Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа XXIв."
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.).
Срок реализации программы 1 год. Учебный план 3 класса отводит на изучение предмета по 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей начальных классов ______/Е.В.Фоевцова / Протокол №______от « » ___________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ «Присадская СОШ» _________/И.Н.Лапшина / « » __________2012г.
| «Согласовано» Директор МКОУ «Присадская СОШ» _________/Л.К.Кузнецова / Приказ №______от « » _________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МКОУ «Присадская СОШ»
протокол № ___________
от «_____»____________2012г.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Преподавание курса «Окружающего мира» в 3 классе осуществляется в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
- Программой основного общего образования по окружающему миру.
- Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.).
Окружающий мир – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе. В процессе изучения у детей формируется умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Земля – наш общий дом», «Бактерии и грибы», «Животный мир Земли»
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Наша Родина от Руси до России».
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Как жили наши предки (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 3 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.
Для развития интереса используются электронные образовательные ресурсы.
Срок реализации программы 1 год. Учебный план 3 класса МКОУ «Присадская СОШ» отводит на изучение предмета по 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в учебный год.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
Требования к уровню подготовки
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
• тела живой и неживой природы;
• планеты Солнечной системы (2-3);
• свойства воздуха, воды, состав почвы;
• древние города и их достопримечательности;
• имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
• причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ; различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
• животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
• приспособления животных к среде обитания;
• особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
• объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
• составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
•соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное
право, возникновение ремесел, развитие городов);
• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Учебно - тематическое планирование по окружающему миру
Класс: 3
Учитель: Лаврухина Н.Н.
Количество часов:
всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Тематическое планирование – 68ч.
№ п/п | Наименова-ние | Тема урока | Количест во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню учащихся | Вид контроля | Элементы | Домашнее | Дата проведения |
1 | Введение | Где и когда ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет времени в истории | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России | Знать: – название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города; – государственную символику России | Текущий | Тысячелетие, прошлое, настоящее, будущее | Сообщение «Символика города, в котором живем» | |
2 | Земля – наш общий дом | Солнечная система. Солнце – звезда | 1 | Комбинированный | Живая и неживая природа. Солнце | Знать: – тела живой и неживой природы; – общие условия, необходимые для жизни живых организмов; – планеты Солнечной системы. Уметь различать объекты природы | Текущий | Названия планет | Учебник, | |
3 | Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе | 1 | Комбинированный | Земля – планета. Форма, размер Земли | Текущий | Учебник, Р. т., с. 7 | ||||
4 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света | 1 | Комбинированный | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года | Уметь: – характеризовать условия жизни на Земле; – объяснять значение Солнца для жизни на Земле; – соблюдать правила поведения в природе | Текущий | Экваториаль-ный пояс. Арктический пояс | Учебник, Р. т., с. 9 | ||
5 | 1 | Экскурсия | Роль света в жизни на Земле | Текущий | ||||||
6 | Значение воды для жизни на Земле | 1 | Комбинированный | Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года | Уметь: – называть свойства воды, воздуха; – решать задачи в учебных ситуациях, высказывать предположения, сравнивать свои высказывания с текстом учебника | Текущий | Водоемы, их разнообразие | Учебник, с. 21–25. Р. т., с. 11 | ||
7 | Воздушная оболочка Земли | 1 | Комбиниро ванный | Условия жизни на Земле: воздух. Охрана воздуха от загрязнения | Текущий | Кислород, углекислый газ | Учебник, Р. т., с. 12 | |||
8 | Человек изучает Землю | Человек познает мир. Как изображают Землю | 1 | Комбиниро ванный | Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания окружающего мира. Глобус как модель Земли | Знать способы познания окружающего мира. Иметь представление о глобусе, как модели Земли | Текущий | Меридианы и параллели. Полюса | Учебник, | |
9 | Зачем нужны карта и план | 1 | Комбиниро ванный | Карта (географическая и историческая). Карта полушарий | Уметь работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями), с контурной картой | Текущий | История возникновения карты. Масштаб. Северное и Южное полушария | Учебник, Р. т., с. 19, 21 | ||
