Урок экологической направленности.
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
Разработка урока по окружающему миру на тему "Сбережем наши леса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranim_nashi_lesa_suhorebrik_ti.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество автора: Сухоребрик Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Место работы: МОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2.
Урок экологической направленности.
Номинация: «Сбережем наши леса»
День леса.
Цели: способствовать закреплению и расширению знаний о лесе, о деревьях родного края;
о правилах поведения в лесу; формировать представление о том, что в живом мире на планете Земля все взаимосвязано, поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на Земле; воспитывать нравственно – эстетические качества.
Задачи: собрать и подготовить материал, загадки о деревьях, произрастающих в Сибири, о приметах, традициях, праздниках, связанных с деревьями, где используют.
Подготовительная работа:
плакаты-схемы «Как вести себя в лесу»;
группа детей готовит доклады о деревьях, произрастающих в Каргасокском районе,
готовит чтение наизусть стихотворений о природе;
выставка книг о деревьях;
рисунок старичка-лесовичка.
Ход урока.
1.Вводное слово учителя.
- Нашу Землю называют Зеленой Планетой? Почему ее так называют?
-Кто подарил ей зеленый наряд?
-Отгадайте загадку и узнаете, какой теме посвящается наш урок. (слайд 2)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Зеленый и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
- Да, дети, это лес. Деревья, кустарники, травы одевают нашу планету в зеленый наряд. (слайд 3)
2. Беседа о лесе.
1-й ученик: Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
(слайд 4)
Учитель: Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно встретить в нем. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зеленый друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня мы отправимся в лес, мы вспомним, какие
деревья встречаются в нашей местности, и какую роль они играют в нашей жизни.
3.Подготовка к путешествию.
- Дети! Нас встречает старичок-лесовичок. Он хозяин леса.
Лесовичок: Кто я сразу не поймешь,
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдешь!
Домик мой в глуши лесной.
Охраняю лес густой.
И друзья мои со мной:
Белки, зайцы, кабаны,
Будь же другом мне и ты!
-Стоп, стоп! В лес нельзя войти, пока не скажете, как нужно в нем себя вести!
(По плакатам-схемам учащиеся вспоминают правила поведения в лесу. Плакаты вывешиваются на доску)
Ученики: - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
- Нельзя срывать цветы.
- Нельзя ловить насекомых.
- Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
- Нельзя уносить домой детенышей зверей.
- Ходить надо по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Молодцы! Лесовичок доволен вашими ответами и приглашает в свое царство.
2-й ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!
4. Игра «Знаете ли вы деревья Сибири?»
Учитель: Деревья – главные лесные жители. Я буду называть разные деревья. Если они растут в Сибири – хлопок в ладоши. Если нет – молчание.
Итак, да – хлопок, нет – молчок. Слушайте внимательно.
Яблоня, груша, малина, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, кедр, лимон, апельсин,
Липа, клен, баобаб, мандарин.
-Смотри-ка, молодцы! А сейчас быстрее буду называть.
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, алыча, кипарис,
Тополь, сосна, барбарис.
Лесовичок: Молодцы, ребятки! Вы знаете, какие деревья растут в Сибири. А теперь я хочу послушать, что вы знаете об этих деревьях. Кто сможет о них рассказать? А я буду помогать, слайды буду вам включать.
5. Путешествие по лесу и рассказы детей о деревьях.
1-й ученик
(слайд 5)
Я родственник сосны,
Такой же величавый.
Но шишечки мои
Вкуснее и ценнее. (Кедр.)
- По каким признакам вы узнали это дерево? (Ответы детей.)
Сообщение ученика о кедре (приложение) (слайды 6, 7, 8, 9)
2-й ученик.
(слайд 10)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке-
Ветви только на макушке. (Сосна.)
Сообщение ученика о сосне (приложение) (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)
3-й ученик:
(слайд 17)
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель.)
Сообщение ученика об ели (приложение) (слайды 18, 19, 20, 21)
4-й ученик:
(слайд 22)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Сообщение ученика о лиственнице (приложение) (слайды 22, 23, 24, 25)
5-й ученик:
(слайд 26)
Русская красавица
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)
Сообщение ученика о березе (приложение) (слайды 27, 28, 29, 30, 31, 32)
6-й ученик:
(слайд 33)
Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва в ней задрожит. (Осина.)
Сообщение ученика об осине (приложение) (слайды 34, 35, 36, 37)
7-й ученик:
(слайд 38)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. (Рябина.)
Сообщение ученика о рябине (приложение) (слайды 39, 40, 41, 42, 43)
6. Беседа «Значение леса в жизни человека.»
(слайд 44)
Учитель: Много полезного и интересного мы с вами узнали, ребята. А теперь ответьте на мои вопросы.
- Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасные для леса насекомых.)
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево.)
- Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места.)
- Почему говорят: лес – наше богатство?
(слайд 45)
1-й ученик: Лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути у беспощадных, несущих зной ветров и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же не дает ветрам сдувать с полей снежное одеяло.
(слайд 46)
2-й ученик: Лес защищает реки. Всю зиму он копит снег, а весной отдает талую воду земле. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
(слайд 47)
3-й ученик: Лес – прежде всего здоровье. В лесу стоят детские лагеря, дома отдыха, санатории. Здесь самый здоровый и полезный воздух. Если бы не леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать.
(слайд 48)
Учитель: Лес – это ягоды, грибы, орехи. Это бесценная красота. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья.
(слайд 49)
Лесовичок: Молодцы! Вы хорошо знаете лес. Ребята, будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте леса.
Спасибо вам, ребята,
За помощь, доброту.
За то, что были рады
Откликнуться в беду.
Весь все деревья, травы
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, дети,
Не обижайте зря!
Ученик: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И чтобы такое не случилось
Мы должны помогать природе.
Учитель: Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Все, что нужно год от года
Нам дает сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!
7. Подведение итогов.
-Молодцы! Ребята, если вы заинтересовались жизнью леса, то вы можете почитать книги Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского. В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о лесе и его обитателях.
Литература:
- А.Т.Зверева «Экологические игры»
- В.А.Корабельников «Краски природы»
- И.Е.Максимова «Сибирь – твой дом»
- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»
- Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова «И учеба, и игра: природоведение»
Приложение.
Кедр
На Уральских горах и в Сибири растет КЕДРОВАЯ СИБИРСКАЯ СОСНА. Люди зовут сибирскую сосну просто КЕДРОМ.
Кедр - красивое хвойное дерево. Он очень неприхотлив. Как и сосна, сибирский кедр растет и на моховых болотах, и среди каменистых россыпей. В высоту кедр достигает 30 – 35 м, а толщина его в комле – до 1,8м. Продолжительность жизни 400 – 500 лет. Плодоношение начинается в 30 – 40лет.
Шишки у кедра крупные, семена в них большие и называются кедровыми орешками. Кедровые орехи – главная достопримечательность этого дерева. Ядра орешков очень вкусны и питательны. Издавна его называли «хлебным деревом», «зелёной коровой», «деревом – коровой» (кедровое молочко используется для вскармливания младенцев). Маслянистое ядрышко содержит в себе 60 – 70% жира, 20% белков, 12% крахмала, витамины B и D.
Кедр называют кормильцем тайги. И не напрасно. Много зверей и птиц жирует на вкусных орешках.
Как и у всех таежных пород, хорошие урожаи семян кедра бывают нечасто. Один раз в пять, а то и в семь лет. В такой год весело в тайге. Вверх и вниз снуют по толстым стволам юркие бурундуки.
Среди густых ветвей стайками шныряют кедровки. Собирают лесной урожай. Сама кедровка невелика, всего-то с галку, а уносит под языком целую пригоршню орешков. Больше сотни! Прячут птицы добычу в мох, между камнями, в щели валежника. Делают запасы на зиму. Таких ухоронок у каждой кедровки много. Про некоторые из них птицы забывают. Забытые орешки прорастают в тайниках. Так кедровка помогает лесникам расселять в тайге кедр.
Хлопочут птицы средь хвои,
Роняют шишки новые.
И там, где падают они,
Встают стволы кедровые.
(Ю.Могутин. «Кедровкин клад»)
Древесина кедра прочная и мягкая. Ее легко обрабатывать. Из древесины кедра делают мебель, карандашную дощечку. Так, из 1м3 дощечки изготовляют 10,5 тысяч карандашей.
Кедровое масло используют при отделке ценных мехов, для приготовления красок, растворителей и в оптических системах, применяющихся в космических исследованиях.
Из смолы (живицы) получают скипидар, канифоль.
Сосна
Зелена всегда она –
Осень ли, зима, весна.
Все узнать её успели?
Это - хвойная ...(сосна)
Сосну узнать просто по высокому оранжевому или желтоватому стволу. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. На веточках – хвоя, но совсем не похожая на еловую. Иголочки собраны пучками на концах веток. Сами хвоинки длинные, и растут только по две хвоинки из одного места, как склеенные. Хвоя сосны не вечная. Она меняется через каждые 2 -3 года. Листочки сосны – иглы всем своим строением приспособлены к малому испарению влаги, особенно зимой. Шишки тоже другие по форме, чем у ели: большие, округлые, с круглыми чешуйками.
Сосна очень неприхотлива. Был бы свет, а так она может жить и на бедных сыпучих песках, и в топком моховом болоте. Сосняки на сухих песчаных пригорках называются борами беломошниками. Это оттого, что вместе с сосной там не растет ничего, кроме ломкого белого оленьего мха – ягеля. В борах беломошниках растут белые грибы. Они здесь так и называются - боровиками.
А вот на болоте сосна невысока и корява. Такой сосняк называют сфагновым. Это оттого, что рядом с сосной на болоте растет зелено-бурый мох – сфагнум.
