Условия достижения качества современного образования в свете требований ФГОС НОО
статья по теме

Щукина Юлия Викторовна

  Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания», «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

 

Как известно, от изменения целей образования до обновленных уро-ков в массовой школе необходимо пройти немалый путь. Учителя во все времена много работают над созданием современного урока. Особенно это важно в период реформ, а значит смены приоритетов и целей. Но школь-ные реформы российского образования 2000 – 2010 гг. пока не изменили результатов международного исследования качества образования PIZA : по читательской, математической и естественно - научной грамотности Россия находится на сороковых местах из 65 стран - участниц исследова-ния.

 

В     национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» написано: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века».

 

В   послании президента от 12 декабря 2012 г. сказано еще более лако-нично: «Будущее за инновациями».

 

Известно, что модернизация и реформа организуются и проводятся государственной властью, а инновация - работниками образования, кото-рое во все времена работало в большей или меньшей степени в инноваци-онном режиме (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.).

 

В      связи с этим возникает огромное количество вопросов. Каковы особенности внедрения инноваций в учебный процесс? Какие инновации помогут решить новые задачи образования? Для достижения каких новых целей не имеется пока соответствующих инноваций? Почему процессу внедрения инноваций на уроках не хватает системности? Что мешает учи-телям заниматься инновационной деятельностью? Какие виды, типы ин-новаций существуют и какие еще необходимы? По каким причинам обна-

 

 

4

 

руживается выраженное противоречие между уровнем развития педагоги-ческих исследований и образовательной практикой в школе? Насколько готовы учителя массовой школы к инновационной деятельности, дости-жению новых целей образования, реализации инновационных дидактиче-ских подходов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Щукина Ю.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 207

Санкт-Петербург

 http://multiurok.ru/yuliavikt

 Главное условие достижения качества современного образования в свете требований ФГОС – профессионализм педагога  

  Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания», «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Как известно, от изменения целей образования до обновленных уро-ков в массовой школе необходимо пройти немалый путь. Учителя во все времена много работают над созданием современного урока. Особенно это важно в период реформ, а значит смены приоритетов и целей. Но школь-ные реформы российского образования 2000 – 2010 гг. пока не изменили результатов международного исследования качества образования PIZA : по читательской, математической и естественно - научной грамотности Россия находится на сороковых местах из 65 стран - участниц исследова-ния.

  • национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» написано: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века».

  • послании президента от 12 декабря 2012 г. сказано еще более лако-нично: «Будущее за инновациями».

Известно, что модернизация и реформа организуются и проводятся государственной властью, а инновация - работниками образования, кото-рое во все времена работало в большей или меньшей степени в инноваци-онном режиме (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.).

  • связи с этим возникает огромное количество вопросов. Каковы особенности внедрения инноваций в учебный процесс? Какие инновации помогут решить новые задачи образования? Для достижения каких новых целей не имеется пока соответствующих инноваций? Почему процессу внедрения инноваций на уроках не хватает системности? Что мешает учи-телям заниматься инновационной деятельностью? Какие виды, типы ин-новаций существуют и какие еще необходимы? По каким причинам обна-

4


руживается выраженное противоречие между уровнем развития педагоги-ческих исследований и образовательной практикой в школе? Насколько готовы учителя массовой школы к инновационной деятельности, дости-жению новых целей образования, реализации инновационных дидактиче-ских подходов?

Инновации классифицируют по разным основаниям: по уровням (фе-деральные, региональные, муниципальные, школьные, учительские); по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по видам деятельности (управленческие и педагогические); по масштабу ис-пользования, характеру изменений, источнику возникновения, степени объективности и другим основаниям .

На данный момент уже прошло несколько этапов модернизации рос-сийского образования: разработана методологическая основа для совре-менных преобразований; созданы дидактические инновации; появилась нормативно-правовая база; постоянно дорабатываются учебники; завер-шается информирование педагогов о том, каких перемен ждут от школ и от учителей. Мы уже знаем ответы на вопросы: « Зачем нужны изменения? Что нужно менять?», но зачастую не знаем, как это делать.

