Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_po_okruzhayushchemu.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС зам. директора по УВР директор ОУ
протокол № _____ _______________________ № _________
« ___ » ________ 2012 г. « ___» ____________ 2012 г. « ____ » _______ 2012 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
класс 4 – В
учитель М.О. Ларькова
учебный год 2012 – 2013
Количество часов по учебному плану | 68 ч. |
Всего за учебный год | 66 ч. |
В т. ч. | на I полугодие | 31 ч. |
на I полугодие | 35 ч. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию
по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по окружающему миру на основе УМК «Начальная школа ХХI века» под руководством члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой.
Основная цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. На основе установленных целей изучения предмета окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная задача заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая задача обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая задача предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Программа ориентирована на использование:
-Окружающий мир. 4класс. Учебник (2части). Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва. «Вентана-Граф» 2010г.-Окружающий мир. Рабочая тетрадь (2части). Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва. «Вентана-Граф» 2011г.
Изменения в авторскую программу не внесены. Типовой программой предусмотрено 68 часов, (2 часа в неделю), но в связи с тем, что государственные праздники «День согласия и примирения» и «Международный женский день» выпадают на рабочие дни, проведена коррекция прохождения программного материала: объединение тем по разделам:
- «Родная страна от края и до края» с 11 ч до 10 ч.,
- «Человек – творец культурных ценностей» с 15 ч до 14ч.
Предпочтительная форма организации – урок. Преобладающие формы контроля УУД - контрольные работы и тесты.
Требования к уровню подготовки учащихся
№ п/п | Разделы учебного курса. | Компетенции. |
1. | Введение. Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека. | Предметные компетенции: - умение назвать признаки живого организма; - осознание значения нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной системы. Личностная компетенция: - формирование интереса к предметно- практической деятельности, предложенной в учебнике. Метапредметная компетенция: - овладение умением ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезу. Коммуникативная компетенция: -овладение способами совместной деятельности в группе. |
2. | Ты и твоё здоровье. | Предметные компетенции: - формирование умения выполнять правила пользования электроприборами, газовой плитой и т.д.; - давать характеристику заболеваниям; - оказать первую помощь. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметная компетенция: -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативная компетенция: - овладение позитивными навыками общения в обществе. |
3. | Мир чувств. | Предметные компетенции: - понимание значений эмоций в общении людей; - познание чувств в музыке, живописи, поэзии. Личностная компетенция: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметная компетенция: - умение ставить цель и организовывать её достижение. Коммуникативная компетенция: - овладение приёмами действий в ситуациях общения. |
4. | Обрати внимание на внимание. | Предметная компетенция: - формирование умения рассуждать о психологических особенностях человека. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметная компетенция: -овладение способами совместной деятельности в группе. Коммуникативная компетенция: - овладение позитивными навыками общения в обществе. |
5. | Помни о памяти. | Предметная компетенция: - формирование умения выполнять упражнения по тренировке памяти. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметная компетенция: - овладение умением задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. Коммуникативная компетенция: - умение выступать с устным сообщением. задать вопрос. |
6. | Человек среди людей. | Предметные компетенции: - овладение умением составлять памятки «Для доброго человека»; - объяснять крылатые слова. Личностная компетенция: -проявление интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике. Метапредметная компетенция: - овладение умением ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы. Коммуникативная компетенция: - владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). |
7. | Родная страна: от края до края. | Предметные компетенции: - овладение умением рассказать о природных зонах; - о почвах России, об охране почвы. Личностные компетенции: - интерес к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике; Метапредметные компетенции: - приобретение опыта восприятия картины мира. Коммуникативная компетенция: - формирование умения искать и находить компромиссы. |
8. | Человек – творец культурных ценностей. | Предметная компетенция: - формирование умения сообщить о возникновении письменности и что такое культура. Личностные компетенции: - формирование уважительного отношения к иному мнению . Метапредметная компетенция: - формирование умения выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий(презентаций). Коммуникативная компетенция: - формирование умения корректно вести учебный диалог. |
9. | Человек – защитник своего Отечества. | Предметные компетенции: - овладение умением сообщить о войнах славян; - о князе Александре Ярославиче (Невском). Личностные компетенции: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметные компетенции: - приобретение опыта восприятия картины мира. Коммуникативная компетенция: - формирование умения искать и находить компромиссы. |
10. | Гражданин и государство. | Предметные компетенции: - овладение умением сообщить о государственном устройстве; - называть права и обязанности гражданина России. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметные компетенции: -умение ставить цель и организовывать её достижение. Коммуникативная компетенция: -овладение способами совместной деятельности в группе. |
Содержание программы учебного курса
4 класс (66 часов; 2 часа в неделю)
«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии, истории, обществознания, биологии, анатомии и валеологии.
