Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Гармония", 4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);
- с рекомендациями примерной программы по окружающему миру для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);
- с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МБОУ «Калининская СОШ»;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- с возможностями УМК «Гармония» О.Т. Поглазова «Программа к курсу «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008);
- УМК « Гармония».
Цели:
последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и осознания место в нем человека;
создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об
окружающем мире;
ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
«окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;
«опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
«природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.
Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными, учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради, интегрирующие функции учебника, рабочей тетради, дневника наблюдений, тетради для контрольных работ.
В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.
Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и
культурных ценностях своего родного края.
Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2009 г»;
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;
О.Т. Поглазова. Тестовые задания к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012 г».
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем: «Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли» в конце учебного года. Контроль за уровнем достижений учащихся производится в форме письменных работ: проверочных работ – 5; тестов – 4. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.
Формы организации учебного процесса.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит
классно-урочная работа, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации
деятельности детей.
Формы и средства контроля.
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Проверочные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Формы текущего контроля: тестовые задания.
Предварительный просмотр:
Содержание учебного курса .
4 класс (68 часов)
1.Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)
Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век. тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».
Важность умения ориентироваться. 1оризонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов — минутомера (по выбору); освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.
Экскурсии на пришкольный участок.
2.Способы изображения предметов и местности (4 ч)
Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
3.Как изображают всю Землю (7 ч)
Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
4.Россия на географической карте (8 ч)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.
5.Природные зоны и природные сообщества (12 ч)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.
Экскурсии к реке Дон.
6.Важнейшие события в истории Отечества (19ч)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.
Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или поселка.
7.Материки и океаны Земли (11 ч)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части растения, отображать их на схеме;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
- осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
- принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые способности учащихся:
- способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
- способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
- способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
- умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
- усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
- начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
- научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
- умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
№ урока в году | № урока по разделу | Дата | Тема урока |
Основные понятия | Компетенции учащихся (предметные) | Формы контроля за уровнем усвоенного | |
по плану | фактически | ||||||
Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч) | |||||||
1 | 1 | 04.09 | Путешествия – источник знаний. | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. | Объяснять смысл понятий: «исторические источники», «краеведческий музей», «исторический музей»; – способы познания окружающего мира. -рассуждать о путешествии как способе познания окружающего мира, о значении наук, использующих | Фронтальный опрос. | |
2 | 2 | 06.09 | Природные явления и счет времени. | Особенности времен года. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. | Перечислять старинные способы счета времени. -определять начало сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | Фронтальный . опрос | |
3 | 3 | 11.09 | Устройства, изобретенные для счета времени. | Смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов. Ознакомление с разными видами часов, созданных человеком, с их историей. | Иметь представление – о периодически повторяющихся изменениях – разных видах -пользоваться разными видами часов. | Фронтальный опрос. | |
4 | 4 | 13.09 | Историческое время. Тест № 1. | Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени Знакомство с солнечным и лунным календарем. Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями. | Перечислять – единицы времени; приводить примеры; соотносить римские и арабские цифры; ориентирования по солнечному и лунному календарю; объяснять, что такое историческое время историческое время. -пользоваться римскими цифрами. | Фронтальный опрос. | |
5 | 5 | 18.09 | Ориентирование на местности. | Проверка усвоения знаний по теме Различие ориентиров – городской Заповеди путешественника. | Различать ориентиры. – оценивать свои знания, наблюдательность; – ценить свое время; – отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос. | |
6 | 6 | 20.09 | Компас. | Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности. | Понимать, что такое горизонт, стороны горизонта; давать определение компаса и механизма его действия; перечислять правила обращения с приборами. | Фронтальный опрос. | |
7 | 7 | 25.09 | Практическая работа по теме « Ориентирование на местности по компасу» | Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов — минутомера (по выбору); освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса. | Наблюдать, ориентироваться на местности при помощи компаса, называть основные и промежуточные стороны горизонта. | Самоконтроль. | |
Способы изображения предметов и местности (4 ч) | |||||||
8 | 1 | 27.09 | Изображение предметов. | Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. | Отличать рисунок предмета | Фронтальный опрос. Графический диктант. | |
9 | 2 | 02.10 | Масштаб и его использование. | Ознакомление с понятием «масштаб», его видами, со старинными мерами длины. Практическая работа: составление плана классной комнаты. | Объяснять понятие «масштаб» и его виды; перечислять старинные меры длины. -пользоваться масштабом при | Фронтальный опрос. | |
10 | 3 | 04.10 | План местности. | и его составление. Картинный план местности. Преимущества плана местности. | – отличать рисунок с изображением местности от плана местности -ориентироваться на местности. | Фронтальный опрос. | |
11 | 4 | 09.10 | Географические и исторические карты. | Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте. | Иметь представление о физической и исторической карте. – читать карту; – пользоваться условными знаками; – показывать географические объекты на карте. -отличать карту от плана. | Фронтальный опрос. | |
Как изображают всю Землю (7 ч) | |||||||
12 | 1 | 11.10 | Как изображают землю. | Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. | Иметь представление о глобусе как модели Земли. | Фронтальный опрос. | |
13 | 2 | 16.10 | Глобус – модель Земли. | Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. | Распознавать и узнавать форму Земли на глобусе; – моделировать объекты окружающего мира; – работать со схемами. | Фронтальный опрос. | |
14 | 3 | 18.10 | Обобщение по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени».
| Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). | Определять и называть материки, острова и океаны Земли, объяснять понятие – работать со схемами, с глобусом; – читать карту. | Фронтальный опрос. | |
15 | 4 | 23.10 | Проверочная работа по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». | Обобщение полученных знаний. Знакомство с наукой астрономией, с учениями древних философов. | Выполнять проверочную работу; – рассуждать | Самоконтроль. | |
16 | 5 | 25.10 | Земля – планета Солнечной системы. | Условия жизни на Земле. Формирование знаний о Солнечной системе, о месте Земли в Солнечной системе. Ознакомление с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы. | Иметь представление о Солнечной системе, ее составе; – о месте Земли в Солнечной системе. | Фронтальный опрос. | |
6 | 06.11 | Освоение человеком космического пространства. .
| Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли. | Знакомиться с ролью космонавтов в развитии науки космонавтики. -работать | Фронтальный опрос. | ||
18 | 7 | 08.11 | Солнце и звезды. | Значение звезд для человека, значение Солнца для всего Рассказы и легенды о созвездиях. | Выполнять задания по нахождению сходства и различий между звездами и планетами; – объединять космические объекты в группы: звезды, планеты, созвездия. | Фронтальный опрос. | |
Россия на географической карте (8 ч) | |||||||
19 | 1 | 13.11 | Россия на географической карте. | Что может рассказать физическая карта о природе России. Работа с контурной картой. Ознакомление с историей карты России. Упражнение в чтении карты. | Воспроизводить историю карты России. – работать с контурной картой; – читать карту; – работать с научной литературой. | Фронтальный опрос. | |
20 | 2 | 15.11 | Россия на географической карте. | Физическая карта России. Моря, омывающие Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России, территорию России. | перечислять особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озера, омывающие ее моря.показывать на физической | Фронтальный опрос. | |
21 | 3 | 20.11 | Горные породы. | Горные породы, разнообразие горных пород. Условия образования вулканических осадочных пород. | Иметь представление о разнообразии горных пород; об условиях образования вулканических и осадочных пород. | Фронтальный опрос. | |
22 | 4 | 22.11 | Минералы и их свойства. Тест №2. | Формирование представлений о разнообразии минералов. Ознакомление с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами. | Иметь представление о разнообразии минералов. перечислять основные свойства минералов: твердость, плотность, магнитные свойства. | Фронтальный опрос. | |
23 | 5 | 27.11 | Полезные ископаемые. | Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. | Иметь представление о понятии «полезные ископаемые»; – о разнообразии полезных ископаемых, о способах их добычи; обусловных знаках полезных ископаемых. | Фронтальный опрос. | |
24 | 6 | 29.11 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых. | Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых. маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов | Читать карту; – бережно относиться к богатствам земных недр. | Фронтальный опрос. | |
25 | 7 | 04.12 | Практическая работа по теме: « Полезные ископаемые» | Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на нее условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов. | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
26 | 8 | 06.12 | Природная зона. Суровая Арктика. | Понятие «природная зона». Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике. Экологические проблемы, возникающие по вине человека. | Знакомиться с климатическими условиями, характерными растениями и животными, занятиями людей в Арктике. – выявлять причинно-следственные связи; – читать карту; -кратко характеризовать природное сообщество. - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
Природные зоны и природные сообщества (12 ч) |
27 | 1 | 11.12 | Проверочная работа по теме: « Полезные ископаемые». | Проверка и закрепление знаний по теме «Путешествие по поверхности и недрам России». | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
28 | 2 | 13.12 | Ранимая тундра. | Понимание красоты и мудрости природы. Работа по выявлению связей в природе. | Знакомиться с – климатическими условиями, характерными растениями и животными; –с занятиями людей в тундре -кратко характеризовать природное сообщество; - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
29 | 3 | 18.12 | Жизнь людей в тундре. | Введение понятия «ярусы леса». Рассмотрение отличий тайги, смешанных и широколиственных лесов. Уточнение роли грибов в лесу Обсуждение значения леса в природе и жизни человека. Рассмотрение эко- | определять значение леса в природе и жизни человека -кратко характеризовать природное сообщество; - находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
