Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе по теме "Экосистема Луг". Образовательная система "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Титова Елена Анатольевна

Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экосистема луга899.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе

(по образовательной системе «Школа 2100»)

Тема: Экосистема луга

Цели урока:

По 1 –й линии развития (объяснять мир)

  1. Познакомиться с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме
  2. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе
  3. Приводить примеры организмов разных «профессий»

По 2-й линии развития (отношение к миру):

  1.  Уметь объяснять роль лугов в жизни человека.

Минимум:

-экосистема луга,

-повторить: круговорот веществ, производители, потребители, разрушители.

Максимум:: злаки, дернина

Оборудование: гербарии с растениями луга, рисунки растений и животных луга для работы в группах,

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • осознание потребности в изучении экосистемы луга;
  • толерантное отношение к окружающим;
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • наблюдение за растениями и животными луга;
  • наблюдение за ролью разрушителей в экосистеме луга;
  •  умение задавать вопросы по теме;
  • умение работать с текстом;

Коммуникативные:

  • умение работать в паре и группе.

Предметные (ПР):

  • знать обитателей лугов;
  • определять роль организмов разных профессий в экосистеме луга;
  • находить пищевые связи между обитателями лугов;
  • понимать причины перехода одной экосистемы в другую.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Орг. Момент

3 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

С. Смирнова:

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть еще природы храм -

 С цветами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь,

 Входи сюда,

 Будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его кормилица. Сегодня с вами мы снова попадём в удивительный мир природы, и я желаю вам больших успехов в постижении этого удивительного мира.

Проверяют готовность к уроку

(РР) организация рабочего места

(ЛР) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II.Актуализация знаний.

7 минут

-Давайте вспомним, а что такое экосистема?

 

– Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи?

 

 - Какие сообщества живых организмов входят в экосистему?

 

- С какими экосистемами мы уже познакомились?

 

- Что интересного вы узнали об этих экосистемах?

- Где встречались с этой схемой?

экосистема

производители потребители

 ↑                          

     разрушители   мёртвые    

                                   организмы

                                                                                                             

Давайте подумаем, что может произойти с болотом через много лет?

Какая тема урока?

На какие вопросы вы хотите получить ответ в течение урока?

 Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 54.

О чём рассуждают герои?

 - Какой у вас возникает вопрос?

- Мы сегодня попытаемся выяснить тайну злаков.

Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ

Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго.

- Производители, потребители, разрушители

Экосистемой озера и болота

В озере и болоте круговорот веществ замкнут не полностью

Схема подходит к экосистеме «озеро» и «болото»

Предполагают.

Болото зарастает травянистыми растениями и превращается в луг.

Экосистема луга.

Луг – это экосистема?

Какие растения растут на лугу, какие потребители  и разрушители,

 их роль в экосистеме луга, как они связаны между собой, будет ли экосистема луга превращаться в другую экосистему?

Сравнивают свои предположения с авторским на с 136

Что такое злаки?

Кто убирает нескошенную траву в дикой природе? (проблемный вопрос)

(ПР)

Извлечение информации из схемы

(ПР)

Понимание перехода одной экосистемы в др

(РУ)

Планирование деятельности на уроке

III. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

20 мин

Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? Почему?

Давайте воспользуемся составленным планом и будем действовать поэтапно.

Дети делятся на 5 групп.

У вас на партах лежать толковые словари. Найдите, что такое луг.

Видеофильм «Луг» 4.34 мин

Ответили на 1 пункт плана. Двигаемся далее.

Можем сказать, что луг-это экосистема.

У каждой группы есть листы-определители и картинки. Ваша задача соотнести описание с картинкой и подписать «профессию» 

Выступление групп.

Предлагаю оценить работу групп.

(Все рассаживаются по местам)

ФИЗМИНУТКА

Давайте выйдем все на луг.

Как много трав, смотри, вокруг!

Вот бабочка вспорхнула

И крыльями взмахнула.

Давай понюхаем цветок.

Мы наклонимся к нему,

Раздвинем пальцами траву.

А сейчас встаем на ножки,

Пробежимся по дорожке.

Рассмотрите гербарии, которые лежат у вас на партах.

Как называются эти растения?

Чтобы найти ответ на проблемный вопрос, давайте обратимся к учебнику с. 54-55

Читая текст, заполните табличку «Тайны злаков»

Тайны злаков

Что такое злак?

Какой стебель у злака?

Что такое дернины?

