей строкой в тетради....