конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Гармония"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Разработка урока по теме "Полезные ископаемы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okr_mir.docx | 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Кладовые Земли. Что называют полезными
ископаемыми. Как находят Полезные ископаемые.
Цель урока: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добыче и свойствами..
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Оборудование: таблички с написанными на них названиями полезных ископаемых и их свойствами; рисунки с изображением шахты, скважины, карьера; карточки с обозначенными на них условными знаками полезных ископаемых.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Можно к делу приступать:
Вот учебник и тетрадь,
Природу будем изучать.
II. Мотивация и Целеполагание
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле
- о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь вы узнаете разгадав кроссворд
г | я | м | с | г | п | |||||||||||||||||||||||
п | о | л | е | з | н | ы | е | и | с | к | о | п | а | е | м | ы | е | |||||||||||
и | т | л | л | з | с | |||||||||||||||||||||||
н | а | ь | у | г | о | л | ь | |||||||||||||||||||||
р | у | д | а | г | р | а | н | и | т | к |
| |||||||||||||||||
| ь | о | ||||||||||||||||||||||||||
р | ||||||||||||||||||||||||||||
ф |
По горизонтали:
1. Она варилась долго 2. Он очень прочен и упруг, 3.Он чёрный и блестящий,
В доменной печи, Строителям надёжный друг: Людям помощник настоящий.
Чтобы потом нам сделали Дома, ступени, постаменты Он несёт в дома тепло,
Ножницы, ключи. Красивы станут и заметны. От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
По вертикали:
1. Если встретишь по дороге, 2. Спрятан у воды в земле 3. Этот мастер белый-белый, 4.Росли на болоте
То увязнут сильно ноги. Ценный самоцвет. В школе не лежит без дела, Растения.
А сделать миску или вазу- Муравьишка в нём застыл. Пробегает по доске, А теперь это топливо
Она понадобится сразу. Посмотри на свет. Оставляет белый след. И удобрение.
5.Без неё, ребята, повар просто как без рук, 6.На кухне у мамы помощник 7.Он очень нужен детворе,
И становится вся каша несъедобной вдруг! Отличный, Он на дорожках во дворе,
А если в ранку попадёт, испытываешь боль. Он синим цветком расцветает Он и на стройках, и на пляже,
Вы, конечно, догадались - это каменная… На кухне. И он в стекле расплавлен даже.
Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
- Что такое полезные ископаемые?
- Что такое месторождение?
- Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
- Как они используются человеком?
- Для чего нам необходимо это знать?
- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать?
III. Изучение нового материала.
1. Что называют полезными ископаемыми.
- Итак, мы сегодня будем говорить о полезных ископаемых
- давайте поработаем над словами “полезные” и “ископаемые” , что они обозначают?
- Теперь попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).
- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны.
- как вы думаете, что такое месторождение?
МЕСТО РОЖДЕНИЕ – т.е место где добывают полезные ископаемые.
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, как, например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А каменную соль человек использует для приготовления пищи.
2 Составление кластера (работа по учебнику)
- На какие группы могут делиться полезные ископаемые?
- А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.
Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.
- Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые? (ТВЕРДЫЕ, ЖИДКИЕ, ГАЗООБРАЗНЫЕ)
- какие полезные ископаемые относятся к твердым? (СОЛЬ, ПЕСОК, ГЛИНА)
- какие полезные ископаемые относятся к жидким? (ВОДА, НЕФТЬ)
- какие полезные ископаемые относятся к газообразным? (ПРИРОДНЫЙ ГАЗ)
-Давайте рассмотрим рисунок, на котором изображены слои полезных ископаемых.
– Бывают ли полезные ископаемые бесполезными? (Да. Если не известны полезные свойства ископаемых и они не используются в быту.)
3. Как находят полезные ископаемые.
- Мы узнали, что называют полезными ископаемыми, на какие группы они делятся, о чем мы еще можем узнать? (откуда берутся полезные ископаемые и как их добывают?)
- Как вы думаете, кто такие геологи?
- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник С. 89 - 90
–Расскажите, что вы знаете о трудной, интересной, а иногда и опасной профессии геолога. Геологи ищут полезные ископаемые. О добыче некоторых ископаемых прослушаем сообщения ребят
Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.
- уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.
- нефть
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах - нефтеналивных танкерах.
- природный газ
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
4. Работа с картой Оренбургской области
- какими полезными ископаемыми богата наша область?
(ответы детей)
- Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые нашей области , нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые. ( на слайде условные обозначения полезных ископаемых)
- Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), природный газ, железные руды, медные руды, нефть, каменная соль, мел и другие.
5. Исследовательская работа в группах.
- Как называют людей, занимающихся научными исследованиями? (учёные).
- А сейчас вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить себе труд учёных
Цель: определить состав и свойства полезных ископаемых (каменная соль, известняк, железная руда, мел).
- Дети разделяются на четыре команды, собрав 4 разрезанных картинки.
- Каждая команда занимается исследованием одного полезного ископаемого.
- Исследование идёт по плану в соответствии с карточкой-«помогайкой»:
А) Название
Б) Условное обозначение
В) Свойства (твёрдое, жидкое или газообразное; однородное или смесь; цвет; плотное или пористое; прочность).
Г) Способы добычи
Д) Значение и применение
Е) Месторождения
5. Защита работ.
IV. Итог урока.
– Что называют полезными ископаемыми?
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? Жидких?
Рефлексия.
- Какая проблема стояла перед нами в начале урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
- Что помогло нам в работе?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?
| Все замечательно, можно двигаться дальше | |
Усвоил хорошо | ||
Еще испытываю затруднения |
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 13, 14 на с. 34); учебник (с. 88–92).
План урока по теме: Полезные ископаемые
Предмет: окружающий мир
Возраст учащихся: 4 а класс
Место проведения: кабинет (класс)
Цели:
- познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их добыче и свойствами..
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Формируемые УУД:
Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
регулятивные УУД
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания.
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Оформление:
Презентация
Оборудование:
Атлас Оренбургской области, карточки-помогайки, комплект полезных ископаемых,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...