Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_tematich_okruzh_mir_4_klass.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру в 4 В классе (68 часов)

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Материал учебника

Планируемые результаты

Календарные сроки

Предметные

УУД

По плану

По факту

1 четверть (18 часов)

Раздел 1. История отечества (7 часов)

1

1

Древние славяне Практическая работа с историческими картами

Уч.1: с. 7 – 17

Тетр.1: с. 2-3

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

 Описывать важнейшие изученные события из истории Отечества

 Определять последовательность исторических событий (лента времени)

Показывать на карте места исторических событий

Личностные УУД: базовые историко-культурные представления                             Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала                                        Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы                       Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки

03.09

2-3

2

Древняя Русь Практическая работа с историческими картами

Уч.1: с. 18 – 24

Тетр.1: с. 4-5

10.09

4

1

Крещение Руси Практическая работа с историческими картами

Уч.1: с. 25 – 29

Тетр.1: с. 6

12.09

5

1

Борьба Руси с западными завоевателями Практическая работа с историческими картами

Уч.1: с. 30 – 33

Тетр.: с.7

17.09

6

1

Возникновение Москвы. Первые Московские князья

Уч.1: с. 34 – 38

Тетр.1: с.8-9

19.09

7

1

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

Уч.1: с. 39– 41

Тетр.1: с.10

Различать религиозный и атеистический тип мировоззрения Характеризовать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов Земли                                            Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью различных источников информации Познавательные УУД: единство духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различие в обрядовой практике Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

24.09

8

1

Обобщение по теме «История Отечества» Проверочная работа по теме: «История Отечества»

Уч.1: с. 42-48

Знать основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм

Контроль приобретенных умений и навыков

26.09

Раздел 2. Земля – планета солнечной системы (4 часа)

9

1

Солнечная система

Уч.1: с. 49 – 53

Тетр.: с.11-12

Иметь представление о Солнечной системе, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом, определять время года,

 работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос                                     Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности                        Познавательные УУД: смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации                                             Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи                                            

10

1

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

Уч.1: с. 54 – 58

Тетр.1: с.13-15

11

1

Природные зоны нашей страны

Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 59 – 63

Тетр.: с. 16-18

12

1

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы» Проверочная работа по теме: «Земля – планета Солнечной системы»

Уч.1: с. 64

Тетр.1: с. 19-

Раздел 3. Путешествие по природным зонам России (13 часов)

13

1

Зона арктических пустынь.

 Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 65 – 70

Тетр.1: с. 20

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон Знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,                                        Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу                              Коммуникативные УУД: аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно     Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу                              Коммуникативные УУД: аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

14

1

Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны

Уч.1: с. 71-73

Тетр.: с.21

15

1

Зона тундры. Деятельность людей в зоне тундры.

Уч.1: с. 74-79

Тетр.1: с.22-23

16

1

Охрана природной зоны Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 80-83

Тетр.: с.24-26

17

1

Зона лесов

 Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 84-91

Тетр.1: с. 27-29

18

1

Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны

Уч.1: с. 92-94

Тетр.: с.30-31

19

1

Зона степей

Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 95-100

Тетр.1: с.32-33

Находить на карте изученные природные зоны. Характеризовать климат, особенности неживой природы, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых природных зон

Знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений

2 четверть ( 14 часов)

20

1

Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны

Уч.1: с. 101-103

Тетр.: с.34

21

1

Зона пустынь Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 104-109

Тетр.1: с.35

22

1

Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны

Уч.1: с. 110-111

Тетр.: с.36

23

1

Субтропическая зона Практическая работа с картой природных зон России

Уч.1: с. 112-117

Тетр.: с.37

24

1

Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны

Уч.1: с. 118-121

Тетр.1: с.37

25

1

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» Проверочная работа по теме: «Природные зоны России»

Уч.1: с. 122

Раздел 4. Родной край – часть великой России (10 часов)

26

1

Родной край – часть великой России Практическая работа с картой Мордовского  края

Уч.1: с. 123-125

Тетр.1: с.38-39

Определять положение родного края, города на карте Находить на карте России границы родного региона, родного города

Приводить примеры достопримечательностей родного края

Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,                                        планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации                            Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию                                      

27

1

Московское время, часовые пояса Практическая работа с картой «Часовые пояса России»

Уч.1: с. 126- 128

Тетр.: 40

Работать с картой «Часовые пояса России»

Определять время в конкретном городе по часовым поясам

 Измерять время по часам

28

1

Поверхность и водоемы твоего края

Уч.1: с. 129-131

Тетр.1: с.41

Определять положение родного края на карте России Характеризовать основные формы поверхности земли своего края.

