Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Гармония", 4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);
- с рекомендациями примерной программы по окружающему миру для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);
- с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МБОУ «Калининская СОШ»;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- с возможностями УМК «Гармония» О.Т. Поглазова «Программа к курсу «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008);
- УМК « Гармония».
Цели:
последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и осознания место в нем человека;
создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об
окружающем мире;
ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
«окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;
«опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
«природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.
Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными, учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, тетради для контрольных работ.
В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.
Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и
культурных ценностях своего родного края.
Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2009 г»;
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;
О.Т. Поглазова. Тестовые задания к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012 г».
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем: «Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли» в конце учебного года. Контроль за уровнем достижений учащихся производится в форме письменных работ: проверочных работ – 5; тестов – 4. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.
Формы организации учебного процесса.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит
классно-урочная работа, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации
деятельности детей.
Формы и средства контроля.
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Проверочные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Формы текущего контроля: тестовые задания.
Предварительный просмотр:
Содержание учебного курса .
4 класс (68 часов)
1.Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)
Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век. тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Важность умения ориентироваться. 1оризонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов — минутомера (по выбору); освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.
Экскурсии на пришкольный участок.
2.Способы изображения предметов и местности (4 ч)
Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
3.Как изображают всю Землю (7 ч)
Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
4.Россия на географической карте (8 ч)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.
5.Природные зоны и природные сообщества (12 ч)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.
Экскурсии к реке Дон.
6.Важнейшие события в истории Отечества (19ч)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.
Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или поселка.
7.Материки и океаны Земли (11 ч)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части растения, отображать их на схеме;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
- осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
- принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые способности учащихся:
- способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
- способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
- способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
- умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
- усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
- начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
- научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
- умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
№ урока в году | № урока по разделу | Дата | Тема урока |
Основные понятия | Компетенции учащихся (предметные) | Формы контроля за уровнем усвоенного | |
по плану | фактически | ||||||
Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч) | |||||||
1 | 1 | 04.09 | Путешествия – источник знаний. | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. | Объяснять смысл понятий: «исторические источники», «краеведческий музей», «исторический музей»; – способы познания окружающего мира. -рассуждать о путешествии как способе познания окружающего мира, о значении наук, использующих | Фронтальный опрос. | |
2 | 2 | 06.09 | Природные явления и счет времени. | Особенности времен года. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. | Перечислять старинные способы счета времени. -определять начало сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | Фронтальный . опрос | |
3 | 3 | 11.09 | Устройства, изобретенные для счета времени. | Смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов. Ознакомление с разными видами часов, созданных человеком, с их историей. | Иметь представление – о периодически повторяющихся изменениях – разных видах -пользоваться разными видами часов. | Фронтальный опрос. | |
4 | 4 | 13.09 | Историческое время. Тест № 1. | Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени Знакомство с солнечным и лунным календарем. Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями. | Перечислять – единицы времени; приводить примеры; соотносить римские и арабские цифры; ориентирования по солнечному и лунному календарю; объяснять, что такое историческое время историческое время. -пользоваться римскими цифрами. | Фронтальный опрос. | |
5 | 5 | 18.09 | Ориентирование на местности. | Проверка усвоения знаний по теме Различие ориентиров – городской Заповеди путешественника. | Различать ориентиры. – оценивать свои знания, наблюдательность; – ценить свое время; – отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос. | |
6 | 6 | 20.09 | Компас. | Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности. | Понимать, что такое горизонт, стороны горизонта; давать определение компаса и механизма его действия; перечислять правила обращения с приборами. | Фронтальный опрос. | |
7 | 7 | 25.09 | Практическая работа по теме « Ориентирование на местности по компасу» | Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов — минутомера (по выбору); освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса. | Наблюдать, ориентироваться на местности при помощи компаса, называть основные и промежуточные стороны горизонта. | Самоконтроль. | |
Способы изображения предметов и местности (4 ч) | |||||||
8 | 1 | 27.09 | Изображение предметов. | Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. | Отличать рисунок предмета | Фронтальный опрос. Графический диктант. | |
9 | 2 | 02.10 | Масштаб и его использование. | Ознакомление с понятием «масштаб», его видами, со старинными мерами длины. Практическая работа: составление плана классной комнаты. | Объяснять понятие «масштаб» и его виды; перечислять старинные меры длины. -пользоваться масштабом при | Фронтальный опрос. | |
10 | 3 | 04.10 | План местности. | и его составление. Картинный план местности. Преимущества плана местности. | – отличать рисунок с изображением местности от плана местности -ориентироваться на местности. | Фронтальный опрос. | |
11 | 4 | 09.10 | Географические и исторические карты. | Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте. | Иметь представление о физической и исторической карте. – читать карту; – пользоваться условными знаками; – показывать географические объекты на карте. -отличать карту от плана. | Фронтальный опрос. | |
Как изображают всю Землю (7 ч) | |||||||
12 | 1 | 11.10 | Как изображают землю. | Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. | Иметь представление о глобусе как модели Земли. | Фронтальный опрос. | |
13 | 2 | 16.10 | Глобус – модель Земли. | Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. | Распознавать и узнавать форму Земли на глобусе; – моделировать объекты окружающего мира; – работать со схемами. | Фронтальный опрос. | |
14 | 3 | 18.10 | Обобщение по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени».
| Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). | Определять и называть материки, острова и океаны Земли, объяснять понятие – работать со схемами, с глобусом; – читать карту. | Фронтальный опрос. | |
15 | 4 | 23.10 | Проверочная работа по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». | Обобщение полученных знаний. Знакомство с наукой астрономией, с учениями древних философов. | Выполнять проверочную работу; – рассуждать | Самоконтроль. | |
16 | 5 | 25.10 | Земля – планета Солнечной системы. | Условия жизни на Земле. Формирование знаний о Солнечной системе, о месте Земли в Солнечной системе. Ознакомление с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы. | Иметь представление о Солнечной системе, ее составе; – о месте Земли в Солнечной системе. | Фронтальный опрос. | |
6 | 06.11 | Освоение человеком космического пространства. .
| Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли. | Знакомиться с ролью космонавтов в развитии науки космонавтики. -работать | Фронтальный опрос. | ||
18 | 7 | 08.11 | Солнце и звезды. | Значение звезд для человека, значение Солнца для всего Рассказы и легенды о созвездиях. | Выполнять задания по нахождению сходства и различий между звездами и планетами; – объединять космические объекты в группы: звезды, планеты, созвездия. | Фронтальный опрос. | |
Россия на географической карте (8 ч) | |||||||
19 | 1 | 13.11 | Россия на географической карте. | Что может рассказать физическая карта о природе России. Работа с контурной картой. Ознакомление с историей карты России. Упражнение в чтении карты. | Воспроизводить историю карты России. – работать с контурной картой; – читать карту; – работать с научной литературой. | Фронтальный опрос. | |
20 | 2 | 15.11 | Россия на географической карте. | Физическая карта России. Моря, омывающие Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России, территорию России. | перечислять особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озера, омывающие ее моря.показывать на физической | Фронтальный опрос. | |
21 | 3 | 20.11 | Горные породы. | Горные породы, разнообразие горных пород. Условия образования вулканических осадочных пород. | Иметь представление о разнообразии горных пород; об условиях образования вулканических и осадочных пород. | Фронтальный опрос. | |
22 | 4 | 22.11 | Минералы и их свойства. Тест №2. | Формирование представлений о разнообразии минералов. Ознакомление с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами. | Иметь представление о разнообразии минералов. перечислять основные свойства минералов: твердость, плотность, магнитные свойства. | Фронтальный опрос. | |
23 | 5 | 27.11 | Полезные ископаемые. | Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. | Иметь представление о понятии «полезные ископаемые»; – о разнообразии полезных ископаемых, о способах их добычи; обусловных знаках полезных ископаемых. | Фронтальный опрос. | |
24 | 6 | 29.11 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых. | Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых. маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов | Читать карту; – бережно относиться к богатствам земных недр. | Фронтальный опрос. | |
25 | 7 | 04.12 | Практическая работа по теме: « Полезные ископаемые» | Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на нее условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов. | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
26 | 8 | 06.12 | Природная зона. Суровая Арктика. | Понятие «природная зона». Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике. Экологические проблемы, возникающие по вине человека. | Знакомиться с климатическими условиями, характерными растениями и животными, занятиями людей в Арктике. – выявлять причинно-следственные связи; – читать карту; -кратко характеризовать природное сообщество. - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
Природные зоны и природные сообщества (12 ч) |
27 | 1 | 11.12 | Проверочная работа по теме: « Полезные ископаемые». | Проверка и закрепление знаний по теме «Путешествие по поверхности и недрам России». | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
28 | 2 | 13.12 | Ранимая тундра. | Понимание красоты и мудрости природы. Работа по выявлению связей в природе. | Знакомиться с – климатическими условиями, характерными растениями и животными; –с занятиями людей в тундре -кратко характеризовать природное сообщество; - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
29 | 3 | 18.12 | Жизнь людей в тундре. | Введение понятия «ярусы леса». Рассмотрение отличий тайги, смешанных и широколиственных лесов. Уточнение роли грибов в лесу Обсуждение значения леса в природе и жизни человека. Рассмотрение эко- | определять значение леса в природе и жизни человека -кратко характеризовать природное сообщество; - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