Ведущие содержательные линии:
Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека (17ч)
Организм человека. Нервная система .Головной и спинной мозг. Скелет – опора человека. Кости и мышцы Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Органы выделения. Зрение. Слух .Обоняние. Вкус. Осязание.
Мир чувств (4ч)
Чувства: внимание, память.
Ты и твоё здоровье (9ч)
Когда дом становится опасным. Опасности на дороге. Помощь при травмах. Ядовитые грибы и растения. Что нужно знать о болезнях .Аллергия.
Человек среди людей (2ч)
Нравственные понятия: доброта, справедливость, правдивость, честность.
Родная страна: от края до края (10ч)
Природные зоны, почвы, рельефы России. Россия и её соседи.
Человек – творец культурных ценностей (14 ч)
Письменность. Образование – часть культуры человека. Образование в эпоху Петра I и после его правления. Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла на Руси. Искусство России XVIII века. Золотой век русской культуры (XIХ век). Русская музыка XIX века. Художники-передвижники. Искусство России ХХ века.
Человек – защитник своего Отечества (6ч)
Борьба славян с половцами. Войны со шведами и немецкими рыцарями. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война.
Гражданин и государство (3ч)
Граждане Российского государства. Символы России. Русский язык – государственный язык РФ.
Учебно – тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 4 - В
Учитель М.О. Ларькова
Количество часов всего 66; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков: 4
Планирование составлено на основе УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник:
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник. 4 класс , 2 части – М.: Вентана-Граф, 2009г.
Тетрадь:
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: рабочие тетради №1, №2 - М.: Вентана-Граф, 2009г.
Учебно - тематический план уроков окружающего мира
№ ур. | Дата | Название разделов, количество часов | Тема урока | Содержание урока | Компетенции учащихся | Виды контроля за уровнем усвоенного | Дом. задание |
План. | Факт. |
1 | 3.09 | Введение. Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека (17ч). | Организм человека. Нервная система. | Общие признаки живых существ (человека, животных, растений). Организм. Строение нервной системы, её роль в организме. Головной и спинной мозг: строение и функции Скелет и мышцы. Значение опорно –двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника Зубы. Правила ухода за зубами Система органов дыхания. Защита органов дыхания Органы кровеносной системы. Кровь, её функции. Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения. Почки – главный орган выделения Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. | Ученик называет признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных). Раскрывает значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека. Объясняет значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Различает полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих. Овладевает ценностями, такими как бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих, здоровый образ жизни. | Текущий | стр .6-7, пересказ. |
2 | 7.09 | Головной и спинной мозг. | Текущий | стр .8-9, пересказ. |
3 | 10.09 | Скелет – опора человека | Текущий | стр.11-12. пересказ. |
4 | 14.09 | Кости и мышцы необходимо укреплять. | Текущий | стр.14, пересказ. |
5 | 17.09 | Пищеварительная система. | Текущий | стр.16-17, пересказ |
6 | 21.09 | Берегите зубы с детства | Текущий | стр.18, пересказ |
7 | 24.09 | Дыхательная система. | Текущий | стр.19-21, пересказ |
8 | 28.09 | Кровь. Кровеносная система | Текущий | стр.23, пересказ. |
9 | 1.10 | Сердце – главный орган кровеносной системы. | Текущий | стр.25-26, пересказ. |
10 | 5.10 | Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | Текущий | стр.25-26 пересказ. |
11 | 8.10 | Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа. | Текущий | стр.28-29, пересказ. |
12 | 12.10 | Зрение. Береги глаза. | Текущий | стр.31-33, пересказ. |
13 | 15.10 | Слух. Береги слух. | Текущий | стр.33-34, пересказ. |
14 | 19.10 | Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние. | Текущий | Задание на стр.37. |
15 | 22.10 | Вкус. | Текущий | стр.37-38, пересказ. |
16 | 26.10 | Осязание. Обобщение. | Текущий | стр.39, пересказ. |
17 | 9.11 | Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо» | Тематич. | С.40. |
18 | 12.11 | Мир чувств (4 ч.). | От эмоции к чувствам. | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития | Овладевает коммуникативными компетенциями(адекватное выражение своих эмоций, чувств)Понимает значение эмоций в общении людей. Рассуждает о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Умеет выполнять упражнения по тренировке внимания. | Текущий | Стр.41, пересказ. |
