Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Сергеева Ирина Борисовна

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 16

Дорога без опасности.

Здоровье и безопасность.                                                                              Правила безопасного поведения                              на улицах и дорога









Учитель начальных классов МОУ СОШ 16

Сергеева Ирина Борисовна

п. Первомайский    



Урок окружающего мира.                                                                       2 класс.

Учебник  «Мир вокруг нас»  автор  А.А. Плешаков

Тема урока: Здоровье и безопасность. 

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Цели и задачи урока: 

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правилах дорожного движения и  дорожных знаках;
  2. Развивать знания учащихся о ПДД, о безопасности жизни на дорогах;
  3. Через игровую деятельность учить учащихся культуре поведения на улице, в общественном и личном транспорте. 

Оборудование: магнитофон с записью, мультимедийная презентация, дорожные знаки, выставка рисунков учащихся, похвальные грамоты по результатам викторины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы, целей, плана

(Слайд 1)

II. Основная часть.

Группа учащихся выходит под музыку,  мальчик произносит:

В школе нашей много

Учится детей.

Мы хотим сегодня

Рассказать о ней.

Здесь правила движения

Знают все детишки.

Их вам сейчас расскажут

Девчонки и мальчишки.

(Слайд 2)

 Под мелодию песни «Если с другом вышел в путь» дети поют:
I. В нашей школе есть ЮИД, 

В нашей школе есть ЮИД,

Мы гордимся этим.

Изучаем ПДД,
Изучаем ПДД,
И зимой, и летом.
        Пр.: Вот увидел светофор,
        И по «зебре» перешёл,
        Значит правила учёл.
        Близ дороги не играй,
        На неё не выбегай,
        ПДД ты твердо знай!
II. Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога, 
Но внимательнее будь,
Но внимательнее будь,
Соблюдай всё строго.

- Сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы с вами отправимся в
удивительный город - город Правил дорожного движения.

(Слайд 3)

Тянется нитка,

Среди нив петляя,

Лесом, перелеском

Без конца и края.

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.  (Дорога).

Историческая справка.

«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами».

- Много дорог в нашей стране. Проехать по всем - это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные,
второстепенные).

- Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

- Что такое улица? (Дорога по населённому пункту).

- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).

- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).

- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по улицам нашего посёлка транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определённый порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».

(Слайд 4)

        Правил дорожных на свете не мало,

        Все бы их выучить нам не мешало.

        Но основное из правил движения

        Знать как таблицу должны умноженья.

Вспомнить правила дорожного движения нам поможет петушок Петя.

- Поговорим о сигналах светофора:

(Слайд 5)

Чтоб дорогу перейти,

На светофор сначала посмотри.

На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если жёлтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!

 - Сейчас Петя покажет, как правильно переходить улицу, где установлен светофор.

(Слайд 6)

- А так переходить улицу нельзя!

(Слайд 7)

- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрёстки,

площади.

Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам все время урок.

- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.

- Они расставлены вдоль улицы справа, круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, эти знаки всё время о чём-то говорят на своём особом языке, понятном каждому водителю и пешеходу. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому человеку - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чём-то сообщают.

- Дорожных знаков очень много. Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться знаки.

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной –

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион. (Дорожные работы).

Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).

Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещён).

Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).

Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).

Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).

Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).

- Давайте вспомним знаки, которые установлены на улицах и дорогах нашего посёлка

(слайд 8)

 Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).

- Эти знаки должен знать каждый пешеход. Давайте вспомним знаки  «Пешеходный переход»

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.

(Слайд 9)

Переходы бывают: подземными, наземными, пешеходный переход – «зебра»

- Петя покажет, как перейти улицу по «зебре»

(Слайд 10).

- А как перейти улицу, где нет никаких знаков?

(Слайд 11).

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.

- Петя опять поможет нам

(Слайд 12).

- Переходя улицу, не отвлекайся!

(Слайд 13).

  • Вот что может случиться с невнимательным пешеходом!

(Слайд 14).

  • Как мы переходим улицу? Сейчас мы это увидим

(Слайд 15)

  • Ходите по краю проезжей части в один ряд навстречу движению транспорта

(Слайд 16)

Физминутка.

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, если отвечаете «да» -  хлопаете в ладоши, если «нет» - топаете ногами:

- Что хотите-говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)

- Что хотите-говорите: красный свет - проезда нет? (да)

- Что хотите-говорите, каждый раз, спеша домой, идём мы правой стороной? (нет)

- Что хотите-говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)

- Что хотите-говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (да)

- Что хотите-говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (нет)

- Что хотите-говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (нет)

- Что хотите-говорите, на красных знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да)

- Ещё один важный знак. Отгадайте его название:  

Я привык к велосипеду
И на нём я смело еду. (Велосипедная дорожка)

- Ребята, а какие правила пользования велосипедом вы знаете?

(Слайд 17)

Есть у тебя велосипед,

Но нет четырнадцати лет.

Пока катайся во дворе.

Где безопасно детворе

(Слайд 18).

- Расскажите, что обозначают эти знаки (синий - велосипедная дорожка, красный - движение на велосипеде запрещено).

- Посмотрите, что может случиться с недисциплинированным велосипедистом

(Слайд 19).

- Вот ещё один пример неправильного поведения на дороге

(Слайд 20).

