I.Самоопределение к деятельности Психологический настрой | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодня классный час проведу у вас я, зовут меня Дарья Андреевна. Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки и еще тише сели мальчики Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки и еще тише сели мальчики Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки и еще тише сели мальчики
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Л: самоопределение к деятельности К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивации Словес.: учебный диалог
Словес.: слово учителя
| 5 мин | Проверка домашнего задания: - Сейчас мы проверим с вами, как вы усвоили материал прошлого урока. 1.Фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверим себя» на стр.15 в учебнике. - Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? - Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? - Чем можно объяснить названия древних славянских племён? - Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? 2.Индивидуальное задание (работа по карточкам) Карточка №1 Соедините название племени с местами его поселений. Название племени | Место поселения племени | 1.Поляне 2.Древляне 3.Дреговичи 4.Полочане 5. Северяне 6.Словене
| А Около озера Ильмень Б. На дрягве – болоте В. Среди лесов Г. На реке Полоте Д. На полях по Днепру Е. Севернее других племен
|
|
|
|
Учащиеся отвечают на вопросы рубрики
- Откуда есть пошла Русская земля?
- Какие народы ее населяли? - Как они друг с другом ладили? - Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва… Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели». - Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами. - Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык. Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность – братство народов – русских, украинцев и белорусов.
Предполагаемые ответы учащихся: А6, Б3,В2, Г4, Д1, Е5.
| К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: построение речевого высказывания |
III. Постановка учебной задачи Нагляд.: формулировка темы и цели. | 2 мин | Стихи о Великом Новгороде Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран, С восторгом я взирал на сумрачные стены, Через которые столетий перемены Безвредно протекли; где вольности одной служил тот колокол на башне вечевой… М.Лермонтов - Как вы поняли, почему поэт называет Великий Новгород святой колыбелью славян? Работа по фотографии - Посмотрите на фотографию Новгородского кремля. Почему через стены «столетий перемены безвредно протекли»? - Для чего созывал колокол народ на вече? - Рассмотрите внимательно на стр.16 в учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города. - Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство – Древнюю Русь.
Может, кто-то догадался какая у нас будет тема урока? Какую цель мы поставим на урок? | Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя.
Здесь много лет назад жили предки славян.
- Новгородский кремль защищал Русь от врагов, уцелел до наших дней. - Решать какие-либо важные вопросы.
«Истоки Древней Руси» - получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии
| П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
|
IV. «Открытия» нового знания
Словесный метод: беседа.
| 13 мин | Работа по учебнику Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике. - Какое обстоятельство послужило объединению племен? - Какие торговые пути проходили по территории Руси? - Какой торговый путь назывался «из варяг в греки»?
Работа по карте - Найдите на исторической карте (стр.17) Днепровский путь. Через какие города он проходил? - Найдите это место на современной карте России. Через какие государства сейчас проходит этот путь? - Вплоть до 1991 года Россия и Украина входили в состав одного государства. Кто помнит, как оно называлось? - Верно, а Украина была одной из пятнадцати республик. Поэтому Украина и Россия с глубокой древности имели общую историю, а сейчас это два народа, имеющих общую границу, тесные экономические и культурные связи. Хотя сегодня, в наши дни Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся – нельзя. - Кто из вас был в Украине? На каких языках там говорят? - Давайте посмотрим на историческую карту Днепровский путь в районе города Смоленска. - К сожалению, через этот город сейчас не ходят большие суда, Днепр в этом районе сильно обмелел. Как вы думаете, какие факторы этому способствовали? - Какие товары закупали на Руси заморские купцы? - Какие северные города выросли на этом пути? - На сколько увеличилось число городов за два века? - Как рост и развитие городов способствовали распространению единой древнерусской культуры? - Какие исторические находки подтверждают этот факт? Работа с фотографиями на стр.17 Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Памятник в Новгороде» (на этом месте были найдены берестяные грамоты), «Берестяная грамота мальчика Онфима». - Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город как бы разделен рекой Волхов на две стороны: софийскую сторону и торговую. На софийской стороне были расположены Никольский, Зверин и Духов монастыри, а также кремль, обнесённый крепостными стенами и защищенный рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. - Кому принадлежит берестяная грамота? В каком городе она была найдена? - Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж. Послушайте, как о берестяной грамоте написал поэт М.Матусовский. - Чем писали по бересте? - Как вы понимаете последние строчки стихотворения? - Прочитайте на «Страничках Умного Совенка» (стр.125), как сохранилась эта берестяная грамота. - Для чего же ученые ищут берестяные грамоты? - Кто сделал это археологическое открытие?
Физминутка На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.
|
От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.
- Два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский.
- Днепровский путь «из варяг в греки» издавна связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря, - с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов – норманнов.
Учащиеся рассматривают историческую карту на стр.17.
- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород. - Через Украину и Россию - Союз Советских Социалистических Республик
- Промышленность, погодные условия - Меха, мед, воск - Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев - К 12 веку городов было уже более 300 - Города стали центрами грамотности и просвещения - Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый мальчик Онфим
Выполняют упражнения вместе с учителем | К: построение речевого высказывания Р.: учет выделенных ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
| 5 мин | 1.Работа по учебнику - Какую общую часть имеют слова «братья» и «братство»? - Чем отличаются по смыслу эти слова? - Какое однокоренное слово к этим словам есть в строчках российского гимна? - Как вы понимаете эти слова? - Почему Нестор-летописец считает это важным? Далее работа идет по рубрике «Подумаем!» на стр.19 в учебнике. - Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока? - Кто объединил южный и северный центры страны?
| Учащиеся самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на стр.18.
Затем работают по рубрике «Обсудим». - Славься, Отечество наше свободное, братских народ
| П.:формирование обобщенных знаний. |
VII. Включение в систему знаний
|
8 мин | Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Графический диктант Работа по карточкам - Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. 1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+) 2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+) 3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-) 4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-) 5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-) 6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+) 7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-) 8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании - вече. (+) 9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-) 10. Столицей единого государства стал Киев. (+)
| Отвечают на вопросы
Учащиеся выполняют задания на карточках
После выполнения задания проводится взаимопроверка: ученик читает ответы, остальные учащиеся проверяют себя в парах
|
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
|