Урок окружающего мира с мультимедийным сопровождением по теме: "Экосистема болота"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок-исследование по окружающему миру в с мультимедийным сопровождением. Образовательная система «Школа 2100». Тема урока: «Экосистема болота».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okr_mir.docx | 32.39 КБ |
fotografii.zip | 194.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
по окружающему миру в 3б классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Экосистема болота»
Учитель: Идиятуллина А. Г.
Цели:
- обучающие - Познакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека. Доказать, что болото является экосистемой. Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера, умение объяснять значение круговорота веществ в природе.
- развивающая – Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей.
- Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
- воспитывающая - Воспитывать бережное отношение к природе.
- здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД:формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой, умения работать с информацией, понимать важность полученных знаний ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта исследования, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: понимать значимость экосистемы болот
Основные понятия: экосистема, болота, круговорот веществ, «производители», «потребители», «разрушители».
Межпредметные связи: окружающий мир,литературное чтение.
Ресурсы:
- учебник для 3кл. «Обитатели Земли» ч.1. А.А. Вахрушев и др.;
- медиапроектор;
- презентация;
- таблицы: «Экосистема болота», «Болотные метафоры».
- Листы с текстами для групп
- памятка «Правила поведения на болоте»
- паспорт водно – болотного объекта
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Слайд 1
Я----------- Я хочу------------ Я могу ------------ Яумею
Не выучит школа, выучит охота.
Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1) Отгадайте загадку.( Слайд 2)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя. (Болото) (Слайд 3 – картинка)
2) Вспоминаем то, что знаем (Слайд 4)
- Где на поверхности Земли расположены болота?
- Болота могут образоваться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода.
- Что было прежде на месте болот?
- Озеро.
- Что происходит с экосистемой, в которой круговорот замкнут не полностью?
- Любой не замкнутый круговорот рано или поздно сменяется на более устойчивый с замкнутым круговоротом.
- Кого из обитателей болота вы уже знаете?
- Комары, лягушки, цапли, мох – сфагнум, камыши.
3. Постановка проблемы.
- Конечно же, вы уже догадались, о чём будет наш урок. Мы будем говорить о болоте и не просто о нём, а том, что…?
- Болото – это экосистема.
- Назовите все части экосистемы.
- Воздух, вода, почва, горные породы.
- Производители, потребители, разрушители.
- А как доказать, что болото это экосистема?
- Надо узнать, если ли в болоте все части экосистемы.
4. Поиск решения проблемы.
1) - Какие знания нам понадобятся на этом уроке?
Высказывания учащихся.
- Узнать что такое болото, как образуется болото, об обитателях болота.
- Можно ли нас назвать изыскателями, как героев из повести С. Голицына?
- Почему?
- Давайте составим алгоритм нашего урока. С чего начнём?
-На доске появляется алгоритм урока.
Экосистема болота---------Как образуется? ------------Производители-------------Потребители----------------Разрушители----------Круговорот веществ
2) - Что такое болото? Приём «Корзина идей». (Слайд 5)
- Как образуется болото? (Слайд 6)
Высказывания учащихся. Работа с толковым словарём в учебнике стр. 137.
3) - Как же озеро превращается в болото?( Слайды 7- 23)
Задание на стр. 50 к рисунку. Используйте текст, слайды и самостоятельно объясните, как озеро превращается в болото?
Чтение текста на стр.50
Показ картинки болота. Сплавина. (Слайд 24) Звук.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа в парах.
Ребята, у вас на партах есть таблицы. Эти таблицы нужно заполнять при помощи рисунка на стр. 52.
- Распределите обитателей болота на группы по «профессиям».
КЛЮКВА, БАГУЛЬНИК, КУРОПАТКА, ЖУРАВЛЬ, ОСОКА, ГОЛУБИКА, КУЛИК, ЛЯГУШКА, ГОЛУБИКА, ЛОСЬ, КОМАР, ОСОКА, МОРОШКА, МИКРОБЫ, МОХ-СФАГНУМ
Производители | Потребители | Разрушители | |
Экосистема болота | |||
- Давайте проверим, по эталону, как вы справились с заданием.
Назовите основных «производителей». (Слайд 25)
Назовите основных «потребителей».
