Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода
презентация к уроку по окружающему миру на тему
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Экосистема озера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.pptx | 2.59 МБ |
5urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_po_teme_ekosistema_ozera.docx | 447.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. Глядятся в него голубые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – всё в нём отражается, -Как это зеркало называется?
РАСТЕНИЯ озера
Ряска Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм , похожи на листочки. От каждого такого стебелька отходит один корешок. К орни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
Рогоз Многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.
Кувшинка белая с амое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются , а вечером закрываются и уходят под воду.
Кубышка П ривлекает внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.
Физминутка Утром стрекоза проснулась Улыбнулась, потянулась Раз - водой она умылась, Два– изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.
Животные лесного озера
Жук- плавунец Достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными насекомыми, рачками, улитками, мальками рыб и даже мелкими лягушатами.
ВОДОМЕРКА Небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится озёрная водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхность воды.
Окунь, щука
Утки Серая цапля
Выхухоль — редкий вид, занесенный в Красную книгу России Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием, питается беззубкой-моллюском Выхухоль
Ондатра ведет полуводный образ жизни, хорошо плавает на поверхности и под водой. Сооружает из стеблей водных растений (тростника, осоки, рогоза) хатки высотой до метра . Бобёр- э то самый крупный представитель (до 30 кг весом) и ценный промысловый вид. Бобр предпочитает рыть норы, строить плотины. Обитает в зарослях прибрежных растений вдоль берегов больших и малых рек, озер, а также каналов, водохранилищ, прудов и заболоченных территорий. Питается растениями. Ондатра Бобёр
Выдра - крупный зверь . Обитает в лесных реках, озерах, богатых рыбой. Питается выдра преимущественно рыбой (сазаном, щукой, форелью, плотвой, бычками и др.), причем предпочитает более мелкую. Выдра
Установи соответствие Белка, ондатра, ряска, волк, дятел, клевер, бобр, медведь, лягушка, карась, синица, выдра, лебедь, лиственница, кувшинка, лисица, жук-плавунец, тростник, сова, окунь, водомерка.
Работа в группах Задание для 1 группы. БОТАНИКИ Заполнить инструкционную карту для растений озера Части растения Общие способы приспособления растений к жизни в водоёме и возле него Листья Стебли Корни (корневища ) Цветы + плоды Название растения
2 группа- ЭКОЛОГИ Составьте пищевые цепочки, используя имеющиеся названия животных ( щука, карась) ( лягушка, жук-плавунец, комар) ( лягушка, комар, выдра) Водное растение Животное Животное Насекомое Животное Животное Насекомое Животное Животное
Параметры Общие способы приспособления животных к жизни в водоёме и возле него Окраска, покровы, форма тела Образ жизни Способ передвижения Способ питания Название животного 3 группа - ЗООЛОГИ Заполнить инструкционную карту для животных озера
4 группа - ИХТИОЛОГИ Параметры Общие способы приспособления к жизни на водоеме. Окраска, покровы, форма тела Образ жизни, способ дыхания Способ передвижения Чем питается Название рыбы Параметры
Не нарушайте природного равновесия в водоёмах! Не ловите раков и моллюсков! Берегите лягушек и их головастиков! Никогда не рвите кубышки и кувшинки! Не ловите стрекоз! Не разрушайте жилище ондатры и бобров! Запомните!
Кроссворд р г о з К у в ш и н к а щ у к а о н д а т р а с т р е к о з а о у т к а 1 2 3 4 5 6 с б с о
Рефлексия «Всё в твоих руках…» Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил(а ) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке Мизинец – для меня было недостаточно информации.
Домашнее задание : Обязательное для всех: Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в водоёме и возле него. Прочитайте материал учебника на стр. 112-114, поработайте по вопросам учебника Адресное (индивидуально) 3. Подготовьте сообщение о животном или растении водоёма. Придумайте и нарисуйте специальные знаки, рассказывающие о правилах поведения у водоёма, о том, что нужно беречь и охранять его жителей.
Спасибо за урок! Было приятно с вами работать!
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема озера»
Цель урока: познакомить ребят с экосистемой озера.
Задачи.
