МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.
материал на тему
Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой связи учениками.
Цель моделирования: создание эффективной системы получения и распространения полной и достоверной информации о качестве образования в ОУ и обеспечение развития ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sistemy_otsenivaniya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ:
МОДЕЛЬ
СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
основной образовательной программы
начального общего образования
в свете требований ФГОС.
2014 г.
Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой связи учениками.
Цель моделирования: создание эффективной системы получения и распространения полной и достоверной информации о качестве образования в ОУ и обеспечение развития ОУ.
Задачи:
- изучить требования ФГОС к личностным, метапредметным, предметным результатам;
- определить компоненты системы оценивания достижений учащихся;
- - описать особенности системы оценивани достижений учащихся.
Система оценивания достижений учащихся
Компоненты системы оценивания. | Объект оценивания. | ||
Учебные достижения учащихся. | Личностные результаты | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||
Цели | Определение уровня усвоения обучающимися опорной системы знаний. | Определение уровня овладения обучающимися метапредметными действиями. | Определение эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ, уровня личностных достижений учащихся. |
Содержание | Оценка: -процесса выполнения, -планируемых результатов по отдельным предметам. | Оценка умения учиться: -самоорганизация -самоопределение -самоконтроль -навыки сотрудничества -навыки работы с информацией (выделение главного, сравнение, анализ, обобщение, классификация…) | Оценка уровня личностных достижений учащихся: -самоуважение -самооценка -саморазвитие -мотивация -воспитанность … |
Форма | Персонифицированная количественная оценка | Персонифицированная, неперсонифицированная качественная оценка. | |
Отметка, безотметочное оценивание | Словесное оценивание (содержательная характеристика), отзыв | ||
Учитель – ученик ( самооценка, взаимооценка ) – родитель. | |||
Метод (Способ) | Тематические контрольные работы, тестовые работы. | Комплексные работы на межпредметной основе. | Портфель достижений, задания творческого характера, проекты, презентации, анкетирование. |
Средство фиксации результатов оценки | Листы достижений, листы наблюдений, дневник учащегося, классный журнал, справки по результатам ВШК. | Дневники наблюдений учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, педагога-психолога). Диагностические листы. Характеристика обучающихся. | |
Условия эффективной системы оценивания | Повышение профессиональных компетентностей педагогов. Реализация принципов оценочной деятельности: систематичности, позитивности, личностной ориентации. |
Этапы процедуры оценивания
Этап процедуры оценивания | Цель | Особенности технологии оценивания достижения планируемых результатов | |
1 | Стартовая диагностика | Определение готовности обучающихся -к обучению в ОУ ( 1 класс); -к изучению курса ( начало уч.года 2,3,4 класс); -к усвоению нового материала ( темы, раздела). | Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. |
2 | Текущее ( промежуточное) оценивание | Отслеживание динамики достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных. | Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования ( оценка предметных, метапредметных, личностных результатов). Методы оценивания: наблюдение, оценивание процесса выполнения, открытый ответ, выбор ответа, свободный ответ. Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности могут использоваться листы индивидуальных достижений. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. |
3 | Итоговое оценивание | Определение готовности обучающихся к обучению в основной школе. | Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса). В 1-ом классе контрольные работы рекомендуется проводить в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся 1-го класса на второй год не оставляются. Итоговая оценка выпускника (4 кл) формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ ( по русскому языку, математике, комплексной работы на межредметной основе) |
Средства фиксации оценки.
1. По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек ( Методика Т. Дембо – С.Рубинштейна. Описана в книге Г.А.Цукерман « Оценка без отметки».)
2. Курсовые ( четвертные ) отчёты – в виде таблицы.
Ученики сообщают, какие оценки они ожидают получить по каждому предмету, оценивают свои учебные привычки, учебную работу, выполнение домашних заданий.
После того, как ученик проставит в таблице свои оценки, он получает оценки от учителя.
При существенном расхождении оценок учитель и ученик обсуждают ситуацию.
Родители получают информацию о развитии детей. Это намного эффективнее, чем простая беседа с учителем, классным руководителем.
Ученикам курсовые отчёты помогают оценить своё развитие, взять на себя ответственность за обучение.
3. Оценочная форма для учителя.
Дата | 21.09. | 10.10. | 30.10. | Итог за 1-ую четверть |
Тема работы | ||||
Баранова И. | «4» | «3» | «3» | Наметился регресс |
Стрижаков В. | «4» | «5» | «3» | Нестабильность |
Ябурова А. | «4» | «4» | «5» | Наметился Прогресс |
Молчанов П. | «4» | «4» | «4» | Результаты стабильны |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.
Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях , требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, стоящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Примерные вопросы для самоанализа:
-Выполнение этой работы мне понравилось ( не понравилось), потому что______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Наиболее трудным мне показалось_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Я думаю, это потому, что______________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-Самым интересным было_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следущее____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Я бы хотел попросить своего учителя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Накопительная система оценки – портфель достижений обучающегося.
Наиболее адекватным методом накопительной ( интегральной) оценки является портфолио ( портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В идеале в состав портфолио каждого ребёнка для характеристики сторон, связанных с
его учебной деятельностью, могут (должны) входить:
1.Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии:
-выборка работ из « Папки письменных работ» по русскому языку;
-дневник читателя;
- выборка работ по проведённым в ходе обучения мини-исследованиям
и проектам (по всем предметам) …
2 Систематизированные материалы текущей оценки:
-отдельные листы наблюдений;
-оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работы;
-результаты стартовой диагностики;
-результаты тематического тестирования;
-выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3. Материалы итогового тестирования и (или) результаты выполнения итоговых комплексных работ.
4. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные материалы, характеризующие ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...
ФГОС начального общего образования.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к результатам...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....