- А кого же вы вписали в колонку « разрушителей»?
- Микробов.
- А ещё?
Смотрим (слайд 26) .
- Кого надо ещё вписать?
- А с какими обитателями мы познакомились на экскурсии? (Слайды)
2) – Почему на дне болота откладывается столько останков мёртвых организмов?
- «Разрушители» не справляются со своей работой. Разрушителей мало.
- Подумайте, почему разрушителей на болоте мало?
- Разрушителям трудно жить на болотной почве. Под слоем мха всё время сыро и холодно. Нет кислорода для дыхания. Стр. 52, статья «Как образуется торф?»
Круговорот веществ, как и в озере не полностью замкнут.
- Если разрушителей мало, что происходит в экосистеме?
- В этом случае экосистема сменяется на новую.
Электронная физкультминутка
6. Самостоятельное применение знаний.
1) Работа в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 27)
Используйте материалы экскурсии, паспорт водно- болотного объекта и тексты. (На эту работу даётся время минут)
1 группа
Готовьте сообщение о «производителях»
Исследовать мох- сфагнум. Используйте текст(стр. 52) и гербарий. Готовьте сообщение.(Слайд 28)
Верите ли вы что, мох - сфагнум выделяет в воду кислоту, обладающую сильными бактерицидными свойствами. Помимо впитывания воды, сфагнум не позволяеткислороду проникать в торфяную залежь. Все это задерживает разложение остатков растений и животных и способствуетторфообразованию, а сам сфагнум является основным растением, участвующим в этом процессе
2 группа
Готовьте сообщение о «потребителях»
3 группа
С. 53, вопросы 7 и 8. Ответьте на вопросы.
4 группа
Как образуется торф? (стр. 52) полезное ископаемое
Используйте текст, картинки.
5 группа
Правила поведения на болоте. Используйте памятку.
2) Выступление учащихся. Приём «Открытая трибуна».
- Ребята, если у вас возникли вопросы к выступающим, задавайте. Группа помогает.
- Оцените выступления своих одноклассников (по алгоритму), обоснуйте свои оценки.
3)А теперь поиграем в игру «Болотные метафоры» и узнаем чем полезна экосистема болот. Слайды
- Участникам игры предлагается выбрать те карточки с изображением предметов, которые соответствуют функциям болота.
Карточка с изображением предмета | Метафора |
Губка | Моховая подушка болота впитывает иудерживает воду. |
Дуршлаг или сито | Болото процеживают или фильтруют воду, очищая ее от вредных примесей |
Уголь (таблетки) | Болото нейтрализует токсичные вещества, поступаемые из воздуха и воды. |
Кровать или подушка | Болото — это удобное и безопасное место ночевки и отдыха для мигрирующих птиц. |
Колыбель | Болото — это место размножения |
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового интересного узнали?
- Почему болота является экосистемой?
- Потому что там есть все составные части экосистемы.
- Почему в болоте накапливается торф?
- Как и в озере в болоте круговорот веществ не замкнут, поэтому в нём накапливается торф.
- Чем опасны болота?
- Можно утонуть. Страшны пожары на болотах. Торф горит под землёй – кругом застилает всё дым и гарь. Пожары продолжаются долго.
- Какие правила надо соблюдать на болоте? (Памятки)
- Что произойдёт с болотом потом?
- Зарастёт травой. Появятся луга.
- Какими знаниями хотелось бы поделиться?
Самооценка. Оцените свою работу на уроке.
- Чьи ответы вам понравились?
- Чья работа была полезной для нас?
- Кто у нас лучший знаток природы?
Кого можно назвать настоящим изыскателем?
8. Домашнее задание
1) Выполнить тестовую работу на рабочих тетрадях стр. 26-27
2) Заполнить бортовой журнал
ФИО_________________
ТЕМА_______________
ДАТА________________
ВРЕМЯ__________________________
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ РИСУНКИ ИЛИ СХЕМА
Приложение 1
Правила поведения на болоте
– Перед проведением экскурсии руководитель должен обследовать маршрут и знать, где находятся опасные и безопасныеместа. Для этого необходимо воспользоваться картой, расспросить местных жителей и сделать маршрутразведку.