Показывать на карте горы, равнины, водоемы своего края

29

1

Влияние человека на природу. Охрана природных богатств

Уч.1: с. 132

Тетр.1: с.42

Соблюдать правила поведения в природе.

Составлять плана мероприятий по охране поверхности земли родного края

30

1

Полезные ископаемые твоего края (Предметный урок)

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых

Уч.1: с. 133- 135

Определять какие полезные ископаемые добывают в родном крае.

Характеризовать свойства полезных ископаемых Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)

31

1

Растительный мир твоего края (Предметный урок)

Практическая работа с коллекцией растений

Уч.1: с. 136-137

Тетр.1: с.43

Характеризовать растительный и животный мир родного края.

Выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним

Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края)                          Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.                     Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию                                        

32

1

Животный мир твоего края

Уч.1: с. 138-139

Тетр.1: с. 43

Характеризовать растительный и животный мир родного края.

Выявлять роль растений и животных в природе и жизни людей (на примере своей местности), в том числе, с позиции бережного отношения к ним

33

1

Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Проверочная работа по теме: «Родной край – часть великой России»

Уч.1: с. 148

Тетр.1: с.46-47

Называть достопримечательности родного края, города, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей.

Описывать народные промыслы родного края: творческая работа

3 четверть (20 часов)

34

1

Деятельность людей. Народные промыслы твоего края

Уч.1: с. 140-143

Тетр.1: с. 44

Систематизировать полученные знания по разделу «Родной край - часть великой России

35

1

Заповедные места твоего края

Уч.1: с. 144-147

Тетр.1: с. 45

Выявить, какое значение имеет окружающая природа для людей.

Рассказывать о заповедниках родного края, выражать свое отношение к ним.

Определять значение заповедных и охраняемых территории родного края ФК: творческий проект

36

1

Как устроен организм человека

 Практическая работа, связанная с составлением режима дня

Уч.2: с. 9-11

Тетр.2: с.2-3

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Объяснять необходимость соблюдения оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях

Личностные УУД: использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов                               Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей                                   Познавательные УУД: осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта                                   Коммуникативные УУД: следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Личностные УУД: оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей                                             Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, контролирование своей деятельности по ходу выполнения учебно-практических задач                                   Познавательные УУД: построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях                           Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД: использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов                                             Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей                                        Познавательные УУД: осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта                                  Коммуникативные УУД: следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других    

37

1

Путешествие в мир клеток

(Использование микроскопа)

Уч.2: с. 12-13

Тетр.2: с.4-5

Выявлять разнообразие тканей человеческого организма.

Сравнивать внешний вид тканей разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

38

1

Самый большой орган чувств

Уч.2: с. 14-16

Тетр.2: с.6-7

Обосновывать значение кожного покрова для организма человека Исследовать строение кожи(эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой)

Рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова

39

1

Двигательная функция человека (Демонстрация  макета скелета человека)

Уч.2: с. 17-20

Тетр.2: с.8-9

Называть части скелете (череп, позвоночник)

Выявлять назначение костей скелета человека

Распознавать типы костей и способы их соединения Определять значение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей ФК: дифференцированный опрос

40

1

Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

Уч.2: с. 21- 24

Тетр.2: с.10-12

Рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приема и приготовления пищи ФК: фронтальный опрос

41

1

Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека (Демонстрация макета сердца человека)

Уч.2: с. 25-28

Тетр.2: с.13-14

Раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови

Выявить особенности строения органов кровообращения Называть органы кровеносной системы

 Рассказывать о строении и работе сердца, о циркуляции крови по организму Характеризовать состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма)

42

1

Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человека

Уч.2: с. 29-31

Тетр.2: с.15-16

Называть органы системы дыхания

Раскрывать особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями Рассказывать о путешествии воздуха в организме человека, сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

43

1

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека

Уч.2: с. 32-35

Тетр.2: с. 17-18

Объяснять негативное влияния курения, алкоголизма, табакокурения, токсикомании Прогнозировать последствия употребления психоактивных веществ

44

1

Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

Уч.2: с. 36-37

Тетр.2: с.19

Выявить особенности строения мочевой системы

Объяснять роль почек

Называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

45

1

Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы

Уч.2: с. 38-40

Тетр.2: с.20-21

Выявить особенности строения нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) Рассказывать о защитных рефлексах организма

Называть и обосновывать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека

46

1

Обобщение по теме: «Человеческий организм» Проверочная работа по теме «Человеческий организм»

Уч.2: с. 41-42

Знать о строении человека (опорно-двигательный аппарат, органы пищеварения, кровообращения, дыхания, нервная система)

Раздел 6. Органы чувств (7 часов)

47

1

Органы чувств. Нос – орган обоняния

Уч.2: с.43-48

Тетр.2: с.22-23

Определять и называть органы чувств.