Образовательные:
-познакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме,
-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе,
-называть, из чего состоит экосистема
Развивающие:
-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания,
-развивать интеллектуальные и общеучебные умения,
-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, учебник, рабочая тетрадь,
Ход урока.
1.Организационный момент.
( Этап актуализации знаний учащихся)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
- Прежде , чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке?
(внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)
- Мы с вами уже познакомились с замечательными уголками природы : опушкой, с березовой рощей и ельником.
-Проведем блиц-опрос по пройденному материалу. ( Слайд 1)
1. - Какие условия необходимы для жизни растений?
2. - Какие условия необходимы для жизни животных?
3. - Назовите растения и животных опушки леса.
4. - Какие насекомые встречаются в березовой роще?
5. - Каких птиц можно услышать в ельнике?
6. - Почему в березовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?
7. - Какие связи существуют между растениями и животными березовой рощи?
2. Этап целеполагания
- Как вы понимаете термин « природное сообщество?» (ответы детей)
- Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды.
-Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
- Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него голубые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – всё в нём отражается,
-Как это зеркало называется?
( Слайд 2)
А) Создание проблемной ситуации.
- Почему такой водоем, как озеро, мы можем назвать природным сообществом? Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока.
-Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить об озере, чтобы представить его как природное сообщество? (ответы детей)
-Да, на уроке будем говорить об озере . Узнаем о растениях и животных этого водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.
3. Изучение нового материала.
а) Растения озера
Сегодня я расскажу о некоторых растениях, постарайтесь запомнить и научитесь их узнавать в природе. (Слайд 3)
(Слайд 4)
Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм , похожи на листочки. От каждого такого стебелька отходит один корешок. Корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды.
Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
(слайд 5)
Рогоз - многолетнее растение от 1- 2 метров в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль
(Слайд 6)
Кувшинка чистобелая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются , а вечером закрываются и уходят под воду.
(Слайд 7)
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло- сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.
-Растения озера многообразны (Слайд 8)
- Как вы думаете, если бы не было этих водных растений, кто бы не смог жить на озере? Почему?
Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.
- О каких растениях водоёма вы узнали? Как они приспособились к жизни на озере?
4. Физминутка ( Слайд 9)
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Б) Животные озера
- А сейчас познакомимся с животными, которые обитают в озере.
( Слайд 10)
( Слайд 11)
Жук - плавунец
Достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло- жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными насекомыми, рачками, улитками, мальками рыб и даже мелкими лягушатами.
( Слайд 12)
ВОДОМЕРКА
Небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов.
Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится озёрная водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхность воды.
В озерах обитает много рыб и птиц, которые тоже приспособились к водной среде.( слайд 13)
( слайд 14)
На озерах живут и крупные животные
( слайд 15)
Выхухоль — редкий вид, занесенный в Красную книгу России
Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием, питаются беззубкой-моллюском
( слайд 16)
Ондатра, или мускусная крыса.
Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг.
Живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью.
Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки . Ондатра служит важным объектом пушного промысла.
Бобёр- это самый крупный представитель
(до 30 кг весом) и ценный промысловый вид.
Бобр предпочитает рыть норы, строить плотины.
Обитает в зарослях прибрежных растений вдоль берегов больших и малых рек, озер, а также каналов, водохранилищ, прудов и заболоченных территорий. Питается растениями.
( слайд 17)
Выдра- небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см;
масса 5 – 10 кг.. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками.
Выдра- ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве мест запрещена.
Обобщение : Какие животные обитают в озере? Как они приспособились к жизни на водоеме?
(Слайд 18)
Вывод: Жизнь озера - это особый мир. Видите, какие разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они связаны друг с другом. Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами. Обитатели живут сообща. Тогда образуется сообщество.
- Почему этот водоём можно назвать природным сообществом?
(Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе )
5. Закрепление нового материала.
А) Работа с учебником (стр.112-113)
- Внимательно прочитайте статью учебника, обратите внимание на тот материал, о котором, может быть, не упоминалось на уроке
Чтение статьи учебника стр. 112-113.
( Слайд 19)
Б) Задание «Установи соответствие.»
