Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
статья по окружающему миру
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе, а также различных практических бытовых ситуациях. К сожалению, сейчас мы чаще видим ребенка, способного разобраться с компьютерным приложением, но не умеющего одеться в соответствии с погодой, не способного пользоваться бытовыми приборами. Ему неведомо, как называются окружающие деревья и травы, как зовутся птицы, распевающие над головой. Несомненно, необходимо вводить в уроки окружающего мира и внеклассную работу практико-ориентированные компоненты. Сегодня представляем Вашему вниманию мой опыт работы в начальной школе по формированию естественно-научной грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-estestvenno-nauchnaya_gramotnost.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе, а также различных практических бытовых ситуациях. К сожалению, сейчас мы чаще видим ребенка, способного разобраться с компьютерным приложением, но не умеющего одеться в соответствии с погодой, не способного пользоваться бытовыми приборами. Ему неведомо, как называются окружающие деревья и травы, как зовутся птицы, распевающие над головой. Несомненно, необходимо вводить в уроки окружающего мира и внеклассную работу практико-ориентированные компоненты. Сегодня представляем Вашему вниманию мой опыт работы в начальной школе по формированию естественно-научной грамотности младших школьников.
Практическая значимость нашего опыта работы состоит в выявлении и использовании наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования естественно-научной грамотности.
В соответствии с этим нами ставились следующие задачи.
1. Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников
2. Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Окружающий мир».
3. Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.
4. Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью создания у учащихся положительной мотивации к учению.
Формирование естественно-научной грамотности реализуется через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность, такие как:
1. Урок.
2. Внеурочная деятельность (формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности «Экологические исследования», «Школа здоровья», «Разговоры о важном»)
3. Проектная и исследовательская деятельность
4. Внеклассная работа, которая включает в себя: классные часы, акции, викторины, экскурсии, соревнования и другая практическая работа вне школы.
Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения.
Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.
Так, на уроке окружающего мира в 1 классе «Откуда берется и куда девается мусор» можно смоделировать образовательную ситуацию, в которой ребенок погружается в стандартные жизненные обстоятельства.
На данном уроке формируется такая компетенция, как понимание особенностей естественно-научного исследования. Ребята формулируют проблему большого количества мусора, который ежедневно накапливается в квартирах. Правильно ли мы выбрасываем мусор? Далее детьми выдвигаются гипотезы, как уменьшить количество мусора. Поднимаются такие практические вопросы, как: куда можно отнести батарейки? Можно ли сдавать на переработку разбитое стекло? Что еще можно переработать, то есть дать вещи вторую жизнь, сэкономив при этом? Так как школа участвует в сборе макулатуры и проекте «Добрые крышечки», то не лишне проговорить, как подготовить бумагу к сдаче в макулатуру и как подготовить пластик. Уже в 1 классе ребята могут знакомиться с обозначениями на пластике и бумаге, позволяющими отправить их в переработку. А продукция, не подлежащая переработке, например, картонная коробка из-под молока, может превратиться в кормушку для птиц, таким образом показав еще один из способов решения проблемы мусора.
Лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений помогают практические работы и опыты, эксперименты. Например, очистка загрязненной воды с помощью фильтра, обнаружение крахмала в продуктах питания, развитие растения из семени, изучение свойств снега и льда. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Практические работы позволяют формировать такие компетенции, как понимание особенностей естественно-научного исследования (формулирование целей исследования, оценивание способов, описание основных этапов, выдвижение объяснительных гипотез, интерпретация данных, формулирование выводов). Этому способствуют задания в рабочей тетради А. А. Плешакова.
Одним из прекрасных способов подружить детей с природой являются поделки из природных и бросовых материалов.
Если позволяет время урока, можно использовать дополнительные практико-ориентированные задания. Можно воспользоваться тренажерами для школьников, представленными, например, издательством «Планета». Например, такое:
- Я знаю, - сказала Вика, - основное свойство соли – то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для соления пищи.