30 | 4 | 20.12 | Россия – страна лесов. | Представление о природной зоне степей. Работа с картой, гербарием, дополнительной литературой. | Узнавать географическое положение зоны степей, ее особенности, животный и растительный мир; роль человека в освоении степей -кратко характеризовать природное сообщество -- находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
31 | 5 | 25.12 | Степные просторы. | Представление Экологические | Находить географическое положение зоны пустынь, рассказывать об её особенностях, растительном и животном мире, деятельности людей -кратко характеризовать природное сообщество. | Фронтальный опрос. | |
32 | 6 | 27.12 | Жаркие пустыни. | Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. | Иметь представление об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о занятиях людей. | Фронтальный опрос. | |
33 | 7 | 15.01 | Горные районы. | Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах. | Узнавать природное сообщество, растение по загадкам, описанию, называть место обитания растения. | . Фронтальный опрос. | |
34 | 8 | 17.01 | Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли. | Ознакомление с растениями и животными моря. Рассмотрение взаимосвязи между растениями | Перечислять – растения и животных моря; – правила экологически грамотного | Фронтальный опрос. | |
35 | 9 | 22.01 | Болото. | Ознакомление с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними | Выявлять причинно-следственные связи и зависимости; – ответственно относиться к сохранению красоты и многообразия природы | Фронтальный опрос. | |
36 | 10 | 24.01 | Озеро. Пруд. | Местные водоемы и особенности их природы. | Выказывать точку зрения о возможном негативном воздействии человека на водоемы; – о природоохранных мероприятиях по сохранению красоты и разнообразия растений и животных. | Фронтальный опрос. | |
37 | 11 | 29.01 | Луга. Значение лугов для человека. | Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. | Рассказывать о значении | Фронтальный опрос. | |
38 | 12 | 31.01 | Проверочная работа по теме: « Природные зоны». | Проверка знаний учащихся по теме «Путешествие по природным зонам». | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
Важнейшие события в истории Отечества (19ч) | |||||||
39 | 1 | 05.02 | Откуда пошла Русь. | Повторение: где | Объяснять понятия: «род», «старейшина», «племя», «вождь», «исторические источники», «археологи – пользоваться исторической картой; – выявлять причины и следствия исторических событий; – составлять таблицу о племенных людях, населяющих территорию нашей страны в древности | Фронтальный опрос. | |
40 | 2 | 07.02 | Киевская Русь. Крещение Руси. | Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси. | Иметь представление об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси. | Фронтальный опрос. | |
41 | 3 | 12.02 | Как распалась Киевская Русь. | Ознакомление с историческими фактами, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси. | Определять период развития России по иллюстрациям; – работать с картой; – анализировать – рассуждать, делать выводы | Фронтальный опрос. | |
42 | 4 | 14.02 | Власть Золотой Орды. | Рассказ о захватчиках, покоривших Русь в XIII в. Выявление причин этого. Упражнение в работе с планами и картами, «лентой времени». | Объяснять – причины распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига; – о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского | Фронтальный опрос. | |
43 | 5 | 19.02 | Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский. | Рассказ о захватчиках, покоривших Русь в XIII в. Выявление причин этого. Упражнение в работе с планами и картами, «лентой времени». | Рассуждать о – причинах распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига; – о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского | Фронтальный опрос. | |
44 | 6 | 21.02 | Расширение Московского княжества. Тест №3. | Формирование представлений о времени царствования Ивана Грозного морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного. Демонстрировать навыки работы снаучным текстом и со схемами. | Фронтальный опрос. | |
45 | 7 | 26.02 | Иван Грозный. Ослабление Московского государства. | Формирование представлений о времени царствования Ивана Грозного морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного. -работатьс научным текстом и со схемами. | Фронтальный опрос. | |
46 | 8 | 28.02 | Смутное время. Борьба за независимость России. | Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представлений о жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. Работа с исторической и географической картой. | Понимать – причины ослабления Московского государства; – значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками | Фронтальный опрос. | |
47 | 9 | 05.03 | Петр Великий. Российская империя. | Формирование представлений об основании в начале XVIII в. нового города – Санкт-Петербурга, о Петре I и его преобразованиях. | Иметь представление о Петре I; преобразованиях Петра – работать с текстом; – выделять главную мысль; – делать выводы | Фронтальный опрос. | |