Как растут листья у злаков?

Какие цветки у злаков?

Как опыляются злаки?

Кто любит питаться злаками?

Обсудите ответы в парах.

Ключевые слова на доску (злак, травы, стебель – соломина, дернина, невзрачные цветы, особый рост листа)

У вас на партах лежит злак – сорняк, пырей. Рассмотрите его корневую систему. Легко ли вымыть почву с таких корней? Какой вывод можно сделать?

Тайну злаков выяснили?

А кто же убирает траву в природе?

Скажите, легко ли разрушителям переработать остатки отмерших организмов?

Какой вывод можем сделать?

Вернемся к схеме, которая была в начале урока, подойдет она для экосистемы луга?

Можем ли мы сказать, что луг-это экосистема?

Мы открыли тайну злаков?

С. 56 прочитайте текст

Что может произойти с экосистемой луг? Почему ?

Об этом мы узнаем на след уроке.

Работа в парах

Используя рисунки с. 55, составьте цепи питания.

Проверка.

Нет, мы не знаем, что такое луг, кто там живет и что растет, не знаем что такое злаки

Повторяют правила работы в группах

Нужно выяснить все ли группы организмов там есть.

Работа по группам.

Определяют названия животных, растений обитающих на лугу.

Рассказывают кто живет, что растет.

Выполняют движения

Читают текст и отвечают на вопросы.

Дернина помогает скреплению почвы. Жизненный опыт детей-пырей трудно выдернуть из земли, корни остаются

Разрушители

Круговорот веществ не будет завершен

Да

(Злаки – мышь – ласка; травы – гусеница – жужелица.)

(КР)

Умение работать в группе

(ПР)

Умение работать со словарями, находить информацию

(КР)

умение договариваться, сотрудничать

(РР)

 определение степени успешности, оценка своей работы

ЛР

(КР)

Умение работать в парах

(ПР)

Умение  находить нужную информацию

IV. Первичное осмысление и закрепление 5 мин

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Проверка.

V. Итоги урока

5 мин

 

 -С какой экосистемой мы сегодня познакомились?

 - Что интересного узнали?

 - Как человек в своей жизни может применить знания по нашей теме?

VI. Рефлексия

3-4 мин

На партах лежат рисунок тучки и цветка

 - Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поднимите цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – поднимите  тучку.

Оцените свою работу на уроке. (ТОУУ)

- Поблагодарить всех за работу, оценить работу учащихся

Технология оценивания

VII. Домашнее задание

1 минута

Чтение текста § 14, т. с. 28 №4, подобрать загадки об обитателях луга по желанию

Используемые материалы

  1. Сайт Образовательной системы «Школа 2100»  http://school2100.com/
  2. Фильм «Луг» http://www.youtube.com/watch?v=v-watan5f2o

Слайды из презентации http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1977 (Устинова Маргарита Алексеевна)

  1. Используемые картинки взяты:

 http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1235000/1234632-602413989a024d25.png,

 http://vcs1.vseti.by/u1079265/1990726/x_47546418.jpg, http://usiter.com/uploads/20120326/strekozi+strekoza+nasekomie+zhivotnie+29103680649.jpg, http://funforkids.ru/pictures/butterfly/b209.jpg,

http://fs00.infourok.ru/images/doc/196/223551/640/img32.jpg, 

http://animalreader.ru/wp-content/uploads/2014/08/45484.jpg,

 http://www.hlasek.com/foto/micromys_minutus_aa2704.jpg

http://s3.amazonaws.com/sagebudphotos/PHPR3/Phleum_pratense001_600.JPG

  1. Гербарии луговых трав

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Календарно-тематическое планирование уроков на 2013 – 2014 учебный год по окружающему миру 2 класс. Программа "Школа 2100"

Предмет_Окружающий мирКлассы__2²Количество часов:Всего__68В неделю__2 раза в неделюПлановых контрольных работ 13-проверочных и 5 - контрольныхАдминистративных контрольных работ   ___________...

Учебное занятие по окружающему миру, 1 класс

Учебное занятие по окружающему миру "Мы в селе"....

Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс

Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.Цель:  Предметные результаты:-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;- продолжить знакомст...

Учебное занятие по окружающему миру 4 класс

Тема: "Жизнь древних славян."...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру, 4 класс "У Чёрного моря"

Данный урок по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» изучается в системе уроков по разделу «Природа России».Тема урока: У Чёрного моряЦель урока: формировани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС)....