"Природное сообщество- озеро"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок -знакомство с природным сообществом- озеро. О растительном и животном мире озёр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока окружающего мира по теме "Природное сообщество- озеро"
Тема урока «Природное сообщество-озеро»
Цель:
сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе;
задачи: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера на примере типичных представителей растительного и животного мира, выявить их приспособления к среде обитания, показать пищевые взаимосвязи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
Регулятивные УУД:
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
-прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний;
-извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видео);
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
-осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
1. Организационный момент.
Выступление синоптиков.
- Сегодня 17 февраля. Этот день считался одним из самых холодных дней в феврале.
Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.
В феврале лютуют волки, а у медведицы в берлоге медвежата родятся. Солнышко веселее светит и дольше. Февраль 3 часа прибавит.
Сегодня: (рассказ синоптика о погоде).
2. Актуализация опорных знаний.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Знать хотят обо всем на свете.
На прошлых уроках мы вели разговор о лесе и луге как природных сообществ, составляли пищевые цепочки, кроссворды об обитателях этих сообществ.
3. Постановка проблемы.
На доске кроссворд. Игра "Узнай меня".
- Насекомоядное, всю жизнь проводящее в подземных коридорах (Крот).
- Косой бес поскакал в лес. (Заяц).
- Кормовая трава, если найти с четырьмя листьями - к счастью. (Клевер).
- Стоял на крепкой ножке, а теперь лежит в лукошке. (Гриб).
- Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).
- Посмотрите внимательно на кроссворд и скажите тему нашего урока.
- Какова же тема? (Природное сообщество "Озеро").
- Какую цель мы поставим себе на уроке? Сегодня мы должны узнать о жизни озера, его обитателях, сделать вывод - является ли озеро природным сообществом.
4. Открытие новых знаний.
Велик и разнообразен мир озер. Некоторые из них такие огромные, что их за величину называют морями. - Сообщения детей об озерах.
Каспийское море - озеро является остатком древнего океана, является величайшим на Земле внутренним бессточным соленым озером.
Славное море - священный Байкал - необыкновенное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире.
Наши северные озера - остатки растаявшего ледника. Ладожское озеро, Онежское.
Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из - под земли ключи и родники. Собирается их вода в какой - нибудь впадине, и образуется озеро. Озеро - это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем.
- Сегодня мы рассмотрим жизнь лесного озера.
В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различием в климате, высотой расположения озер над уровнем моря, неоднородностью почвы.
Берега озера не похожи на речные. Стоячая вода способствует образованию вокруг озера заболоченных участков. Поэтому вокруг озер встречается много болотной растительности. Растущие по берегам озер ольха и ива являются частью растительного мира озер.
Ясно утро. Тихо веет теплый ветерок.
Разноцветными огнями озеро блестит,
Окаймленное кустами молодых ракит.
И.С. Никитин "Утро на берегу озера"
(Справка. Ракита - народное название деревьев и кустарников рода ива)
Какую картину можно нарисовать, иллюстрируя отрывок из стихотворения? Закройте глазки, мысленно представьте, что вы сидите на берегу озера. На каком? Что видите? Пофантазируйте и расскажите нам. (Ответы детей.)
Велик и разнообразен мир водоемов. Живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Купаясь, вы, наверное, наступали на скользкие камни, покрытые зеленым налетом. - Кто знает, что это за налет? - Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения, поселившись в озере, начинают расти и размножаться, образуя зеленую массу.
- Откуда берет минеральные вещества эта масса? - Она берет из воды и ила на дне водоема. Ил является хорошей почвой для растений. Стоячая вода способствует образованию ила на дне.
Озеро местами покрыто зеленым ковром - это ряска - самый крошечный цветок. Листьев у нее нет. Она состоит из пластинки и корешка, погруженного в воду. Ряску любят домашние птицы, а в высушенном виде - и домашние животные.
- Посмотрите на плакат.
- Какие растения вам знакомы? Покажите на плакате.(Рогоз, тростник, камыш.).
- Посмотрите внимательно на рогоз. Это растение ошибочно называют камышом.
- Как отличить камыш? (У него вверху метелка.)
- Какие еще растения вы можете назвать? (Лилии белые и желтые).
- Это не точные названия. ( Сообщения учеников о кувшинке и кубышке)
Кувшинку в народе называют белой водяной лилией. Среди больших зеленых листьев, лежащих на воде, видны ее белоснежные, искрящиеся цветки. Белая кувшинка украшает множество озер, прудов. Ее можно увидеть и в тихих заводях рек.
Как вы думаете, почему это растение называют живыми часами, верным барометром?
Ответы детей. - Цветки белой кувшинки могут предсказывать погоду и время суток. Утром в ясную погоду около 7 - 8 часов утра цветок всплывает и раскрывается, вечером к 17 - 18 часам - закрывается, и плотный бутон опускается под воду. Если цветок вообще не появляется на поверхности воды, значит надо ждать ненастья. - Белая кувшинка - редкое и очень нежное растение. Растение погибает, когда рвут его цветки и листья.
- Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках.
Эти растения - кувшинка и кубышка - растут только в чистой воде.
Какую роль выполняют растения в водоеме?
(Растения являются пищей и домом для животных.)
А еще? (Вырабатывают кислород.)
Животные пресных водоемов.
Ползает наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней. (Рак.)
Прыгает зверушка: не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.(Лягушка.)
- Как отличить лягушку от жабы? (По иллюстрации дети находят различия: у жабы кожа бугристая, а у лягушки гладкая.)