Мяч случайно укатился,

На дороге очутился,

Дети бросились вдогонку,

Завизжали шины громко…

- Что же может произойти?

(Слайд 21).

Всем ребятам стало ясно:

У мостовой играть  опасно!                            

- Многие из вас приезжают в школу на школьном автобусе. Давайте вспомним правила поведения в автобусе

(Слайд 22).

  • Посадка и высадка разрешена со стороны                        

   тротуара или обочины, только после  

   полной остановки автобуса.

  • Пропускай девочек вперёд, помогай им        

   подняться в салон автобуса.

  • Не толкайся при посадке и выходе.
  • Не отвлекай водителя.
  • Не мусори.
  • Не высовывай из окна голову, руки.
  • Не ходи по салону во время движения.
  • Громко не разговаривай.
  • Обходи автобус сзади.

- Посмотрите, как  ведут  себя дисциплинированные пассажиры – учащиеся нашего класса

(Слайд 23).

- И ещё одно очень важное правило для пассажиров

(Слайд 24)

При поездке в школьном автобусе и на личном транспорте не забывайте пристёгиваться ремнём безопасности. У детей младше 12 лет должно быть специальное кресло.

 (Слайд 25)

- Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопление?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шофёрам греться нужно?
Оказалось, этот знак
Говорит шофёру так:

“Здесь шлагбаум - переезд.
Подожди - пройдёт экспресс”

- На каникулах вы часто с родителями путешествуете на поездах по железной дороге. Давайте вспомним, как необходимо вести себя около железнодорожных путей.

III. Рефлексия.

- Незнание правил дорожного движения опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Какие правила дорожного движения вы повторили?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каком месте устанавливают знак «Дети»?

(Слайд 26)

Сегодня правила движенья

Мы повторили неспроста,

Мы им знаем примененье.

Их запомним лет до ста.

На дорогах, перекрестках,

Знаем в правилах мы толк,

И всем ребятам, всем подросткам

Выучить их надо в срок!

Знай всегда, везде и всюду

Надо правила учить,

Чтоб на улице широкой

Ты сумел их применить!

VI. Подведение итогов урока.

- Вручение похвальных грамот.

- Релаксация.

- Чтобы не волновались ваши родители и я, будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.

(Слайд 27)

Приложение (викторина проводится перед мероприятием):

  • Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство (Автомобиль)
  • По рельсам бежит — на поворотах дребезжит (Трамвай)
  • Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов (Дорога)
  • Старинный экипаж, запряженный лошадьми (Карета)
  • Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (Автобус)
  • Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой (Самокат)
  •  Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги (Вездеход)
  • Дом для автомобиля (Гараж)
  • Гараж для самолетов (Ангар)
  •  Человек, идущий по тротуару (Пешеход)
  • Аллея посередине улицы (Бульвар)
  • Край тротуара, прилегающий к проезжей части (Поребрик)
  • Дорога для трамвая (Рельсы)
  • Часть дороги, по которой идут пешеходы (Тротуар)
  •  Изгиб дороги (Поворот)
  •  Человек, управляющий автомобилем (Водитель)
  •  Водитель самолета (Летчик, пилот)
  • Устройство для остановки автомобиля (Тормоз)
  • Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
  •  Место на дороге, предназначенное для пешеходов (Переход)
  • Полосатая разметка перехода (Зебра)
  • Место пересечения улиц (Перекресток)
  •  Милиционер, регулирующий движение на перекрестке (Регулировщик)
  • Громкий звуковой сигнал специальной машины (Сирена)
  •  Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (Остановка)
  •  Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле (Ремень безопасности)
  •  Защитный головной убор мотоциклиста (Шлем)
  •  Устройство, с помощью которого водитель наблюдает за движением транспорта сбоку и сзади, чтобы не было аварии (Зеркало)
  • Безбилетный пассажир (Заяц)
  • Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса (Общественный транспорт)
  • Человек, едущий в транспорте, но не за рулем (Пассажир)
  • Подземный вид общественного транспорта (Метро)
  • Лестница на морском судне (Трап)
  • Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае (Кабина)
  • При поездке в общественном транспорте держитесь за... (Поручень)
  • Кто продает билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
  • Лестница-чудесница в метро (Эскалатор)
  • Водитель велосипеда (Велосипедист)
  • Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде (Велотрек)
  • Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой (Переезд)
  • Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда (Шлагбаум)
  • Опора рельсов (Шпалы)
  • Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара (Обочина)
  • Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта (Шоссе)
  •  «Ноги» автомобиля (Колеса)
  • «Глаза» автомобиля (Фары)
  • Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов (Кузов)
  • Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам (Самосвал)
  • Откидная крышка, закрывающая двигатель (Капот)
  •  Приспособление для буксировки автомобиля (Трос)
  • Подземное сооружение для движения транспорта (Тоннель)
  • Автомобиль, имеющий название великой русской реки («Волга»)
  • Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения (Нарушитель).
  • Наказание за нарушение ПДЦ (Штраф)
  • Водитель велосипеда (Велосипедист)
  • Водоотводная канава вдоль дороги (Кювет)
  • Наказание за нарушение ПДЦ (Штраф)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Пояснительная записка к программе курса ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ.

Изучение курса «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:·        укрепле...

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Конспект урока окружающего мира "Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоёмов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Дары рек и озёр. Безопасное поведение у водоёмов» Цели деятельности учителя:...