Естественно-научное образование школьников в свете требований ФГОС
статья по окружающему миру по теме
Статья по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno-nauchnoe_obrazovanie_shkolnikov_v_svete_trebovaniy_fgos.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Естественнонаучное образование младших школьников в свете требований ФГОС.
Чтобы дети, сидя в классе, учились и осваивали новые знания и умения в форме полноценной деятельности, ее нужно правильно организовать.
Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит интеграция естественнонаучных и общевоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка. Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии экологии.
Отличительная особенность естественнонаучного образования в начальной школе – это вариативность программ. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.
Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан образовательный стандарт. Обучение по любой общеобразовательной программе, которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся по естествознанию.
Требования образовательного стандарта:
Кроме знаний, учащиеся должны овладеть и определенными умениями:
- различать объекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты живой и неживой природы, описывать эти объекты;
- различать основные группы растений и животных, распознавать растения и животных из различных природных сообществ, определять сельскохозяйственные растения и животных края, ухаживать за комнатными растениями;
- вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием;
- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, солнцу и другим признакам, определять стороны горизонта на глобусе и географических картах, читать план и карту, находить географические объекты на картах;
- знать и различать основные полезные ископаемые родного края;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать простейшую помощь;
- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по обществознанию и естествознанию с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитачувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными целями изучения окружающего мира являются:
- формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём;
- формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём;
-воспитание человек – гражданина.
Основние задачи предмета «Окружающий мир»:
- формирование предметных и универсальных способов действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- - развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
- - создание психолого-педагогических условий для индивидуального развития в сферах эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Разработчики стандарта считают, что ребенку важно уметь пользоваться практическими приемами добывания информации:
- Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими - родственниками, с местными жителями, в словарях, справочниках, Интернете, и др.
- Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного (а то и более) из городов России на основе дополнительной информации.
Основное содержание особых изменений не претерпело, это разделы: «Природа и человек», «Человек и общество», но внесли изменения: добавили некоторые разделы и расширили темы. Курсивом выделили темы, которые предполагают давать только в ознакомительных целях, не для обязательного и подробного изучения.
Новое:
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Хозяйство семьи. Родословная. Средства массовой информации: радио,
телевидение, пресса, Интернет. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Изучение родного края, города. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Его функции.
Для определения уровня достижения требований стандарта предлагается проводить устную и письменную поверке знаний, практическую проверку выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые задания. Полученные знания и умения необходимы младшим школьникам для дальнейшего изучения дисциплин естественнонаучного цикла в среднем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.
Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоят...
Условия достижения качества современного образования в свете требований ФГОС НОО
Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция д...
Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, ...
Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В наше время классно-урочная система обучения становится все более устаревшей. В связи с доступностью знаний, которую еще тридцать лет назад нельзя было даже прогнозировать, ученик перестал быть &laqu...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять...