РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
В наше время классно-урочная система обучения становится все более устаревшей. В связи с доступностью знаний, которую еще тридцать лет назад нельзя было даже прогнозировать, ученик перестал быть «сосудом» для заполнения знаниями, а учитель перестал быть «энциклопедией» – хранителем и транслятором этих знаний. Произошла цифровизация, вместе с которой в электронных поисковых системах стало мгновенно доступным практически любое знание – любая информация. В связи с неактуальностью простого «переливания» на уроке знаний из учителя в ученика, на смену стандартной классно - урочной системе должны приходить новые формы. Расширяется разнообразие творческих работ, которые помогают обучающемуся развить свои способности в речевой деятельности.
Немалую роль среди альтернативных классно-урочной системе форм обучения играет и достаточно традиционная форма занятий – экскурсия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В наше время классно-урочная система обучения становится все более устаревшей. В связи с доступностью знаний, которую еще тридцать лет назад нельзя было даже прогнозировать, ученик перестал быть «сосудом» для заполнения знаниями, а учитель перестал быть «энциклопедией» – хранителем и транслятором этих знаний. Произошла цифровизация, вместе с которой в электронных поисковых системах стало мгновенно доступным практически любое знание – любая информация. В связи с неактуальностью простого «переливания» на уроке знаний из учителя в ученика, на смену стандартной классно - урочной системе должны приходить новые формы. Расширяется разнообразие творческих работ, которые помогают обучающемуся развить свои способности в речевой деятельности.
Немалую роль среди альтернативных классно-урочной системе форм обучения играет и достаточно традиционная форма занятий – экскурсия. Использование «экскурсий позволяет эффективно формировать УУД младших школьников». Экскурсия – форма организации обучения. Основной метод, который в ней используется – наблюдение. Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память. Объекты познания - предметы внешнего мира. Структура традиционной экскурсии:
- водная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Большой интерес представляют исследовательские экскурсии. В стандарте начального общего обучения образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоемы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края.
Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, изучать карту и др. Названные умения, учащиеся приобретают прежде всего во время экскурсий в природу. В разных программах по предмету «окружающий мир» количество экскурсий варьируется, но во всех программах они являются обязательными. К сожалению, по моим наблюдениям, не все учителя выполняют данное требование стандарта и программы мотивируя отсутствие экскурсий разными причинами: отсутствием природных сообществ вблизи школы, плохой дисциплиной младших школьников во время экскурсии и т.д. Но названные причины на деле оказываются объяснением только пассивности учителя. Современные дети оказываются совершенными невеждами в близком им природном окружении (это касается и взрослых): не умеют отличить ворону от галки, клеща называют насекомым, лягушку считают вредным животным. Можно с уверенностью сказать, что экскурсионные наблюдения помогут детям по-новому смотреть на многое, с чем они раньше встречались, но не обращали внимания.
Неоценима роль экскурсий в экологическом образовании школьников, именно на экскурсиях представляется возможность школьникам непосредственно показать как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя в природе. Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.
Приведу фрагмент экскурсии в природу. Перед экскурсией я провожу инструктаж по технике безопасности. В вводной беседе сообщаю детям о том, что на экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения. Экскурсия проводится в окрестностях школы. Во дворе школы много зеленых насаждений: клен остролистый, береза, ясень, черемуха, сирень, перед зданием школы – цветочная клумба. Обращаю внимание детей на особенностях роста и развития растений в период ранней весны. Предлагаю внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно называют листовые и цветочные почки, вспоминают рисунки почек в разрезе, с интересом рассматривают нераспустившиеся цветки сирени. Далее я предлагаю продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе экскурсии я показываю подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур.
Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров, однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова. У них не хватает познаний в области живописи, классической музыки, скульптуры, архитектуры и эти пробелы можно восполнять в ходе экскурсий в музеи, картинные галереи, различные города нашей Родины. Эти экскурсии помогают привить любовь к истории и культуре нашего народа. Заметны различия среди мальчиков и девочек в той тематике экскурсий, которая наиболее для них привлекательна. Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, приключения, фантастика. После экскурсий мы с ребятами обмениваемся впечатлениями об увиденном и услышанном ими. При обсуждении книг, спектаклей, картин, музыкальных произведений следует обращать внимание на мастерство писателей, режиссёров, художников, композиторов. Такие беседы должны будить и усиливать интерес и любовь к искусству. Надо говорить с детьми о силе художественных образов, о том, какими средствами добивается их выразительность, о прекрасном в жизни и произведениях искусства. Следует говорить доступным детям языком, но при этом вводить новые понятия и факты, связывать их с уже имеющимися.
