Природное сообщество «Озеро». Экскурсия на водоем.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, экологических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ozero.rar | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название УМК система Л.В.Занкова Предмет Мы и окружающий мир Класс 3
Аннотация: Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. При работе в малых группах активность учащихся повышается, создаются условия для получения знаний в ходе обмена мнениями и естественного общения детей. Поэтому в предлагаемом конспекте урока используются активные методы обучения: работа с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, экологических задач.
Тема урока Природное сообщество «Озеро». Экскурсия на водоем.
Место и роль урока в изучаемой теме урок является пятым по счету в теме «Природное сообщество», направлен на развитие умения работать в группах, наблюдательность, любознательность, экологическую грамотность.
Тип урока урок-путешествие, закрепление изученного материал по теме «Водоем – природное сообщество» с применением информационно-коммуникативных средств
Цель урока: знакомство с многообразием животного и растительного мира водоемов и их защитой.
Задачи урока:
- Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии растительного и животного мира водоемов, с весенними изменениями в их жизни.
- Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.
- Воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.
презентация Природное сообщество.pptx
Этап урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Организационный момент. Постановка учебной проблемы | 2 2 | На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков природы. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла. Например, у весны есть три долга. Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй – снег согнать, землю разбудить и согреть, для этого апрель живую воду даёт. Третий долг - тёплую землю в зелень убрать, май землю наряжает, лето в гости ожидает. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом весны? Почему говорят, что «весной проснулись реки и леса»? Весна в воде – когда не только не хочется купаться, а даже подумать страшно о том, чтобы лезть в воду. Стоит только опустить палец в воду, так сразу он стыть начинает. Как вы думаете, пробуждается ли жизнь в водоёмах с приходом весны, или она начинается только летом? Чтобы достоверно ответить на этот вопрос и подтвердить или опровергнуть наши предположения, совершим путешествие на водоём. | Вводная беседа, диалог | фронтальная | ведет диалог, презентация | слушают и рассуждают Ответ ученика: Имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму неслышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов | Умение вступать в диалог. Умение наблюдать сезонные изменения в природе. |
Работа по теме урока. Совместное открытие нового знания | 10 | 1 группа «Ботаники» 2 группа «Зоологи» 3 группа «Энтомологи» 4 группа «Экологи»
| Самостоятельная работа, использование раздаточного материала, использование научной литературы | Групповая, индивидуальная | Распределяет группы, назначает ответственных, помогает при выполнении заданий | Обсуждение вопросов для самостоятельной работы: Вопросы для самостоятельной работы группы №1 А) Вспомните правила поведения в природе. Б) Как надо поступить, если увидишь красиво цветущее растение? В) Надо ли рассматривать неприметные растения? Г) Подумайте, на какие группы можно разделить растения водоёма, если принять во внимание их приближенность к воде. Расскажите о таких растениях. Вопросы для самостоятельной работы группы №2 А) Отгадайте загадки: - С крыльями, а не летает? - Кто дважды родится, один раз умирает? - Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Б) Можно ли этих животных назвать обитателями водоёма? Ответ обоснуйте. В) Расскажите о животных водоёма. Вопросы для самостоятельной работы группы №3 А) Вспомните правила наблюдения за насекомыми. Б) Сделайте предположение: какие насекомые могут встретиться во время путешествия? Где их искать – на берегу или в воде? В) Расскажите о насекомых водоёма. Вопросы для самостоятельной работы группы №4 А) Можно ли назвать водоём природным сообществом? Б) Докажите, что любое животное нельзя лишать тех условий, в которых оно живёт. В) Какие нарушения природного равновесия могут произойти на водоёме по вине человека? | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Умение договариваться, находить общее решение. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете. |
Обобщение материала. Расширение нового знания Динамическая пауза | 15 2 | Можно ли утверждать, что растительность водоёма скудная? Подумайте, почему ряска занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Как вы думаете, почему там, где ряски много, снижается количество рыбы? Украшением наших водоёмов является белая кувшинка и жёлтая кубышка. Подземные части этих растений находятся на дне, ярко-зелёные листья плавают на поверхности воды. В листьях кувшинки есть много воздушных ходов. Есть воздух и в цветоножках, поэтому цветки держатся вертикально и не уходят под воду. Цветки белой кувшинки могут предсказать время. В ясную погоду около 7-8 часов утра лилии раскрывают свои цветки, к 17-18 часам закрываются. - Перед нами четыре пруда. Но какие они разные! Каждый таит в себе нечто свое. Один пруд покрыт плавающим рдестом, другой – белыми кувшинками, третий – телорезом, с жесткими и острозубчатыми листьями, а четвертый – белыми водяными лютиками. До чего соблазнительно взять и дополнить флору каждого пруда растительностью соседних водоемов! Почему же по законам природы так делать нельзя? Выслушаем ответы зоологов А теперь прослушаем информацию, подготовленную энтомологами Какое насекомое самое прожорливое? Озеро и пруд, наверное, потеряли бы половину своей прелести, если бы по нему не скользили в разные стороны водомерки. А почему водомерки не тонут? Подумайте! Очень часто в тёплый день, приблизившись к водоёму, можно заметить, что одни участки пруда красноватого цвета, другие – беловатого. Что же так «раскрашивает» пруд? Почему, оберегая растения водоёма, мы тем самым помогаем животным?