30 | 4 | 20.12 | Россия – страна лесов. | Представление о природной зоне степей. Работа с картой, гербарием, дополнительной литературой. | Узнавать географическое положение зоны степей, ее особенности, животный и растительный мир; роль человека в освоении степей -кратко характеризовать природное сообщество -- находить и показывать на карте расположение зоны. | Фронтальный опрос. | |
31 | 5 | 25.12 | Степные просторы. | Представление Экологические | Находить географическое положение зоны пустынь, рассказывать об её особенностях, растительном и животном мире, деятельности людей -кратко характеризовать природное сообщество. | Фронтальный опрос. | |
32 | 6 | 27.12 | Жаркие пустыни. | Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. | Иметь представление об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о занятиях людей. | Фронтальный опрос. | |
33 | 7 | 15.01 | Горные районы. | Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах. | Узнавать природное сообщество, растение по загадкам, описанию, называть место обитания растения. | . Фронтальный опрос. | |
34 | 8 | 17.01 | Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли. | Ознакомление с растениями и животными моря. Рассмотрение взаимосвязи между растениями | Перечислять – растения и животных моря; – правила экологически грамотного | Фронтальный опрос. | |
35 | 9 | 22.01 | Болото. | Ознакомление с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними | Выявлять причинно-следственные связи и зависимости; – ответственно относиться к сохранению красоты и многообразия природы | Фронтальный опрос. | |
36 | 10 | 24.01 | Озеро. Пруд. | Местные водоемы и особенности их природы. | Выказывать точку зрения о возможном негативном воздействии человека на водоемы; – о природоохранных мероприятиях по сохранению красоты и разнообразия растений и животных. | Фронтальный опрос. | |
37 | 11 | 29.01 | Луга. Значение лугов для человека. | Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. | Рассказывать о значении | Фронтальный опрос. | |
38 | 12 | 31.01 | Проверочная работа по теме: « Природные зоны». | Проверка знаний учащихся по теме «Путешествие по природным зонам». | Выполнять задания; – давать ответы | Самостоятель ная работа. | |
Важнейшие события в истории Отечества (19ч) | |||||||
39 | 1 | 05.02 | Откуда пошла Русь. | Повторение: где | Объяснять понятия: «род», «старейшина», «племя», «вождь», «исторические источники», «археологи – пользоваться исторической картой; – выявлять причины и следствия исторических событий; – составлять таблицу о племенных людях, населяющих территорию нашей страны в древности | Фронтальный опрос. | |
40 | 2 | 07.02 | Киевская Русь. Крещение Руси. | Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси. | Иметь представление об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси. | Фронтальный опрос. | |
41 | 3 | 12.02 | Как распалась Киевская Русь. | Ознакомление с историческими фактами, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси. | Определять период развития России по иллюстрациям; – работать с картой; – анализировать – рассуждать, делать выводы | Фронтальный опрос. | |
42 | 4 | 14.02 | Власть Золотой Орды. | Рассказ о захватчиках, покоривших Русь в XIII в. Выявление причин этого. Упражнение в работе с планами и картами, «лентой времени». | Объяснять – причины распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига; – о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского | Фронтальный опрос. | |
43 | 5 | 19.02 | Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский. | Рассказ о захватчиках, покоривших Русь в XIII в. Выявление причин этого. Упражнение в работе с планами и картами, «лентой времени». | Рассуждать о – причинах распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига; – о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского | Фронтальный опрос. | |
44 | 6 | 21.02 | Расширение Московского княжества. Тест №3. | Формирование представлений о времени царствования Ивана Грозного морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного. Демонстрировать навыки работы снаучным текстом и со схемами. | Фронтальный опрос. | |
45 | 7 | 26.02 | Иван Грозный. Ослабление Московского государства. | Формирование представлений о времени царствования Ивана Грозного морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Иметь представление о времени царствования Ивана Грозного. -работатьс научным текстом и со схемами. | Фронтальный опрос. | |
46 | 8 | 28.02 | Смутное время. Борьба за независимость России. | Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представлений о жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. Работа с исторической и географической картой. | Понимать – причины ослабления Московского государства; – значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками | Фронтальный опрос. | |
47 | 9 | 05.03 | Петр Великий. Российская империя. | Формирование представлений об основании в начале XVIII в. нового города – Санкт-Петербурга, о Петре I и его преобразованиях. | Иметь представление о Петре I; преобразованиях Петра – работать с текстом; – выделять главную мысль; – делать выводы | Фронтальный опрос. | |