– Экскурсионная группа школьников должна быть не более 10 человек в сопровождении двух руководителей.
– В летнее время на болоте можно встретить ядовитую гадюку и, не заметив, нечаянно наступить на нее. В теплое время года наболоте активны различные кровососущие насекомые (комары, мошка, слепни, лосиные мухи) и клещи, поэтому все участники экскурсии должны быть в резиновых сапогах до колен, вбрюках из плотной ткани и в одежде с длинным рукавом.
– Передвигаться по болоту группа должна цепочкой друг задругом. В начале и конце группы идут руководители. Каждый участник группы должен быть в зоне видимости руководителей.
– Помните, что на болоте самые топкие места обычно покрыты
Яркозеленой растительностью и со стороны напоминают безопасный лужок.
– Идите по болоту не спеша, не перепрыгивайте с кочки на кочку. Из- за неустойчивости можно потерять равновесие иупасть, а это может закончиться травмой.
– Следует избегать очень влажные, топкие и неустойчивые места. Помните, что сплавина на краю зарастающих озер может иметь разную толщину и может в любой момент прорваться под тяжестью людей.
– При проведении зимней экскурсии по болоту необходимо учесть, что если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Первыми замерзают травянистые болота, здесь обычно образуется сплошной и крепкий лед. Моховые и кочковатые болота замерзают медленно и неравномерно. Болота, покрытые кустарниковой порослью ивы и ольхи, замерзают последними.
– На экскурсию необходимо взять с собой аптечку, в которой будут препараты первой помощи: йод, стерильный бинт и марлевые салфетки, таблетки анальгина, пластырь, холодовой пакет.
– Если на болоте сделан настил или оборудована тропа, то передвигаться лучше по ней. Так не только безопаснее, но и болоту вы причините меньший ущерб. Мягкий покров сфагнума очень страдает от вытаптывания.
– Весь мусор, свой и чужой, заберите с собой.
– На болотах нельзя разводить костер и курить. Торф, особенно в засушливые годы, очень легко возгорается. Он может тлеть годами даже почти без доступа кислорода, а потушить его бывает чрезвычайно сложно.
– Не повреждайте деревьев, не ловите мелких обитателей болот (насекомых, лягушек, змей и ящериц), а также слетков птиц.
– Не создавайте лишнего шума, зря не кричите.
Приложение 2
Паспорт водно- болотного объекта
Название и характер объекта (тип болота) ________________
_________________________________________________
Место расположение (город, район, ближайшие населенные
пункты, улицы и т.п.) ________________________________
_________________________________________________
Наличие ручьев, родников, водотоков____________________________________________
_________________________________________________
Растительность
_________________________________________________
_________________________________________________
Животные
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Как используется объект (сбор грибов, ягод, отдых, рыбалка, другое). Наличие свалок, кострищ, тропинок, мест отдыха и пр., их расположение на схеме
____________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Какие меры необходимо предпринять для сохранения объекта
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Исследователи и руководитель (с указанием № класса и школы) ___________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Дата заполнения паспорта _____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент личностно-ориентированного урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема поля"
Урок построен на основе деятельностного подхода с применением информационных технологий. Программа "Школа 2000"...
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема болото"
Познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме;-рассказать о значении болот в жизни человека , расширить кругозор, быть осторожным с огнем.-воспитывать любовь...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.
• Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот• Какую роль они выполняют в экосистеме• Какие особенн...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Экосистема озера"...
Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема Луг". Образовательная система "Школа 2100"
Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Экосистема озера"...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Надо ли охранять болота?». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний детей о болотах, об их значении для человека и природы.Планируемые результатыПредметные: знать, что такое болото, что растет на нем, какую пользу оно при...
Комментарии
Айслу Гилмутдиновна! Мне
Айслу Гилмутдиновна! Мне понравилась Ваша разработка урока! У Вас замечательные ученики!Удачи!
Я тоже участвую в этом конкурсе, и мне хотелось узнать Ваше мнение по поводу моих презентаций.
Презентации прекрасные.
Презентации прекрасные.
Мне помогла эта презентация.
Мне помогла эта презентация. Спасибо вам!
Очень приятно!
Очень приятно!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!