1 | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: словесные. | Здравствуйте! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока! Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Присаживаемся. Правила посадки. -Руки на месте? (НА МЕСТЕ) Ноги на месте? (НА МЕСТЕ) Локти на месте? (У КРАЯ) Спина прямая? (ПРЯМАЯ) Не забывайте, пожалуйста о том, что правильная осанка, залог хорошего здоровья. |
|
2 | Подготовка к работе на основном этапе (актуализация знаний) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения необходимые для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений помогающих погрузиться в тему, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
| Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.(откройте глаза) Это-Земля. (видеоролик как прекрасен этот мир!) .Жизнь начинается….Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…(остановить на кадре )
-С каким настроением смотрели фильм? Почему? -Давайте смотреть дальше. -Как изменилось у вас настроение? Почему? - Прочитайте слова, записанные на доске, подумайте и ответьте, какой темой они объединены? (Воздух, почва, вода, безопасность, эколог, человек, жизнедеятельность, природа) - Правильно. Эти слова говорят о природе, о нашем общем доме. - Какое слово у вас вызывает настороженность? (Безопасность) - А о какой безопасности может идти речь? (На дороге, в быту, в лесу) - Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность» - Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? - Итак, сегодня на уроке мы узнаем что такое «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», познакомимся также с профессией эколога, будем составлять цепи загрязнения.
|
Слайд 1
Слайд 2 Видеоролик
Слайд3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 |
4
| Изучение новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: изучить понятия «экологическая безопасность», «цепь загрязнения» анализировать ситуации, высказывать и обосновывать свое мнение. Цель, которую хочет достичь учитель: помочь раскрыть учащимся понятия«экологическая безопасность», «цепь загрязнения».
Методы: беседа, работа с учебником, работа в парах.
| - Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты. - Что же означает слово «экология»? ( это наука о взаимосвязях в природе, наука о нашем общем доме.) -Молодцы. Ребята, а как вы думаете кто такой эколог? Чем занимается этот специалист? (предположения детей). Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает немалые потрясения и чтобы ее сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все общество будет жить в согласии с природой. - К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы. Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки.
- Ребята, а как вы думаете, что происходит с окружающей средой в результате деятельности человека? (Загрязняется)
- Да, сейчас все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ. - А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы) - Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву) - А что же дальше? Давайте проследим. (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) - В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите в парах и расскажите, как движутся загрязненные вещества? (По цепочке) - Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения. - Каким образом это отразиться на человеке? (Повлияет на здоровье) - а если человеку грозит опасность, то что он должен делать? (защищаться). -От чего? ( от воздействия окружающей среды). Таким образом нам нужно научиться соблюдать экологическую безопасность. -Найдите в тексте учебника определение понятия «экологическая безопасность», прочитайте вслух. А теперь запишите этот термин в свои рабочие тетради. |
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12 |
6
| Закрепление полученных знаний
Цель которая должна быть достигнута учащимися: уметь прослеживать цепи загрязнения, схематично их изображать. Цель которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения строить цепи загрязнения. Методы: репродуктивные, работа в парах, самостоятельная работа, взаимопроверка.
| Ребята, но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики и фермы, но, возможно, и вы сами. Давайте решим экологическую задачу: 1 житель России в день производит примерно 1 кг мусора. Сколько кг мусора произведет семья из 4 человек за 7 дней? (ответ: 28 кг) -А сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова и подумайте: а не было ли такого с вами? (читают заранее подготовленные дети)
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там - пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли - Насорили и ушли!
| Мы прошли, конечно, мимо... - Эй, ребята! - крикнул Дима. - Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли - Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели... Отдохнули - и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 13
Слайд 14 |
|
| - Ребята, скажите, какую ошибку сделали школьники во время прогулки? (не убрали за собой мусор) - А как бы вы поступили на их месте? (ответы детей) В зависимости от наличия времени выполнить 1 или 2 задание: -1) А сейчас выполним задание в рабочей тетради. Откройте с.17 ,задание 2. Рассмотрите рисунки. Подумайте какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих ситуациях. Нарисуйте продолжение. Расскажите друг другу о цепях загрязнения. Или - 2)Давайте составим цепь загрязнения. Рассмотрите рисунки на доске. - Восстановите цепь загрязнения. Запишите в своих тетрадях правильную последовательность. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. А сейчас сверьте свои записи с доской. - Теперь выполним небольшую самостоятельную работу. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Ваша задача соединить начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе. Карточка - Экономно относясь к продуктам,
- Изучая природу,
- Охраняя растения,
- Починив подтекающий кран,
- Сортируя мусор,
| ….сохраняешь леса. ….бережешь чистую воду. ….даешь возможность снова сделать полезные вещи. ….бережешь плодородие земли и труд людей. …. узнаешь, как ее сберечь.
|
|
Слайд 15 Слайд 16
Слайд 17
|
8 | Домашнее задание . Цель: закрепление и осмысление изученного | Прочитать статью «Экологическая безопасность» (учебник с.29-31) Выполнить задание 1 с. 34 в учебнике. - Ребята, и я предлагаю 3 задания. Вы выберите то, с которым справитесь, которое будет для вас интересным. 1. Придумать правила личной экологической безопасности. 2. Подготовить сообщение «Что может сделать наше село красивым?» 3. Найти в газетах заметки о том, какие проблемы волнуют наших экологов. А чтобы вам легче было подготовиться посмотрите еще один видеоролик « Не рубите!» | Слайд 19
Слайд 20 Видеоролик |