19 | 16.11 | Чувства. | Текущий | Задание на стр.45; стр.44-45пересказ. |
20 | 19.11 | Что такое внимание? | Текущий | стр.45-46, пересказ. |
21 | 23.11 | Зачем человеку память. | Текущий | стр.47-48, пересказ. |
22 | 26.11 | Ты и твоё здоровье ( 9ч) | Когда дом становится опасным. | Огонь – друг и враг человека. Правила пользования электроприборами. Правила пользования газовой плитой, компьютером. Правила дорожного движения. Правила поведения на улицах и дорогах. | Выполняет правила пользования электроприборами. Выполняет правила пользования газовой плитой, компьютером. Инструкции по технике безопасности. Применяет знания правил дорожного движения. | Текущий | стр.69-70, пересказ. |
23 | 30.11 | Правила пользования газовой плитой, компьютером | Текущий | стр.70-72, пересказ. |
24 | 3.12 | Опасности на дороге | Текущий | стр.72-75 пересказ. |
25 | 7.12 | Если случилась беда. | Текущий | стр.80-81, пересказ. |
26 | 10.12 | Ядовитые грибы и растения. | Текущий | стр.83-85, пересказ. |
27 | 14.12 | Что нужно знать о болезнях. | Помощь при травмах. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. | Оказывает помощь при травмах. Применяет правила поведения во время грозы… | Текущий | стр.85-88, пересказ. |
28 | 17.12 | Аллергия. Носовое кровотечение. | Текущий | стр.91 пересказ. |
29 | 21.12 | Тест по теме: «Ты и твоё здоровье». Чем человек отличается от животных. | Текущий | стр.95-96; 98 пересказ. |
30 | 24.12 | Итоговая контрольная работа за 1полугодие. | Итоговый |
31 | 28.12 | Человек среди людей (2ч). | От рождения до старости. | Что такое справедливость. Почему нужно быть справедливым. | Объясняет крылатые слова. Составляет памятки «Для доброго человека». | Текущий | с.114. . |
32 | 14.01 | Поговорим о доброте. О справедливости, правдивости и честности. | Текущий | стр.111-112, пересказ |
33 | 18.01 | Родная страна: от края до края (10ч). | Почему человек должен знать свою Родину. | Природные зоны: Как выбиралось место для строительства города. «Кремлёвские» города. Почему улицы так называются. Россия и её ближайшие соседи. Особенности природы, экономики, культуры стран – соседей России. | Знает природные зоны. Даёт характеристику каждой зоне. Рассуждает об особенностях поверхности территории России, как выбиралось место для строительства города. Объясняет, почему улицы так называются. | Текущий | стр.7-11, пересказ. |
34 | 21.01 | Природные зоны России: Тайга. | Текущий | стр.14-15, пересказ. |
35 | 25.01 | Смешанные леса. Степь. | Текущий | стр.21-22, пересказ. |
36 | 28.01 | Пустыня. Влажные субтропики. | Текущий | стр.25-26, пересказ. |
37 | 1.02 | Почвы России. | Текущий | стр.29; 30-32, пересказ. |
38 | 4.02 | Рельефы России. | Текущий | стр.33-36, пересказ. |
39 | 8.02 | Как возникали и строились города | Текущий | стр.39; 43, пересказ. |
40 | 11.02 | Названия улиц. | Текущий | стр.45 пересказ. |
41 | 15.02 | Россия и её соседи | Текущий | стр.47-48, пересказ. |
42 | 18.02 | «Дружбу водить – добрым быть». Россия и её ближайшие соседи | Текущий | стр.49-52, пересказ. |
43 | 22.02 | Человек– творец культурных ценностей (14 ч ). | О письменности. | Что такое культура. Как возникла письменность Солунские братья Кирилл и Мефодий. Современное общество – общество образованных людей. Владимир Мономах и его «Поучение». Первая школа для моряков. Предметы, которые изучались в начальных школах. Первые университеты. Искусство – часть культуры общества. Архитектура храмов, церквей, соборов. Русская икона. Русская архитектура XVIII века,й путевой дворец, Петродворец, Кижи и маленькая др. Выдающиеся русские художникXVIII века. Особенности русской живописи XVIII века Художники-передвижники. Русская музыка XIX века, композиторы, ее создававшие. Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Небывалый расцвет русской литературы и искусства XIX века Наиболее значительные достижения отечественного искусства ХХ века (в области архитектуры, живописи, музыки). | Рассуждает о возникновении письменности ,и что такое культура. Сообщает о Владимире Мономахе, о первых школах и предметах, которые изучались, о Русской культуре. Овладевает ценностями: гордость за Россию, уважение к прошлому. Рассуждает о русской архитектуре и о русских художниках XVIII века Использует предметные компетенции в практической деятельности Рассуждает о художниках-передвижниках; о композиторах, об А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, о наиболее значительных достижениях отечественного искусства ХХ века (в области архитектуры, живописи, музыки), | Текущий | стр.57-58, пересказ. |
44 | 25.02 | Образование – часть культуры человека. | Текущий | стр.62-63; 65-66, пересказ. |
