Классный час "Всё о природе"
классный час по окружающему миру (2 класс) по теме

Мнацаканова Юлия Васильевна

Очень интересная разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Всё о природе»". 2-й класс (с использованием ИКТ)

Цель : воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи

 Образовательные:

повторить, закрепить и углубить знания о ядовитых грибах и растениях, лекарственных растениях;

формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширять кругозор.

 Развивающие:

развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

совершенствовать мыслительные операции;

 развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

 Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

формировать умение видеть красоту родной природы;

формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Наша экскурсия под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!». С пением птиц, с шелестом листьев со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

Учитель читает стих Е. Карасёва.

Посмотри, мой юный друг!

 Что находится вокруг?

 Небо светло – голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса,

 Человек и время года –

 Это всё вокруг - …

природа! (Дети говорят хором)

– Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)

Наша экскурсия пройдет под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!»

– Да, красота, это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Ученик читает стих:

Солнце встало рано-рано,

 Посмотри, как хорошо кругом!

 Мы выходим на поляну,

 Поиграем, отдохнём!

Учитель: Вот красивая лесная полянка. (Показывает на красочно оформленную доску). Давайте здесь отдохнём и послушаем музыку леса, голоса природы.

(Включается грамзапись. Голоса «птиц». На фоне музыкального сопровождения дети читают отрывки из стихотворения «В лесу» Игоря Киселёва)

Как дышится в лесу!

 Как льдинки горлом льются!

 Как будто пьёшь росу

 Из блещущего блюдца!

Как слышится в лесу!

 Заполнив чашку с верхом,

 Мчит эхо на весу

 По веткам, как по вехам!

 Как пишется в лесу!

 Лес, приглушив гуденье,

 С листа, прогнав осу,

 Дарует вдохновенье!

 Как верится в лесу

 В загадочное счастье!

 Уйти в седьмом часу,

 Оглядываясь часто!

Жаль, тени по лицу –

 Некрепкая завеса…

 Как хочется в лесу

 Не уходить из леса!

(Раздаётся стук в дверь. Появляется ученик в костюме старичка-лесовика)

Учитель: Ой! Кто это?

Лесовик:

Это я – седой старик,

 Называюсь лесовик,

 Этот лес я сторожу,

 За порядком здесь слежу.

Учитель и дети: Здравствуй, старичок лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Зачем в лес пожаловали?

Ученик: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, грибов-ягод пособирать.

Лесовичок: Знаю, знаю, как вы гуляете-отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Учитель: Старичок-лесовичок! Наши дети лес любят и уважают, пословицы и поговорки про него знают. Послушай!

(Дети говорят пословицы о лесе).

Приложение 1

Лесовичок: Ну коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. Но сначала вы мне расскажите, что нельзя делать в лесу.

Проводится игра «Соотнеси правила и картинки». (Запрещающие знаки размещены на доске, к ним подбираются соответствующие правила).

Приложение 2

Лесовичок: А скажите, ребята, какие ядовитые растения нельзя рвать в лесу?

Дети называют ядовитые растения: дурман, белена, волчье лыко, вороний глаз, ландыш (семена). (На экране проецируется иллюстрация этих растений).

Лесовичок: А сейчас я вам покажу свои грибные места, заодно я вас проверю и игру для вас затею.

Проводится игра «Съедобные и несъедобные грибы». (Дети берут карточки грибов и распределяют их на две группы).

Лесовичок: Молодцы, ребята! Оказывается вы очень много знаете о лесе. Но прежде, чем разрешить вам прогулки по лесу, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Все ли помнят эти правила?

Читает стих:

Чтобы река и ручьи не мутнели,

 Рыбы резвились и птицы пели,

 Зелень от солнца в жару бы спасала,

 Каждому правила знать на мешало.

Лесовичок раздаёт каждому учащемуся красочно оформленные правила поведения в природе, прощается и уходит.

Приложение 3

Учитель: Вспомнив правила, мы отправимся вглубь леса и познакомимся с «зелённой аптекой», т.е. лекарственными растениями. Весь зеленый мир – это зеленая аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

 Я не степью хожу,

 Я хожу по аптеке,

 Разбираясь в её травяной картотеке.

 Беспредельная степь,

 Ты природой написанный

 Странный рецепт.

Природа – это щедрая зелённая аптека. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их, ребята нужно знать и уметь ими пользоваться.

А какие наиболее распространенные лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

Учащиеся читают стихи о лекарственных растениях. На экране в это время проецируется иллюстрация этих растений.

Приложение 4

1. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля и ангины.

 Если случится тебе простудиться,

 Привяжется кашель, поднимется жар.

 Придвинь к себе кружку, в которой дымится

 Слегка горьковатый душистый отвар.

 Знакомая с детства, родная ромашка,

 Её мы лекарственным другом зовём.

2. Сок тысячелистника, нанесённый на рану, останавливает кровотечения и способствует быстрому заживлению.

Сумей-ка на листе вот этом

 Все листики пересчитать,

 Кому на это не хватит лета,

 Тому поставить можно пять.