 Выявлять роль и специфику разных органов чувств, их значение для человека

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира Объяснять гигиенические нормы ухода за органами чувств

Личностные УУД: оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей                                             Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения                                    Познавательные УУД: построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях                              Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

48

1

Органы чувств. Язык - орган вкуса

Уч.2: с. 49-51

Тетр.2: с. 24

49

1

Органы чувств. Глаза

Уч.2: с. 52- 56

Тетр.2: с.25-27

50

1

Ухо - орган слуха и орган равновесия

Уч.2: с. 57-61

Тетр.2: с.28-30

51

1

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

Уч.2: с. 62-63

52

1

Охрана здоровья человека Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи

Уч.2: с. 64-66

Тетр.2: с. 31

Знать правила сохранения и укрепления здоровья, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях

53

1

Обобщение по теме «Органы чувств» Проверочная работа по теме «Органы чувств»

Уч.2: с. 67-68

Знать строение человека (органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, строение глаза, строение органов чувств)

4 четверть (16 часов) 

Раздел 7. Путешествие по странам мира (7 часов)

54

1

Российская федерация Практическая работа с картой мира

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Показывать территорию России, ее государственные границы

Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России

Личностные УУД: гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий) Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Познавательные УУД: умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную  информацию в учебнике Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

55

1

Российская федерация Практическая работа с картой мира

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

56

1

Соединенные штаты Америки

Практическая работа с картой мира

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Обсуждать особенности рассмотренных стран мира. Называть главные достопримечательности Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

 Обсуждать особенности стран мира.

 Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, национально культурных традиций

57

1

Великобритания Практическая работа с картой мира

Уч.2: с.

Тетр.: с.

58

1

Франция Практическая работа с картой мира

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

59

1

Страны на карте мира

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

60

1

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира»

Проверочная работа по теме «Страны мира»

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Раздел 8. Москва как летопись истории России (5 часов)

61

1

День Народного единства

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Давать краткую характеристику историческим событиям начала XVII века

Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко- культурного наследия                                            Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения)                                   Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий                                  Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

62

1

Отечественная война 1812 года

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Объяснять причины возникновения Отечественной войны 1812, хронологические рамки и итоги этой войны. Давать краткую характеристику войны: состав, цели, итоги

63

1

Великая Отечественная война

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Объяснять причины возникновения Великой Отечественной войны 1941-1945, хронологические рамки и итоги этой войны.

Давать краткую характеристику войны: состав, цели, и кто из населения края противостоял

64

1

Освоение космического пространства

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Осознавать и характеризовать достижения современной науки в области космонавтики и космологии

65

1

Обобщение и самостоятельная работа по теме «Москва как летопись истории России»

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Знать исторические факты по разделу «Москва как летопись истории России»

Раздел 9. Мы – граждане России (4 часа)

66

1

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Рассказывать об историческом становлении нашей страны (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация ) Различать и объяснять понятия: «государство», « гражданин», «конституция»

Называть и объяснять основные элементы Государственной символики России

Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)                                 Регулятивные УУД: планирование и организация учебных действий в соответствии с целью                                                             Познавательные УУД: самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи                                          Коммуникативные УУД: способность передать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде                                                      

67

1

Основной закон страны – Конституция России

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Характеризовать конституцию Российской Федерации как основной закон государства Объяснять особенности правового статуса гражданина России Классифицировать конституционные права граждан

68

1

Государственная власть в России. Президент России

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Характеризовать государственное устройство нашей страны.

Называть высшие органы власти России (президент, правительство)

69

1

Обобщение по теме «Мы - граждане России» Проверочная работа по теме «Мы – граждане России»

Уч.2: с.

Тетр.2: с.

Знать понятия, изученные в разделе «Мы – граждане России»

70

1

Резервный час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

тематическое планирование окружающего мира в первом классе

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе....

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 класссе дано по Образовательной программе "Школа 2100"...