- Но кроме приготовления блюд соль используют и в других случаях, – уточнила мама. – Вот некоторые из них.
Выбери те случаи, о которых ты знаешь.
- Соль сохраняет сорванные цветы.
- Зимой солью посыпают лед на тротуарах.
- При стирке белья выводит пятна.
- Соль-эффективное чистящее средство.
Проектная деятельность способствует формированию естественнонаучной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.
Наши ребята работают как над проектами, предложенными в учебнике окружающего мира, так и находят свои темы, соответствующие их интересам и увлечениям. Ребята ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где представляют свои проекты. Так, в 1 классе мы участвовали в проекте «Наши клумбы», в рамках которого составляли презентацию из растений клумб, сфотографированных во дворе или на даче. Дети повторяли названия культурных растений, условия их выращивания. Уже в начале года наиболее мотивированные дети подготовили небольшие сообщения на тему «Археологические находки» и «Мир Старицких пещер» и успешно выступили перед одноклассниками.
Большими возможностями для формирования естественно-научной грамотности младших школьников являются все виды практической деятельности: работа с коллекциями, гербариями, муляжами, чучелами, картами, атласами; экскурсии и прогулки, участие в экологических акциях, субботниках, сборе макулатуры, проекте «Добрые крышечки». Большую помощь оказывают организации естественно-научной направленности – областная Станция юннатов, Волжская природоохранная прокуратура. Сотрудники выезжают в школы с лекциями, проводят занятия в живом уголке, оказывают методическую поддержку, организуют конкурсы. Обогащению образовательной среды для обучающихся и педагогов способствует активное участие в реализации городских, региональных и всероссийских проектов. С каждым классом я участвую во всероссийских мероприятиях – Всероссийский открытый урок, посвященный ООПТ (2017 г), Всероссийский экологический урок «Эколята – молодые защитники природы» (2023 г). Присоединилась к одному из национальных проектов Федерального центра дополнительного образования – «Дорогами открытий» с рассказом об уникальном уголке живой природы Тверской области – ООПТ «Орхидной горке», участвую в других проектах и акциях и приглашаю детей и их родителей. Одним из таких долгих проектов можно считать наблюдения за птицами в сочетании с их фотографированием - спортивную орнитологию, бёрдинг. Данное занятие рассчитано на небольшую группу замотивированных учащихся и их родителей (команду), имеет огромный потенциал – ведь для участия нужны и теоретические знания о птицах, их повадках, местах обитания. Через наблюдение птиц можно легко передать необходимость охраны природы и рассказать о хрупкости экосистем, привлечь внимание к природе родного края.
Наблюдения за птицами сравнивают с научным волонтерством, так как бердеры могут принимать участие в учетах птиц. Такого рода «научное волонтерство» может оказать помощь в выявлении экологических угроз для благополучия птиц или, наоборот, в оценке результатов природоохранных инициатив, направленных на обеспечение выживания угрожаемых видов.
Школьники-волонтеры, вовлеченные в исследовательскую работу, помогают ученым вести реальные научные наблюдения.
Совсем недавно на базе Тверской городской библиотеки имени Горького прошёл Всероссийский семинар – тренинг «Научное волонтерство: ООПТ – педагогам», который знакомит педагогов с конкретными методиками народного мониторинга, способами работы с волонтерами гражданской науки.
Примеры участия в мероприятиях по теме:
- Всероссийские ежегодные соревнования по спортивной орнитологии «Птицы России»
- «Евразийский учет птиц»
- «Серая Шейка»
- «Соловьиные вечера»
- Всероссийская перепись воробьев «Воробьи на кустах» (4-10 марта 2024 г)
Результатом работы является:
- активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
- формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
- развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
- развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
Литература:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=30575
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/71228
Практикумы по функциональной грамотности.- «Планета», 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...
Формирование основ функциональной грамотности младших школьников
В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...
Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"
Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...
Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»
На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у учащихся младших классов функциональную математическую грамотность....