| беседа, беседа Диалог Беседа Экологическая задача Рассказ Рассказ Показ слайдов рассказ | Фронтальная, групповая Коллективная Коллективная Коллективная колективная коллективная | Слушает, комментирует ответы учащихся, презентация Презентация Презентация Делает вывод: Оказывается корни ряски не доходят до дна, а разрастаются прямо в воде. Из-за обилия ряски ухудшаются условия для развития планктона, кормовая база рыб снижается. Кроме этого, заросли таких растений как рогоз, стрелолист затрудняют прогревание воды, резко снижают количество кислорода и тогда водоём начинает закисать, заболачиваться. Презентация Презентация Презентация Слушает, комментирует ответы Читает стихотворение: Мы устали чуточку, отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три. На соседа посмотри, руки вверх и тут же вниз и за парту вновь садись. Слушает, комментирует ответы Информация: Стрекоза-коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она с величиной со льва, наверное, съела бы целую корову. Вывод: Скопление мельчайших рачков дафний раскрашивает пруд в красный цвет, скопление циклопов – в белый. Слушает, комментирует ответы | Ботаники дают ответы на вопросы. Растительный мир водоёмов разнообразен. Одни растения целиком находятся под водой, другие погружены только своей нижней частью, третьи плавают на поверхности, а четвёртые – растут по берегам водоёма, где почва очень сырая. Таким образом, растения водоёма можно разделить на 4 группы:
К прибрежным растениям можно отнести иву. Недаром эта модница Склонилась над водой, всё время в воду смотрится – Любуется собой. Латинское название рода ива означает «близко вода», так как большинство из них растут по берегам рек, прудов. Ранней весной цветёт жёлтыми пуховками. Ива – очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол, воткнуть в землю – сама примется, пустит корни, начнёт расти и ветвиться. В ивовых кустах обычно живут и поют соловьи. Корни разросшихся ив защищают от размыва вешней водою берега водоёмов. Особый вид ивы называют вербой. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. А теперь о растениях, частично погруженных в воду. Нижняя часть этих растений погружена в воду, а верхняя возвышается над водой. К таким растениям можно отнести: частуху подорожную, стрелолист, камыш, хвощ, рогоз, тростник. Для этих растений характерно явление разнолистности, то есть им свойствен разный внешний вид подводных и надводных листьев. Например, камыш озёрный часто образует заросли неподалёку от берега. Стебли камыша рыхлые, пористые. Латинское название камыша означает «плести», «вязать». Он успешно применяется для плетения сумок и циновок. Поговорим о растениях, плавающих на поверхности воды. Ответ ученика: Это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда. Ответ ученика: Видовой состав растений в пруду зависит от содержания в воде солей, извести, условий освещенности, глубины водоема. Зоологи дают ответы на вопросы. Богат животный мир водоёмов. Например, лягушка. Из семейства бесхвостых земноводных в России встречается 11 видов: озёрная, травяная, прудовая и т.д. самая крупная из них – озёрная (до 17 см длиной). Они питаются насекомыми, моллюсками, мальками. Кроме этого, в озёрах можно увидеть многообразие рыб: карась, краснопёрка, линь, карп, сазан и другие. Послушайте о карпе. Золотой карп — большая всеядная рыба жёлто-зеленого и коричневого цвета, имеет по два уса с каждой стороны верхней челюсти. Держится карп стайками, Карп относится к теплолюбивым рыбам и кормится при температуре воды не ниже 14 °C. Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей. Его рацион разнообразят моллюски, рачки, черви, личинки насекомых. Карп питается почти без перерыва, т.к. относится к безжелудочным рыбам. Его называют «всеядным водяным», и приравнивают к свинье по неприхотливости в выборе пищи, быстрому росту и ожирению. Карп может жить до 50 лет, или больше. Вес среднего карпа — около 9 кг, но он может достигать и 35 кг. Повторяют слова и движения Энтомологи дают ответы на вопросы. (Презентация) На прибрежных растениях можно увидеть множество насекомых. Например, стрекоза. Несмотря на то, что стрекоза обитает в воздухе, яйца она откладывает на подводные растения. В воде из яйца вылупляется личинка, которая растёт два года и при этом несколько раз линяет, меняя свой ставший для неё маленький покров. Она очень прожорлива. Питается маленькими рачками и другой живностью. Личинка