Урок окружающего мира по теме "Состав пищи"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Кожевникова Лариса Дмитриевна

На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования умений работать с разными источниками информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 4 класс  

Тема:   Состав пищи.

Цели:    1. Создать условия для определения состава пищи и её

              необходимости для жизнедеятельности организма человека.

              2. Способствовать изучению происхождения и существования

               различных групп витаминов.

              3. Способствовать обучению школьников умению работать с

               различными источниками информации.

              4. Стимулировать детей к ведению здорового образа жизни.        

                                                                                                       

Оборудование: раздаточный материал для моделирования схем, тексты для

               работы в группах.

 

План проведения урока.

1. Орг. момент.

         Орешек знаний твёрд,         

        Но всё же

        Мы не привыкли отступать.

        Нам расколоть его поможет

        Наш урок, девиз которого

        «Хочу всё знать»

Для работы на уроке нам необходимо разбиться на группы.

Сейчас каждый из вас запишет на листке его любимое время года (зима, лето, осень, весна)

Те дети, у кого записано слово «зима», образуют 1 группу и т. д.  

(Класс разбивается на 4 группы)

        В каждой группе выбираются лидер-организатор, генератор идей, хранитель времени, спикер, художник-оформитель, секретарь.

        Перекличка. Поднимите руку лидеры и т. д.

2. Проверка домашнего задания.

        На предыдущих уроках, ведя разговор о сельском хозяйстве, мы с вами выделили две отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Обобщим знания по этой теме.

(Организуется работа в группах)

1 группа

Рассказать об отраслях животноводства.

(Ответ можно представить в виде схемы)

2 группа

Рассказать об отраслях животноводства, развитых в Алтайском крае.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Какие условия края способствуют развитию именно этих отраслей животноводства?

3 группа

Рассказать об отраслях растениеводства.

(Ответ можно представить в виде схемы)

4 группа

Рассказать об отраслях растениеводства, развитых в Алтайском крае.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Какие условия края способствуют развитию именно этих отраслей растениеводства?

        -Кому не понятно, что нужно делать?

        -Помните о том, что должно быть результатом вашей работы.

        -Сколько вам потребуется времени на работу?

Выступление групп.

 

Коллективная работа.

        Каждое из записанных на карточке растений или животных связано с одной из отраслей сельского хозяйства. Установите взаимосвязь.

(Овца, кролик, овёс, роза, груша, корова, карп, пчела, капуста, лошадь)

3. Постановка темы, целей урока.

-А зачем человек вообще занимается сельским хозяйством?

-Главный вопрос следующих уроков: Зачем человек ест?

-На какие вопросы вы хотели бы найти ответ на данных уроках? ( кластер )

4. Изучение нового материала.

        Говоря о правилах здорового образа жизни человека, мы выделили одним из правил – рациональное питание. Как машина не будет ездить без бензина, так и человек, чтобы выжить, должен есть. С пищей человек получает все необходимые питательные вещества. Человек обычно питается 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин. А какой же состав имеет пища, которую мы потребляем?

        Работа с учеником с. 71-73.

В процессе работы составляется схема на доске.

Состав пищи

минеральные вещества              органические вещества                            витамины

(в том числе соль)                      

                                               белки              жиры               углеводы             А               В

                                                                                                                      С            Д               Е

При недостаточном поступлении в организм человека белков, замедляются или даже останавливаются процессы роста, резко уменьшается образование гормонов. Избыток также неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности организма.

        Количество резервного жира зависит от состояния нервной системы, режима питания, пола, возраста. Но если жир накапливается в больших количествах, то человек начинает страдать ожирением.

        Значит, необходимо следить за количеством белков, жиров, углеводов, поступающих в организм человека.

        Познакомимся с таблицей, в которой (в граммах) указано приблизительное количество белков, углеводов, жиров, содержащееся в100 граммах продукта.

Название продукта

Белки

Углеводы

Жиры

Мясо

20

-

2

Яйцо

13

½

12

Колбаса варёная

14

4

15

Сосиски

13

-

13

Молоко

3

5

3

Сыр

26

2

32

Масло

1

½

87

Хлеб чёрный

8

43

1

Хлеб белый

7

58

½

Макароны

11

76

½

Каша манная

9

76

1

Каша гречневая

13

65

3

Каша рисовая

8

76

1

Сметана

4

2

26

        Подсчитайте примерное количество белков, жиров и углеводов, которое вы получили, съев завтрак. Норма в сутки для ребёнка 9 - 10 лет: белков - 80 граммов, углеводов – 80 граммов, жиров – 9 граммов.

 (Индивидуальная работа)

        А в каких продуктах содержатся различные группы витаминов?

группы

значение

продукты


А

зрение, обмен веществ, продлевает молодость


В

нервная система, состояние кожи, мышцы


С

зубы, рост организма



D

работа сердца, скелет, нервная система


E

воспроизведение потомства


Расширить вам свои знания помогут материалы, изучить которые я предлагаю вам в группах

        (Организуется работа в группах)

1 группа

        В каких продуктах витаминов мало или вовсе нет, а где содержится большое количество?