10– | Бактерии. Грибы | Бактерии. Грибы | 2 | Комбинированный | Какие бывают бактерии. Что такое гриб. Чем гриб отличается от растений. Какие бывают грибы | Уметь отличать: – грибы от растений; – съедобные и несъедобные грибы | Тематический | Бактерии. Правила сбора грибов | Учебник, Р. т., с. 23 | |
12 | Растительный мир Земли | Растения встречаются повсюду | 1 | Комбинированный | Распространение растений на Земле. Особенности растений разных мест обитания | Знать: – некоторые особенности растений разных мест обитания; – общие условия для жизни живых организмов Уметь: –использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать части растения, отображать их в рисунке – приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных), | Тематический | Растения жарких стран, влажных лесов и болот, пустынь, тундры, тенистых лесов, кустарных гор, лугов. Разнообразие растений родного края | Учебник, Р. т., с. 25 | |
13 | Если бы на Земле не было растений | 1 | Комбинированный | Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы) | Текущий | Учебник, | ||||
14–15 | Разнообразие растений | 2 | Комбинированный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Тематический | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Дикорастущие растения | Учебник, Р. т., с. 32 | |||
16 | Растения – живые тела (организмы) | 1 | Комбинированный | Части растений. Деревья, кустарники, травы, нахождение отличительных признаков | Текущий | Учебник, с. 59–61. Р. т., с. 32 | ||||
17 | Побег – сложный надземный орган растения | 1 | Комбинированный | Части растений (лист, почка, стебель, черешок, прилистник). Признаки сходства и отличия разных растений | раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; – ухаживать за растениями; – оценивать воздействие человека на природу; – выполнять правила поведения в природе; – осуществлять поиск дополнительной информации о растениях родного края, страны | Текущий | Побег. Простые и сложные листья | Учебник, | ||
18 | Цветок – самый красивый орган растения | 1 | Комбинированный | Части растений (цветок). Разнообразие цветов по форме, цвету, величине, запаху. Плоды | Текущий | Учебник, | ||||
19 | Размножение растений | 1 | Комбинированный | Растения: части растений (плоды, семена, корни, клубни, корневища, луковицы). | Текущий | Способы размножения растений | Учебник, с. 67–70 | |||
20 | Как долго живут растения | 1 | Комбинированный | Продолжительность жизни растений | – называть причины исчезновения растений; – раскрыть значение растений в природе и жизни человека | Текущий | Однолетние, двулетние и многолетние растения | Учебник, с. 71–72 | ||
21 | Человек и растения | Культурные растения в жизни человека | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей. Земледелие. Расселение культурных растений. Хлеб – всему голова | Знать: – общие условия, необходимые для жизни живых организмов. – способы передвижения животных. | Текущий | Лекарственные растения. Ядовитые растения | Учебник, с. 74–77 | |
22 | Красная книга России | 1 | Комбинированный | Страницы Красной книги. Значение растений в природе и жизни человека | Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; – осуществлять оценку воздействия человека на природу; – выполнять правила поведения в природе; – принимать участие в охране природы; – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания – характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных | Текущий | Красная книга России | Учебник, с. 78–84 | ||
23 | Животный мир Земли | Какова роль животных в природе | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Роль животных в природе и жизни человека | Текущий | Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания | Учебник, с. 86–88 | ||
24 | Разнообразие животных | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Текущий | Фауна. Одноклеточ-ные, многоклеточ-ные, насекомые – беспозвоноч-ные животные | Учебник, | |||
25 | Животные – живые тела (организмы) | 1 | Комбинированный | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные) | Текущий | Учебник, | ||||
26 | Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни животных | Текущий | Жабры, легкие, трахея. Органы выделения | Учебник, с. 96 | |||
27 | Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни | 1 | Комбинированный | Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб) | Знать: – приспособления животных к условиям жизни. Уметь: – осуществлять оценку воздействия человека на природу; – выполнять правила поведения в природе; – принимать участие в охране природы | Текущий | Признаки всех живых существ | Учебник, | ||
28 | Поведение животных | 1 | Комбинированный | Особенности внешнего вида, питания, размножения животных | Текущий | Особенности поведения животных. Органы чувств у животных | Учебник, с. 100–102. Р. т., с. 42 | |||
29 | Беспозвоночные животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие беспозвоночных животных: моллюски, раки, черви, насекомые, пауки | Знать и уметь: – называть представителей позвоночных животных; – составлять описательный рассказ о животном по плану. Различать: – животных разных групп; | Одноклеточ-ные и многоклеточ-ные, беспозвоноч-ные животные | Учебник, с. 102–108 | |||
30 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающие-ся | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Млекопитающие | Текущий | Рыбы, земноводные, пресмы- кающиеся – позвоночные животные | Учебник, | |||
– приспособления животных к среде обитания; – особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания | ||||||||||
31 | Птицы и звери – позвоночные животные | 1 | Комбинированный | Текущий | Оседлые птицы, кочующие, перелетные | Учебник, Р. т., с. 46 | ||||