48 | 10 | 07.03 | Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. | Формирование представления о правлении Екатерины II. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине II. | Распознавать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей эпохи. – проводить сравнительный анализ; – выделять главную мысль | Фронтальный опрос. | |
49 | 11 | 12.03 | Нашествие Наполеона. | Формирование представления об Отечественной войне 1812 г. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала | Составлять рассказ об истории Бородинского сражения; – о героях Отечественной войны 1812 г. Отвечать на вопросы, рассказывать по иллюстрациям. | Фронтальный опрос. | |
50 | 12 | 14.03 | Проверочная работа по теме: « Откуда пошла Русь». | Обобщение основных исторических | Выполнять задания по изученному материалу (развитие нашего государства от Новгородской республики до Российской империи) | Фронтальный опрос. | |
51 | 13 | 19.03 | Октябрьская революция. Конец Российской империи. | Общее представление о Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне. Выявление причин революции и Гражданской войны. Работа с научным текстом. | Рассказывать о причинах революции и Гражданской войны; – об этапах развития -работать | Фронтальный опрос. | |
52 | 14 | 21.03 | Образование СССР. | Работа с политической картой. Рассматривание примеров трудового героизма российских народов. | Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. - работать с политической картой. | Фронтальный опрос. | |
53 | 15 | 02.04 | Великая Отечественная война. | Великая Отечественная война 1941—1945 гг. | Иметьпредставление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. -добывать информацию, | Фронтальный опрос. | |
54 | 16 | 04.04 | Отечественная война. | Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. | Иметьпредставление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. - добывать информацию, | Фронтальный опрос. | |
55 | 17 | 09.04 | Послевоенные годы в Советской России. | Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. | Перечислять причины отставания уровня жизни народов Советского Союза | Фронтальный опрос. | |
56 | 18 | 11.04 | Начало перестройки. Современная Россия. | Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации. | называть причины начала перестройки в стране. – выделять главное в тексте; – выявлять причины и следствия изменений в жизни общества. | Фронтальный опрос. | |
57 | 19 | 16.04 | Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия. | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала. | Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины. | Фронтальный опрос. | |
Материки и океаны Земли (11 ч) | |||||||
58 | 1 | 18.04 | Россия на карте мира. Открытие Азии. | Повторение знаний, необходимых каждому путешественнику. Ознакомление с российскими путешественниками. | Узнавать российских путешественников ; рассказывать об их вкладе в открытие новых земель. -читать карту. | Фронтальный опрос. | |
59 | 2 | 23.04 | Материк Евразия. | Ознакомление с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия. | Определять географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия. -работать | Фронтальный опрос. | |
60 | 3 | 25.04 | Африка. | Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей ее открытия. | Узнавать материк Африку, составлять рассказ о растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. | Фронтальный опрос. | |
61 | 4 | 30.04 | Америка. Тест №4. | Формирование представлений Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении, природе Америки. | Фронтальный опрос. | |
62 | 5 | 07.05 | Австралия. | Формирование представлений о географическом положении, природе Австралии, истории ее открытия. Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении, природе Австралии. | Фронтальный опрос. | |
63 | 6 | 14.05 | Антарктида. | Формирование представлений о географическом положении, природе Антарктиды, истории ее открытия. Работа с картой. | Иметь представление о географическом положении Антарктиды. | Фронтальный опрос. | |
64 | 7 | 16.05 | Итоговая контрольная работа. | Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение прой | Выполнять задания; – выступать с сообщениями; – участвовать в конкурсах и викторинах. | Фронтальный опрос. | |
65 | 8 | 21.05 | Материки Земли. | Особенности Мирового океана. Первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Работа с картой. | Называть особенности Мирового океана. -работать с картой, составлятьтаблицу океанов и материков. | Фронтальный опрос.
| |
66 | 10 | 23.05 | Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Материки Земли. | Контроль знаний, умений, навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Комментарии
Рабочая программа, 4 класс
Есть всё, что нужно по окружающему миру в рабочей программе.