45 | 1.03 | Образование в эпоху Петра I и после его правления. | Текущий | стр.67-69, пересказ. |
46 | 4.03 | Открытие начальных школ в России. | Текущий | стр.70-72, пересказ. |
47 | 11.03 | Русское искусство до XVIII века. | Текущий | стр.77-78, пересказ. |
48 | 15.03 | Художественные ремёсла на Руси. | Текущий | стр.80-83, пересказ. |
49 | 18.03 | Контрольная работа за 3-ю четверть | Итоговый | с.92 |
50 | 22.03 | Искусство России XVIII века. | Текущий | стр. 85-87, пересказ. |
51 | 1.04 | Открытие в Росси государственного публичного театра. | Текущий | стр.88-91, пересказ. |
52 | 5.04 | Золотой век русской культуры (XIХ век) Небывалый расцвет русской литературы и искусства XIX века | Текущий | стр.93-100, пересказ |
53 | 8.04 | Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого | Текущий | с.102-106, пересказ |
54 | 12.04 | Русская музыка XIX века, композиторы, ее создававшие. | Текущий | с.106-108, пересказ |
55 | 15.04 | Художники-передвижники | Текущий | с.110-113, пересказ |
56 | 19.04 | Искусство России ХХ века. | Текущий | с.115-118, пересказ. |
57 | 22.04 | Человек – защитник своего Отечества (6ч). | Борьба славян с половцами. | Почему люди воюют. Войны славян в ХI веке. Владимир Мономах и объединение русских для борьбы с половцами. Военная ситуация на Руси ХIII века., Победа над шведами. Князь Александр Ярославич (Невский) и его роль в победе на Чудском озере. Монгольское иго на Руси. Начало борьбы с Золотой Ордой. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Война России с армией Наполеона. Бородинское сражение. Сдача Москвы. План Кутузова. Главные битвы советской армии с фашистами Помощь тыла. | о войнах славян. овладевает духовными ценностями (патриотизм, чувство ответственности). высказывает суждение о князе Александре Ярославиче (Невском), о начале борьбы с Золотой Ордой; о Дмитрии Донском и о Куликовской битве, о войне России с армией Наполеона, о Бородинском сражении, использует предметные компетенции в практической деятельности | Текущий | с.122-123, пересказ. |
58 | 26.04 | Войны со шведами и немецкими рыцарями. | Текущий | с.124-126, пересказ. |
59 | 29.04 | Куликовская битва. | Текущий | с.126-128, пересказ. |
60 | 3.05 | Отечественная война 1812 года. | Текущий | с.128-129. |
61 | 6.05 | Великая Отечественная война. Помощь тыла. | Текущий | с.130-133, пересказ. |
62 | 10.05 | Итоговая годовая контрольная работа | Итоговый | с.134-137, пересказ. |
63 | 13.05 | Гражданин и государство (4ч). | Мы – граждане Российского государства. | Мы живём в Российской Федерации. Государственное устройство. Права и обязанности гражданина России. Символы России. Русский язык – государственный язык РФ. | Текущий | с.140-142, пересказ. |
64 | 17.05 | Символы России. Русский язык – государственный язык РФ. | Текущий | с.143-144, пересказ. |
65 | 20.05 | Проект "Россия". | Текущий | с.145 |
66 | 24.05 | Защита проекта "Россия". | итоговый |
Контрольные параметры оценки достижения ГОС по окружающему миру, 4 класс.
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Формы контроля |
Контрольная работа | 9.11 | 24.12 | 18.03 | 10.05 |
Учебно-методические средства обучения.
1. Окружающий мир.
-Окружающий мир. Учебник. 4класс. 2части. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2010г
- Окружающий мир.. Рабочая тетрадь. 2части. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.
- Методическое пособие для учителя. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2010г.
- Окружающий мир. Итоговая аттестация.Е.Г.Каткова. Москва. «Экзамен». 2011г.
-Окружающий мир. Тесты. С.А.Петрушенко. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.
2. Медиатека, интернет – ресурсы.
Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».
- Предметные программы.
- Программа формирования УУД.
-Программа коррекционной работы.
- Планируемые результаты освоения ООП.
- Программа формирования безопасного и здорового образа жизни.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru. wikipedia. orq/wiki.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
Планирование по УМК "Перспектива"...
тематическое планирование окружающего мира в первом классе
рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....
Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...
Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ
Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС...
Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.
Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе....
тематическое планирование окружающему миру. 1 класс. УМК "Школа России"
тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 классе.
Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 класссе дано по Образовательной программе "Школа 2100"...