- Определи, какие животные и растения живут в водоёме или вблизи него:
Белка, ондатра, ряска ,волк, дятел, клевер, бобр, медведь, лягушка, карась, синица, выдра, лебедь ,лиственница, кувшинка , лисица, жук-плавунец, тростник, сова, окунь, водомерка.
В) Работа в группах. ( Слайд 20)
Задание для 1 группы- ботаников.
-Кто такие ботаники?( Специалист , изучающий растения)
Заполнить инструкционную карту растений озера
Части растений | Общие способы приспособления растений к жизни в водоёме и возле него |
Листья | |
Стебли | |
Корни (корневища) | |
Цветы + плоды | |
Название растения |
Задание для 2 группы- экологов
-Кто такие экологи?
-Кто такие экологи?( Специалисты, изучающие отношения растений и животных друг к другу и окружающей среде)
(Слайд 21)
Составьте пищевые цепочки, используя имеющиеся названия животных.
щука карась
( лягушка, жук-плавунец, комар)
( лягушка, комар, выдра)
Задание для 3 группы - зоологов.
-Кто такие зоологи?( Специалисты, изучающие животных)
(Слайд 22)
Заполнить инструкционную карту животных озера
Параметры | ООббщие способы приспособления животныхОбщие сп Общие способы приспособления животных к жизни в водоёме и возле него к жизни в водоёме и возле него |
Окраска, покровы, форма тела | |
Образ жизни, способ дыхания | |
Способ передвижения | |
Чем питается | |
Название животного |
Задание для 4 группы- ихтиологов.
-Кто такие ихтиологи? (Специалист, изучающий рыб)
Параметры | Общие способы приспособления к жизни на водоеме. |
Окраска, покровы, форма тела | |
Образ жизни, способ дыхания | |
Способ передвижения | |
Чем питается | |
Название рыбы |
Задание для 5 группы – природоохранники.
-Кто такие природоохранники? ( Специалисты, которые охраняют природу, проводят природоохранные мероприятия.
- Составить правила поведения на водоеме
(Слайд 24)
Г) Проверка выполнения задания по группам
6.Работа в тетради
А) Коллективная работа ( стр. 25 задание 43,46 )
- Каким животным принадлежат части тела?
Б) Работа в паре. Разгадать ребусы.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание
7. Подведение итогов.
-Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?
Вернёмся ещё раз к целям урока.
- Устанавливали, что в природе всё взаимосвязано, что особенности живых организмов, их образ жизни зависит от природных условий.
-Какие правила поведения на водоеме необходимо помнить человеку
Коллективная работа. Разгадывание кроссворда
( слайд 25)
1. Многолетнее растение с ползучим корневищем (рогоз)
2. Чашечки и блюдца
Не тонут и не бьются ( кувшинка)
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( щука)
4. Промысловый пушной зверь ( ондатра)
5. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)
6. Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку- спотыкалочку. (Утка.)
7. Рефлексия «Всё в твоих руках »
-На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
(Слайд 26)
Большой – для меня всё было важным и интересным.
Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно.
Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке.
Мизинец – для меня было недостаточно информации.
(Слайд 27)
8. Домашнее задание :
Обязательное для всех:
1. Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в водоёме и возле него.
2. Прочитайте материал учебника на стр. 112-114.
Адресное (индивидуальное, дифференцированное)
1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» или подготовьте сообщение о животном или растении водоёма.
2. Придумайте и нарисуйте специальные знаки, рассказывающие о правилах поведения у водоёма, о том, что нужно беречь и охранять его жителей.
Спасибо за урок. ( Слайд 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.
В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...
Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс
1. Класс: 32. Предмет: окружающий мирТема: Экологическая безопасность3. Этап обучения по данной теме: основной4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.Задачи: Познавательные:· А...
Методическая разработка с использованием технологии взаимообучения на уроке окружающего мира 2 класс
В данной разработке представлен материал по технологии взаимообучения, применяемый на уроке окружающего мира во 2 классе...
Урок окружающего мира 4 класс "Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве"
Данный урок разработан на материале учебника О.Т. Поглазовой " Окружающий мир" 4 класс и построен в форме урока-исследования....
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Гармония". Тема: "Горные полезные ископаемые, их использование".
Урок по окружающему миру 4 класс по УМК "Гармония"....
"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"
Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий
Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок интересно и доступно....