3. При болезни сердца помогают капли ландыша.

Родился ландыш в майский день,

 И лес его хранит.

 Мне, кажется, его задень, –

 Он тихо зазвенит,

 И этот звон услышал луг,

 И птицы, и цветы вокруг.

4. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укасах насекомых.

Тонкий стебель у дорожки,

 На конце его сережки,

 На земле лежат листочки –

 Маленькие лопушки.

 Нам он, как хороший друг,

 Лечит ранки ног и рук.

5. Пижма очень хороша для любого лекарства. В народе пижму называют – дикой рябиной.

Поникли все цветы и листья –

 Так солнце греет горячо.

 И только пижмы золотистой

 Жара любая нипочем.

Учитель: С незапамятных времен люди лечились травами. Ученые говорят, что природа щедра и мудра, она создала лекарство буквально от всех болезней. Задача человека найти это растение. И причина появления неизлечимых болезней в том, что еще когда-то давно человек собственными руками уничтожил необходимую траву. Люди, к сожалению, чаще относятся к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. Нужны например, листья для лекарства, а срывают все растение, да еще и с корнем, или нужны корни – и идут копают их тогда, когда растение еще цветет. И не думают о том, что из-за этого с каждым годом лекарства становится все меньше и меньше. И может наступить такой момент, что зеленая аптека «закроется».

Нужно всегда помнить, что если зеленая аптека «закроется», то «закроется» она навсегда, потому, что уничтоженные растения уже невозможно восстановить.

Так будем же к ней бережны и внимательны.

Ученик читает стихи, сопровождающиеся показом слайд-шоу пейзажей природы.

Приложение 5

 Нам жить в одной семье,

 Нам жить в одном кругу,

 Идти в одном строю,

 Летать в одном полете…

 Давайте сохраним

 Ромашку на лугу,

 Кувшинку на реке

 И клюкву на болоте.

 Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься,

 Если будут уничтожены они,|

 на планете мы останемся одни.

 (В. Берестов)

Фиалки, ландыши для нас

 Веселый май в садах припас,

 Но мы их рвать не будем –

 Пускай цветут на радость людям!

Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты

 Если мы сорвем цветы –

 Опустеют все поляны

 И не будет красоты!

 (Т. Собакина)

Учитель: Многим растениям уже сейчас грозит исчезновение. Они прислали «просьбы о помощи», о которых нам расскажут ребята.

Природа просит доброты,

 Природа просит малости:

 Не рвите попусту цветы,

 Имейте каплю жалости.

 (А. А. Стром)

Не рвите, не рвите фиалки,

 Весной они хороши,

 Поднявшись над прелью, весною

 Царят, расцветая в глуши.

 Густеют вечерние краски

 И прячутся стежки-пути.

 Здесь дремлют лиловые сказки

 С златой серединой в груди.

 В живых только светятся вёсны

 В живых только сказки живут.

 Не рвите, не рвите фиалки.

 С фиалками сказки умрут.

 (А. А. Стром)

Как это страшно – умиранье рода.

 Всех поголовно, всех до одного.

 Когда опустошенная природа

 Уже не в силах сделать ничего.

 И поползёт проказа запустенья.

 И пересохнут ниточки воды.

 И птицы вымрут.

 И падут растенья.

 И зверь не обойдет своей беды.

 И только тут корысти не ищи ты,

 Какой ты отговоркой не владей,

 Земля защиты требует. Защиты.

 Она спасенья просит у людей.

 (С. Островой)

Берегите эти земли, эти воды,

 Даже малую былиночку любя,

 Берегите всех зверей внутри природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя!

 (Е. Евтушенко)

Учитель: И в заключении нашего путешествия мы поиграем в игру «Зеленый друг».

(Из конверта зеленного цвета дети достают вопросы, читают вслух и на них отвечают.)

Приложение 6

– Наша экскурсия заканчивается под девизом (хоровое чтение с доски).

«Береги свою планету,

 Ведь другой на свете нету!»

В конце экскурсии исполняется песня «Закат солнца» Э. Грига. (сольное или групповое пение).

Приложение 7

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Сохраним природу"

Данная разработка проведения классного часа "Сохраним природу" дает для учащихся начальных классов обширный материал по ознакомлению с разными представителями флоры и фауны.Убеждает детей в необходимо...

Классный час "Любите природу" - 2 класс

Тема классного часа раскрыватся по средствам беседы, во время которой ребята приходят к мнению о бережном отношении к природе....

Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"

Цель: ·         формирование представлений о здоровье;·         воспитывать экологическую культуру;·...

Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"

Цель: ·         формирование представлений о здоровье;·         воспитывать экологическую культуру;·...

Классный час "Знатоки природы"

Разработка классного часа для 3 класса "Знатоки природы".Классный час проходит в форме игры.На занятии используется групповая форма работы с обучающимися....

классный час "Судьба природы-наша судьба"

Классный час представлен на конкурс "Самый классный классный"...