Возможны и другие формы обсуждений и обмена впечатлениями: конкурсы, викторины, написание заметок в стенгазету «Наш класс». И все же необходимо учитывать особенности традиционной экскурсии – она происходит с выездом из школы и требует весьма серьезных организационных усилий. Значительную часть учебного времени нельзя посвятить реальным экскурсиям и по педагогическим причинам: ученики чувствуют, что выездное мероприятие ослабляет возможности формального контроля, воспринимая экскурсию как прогулку, повод для свободного время препровождения. Даже если учитель добьется формального порядка, ощущение свободы, бесконтрольности в сознании может остаться. Особые трудности для проведения экскурсий создает обстановка современного города: транспортные заторы, повышенный риск ДТП, инфекционные заболевания – все это вынуждает принимать серьезные меры предосторожности, чем еще больше осложняет проведение экскурсий. По всем перечисленным причинам становится актуальной такая форма занятий как виртуальная экскурсия, свободная от многих недостатков своей реальной предшественницы. В современной школе технические возможности для виртуальных экскурсий расширяются. «Информатизация образовательного процесса способствует в настоящее время тому, что общеобразовательные школы оснащаются современным компьютерным оборудованием». Техника прочно вошла в наш быт. Сейчас практически у каждого ученика есть телефон с видеокамерой, фотоаппарат, планшет и т.д. На уроках я использую видео экскурсии, чтобы рассказать учащимся о музеях, заповедниках, заказниках. Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
∙Формулируются проблемы;
∙Определяется цель экскурсии;
∙Выбирается объект изучения;
∙Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
∙Создание практической работы по ознакомлению или закреплению изучаемого материала;
∙Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Проведение исследовательской виртуальной экскурсии во многом отличается от традиционной экскурсии: техническими возможностями, не требуется соблюдение техники безопасности, доступны для наблюдения практически любые объекты, возможно ведение записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке. Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, причем не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочной деятельности. Так виртуальные возможности дают преимущества многократного воспроизведения материала, что важно в случае, если ребенок отвлекся. Возможность возвращения к объекту дает преимущества при выполнении различных заданий. Возможность детального изучения представляет объект в увеличенном, развернутом виде. Это важно при рассматривании объектов мелких, подвижных. Например, при изучении животных.
И наконец, проведение виртуальной экскурсии не зависит от погодных условий. Приведу фрагмент виртуальной экскурсии по окружающему миру. Мы с ребятами совершаем воображаемую экскурсию по родному городу. Я предлагаю учащимся представить, что к нам в гости приехали родственники или знакомые из других городов. А затем задаю вопрос, какие места, области и города они хотели бы показать гостям. После беседы, я предлагаю посмотреть видео презентацию, фотографии, а заодно не только повторить сказанное, но и обратить внимание на то, о чем мы забыли сказать. Особенно интересна техника сопоставления фото города современного и тех же мест, но столетней данности, совмещенные в одном снимке.
Работая вместе с учащимися, я открываю для себя много нового. Мы учимся смотреть на окружающий мир через объектив фотоаппарата и видеокамеры, что позволяет расширить свой кругозор, заинтересоваться вопросами гармонии окружающего пространства, истории своего края. Сидя за партами, ученики с помощью фотографий и презентаций совершают путешествие в зоопарк, отправляются всем классом по дорогам родного города, страны или по всей планете.
Большинство детей на сегодняшний день много времени проводят в сети интернет. Чтобы заинтересовать их, я считаю надо, прежде всего, самой быть интересной и творческой личностью, смотреть на мир широко открытыми глазами. Каждый из нас, является специалистом в своей области, и мы стараемся научить ребят тому, что знаем и умеем сами, при этом используем на занятиях разные формы: занятие - беседа, занятие-игра, занятие-викторина, занятие мастер-класс, занятие-экскурсия. Но мы живем во время стремительного технического развития. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому при планировании итоговых мероприятий я учитываю, что, во - первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями. Это можно осуществлять уже в 3-4 классе, где создание виртуальной экскурсии в идеале может стать результатом проектной совместной деятельности учителя и учеников. Обязательно в конце традиционной или виртуальной экскурсии я подвожу итоги. Делаю это с помощью методов обсуждения добытого материала и составления отчёта с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе. Итоги экскурсии подвожу различными способами:
- Обобщающая беседа;
- Выставка рисунков;
- Конкурс письменных отзывов;
- Тестирование;
- Мини-сочинение;
в 4 классе это может быть создание презентации Power Point. В современном понимании содержание естественнонаучной направленности детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы и природопользования. Хотелось бы отметить, что возможность создания и проведения виртуальных экскурсий никак не должно и не может заменить традиционные экскурсии с выходом младших школьников в природу к реальным объектам. Такие экскурсии связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует улучшению здоровья и хорошему настроению. Традиционные экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для формирования основ естественно-научной грамотности младших школьников.
Использованные источники
1. Давыдова, В.Н. Сезонные экскурсии как средство формирования УУД младшего школьника. в сборнике: Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения./ Давыдова В.Н., Нехлюдова М.В. // Материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Составитель и ответственный редактор: М.С. Смирнова. 20 С. 146-150.
2. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
3. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.
4. Петров А.Г. Экологическое образование младших школьников http://www.docme.ru/doc/192220/formirovanie-e-kologicheskoj-kul._tury-mladshih-shkol._nikov
5. Кропочева Т.Б. «Исследовательские экскурсии в начальной школе». // Начальная школа. – 2007. - №11.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2014 г. N 1598С.8
7. Вачкова, С.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза. / Вачкова С.Н. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. № 4. С. 27-36.
8. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья напечата во время учёбы в магистратуре....
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития
Методическая разработка....