        С тех пор как стало известно, что витамины – необходимая составная часть нашей пищи, что их нельзя заменить, начались поиски этих замечательных веществ.

Пища, которая считалась сытной и дорогой, оказалась вовсе не такой полезной. Очень мало витаминов в льняном и подсолнечном масле, огурцах, чернике и белой смородине. Виноград и груши содержат питательные вещества, но витаминов в них тоже мало. А в белом хлебе и сахаре  они полностью отсутствуют.

Салат, зелёный лук, петрушка и укроп оказались богатыми разными витаминами и поэтому могут  даже скромный обед сделать более полезным. Больше всего витаминов обнаружили в плодах красного перца. За ним идёт капуста, шпинат, щавель, морковь, помидоры. Картофель является главным поставщиком витамина С, особенно осенью и первые месяцы зимы.

2 группа

Как возникают витамины?

В изготовлении каких витаминов специализируются некоторые растения?

        

Откуда берутся витамины?

        Все растения ловят листьями солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадёт на зелёный лист и погаснет, но не пропадёт, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникнут и витамины.

        Витамины нужны всем. Разница только в том, что одни организмы могут сами образовывать витамины, а другие должны получать их с пищей.

        Есть такие животные и растения, которые специализируются на изготовлении определённых витаминов. Шиповник, рябина, чёрная смородина, красный перец – поставщики витаминов А и С. Дрожжи производят витамины группы В. Витамин Е чаще всего образуется в зародышах пшеничных зёрен, в листьях шпината.

3 группа

Из чего делают витамины на заводах?

В каком виде изготавливают витамины?

        Во многих городах России работают заводы по изготовлению витаминов. Из чего же их делают? Высушенные, измельчённые плоды, листья и корни растений помещают в особые аппараты и под давлением извлекают, растворяя в воде или в масле, витамины, а затем готовят сиропы, пасты, таблетки, мази, крема.

        Химики научились получать искусственные витамины. Например, из глюкозы получают витамин С. Несколько дней идёт сложнейший процесс синтетического изготовления витаминов. Одни вещества превращаются в другие, передаются из цеха в цех. И вот они готовы. Их расфасовывают в таблетки, порошки, ампулы для инъекций. А большую часть полученных витаминов отправляют в цех драже, где выпускают разноцветные горошины.

4группа

Когда возникает потребность в витаминах?

Чем опасен избыток витаминов?

        Горошины с витаминами особенно необходимы всем нам тогда, когда в пище не хватает естественных витаминов. Так бывает ранней весной и зимой, когда мы меньше едим свежих овощей и фруктов К тому же к концу зимы в овощах и фруктах после долгого их хранения значительная часть витаминов разрушается.

        На коробочке с витаминами указано, в каком количестве нужно принимать драже. Витамины – не конфеты. Это вещества могучей силы. Их избыток принесёт вред. Избыток витамина С легко удаляется из организма почками, но вызывает зуд кожи; избыток витамина В – тяжёлые судороги, учащенный пульс, прерывистое дыхание. Избыток витамина А ведёт к неправильному росту костей скелета. Особенно осторожным надо быть с витамином D, который принимают только по назначению врача.

        Выступления групп.

5.Рефлексия. Домашнее задание.

        Как и уже говорилось на уроке, в весеннее время года возникает повышенная потребность в витаминах. Чтобы восполнить этот запас, нужно употреблять искусственные витамины.

        (Раздаются детям драже Ревит по 2 шт.)

        -Чему вас научил сегодняшний урок?

        -Что удалось? Что не получилось?

Дома: Закончить заполнять таблицу, подобрать дополнительный материал по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира на тему "Здоровая пища"

Данный  урок  предназначена для учащихся 1-2 классов , по теме" Здоровая пища".Может исползоваться при любом УМК...

Урок окружающего мира Здоровая пища"

Урок окружающего мира по теме " Здоровая пища" проводился  проводился в 1 классе ( УМК " Школа 21 века"). Данный материал также может использоваться при проведении классного часа в начальной школ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зачем человеку пища".

Представлен конспект урока и презентация....

Урок окружающего мира в 1 классе "Здоровая пища"

открытый урок с элементом исследовательской работы....

Урок окружающего мира.Тема:"Здоровая пища.Что это такое?"

Конспект урока окружающего мира .Цель урока:приобщения учащихся к здоровому образу жизни...

Урок окружающего мира в 1 классе "Здоровая пища."

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 21 век." Тема: Здоровая пища....

Открытый урок по окружающему миру тема "Состав пищи"

Открытый урок по окружающему миру тема "Состав пищи" по учебнику "Окружающий мир" 4 классАвторы учебника: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.Издательство: Самара, «Федоров».Го...