- Как отличить ужа от гадюки? (У ужа желтые пятна по бокам головы, а у гадюки на спине черная зигзагообразная полоса.)
Многие люди считают этих животных некрасивыми, но это не так: все они по - своему красивы.
- По присутствию каких животных определяется чистота водоема? Кто знает? ( Рака, лягушки, ужа.)
Бегает по воде, как на коньках, как бы меряя воду. (Водомерка.)
В воде живет, а плавать не умеет. (Водолюб.)
Работа с учебником.
Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на с. 50 - 53.
- Каких животных мы еще не назвали? ( Дети отвечают, рассматривая иллюстрации.)
Самостоятельно прочитайте в учебнике на с. 49 о животных водоема.
Физкультминутка.
Упражнения для глаз.
Что вы узнали в тексте о птицах? (Утки, кулики, чайки находят удобные места на берегу озера или в камышах и, не мешая друг другу, строят гнезда и выводят птенцов.)
- Какие млекопитающие обитают в водоемах? (В прибрежных водах обитают - ондатры, бобры, водяные крысы, выдры.)
- У родителей и деток
Вся одежда из монеток. Кто это? (Рыбы)
А какие рыбы водятся в наших пресных водоемах? ( Щука, карась, окунь, сом, плотва, ерш, уклейка, судак)
Какие из них хищные? (Щука, окунь, судак, ерш, сом.)
Про кого так говорят?
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
То, что щука - хищник, известно всем. В меню этой пресноводной рыбы входят головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы.
Она закусить может и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод? Как вы думаете?
(Добычей щуки в первую очередь становятся слабые, больные животные. Так хищница - щука помогает очистить водоем.)
Познакомиться со всеми обитателями водоема сегодня мы не сможем. Это вы можете сделать дома или в библиотеке. Интересные рассказы о них есть в книгах "Великан на поляне", "Зеленые страницы", в энциклопедиях, в Интернете, в справочниках.
(Выставка книг.)
Первичное закрепление.
- В природе все взаимосвязано.
В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.
(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями и др. примеры.)
- Как живут все обитатели водоема? (Они живут сообща.)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоем - это природное сообщество.)
На доске - запись: "Природное сообщество "Озеро".
Работа в группах. Оценка результатов работы на уроке.
- В группах составьте цепи питания. (Даются карточки с названиями обитателей водоемов: рогоз, стрелолист, карась, щука, цапля, выдра, плотва, личинка стрекозы, головастики, окунь:
стрелолист - карась - щука
рогоз - плотва - цапля
головастики - личинка стрекозы - плотва
стрелолист - карась - выдра
Проверить цепи питания одной или двух групп.
- Молодцы!
Своими примерами вы доказали, что водоем - это природное сообщество.
(Можно дать другое задание: запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоеме.) (Взаимопроверка в парах.)
Итог урока.
Рефлексия.
Синквейн «Озеро»
- В конце урока каждый должен оценить себя за работу на протяжении всего урока, поставив себе оценку в лист «самооценки».
Релаксация (презентация)
- Во время работы с картой, вы убедились, что на нашей планете огромное количество великолепных по красоте озер. Одни созданы самой природой, другие – творение рук человеческих, но каждое удивительно и необычно по-своему. Есть бурлящие озера, есть исчезающие и снова появляющиеся, есть даже асфальтовое и пятнистое озера.
Очень удивительным природным творением является Чернильное озеро – «озеро дьявола», расположенное в Алжире. Оно наполнено чернилами, которые экспортируют в разные страны мира. А вот местным жителям соседство с таким озером не доставляет никакой радости.
Один из самых безжизненных и опасных водоемов нашей планеты находится на острове Сицилия – озеро Смерти. В нем нет никакой живности, на берегу не растут ни трава, ни деревья. Более того, до воды ни в коем случае нельзя дотрагиваться.
А вот если вы хотите совершить подводную прогулку без акваланга, отправляйтесь на озеро медуз на архипелаге Скалистые острова. На небольшой площади в 10 тыс.кв.м. обитает более 25 миллионов медуз. Они собираются вместе в середине озера, образуя практически сплошную стену. Но стоит человеку приблизиться к этой стене, медузы расступаются, чтобы пропустить гостей в свое удивительное королевство.
В озере Абрахам в Канаде зимой поверхность льда состоит из замерзших пузырьков. А в Антарктиде есть незамерзающее озеро с соленостью в 11 раз больше морской воды!
На территории России находится уникальное - самое большое и глубокое озеро с пресной водой – Байкал.
Все озера уникальны и прекрасны! Сберегите красоту нашей планеты!
- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что пресный водоем, как лес и луг, является природным сообществом и как у любого природного сообщества основой пищевых цепей являются растения, а вершиной - хищники.)
- Как работал каждый из вас? Сделайте вывод для себя.
Наше знакомство с озерами не закончено. Хотите узнать необычное, загадочное о них? Мы говорим о пресном озере, а есть еще и соленые озера. Есть озера - уникумы: "горящее" озеро, озеро чернил, озеро "кастрюля" и др.
Изучением озер занимаются лимнологи.
Домашнее задание (по выбору)
1.Подготовить устный рассказ о природном сообществе и дополнить его правилами поведения на воде.
2. Придумать экологические знаки.
Составить сказку «Жило-было озеро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Озеро - природное сообщество
Папка содержит конспект урока и презентацию по теме: "Озеро - природное сообщество"....
Природное сообщество «Озеро». Экскурсия на водоем.
Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных – это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. При работе в малых группах активность у...
Озеро – природное сообщество
.Урок окружающего мира по системе Занкова...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....
Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».
В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...
Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе....