Классный час "Знатоки природы"
классный час (3 класс) на тему
Разработка классного часа для 3 класса "Знатоки природы".Классный час проходит в форме игры.На занятии используется групповая форма работы с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_prirody.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с Старый Хопер
Классный час
«Знатоки природы»
Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Старый Хопер Конаныхина Надежда Николаевна
Форма проведения : игра .
Цель: воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе ,выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.
Задачи:
1.Образовательные:
-повторить , закрепить и углубить знания о растениях и животных;
-формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие:
-развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
-совершенствовать мыслительные операции;
- развивать психические процессы: память ,мышление , воображение , внимание ,эмоции , речь.
3.Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
-формировать умение видеть красоту родной природы;
-формировать моральные и эстетические убеждения ; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.
Подготовка к классному часу.
Класс делится на команды . Каждая команда изучает растения школьного парка, находит информацию о них в словарях, энциклопедиях, справочниках, подготавливает загадки ,пословицы, стихотворения о данных растениях.
Эпиграф
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ход мероприятия
I/Орг. момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. И при подготовке к сегодняшнему занятию, вы изучали небольшой уголок природы- наш школьный парк. Я знаю,что вы узнали мно-го интересного о растениях и обитателях парка. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем. Итак, начинаем игру « Знатоки природы»
|| Представление команд.
За столами собрались команды- участники игры .Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе .
||| Сообщение правил игры:
- Игра состоит из 5 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой .После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан , либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
-Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)
-Жюри следит за вашей работой , определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.
Итак, начнем игру!
Конкурс 1 . «Разминка»
Участники команд загадывают друг другу загадки о деревьях школьного парка.
1Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна,
Одежда зелена(береза)
2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
3 Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (верба)
4. Белые овечки
Бегают по свечке. (рябина)
5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Ведущий
Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут в школьном парке .А какую пользу приносят деревья людям?
( Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым. )
Ведущий
-Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!
1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.
2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.
3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.
4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.
5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская — 500, дуб — 1000 лет, можжевельник
8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!
Конкурс»2 «Отгадай дерево по описанию»
(Команды обмениваются заранее подготовленными текстами с описанием деревьев , отгадывают, о каком дереве идет речь и вставляют пропущенные слова)
1)Значение слова по Ожегову:
… - крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями.
В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в кораблестроении, производстве мебели и т.д. Кору используют для получения дубильных веществ и с лечебной целью(вяжущее средство); желуди идут на суррогат кофеи на корм животным. . Многие виды выращивают как декоративные. 6 видов охраняются.
(Дуб)
2) Значение слова по Ожегову:
… - дерево с широкими, у большинства видов резными листьями .
В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев и кустарников семейства кленовых. . Растут в лиственных и смешанных лесах. Используют в защитном лесоразведении, для озеленения, древесину – в производстве мебели, инструментов и др. … - хорошие медоносы.
(Клен)
3)Значение слова по Ожегову:
Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками
В Энциклопедическом словаре:
Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов,
токарных и резных изделий, бочек; луб - на мочало, лыко - для прядения . Соцветия …. применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая. Ценные медоносы.
(Липа)
Конкурс 3 «Кто живет в парке»
(Участники команд называют обитателей школьного и сообщают интересные факты из наблюдений)
Конкурс 3 Викторина «Чудо-птицы»
■ Кого называют царем птиц? (Орла.)
■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)
■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)
■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)
■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)
■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)
■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)
■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)
■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)
■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)
■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)
■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)
Ведущий
_А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?
Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет способности потеть.
Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.
Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.
Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».
Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, то каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот воздушный поток помогает сохранить энергию. В самом невыгодном с энергетической точки зрения положении находится вожак стаи, который должен быть самым сильным и выносливым.
Скорость чаек достигает 160 км в час. Cкорость стрижей, голубей и куликов может достигать 300 км/ч.
Колибри едят каждые 10 минут. Каждый день они съедают нектара в два раза больше их собственного веса. Кстати, колибри – это единственная в мире птица, способная летать назад.
Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) — птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.
Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.
Американский гриф-индейка помогает инженерам определить места повреждений подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно нужно чинить.
Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)
(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету)Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки ,приметы, стихотворения о растениях парка.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
- Бела береста — да дёготь чёрен.
- Тонка берёза, да разуму учит.
- Для врага и берёза — угроза
- Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету[
- Много жёлудей на дубе — к строгой зиме
- Не сей пшеницы прежде дубового листа
- Холодно, оттого что лист дуба развёртывается.
- Шумит зимой дубравушка — к непогодушке.
Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки ,приметы, стихотворения о растениях парка.
Ведущий
Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.
А мы подводим итог нашего классного часа и проводим рефлексию.
Итог
( Включается грамзапись «Голоса птиц». На фоне музыкального сопровождения дети читают стихотворение « Не разоряйте птичьего гнезда» )
1.Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица
Она в гнезде спокойнее тогда ,
Когда над рощей буря злится .
2.Храните дерево от топора
Оно высокое и вековое
Дает нам тень , когда стоит жара.
Оно чарует все живое.
3.Не разоряйте птичьего гнезда !
Мне больше чем другому . боль знакома
Того , чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Рефлексия. Продолжите предложение.
На классном часе я узнал….
Мне было интересно…
В школьном парке я хотел бы…(посадить дерево, цветы ,сделать скворечник,кормушку для птиц и т.д.)
Я понял,что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки,разорять гнезда и т.д.)
Использованная литература:
Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.
Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.
Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.
Праздники круглый год :в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Природа Изобильненского района"
Игровой и информационный материал к классному часу...
Сценарий классного часа "Природа - наше богатство" на татарском языке
Сценарий классного часа для 1-3 классов на татарском языке...
Классный час "Природа родного края"
Материал к проведению беседы о природе Костромской области....
Классный час "Природа в опасности. "
Классный час "Природа в опасности. "...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Классный час предназначен для учащихся 4 класса, который учит детей уважать окружающий мир, бережно к нему относиться....
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Методическая разработка предназначена для организации и проведения классного часа, направленного на популяризацию экологической культуры среди детей младшего школьного возраста. Классный час на тему ...
Классный час «Природа наш дом»
Классный час «Природа наш дом»...