Пришло время методических инноваций. Здесь важно разделить соб-ственно педагогические инновации на два вида: дидактические и методи-ческие. Для реального достижения новых целей образования, массового внедрения дидактических инноваций на уроках нам необходимы не толь-ко инновационные принципы и идеи, но и инновационные формы, техно-логии и методы, приемы, средства, содержание, системы заданий для про-ведения уроков с учетом специфики конкретного предмета, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, т.е. необходимы методиче-ские интерпретации дидактических инноваций, которые называются мето-дическими инновациями.

Практическая сторона вопроса применения инноваций на уроках изучается многими авторами и с разных сторон. Данные исследования по-казывают высокую мотивационную готовность учителей к инновационной деятельности, к реализации новых стандартов, но из четырех возможных дихотомий на основе хочу и знаю выбирают : «Хочу внедрять инновации, но не знаю как».

В психолого-педагогической литературе подробно описаны много-численные инновации: деятельностный подход, компетентностный под-ход, личностно-ориентированное образование, индивидуализация, иссле-довательская деятельность, самостоятельное открытие учениками нового знания (метод Сократа), проектный метод, гуманизация отношений, здо-ровьесберегающее обучение на уроке, гуманитаризация содержания обра-зования, информационные технологии и многое другое.

5


Но инновационная деятельность на уроках, зачастую, не стала еще системной и даже массовой, хотя многие методы и подходы уже давно разработаны и описаны (о методе проектов речь шла более 100 лет назад, метод Сократа известен с IV века до н.э., деятельностный подход разви-вался с 50-60 гг. ХХ в.)

«Не хватает методического обеспечения » – с одной стороны ритори-ческий вопрос, с другой – утверждение, т.е. необходима тактика для реа-лизации инновационных стратегий.

Этим аргументом могут оперировать особенно учителя средней и старшей школы. Но хочу сказать, что методическая интерпретация боль-шинства требований ФГОС НОО также вызывает затруднения. Попробуй-те выполнить инструкцию: «Придумайте задание для развития алгоритми-ческого мышления». Зачастую в учебниках не хватает исследовательских заданий, которые необходимы для решения новых образовательных  задач.

Это ставит учителя в условия постоянного профессионального твор-чества, а значит роста. Достойный уровень профессиональной готовности (компетентности) учителя к реализации обновленных целей образования - главное условие достижения качества образования на переходном этапе.

Что же такое профессиональная компетентность?

Это обладание всесторонними знаниями, системное проявление способно-стей и личностных качеств, т.е. теоретическая и практическая готовность человека к выполнению какой-либо деятельности.

Выделяется несколько видов профессиональной компетентности в образовании, наличие которых означает зрелость человека в профессио-нальной деятельности: предметно-методологическая ( специальная) – вла-дение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высо-ком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональ-ное развитие, коммуникативная (социальная) – владение совместной про-фессиональной деятельностью, сотрудничеством, приемами профессио-нального общения, социальная ответственность за результаты своего тру-да, психолого – педагогическая (личностная) – владение способами лич-ностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности, здоровьесберегающая – владение способами к самоорганизации и самореабилитации, информаци-онная компетентность – владение способами поиска, обработки, хранения и использования информации, современными информационными образо-вательными технологиями, правовая и это еще не полный перечень…

Профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов про-фессиональной компетентности. Обобщенные требования к профессио-нальной компетентности содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в

6


Государственном стандарте высшего профессионального образования, в едином квалификационном справочнике, ФГОС НОО и ООО.

Зачем нужен профессиональный стандарт? Стандарт является ин-струментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, объ-ективным измерителем квалификации педагога, средством отбора педаго-гических кадров в учреждения образования, основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и рабо-тодателем.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нель-зя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоят...

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...

Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»

Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...

«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения"

Выступление на МО по теме «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»...

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответствен...