Формирование естественно-научной грамотности младших школьников
статья по окружающему миру

Большакова Марина Павловна

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе, а также различных практических бытовых ситуациях. К сожалению, сейчас мы чаще видим ребенка, способного разобраться с компьютерным приложением, но не умеющего одеться в соответствии с погодой, не способного пользоваться бытовыми приборами. Ему неведомо, как называются окружающие деревья и травы, как зовутся птицы, распевающие над головой. Несомненно, необходимо вводить в уроки окружающего мира и внеклассную работу практико-ориентированные компоненты.  Сегодня представляем Вашему вниманию мой опыт работы в начальной школе по формированию естественно-научной грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-estestvenno-nauchnaya_gramotnost.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научной грамотности младших школьников

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе, а также различных практических бытовых ситуациях. К сожалению, сейчас мы чаще видим ребенка, способного разобраться с компьютерным приложением, но не умеющего одеться в соответствии с погодой, не способного пользоваться бытовыми приборами. Ему неведомо, как называются окружающие деревья и травы, как зовутся птицы, распевающие над головой. Несомненно, необходимо вводить в уроки окружающего мира и внеклассную работу практико-ориентированные компоненты.  Сегодня представляем Вашему вниманию мой опыт работы в начальной школе по формированию естественно-научной грамотности младших школьников.

Практическая значимость нашего опыта работы состоит в выявлении и использовании наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования естественно-научной грамотности.

В соответствии с этим нами ставились следующие задачи.

1.        Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников

2.        Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Окружающий мир».

3.        Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.

4.        Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью создания у учащихся положительной мотивации к учению.

      Формирование естественно-научной грамотности реализуется через предметное содержание курса «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность, такие как:

1.        Урок.

2.        Внеурочная деятельность (формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно продолжается на занятиях внеурочной деятельности «Экологические исследования», «Школа здоровья», «Разговоры о важном»)

3.        Проектная и исследовательская деятельность

4.        Внеклассная работа, которая включает в себя: классные часы, акции, викторины, экскурсии, соревнования и другая практическая работа вне школы.

Используются межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения.

Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы.

Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения.

Так, на уроке окружающего мира в 1 классе «Откуда берется и куда девается мусор» можно смоделировать образовательную ситуацию, в которой ребенок погружается в стандартные жизненные обстоятельства.

          На данном уроке формируется такая компетенция, как понимание особенностей естественно-научного исследования. Ребята формулируют проблему большого количества мусора, который ежедневно накапливается в квартирах.  Правильно ли мы выбрасываем мусор? Далее детьми выдвигаются гипотезы, как уменьшить количество мусора. Поднимаются такие практические вопросы, как: куда можно отнести батарейки?  Можно ли сдавать на переработку разбитое стекло? Что еще можно переработать, то есть дать вещи вторую жизнь, сэкономив при этом? Так как школа участвует в сборе макулатуры и проекте «Добрые крышечки», то не лишне проговорить, как подготовить бумагу к сдаче в макулатуру и как подготовить пластик. Уже в 1 классе ребята могут знакомиться с обозначениями на пластике и бумаге, позволяющими отправить их в переработку. А продукция, не подлежащая переработке, например, картонная коробка из-под молока, может превратиться в кормушку для птиц, таким образом показав еще один из способов решения проблемы мусора.

Лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений помогают практические работы и опыты, эксперименты. Например, очистка загрязненной воды с помощью фильтра, обнаружение  крахмала в продуктах питания, развитие растения из семени, изучение свойств снега и льда. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Практические работы позволяют формировать такие компетенции, как понимание особенностей естественно-научного исследования (формулирование целей исследования, оценивание способов, описание основных этапов, выдвижение объяснительных гипотез, интерпретация данных, формулирование выводов). Этому способствуют задания в рабочей тетради А. А. Плешакова.

Одним из прекрасных способов подружить детей с природой являются поделки из природных и бросовых материалов.

Если позволяет время урока, можно использовать дополнительные практико-ориентированные задания. Можно воспользоваться тренажерами для школьников, представленными, например, издательством «Планета». Например, такое:

- Я знаю, - сказала Вика, - основное свойство соли – то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для соления пищи.

- Но кроме приготовления блюд соль используют и в других случаях, – уточнила мама. – Вот некоторые из них.

Выбери те случаи, о которых ты знаешь.

  • Соль сохраняет сорванные цветы.
  • Зимой солью посыпают лед на тротуарах.
  • При стирке белья выводит пятна.
  • Соль-эффективное чистящее средство.

Проектная деятельность способствует формированию естественнонаучной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.

Наши ребята работают как над проектами, предложенными в учебнике окружающего мира, так и находят свои темы, соответствующие их интересам и увлечениям. Ребята ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где представляют свои проекты. Так, в 1 классе мы участвовали в проекте «Наши клумбы», в рамках которого составляли презентацию из растений клумб, сфотографированных во дворе или на даче. Дети повторяли названия культурных растений, условия их выращивания.     Уже в начале года наиболее мотивированные дети подготовили небольшие сообщения на тему «Археологические находки» и «Мир Старицких пещер»    и успешно выступили перед одноклассниками.

Большими возможностями для формирования естественно-научной грамотности младших школьников являются все виды практической деятельности: работа с коллекциями, гербариями, муляжами, чучелами, картами, атласами; экскурсии и прогулки, участие в экологических акциях, субботниках, сборе макулатуры, проекте «Добрые крышечки». Большую помощь оказывают организации естественно-научной направленности – областная Станция юннатов, Волжская природоохранная прокуратура. Сотрудники выезжают в школы с лекциями, проводят занятия в живом уголке, оказывают методическую поддержку, организуют конкурсы. Обогащению образовательной среды для обучающихся и педагогов способствует  активное участие в реализации городских, региональных и всероссийских проектов.  С каждым классом я участвую во всероссийских мероприятиях – Всероссийский открытый урок, посвященный ООПТ (2017 г), Всероссийский экологический урок «Эколята – молодые защитники природы» (2023 г). Присоединилась к одному из национальных проектов Федерального центра дополнительного образования – «Дорогами открытий» с рассказом об уникальном уголке живой природы Тверской области – ООПТ «Орхидной горке», участвую в других проектах и акциях и приглашаю детей и их родителей. Одним из таких долгих проектов можно считать наблюдения за птицами в сочетании с их фотографированием - спортивную орнитологию, бёрдинг. Данное занятие рассчитано на небольшую группу замотивированных учащихся и их родителей (команду), имеет огромный потенциал – ведь для участия нужны и теоретические знания о птицах, их повадках, местах обитания. Через наблюдение птиц можно легко передать необходимость охраны природы и рассказать о хрупкости экосистем, привлечь внимание к природе родного края.

Наблюдения за птицами сравнивают с научным волонтерством, так как бердеры могут принимать участие в учетах птиц. Такого рода «научное волонтерство» может оказать помощь в выявлении экологических угроз для благополучия птиц или, наоборот, в оценке результатов природоохранных инициатив, направленных на обеспечение выживания угрожаемых видов.

Школьники-волонтеры, вовлеченные в исследовательскую работу, помогают ученым вести реальные научные наблюдения.

Совсем недавно на базе Тверской городской библиотеки имени Горького прошёл Всероссийский семинар – тренинг «Научное волонтерство: ООПТ – педагогам», который знакомит педагогов с конкретными методиками народного мониторинга, способами работы с волонтерами гражданской науки.  

Примеры участия в мероприятиях по теме:

  • Всероссийские ежегодные соревнования по спортивной орнитологии «Птицы России»
  • «Евразийский учет птиц»
  • «Серая Шейка»
  • «Соловьиные вечера»
  • Всероссийская перепись воробьев «Воробьи на кустах» (4-10 марта 2024 г)

 

Результатом работы является:

  • активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
  • формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
  • развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
  • развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;

 Литература:

https://science-education.ru/ru/article/view?id=30575

https://infourok.ru/effektivnye-priemy-raboty-po-formirovaniyu-estestvenno-nauchnoj-gramotnosti-v-nachalnoj-shkole-6400207.html

https://www.1urok.ru/categories/10/articles/71228

https://vk.com/ecobiocentre

Практикумы по функциональной грамотности.- «Планета», 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Формирование основ функциональной грамотности младших школьников

В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...

Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий.  К ним можно относиться  по-разному,  суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...

Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...

Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

На примере урока математики в 4 классе учитель показывает, как формировать у  учащихся  младших классов функциональную математическую грамотность....