Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Семенова Лариса Александровна

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hd_okr.mir_.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

—        Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

—        понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—        рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

—        работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

—        извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

—        работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Планеты Солнечной системы.

—        Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить;

—        на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

—        различать планеты и их спутники;

—        работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

—        практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

—        устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

—        работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

—        Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—        работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

—        моделировать изучаемые созвездия;

—        определять направление на север по Полярной звезде;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4

Мир глазами географа.

—        Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—        сравнивать глобус и карту полушарий;

—        находить условные знаки на карте полушарий;

—        обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

—        составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

—        извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Мир глазами историка.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;

—        характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

—        обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

—        посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

—        работать с терминологическим словариком

6

Когда и где?

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

—        обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

—        работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней

об исторических событиях;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7

Мир глазами эколога.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        рассказывать о мире, с точки зрения эколога;

—        работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

—        знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

—        находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

—        различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

—        работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

—        читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

 Раздел «Природа России» (10 ч)

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

—        Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

—        работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

—        различать холмистые и плоские равнины;

—        характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

—        выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Моря, озера и реки России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

—        различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

—        характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

—        находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

—        работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

—        готовить сочинения на тему урока;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Природные зоны России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

—        устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

13

Зона арктических пустынь.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

—        выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

—        работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

—        рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

—        характеризовать зону арктических пустынь по плану;

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Тундра.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

—        выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

—        работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

—        рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

—        характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

—        изготавливать макет участка тундры;

—        извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Леса России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

—        устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;

—        работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

—        сравнивать природу тундры и лесных зон;

—        находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

Лес и человек.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

—        обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

—        обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

—        извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

—        совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

—        характеризовать лесные зоны по плану;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Зона степей.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

—        находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

—        устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

—        работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

—        сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

—        обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

—        извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

—        совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

—        характеризовать зону степей по плану;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Пустыни.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

—        находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

—        устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

—        работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

—        сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

—        обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

—        изготавливать макет участка пустыни;

—        характеризовать зону пустынь по плану;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

У Черного моря.  

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

—        устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч)

21

Наш край.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

—        характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

—        оценивать свои достижения на уроке.

22

Поверхность нашего края.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

—        обсуждать меры по охране поверхности своего края;

—        изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

—        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

Поверхность нашего края (экскурсия).

24

Водные богатства нашего края.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

—        моделировать значение водных богатств в жизни людей;

—        выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;

—        обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

—        участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25

Наши подземные богатства.

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-        находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

-        практическая работа в группе, определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

-        сравнивать изученные полезные ископаемые;

-        работать со взрослыми, выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

-        извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

-        обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

-        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Земля-кормилица.

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

—        работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;

—        извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Экскурсия в лес и на луг.

-        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

—        обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

—        извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Жизнь леса.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

—        рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

—        моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

—        обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

—        характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

—        обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

—        работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Жизнь луга.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

—        рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

—        моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

—        характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

—        сравнивать природные особенности леса и луга;

—        приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

—        обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

—        составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

—        работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30

Жизнь в пресных водах.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

—        рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

—        моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

—        характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

—        обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

—        извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;

—        работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Экскурсии к водоему.

—        Наблюдать объекты и явления природы;

—        определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

—        фиксировать результаты наблюдений;

—        сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

32

Растениеводство в нашем крае.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

—        работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

—        практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

—        различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

—        работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

Животноводство в нашем крае.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

—        выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий:

—        работать в группе, знакомиться по материалам учебника и краеведческой

—        различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

—        работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать

в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Родной край - часть большой страны». Презентация проектов.

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)

35

Начало истории человечества.

—        Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

—        понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—        определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

—        обсуждать роль огня и приручения животных;

—        анализировать иллюстрации учебника;

—        рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

—        понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Мир древности: далекий и близкий.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

—        находить на карте местоположение древних государств;

—        извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

—        обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

—        понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

—        понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Средние века: время рыцарей и замков.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

—        находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

—        описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

—        сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

—        развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

—        сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

—        понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

—        определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её;

        —        сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

—        прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

—        обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

—        выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

—        обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

—        характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

—        развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

—        характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

—        характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

—        рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать карту расселения племён древних славян;

—        выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

—        характеризовать верования древних славян;

—        моделировать древнеславянское жилище;

—        составлять план рассказа на материале учебника

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

41

Во времена Древней Руси.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

—        характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

—        отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

—        обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

—        анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

42

Страна городов.

 —        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

—        сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

—        обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

—        развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

—        обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

—        характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

—        характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

—        выявлять роль летописей для изучения истории России:

—        характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства:

 

Тематическое планирование        Характеристика деятельности учащихся

        —        сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

—        обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Трудные времена на Русской земле.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

—        обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

—        описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

—        рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

—        находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

—        по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

—        высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

—        работать с терминологическим словариком;

—        заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Русь расправляет крылья.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

—        рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

—        прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

—        обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Куликовская битва.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

—        составлять план рассказа о Куликовской битве;

—        рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

—        моделировать ход Куликовской битвы;

—        отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

—        обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

—        рассказывать о поединках богатырей;

—        заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

—        осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Иван Третий.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

—        описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

—        обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

—        отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Мастера печатных дел.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

—        на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

—        сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

—        работать с терминологическим словариком;

—        развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

49

Патриоты России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции:

—        отмечать на «ленте времени» годы освобождения Москвы:

—        заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

—        осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Петр Великий.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

—        извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

—        описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

—        обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;

—        отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

—        находить на карте приобретения города, основанные Петром I;

—        высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

—        прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву;

—        обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;

—        отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

—        извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

—        высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

Екатерина Великая.

—        сравнивать положение разных слоёв российского общества;

—        рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

—        прослеживать по карте рост территории государства;

—        рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;

—        извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

53

Отечественная война 1812 года.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

—        отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

—        заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

—        обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

—        обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

—        извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

54

Страницы истории XIX века.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

—        работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

—        сопоставлять исторические источники:

—        извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе:

—        формулировать выводы из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

55

Россия вступает в XX век.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

—        составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;

—        интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

—        развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

56

Страницы истории 1920-1930-х годов.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

—        сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

—        сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

—        в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

—        знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);

—        прослушивать в записях песни 1930-х годов;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57

Великая Отечественная война и Великая Победа.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

—        обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

—        встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

—        прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

—        делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

—        выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

—        собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

—        интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

—        готовить праздник ко Дню Победы;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

58

Великая Отечественная война и Великая Победа.

59

Страна, открывшая путь в космос.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

—        интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

—        прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;

—        знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;

—        интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

—        работать с электронным пособием;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Современная Россия» (9 ч)

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

—        анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

—        обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

Мы – граждане России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

—        различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

—        следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

—        моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

Славные символы России.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

—        знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

—        выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

—        обсуждать, зачем государству нужны символы;

—        моделировать символы своего класса, семьи;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

Такие разные праздники.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

—        знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

 Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда

—        выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

—        рассказывать о своих любимых праздниках;

—        работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

Путешествия по России.

—        Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

—        знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

—        совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

—        рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

—        анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

—        пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

 65

Путешествия по России.

66

Путешествия по России.

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

 —        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

68

Презентация проектов.

—        извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

—        посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

—        интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

—        готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

—        готовить тексты сообщений;

—        выступать с сообщением в классе:

—        оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

тематическое планирование окружающего мира в первом классе

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС...

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 класссе дано по Образовательной программе "Школа 2100"...