стрекозы называется нимфа. На третье лето нимфа становится очень большой, что может поедать головастиков и мальков. Во взрослую стрекозу нимфа превращается, выползая по стеблю водного растения на поверхность воды. Спинка нимфы трескается, и из трещины появляются крылья, а затем и вся взрослая стрекоза. Она отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно, крылышки её высыхают, и затем, взмахнув ими, стрекоза отправляется в свой первый полёт. Ответ ученика: Тонкая водная плёнка для этих существ – почти твёрдая поверхность. Она только слегка прогибается под ножками бегающих водомерок. Ноги водомерки широко расставлены по поверхности, передняя пара вытянута вперёд, средние ноги сильно раздвинуты в стороны и служат как бы вёслами, а задние заменяют руль. Ответы дают экологи. Между растениями и животными водоёмов существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей для некоторых животных и убежищем для них. Нельзя рвать растения. Люди недолго могут любоваться красотой водных растений, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают. Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. Иногда по разным причинам мальки оказываются на пересыхающих участках водоёма. Они могут погибнуть, но на помощь приходят люди. Они переносят мальков в ту часть водоёма, где достаточно воды. Всем известна пора сенокоса. Иногда люди выкашивают и «подводные леса» водоёмов. Для чего проводится такой «сенокос»? Оказывается, слишком густые подводные «леса» мешают прогреву придонных слоёв, и здесь всегда холодно, вода бедна кислородом. Рыбе трудно поймать добычу в густых зарослях. Поэтому необходимо численность подводных растений сокращать. Мелкие водоёмы нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое и жизнь в водоёмах прекращается. Люди должны всегда об этом помнить. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение слушать и отвечать на заданный вопрос. Умение слушать и отвечать на заданный вопрос. Анализируют Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. |
3 | Послушайте начало сказки и подумайте, что могло бы произойти дальше. Придумайте конец этой сказке. | Беседа, экологическая сказка | Индивидуальная, групповая | «Жил-был Пруд. Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалеку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него из бочки остатки бензина – поплыли по воде цветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду белье и вода окрасилась в белый цвет. Весело было Пруду, но вдруг…» | Слушают, сочиняют Дают ответы | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | |
Рефлексия. | 5 | «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее за то, что она прекрасна». Жан Дорст. Я предлагаю вам написать экологический синквейн. | Беседа, использование раздаточного материала, экологический синквейн | Индивидуальная, фронтальная | Для написания стихотворения вы используете следующие строчки: Охрана водоема. Добросовестная, всенародная. Защищать, беречь, восстанавливать. Охранять растения и животных – значит охранять Родину. Продолжение жизни. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. | |
Итог урока. | 4 | Путешествие на уроке подошло к концу. Но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, квакает лягушка, тихо шепчут листья ивы. Слушайте и смотрите. | Рассказ | Коллективная | Читает стихотворение: Ты – Человек, Ты – царь Природы. Поскольку все в ней сущее Тебе подвластно. Живи, сверяя каждый шаг с Природою, И будет все прекрасно! | Слушают | |
Домашнее задание. | 2 | 1.Подготовить сообщение об обитателях водоемов. 2.Придумать продолжение сказки, услышанной на уроке. 3.Нарисовать запрещающие знаки. | Беседа | Индивидуальная | Читает | Слушают и комментируют | осмысление |
Холодилина Марина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Озеро - природное сообщество
Папка содержит конспект урока и презентацию по теме: "Озеро - природное сообщество"....
Озеро – природное сообщество
.Урок окружающего мира по системе Занкова...
ВОДОЕМ ( РЕКА, ОЗЕРО) (экскурсия)
Цели: воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю; формировать представление о понятии «экология»; прививать навыки экологически грамотного, ос...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....
Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе....
"Природное сообщество- озеро"
Урок -знакомство с природным сообществом- озеро. О растительном и животном мире озёр....