48 | 10 | 07.03 | Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. | Формирование представления о правлении Екатерины II. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине II. | Распознавать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей эпохи. – проводить сравнительный анализ; – выделять главную мысль | Фронтальный опрос. | |
49 | 11 | 12.03 | Нашествие Наполеона. | Формирование представления об Отечественной войне 1812 г. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала | Составлять рассказ об истории Бородинского сражения; – о героях Отечественной войны 1812 г. Отвечать на вопросы, рассказывать по иллюстрациям. | Фронтальный опрос. | |
50 | 12 | 14.03 | Проверочная работа по теме: « Откуда пошла Русь». | Обобщение основных исторических | Выполнять задания по изученному материалу (развитие нашего государства от Новгородской республики до Российской империи) | Фронтальный опрос. | |
51 | 13 | 19.03 | Октябрьская революция. Конец Российской империи. | Общее представление о Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне. Выявление причин революции и Гражданской войны. Работа с научным текстом. | Рассказывать о причинах революции и Гражданской войны; – об этапах развития -работать | Фронтальный опрос. | |
52 | 14 | 21.03 | Образование СССР. | Работа с политической картой. Рассматривание примеров трудового героизма российских народов. | Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. - работать с политической картой. | Фронтальный опрос. | |
53 | 15 | 02.04 | Великая Отечественная война. | Великая Отечественная война 1941—1945 гг. | Иметьпредставление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. -добывать информацию, | Фронтальный опрос. | |
54 | 16 | 04.04 | Отечественная война. | Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. | Иметьпредставление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. - добывать информацию, | Фронтальный опрос. | |
55 | 17 | 09.04 | Послевоенные годы в Советской России. | Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. | Перечислять причины отставания уровня жизни народов Советского Союза | Фронтальный опрос. | |
56 | 18 | 11.04 | Начало перестройки. Современная Россия. | Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации. | называть причины начала перестройки в стране. – выделять главное в тексте; – выявлять причины и следствия изменений в жизни общества. | Фронтальный опрос. | |
57 | 19 | 16.04 | Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия. | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала. | Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины. | Фронтальный опрос. | |
Материки и океаны Земли (11 ч) | |||||||
58 | 1 | 18.04 | Россия на карте мира. Открытие Азии. | Повторение знаний, необходимых каждому путешественнику. Ознакомление с российскими путешественниками. | Узнавать российских путешественников ; рассказывать об их вкладе в открытие новых земель. -читать карту. | Фронтальный опрос. | |
59 | 2 | 23.04 | Материк Евразия. | Ознакомление с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия. | Определять географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия. -работать | Фронтальный опрос. | |
60 | 3 | 25.04 | Африка. | Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей ее открытия. | Узнавать материк Африку, составлять рассказ о растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. | Фронтальный опрос. | |
61 | 4 | 30.04 | Америка. Тест №4. | Формирование представлений Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении, природе Америки. | Фронтальный опрос. | |
62 | 5 | 07.05 | Австралия. | Формирование представлений о географическом положении, природе Австралии, истории ее открытия. Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении, природе Австралии. | Фронтальный опрос. | |
63 | 6 | 14.05 | Антарктида. | Формирование представлений о географическом положении, природе Антарктиды, истории ее открытия. Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении Антарктиды. | Фронтальный опрос. | |
64 | 7 | 16.05 | Итоговая контрольная работа. | Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение прой | Выполнять задания; – выступать с сообщениями; – участвовать в конкурсах и викторинах. | Фронтальный опрос. | |
65 | 8 | 21.05 | Материки Земли. | Особенности Мирового океана. Первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Работа с картой. | Называть особенности Мирового океана. -работать с картой, составлятьтаблицу океанов и материков. | Фронтальный опрос.
| |
66 | 10 | 23.05 | Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли. | Контроль знаний, умений, навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Комментарии
Рабочая программа, 4 класс
Есть всё, что нужно по окружающему миру в рабочей программе.