32 | Что такое природное сообщество | 1 | Комбинированный | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Уметь: – называть причины исчезновения животных и растений; | Текущий | Цепи питания | Учебник, с. 127–132 | ||
33 | Что такое природное сообщество | 1 | Экскурсия | Правила поведения | – соблюдать правила поведения в природе | Текущий | ||||
34 | Человек и животные | Почему люди приручали диких животных. О заповедниках | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животного мира | Уметь: – приводить примеры разных групп животных (2–3 представителя из изученных); – раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных | Текущий | Учебник, с. 134–136 | ||
35 | Наша Родина: от Руси до России | Древняя Русь | 1 | Комбинированный | Восточно-славянские племена | Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен | Текущий | Происхождение названия «Русь» | Учебник Р. т., с. 3 | |
36 | Древнерусское государство | 1 | Комбинированный | Киев – столица Древнерусского государства. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города | Текущий | Возвышение Киева среди других городов | Учебник Р. т., с. 5 | ||
37 | Московская Русь | 1 | Комбинированный | Москва – столица государства. Иван IV Грозный – первый русский царь | Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в ее состав | Текущий | Венчание на царство | Учебник, | ||
38–39 | Российская империя | 2 | Комбинированный | Петр I Великий. Санкт-Петербург – новая столица России. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II | Текущий | Создание русского флота | Учебник с. 25. Р. т., с. 8 | |||
40 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | Комбинированный | Советская Россия. Союз Советских Социалистических Республик. Российская Федерация | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о стране | Текущий | Большевики. Президент. Федеральное собрание (парламент). Правительство | Учебник, Р. т., с. 9 | |||
41 | Как жили наши предки | Имя, отчество, фамилия | 1 | Комбинированный | Семья. Имя. Отчество. Фамилия | Текущий | Прозвище | Учебник, | ||
42–43 | Какими людьми были наши предки? | 2 | Комбинированный | Облик славянина. Труд славян. Защита Родины. Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых | Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины. Знать обычаи приема гостей, отдыха | Текущий | Легенда. Картина | Учебник, с. 34–37; Р. т., с. 11 | ||
44 | Какие предметы окружали русских людей? | 1 | Комбинированный | Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома | Текущий | Картина | Учебник, | |||
45–46 | По одежке встречают… | 2 | Комбинированный | Изготовление одежды | Текущий | Картины русских художников | Учебник, с. 48–49; с. 50–55. Р. т., с. 15 | |||
47 | Русская трапеза | 1 | Комбинированный | Традиции в разные исторические времена | Знать, чем питались крестьяне | Текущий | Трапеза | Учебник, с. 56–58 | ||
48 | Русская трапеза | 1 | Комбинированный | Традиции в разные исторические времена | Знать, чем питались в богатых домах | Текущий | Картина | Учебник, | ||
49 | Боги древних славян | 1 | Комбинированные | Отдельные наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох | Тематический | Религия. Язычники | Учебник, с. 60–64. Р. т., с. 16 | |||
50 | Принятие христианства на Руси | 1 | Текущий | Православие | Учебник, | |||||
51 | Как трудились наши предки | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | Комбинированный | Картины труда, традиций людей в разные исторические времена. Картины быта, труда | Знать название нашей страны и ее столицы. Уметь называть виды деятельности крестьянина, помещика, крепостных, ремесленников. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов | Текущий | Земледелие. Земледелец | Учебник, с. 72–77 | |
52 | Текущий | Крестьяне, помещики | Учебник, с. 77–79 | |||||||
53 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий | Учебник, с. 79–86 | |||
54 | Маленькие ремесленники | 1 | Комбинированный | Текущий | Учебник, Р. т., с. 24 | |||||
55 | Русская ярмарка | 1 | Экскурсия в музей | Картины быта, труда. Выдающиеся люди разных эпох | Текущий | |||||
56 | О гончарном круге, керамике и фарфоре | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Учебник, с. 88–89 | ||||
57 | О веретене, прялке и ткацком станке | 1 | Комбинированные | Картины быта, труда | Текущий | Учебник, с. 90–91 | ||||
58 | Русские оружейники | 1 | Картины быта, труда | Текущий | Учебник, с.91–95 | |||||
59–60 | Что создавалось трудом рабочего? | 2 | Комбинированный | История Отечества. Картины быта, труда | Текущий | Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар | Учебник, с. 96–97; с. 99–101. | |||
61 | Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках (пароход) | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Картина | Учебник, с. 101–104 | |||
62 | Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках (автомобиль) | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Учебник, с. 105–108 | ||||
63 | Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Картина | Учебник, | |||
64 | Время космических полетов | 1 | Комбинированный | Текущий | Учебник, с. 113–116 | |||||
65–67 | Уроки обобще-ния | Путешествие по старинным русским городам | 3 | Комбинированный | Господин Великий Новгород. Московия. Владимир. История Отечества: наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Итоговый | ||||
68 | Россия ХХ –XXI веков | 1 | Комбинированный | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа 2100". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Вахрушем. Составлено по ФГОСам....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....