В мае сосна цветет, и желтая ее пыльца в большом количестве разносится ветром, покрывая иногда всю поверхность озер, являясь неожиданным кормом для мелких рыбешек. Семена созревают только через 18 месяцев, в марте выпадают из шишечек на снег и, подхваченные ветром, скользят по твердому снегу – насту, как маленькие лодочки с парусами.
Молодые сосенки растут быстро, увеличиваясь на 30-50см в год. Сосенки не боятся ни мороза, ни влаги, ни засухи, ни ветров. Но сосне нужен солнечный свет. Если семена сосны попадают под ветви ели с ее широкими лапами, проросшие сосенки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут. Вот почему ель, попав в сосновый бор, выживает сосну. Сосна доживает обычно до 350-500 лет, достигая высоты 35 метров при толщине дерева до 1,5 метра. Плодоносить сосны начинают с 12 – 15 лет.
Сосны-хранители вод, под их корнями осенью не высыхают и не мелеют реки. В течение многих столетий из высоких, ровных , «корабельных» сосен делают мачты морских судов. Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивые ожерелья. Из сосновой смолы делают канифоль, необходимую для изготовления лаков, сургуча, даже для смазки смычка скрипок. Коренные народы Сибири жевали серу, чтобы укреплять и очищать зубы, заклеивали ею, как пластырем, небольшие ранки; разогретой смолой обмазывали (''смолили'') лодки. Один стакан напитка, приготовленного из хвоинок сосны содержит в 5 раз больше витамина С, чем лимонный сок.
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
Ель
Ели на опушке-
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки-
У лесных ворот
Водят хоровод.
Ель - стройное дерево, в высоту достигает 30 метров, а доживает до 300 лет.
Она совсем не похожа на сосну или кедр. Её еще издали можно отличить по всегда острой макушке. На макушке ветки короткие. Чем ниже по стволу ветвь, тем она длиннее, оттого крона ели напоминает пирамиду. Диаметр кроны 6-8метров, диаметр ствола до 1.8метра. В отличие от сосны, ель теневынослива. Нижние ветки ее не отмирают и сохраняются, поэтому в еловых лесах темно и сыро. Особенно темно в молодом еловом лесу. Тонкие елки стоят густо. Лесники называют такой лес жердняком. У ели корневая система намного меньше, чем у сосны, и расположена в верхнем слое почвы, поэтому дерево неустойчиво и часто сильные ветры валят его наземь.
Поскольку ель создает очень сильное затенение, то под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве - сплошной зеленый ковер мхов, на фоне которого растут немногие таежные травы и густые заросли черники.
Кора у ели серая, отслаивающаяся у старых деревьев тонкими чешуйками Хвоинки-иголочки длиной 1 - 2,5см., довольно жесткие, заостренные, темно-зеленые, в сечении четырехгранные, толщиной 1 мм плотно-плотно сидят на веточках. Хвоя живет 6-12 лет. Каждую осень отмирает не менее 1/7 части хвои, что почти не меняет облик дерева. Регулярно сменяя свой вечнозеленый наряд, ель не теряет своей прелести.
Цветет ель в мае. Шишки цилиндрические, 8-15 см длины, 3 - 4 см ширины. Молодые шишки светло-зеленые, зрелые светло-коричневые, свисают вниз. В этих шишках семена. Они созревают зимой. Высыпаются семена из шишек на снег и, подгоняемые ветром, скользят по снегу наперегонки. Там, где остановятся, вырастут елочки.
В молодом возрасте они растут медленно, после 10 лет темпы роста резко увеличиваются. Прирост в высоту падает в возрасте 100—120 лет. Годовой прирост ели в высоту – 50 см, в ширину - 15 см. Ель морозостойка, теневынослива, требовательна к влаге почвы и воздуха.
Ель может «предсказывать» погоду. К влаге ветки и хвоя ели напрягаются, распрямляются, топорщатся к верху; на сушь – поникают. Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их и называют лапником. Снизу доверху укутывают они ствол лесной красавицы. В кроне ели находят приют многие птицы – клесты, дятлы, синицы, поползни. Птицы вьют гнезда в глубине ветвей. Птенцам в гнезде тепло и уютно. Разлапистые ветви укрывают их от врагов и непогоды. Весной любят полакомиться молодой хвоёй глухарь и рябчик.
В еловых лесах встречаются деревья с прямым стволом, гладкой корой и тонкими гибкими сучьями. Это резонансные ели. Из них делают музыкальные инструменты. Рояль, скрипка, гитара – все обязаны своей славой ели. Не пропадает даром и еловая хвоя. Её высушивают и перемалывают в муку, которая является хорошей добавкой в корм скоту. Легкая и прочная древесина ели – один из лучших строительных материалов. Из ели получают бумагу, а из живицы добывают скипидар, канифоль и бальзам.
Загадка:
И зимой и летом в зеленую шубу одета.
Что это? (эвенская загадка)
Конечно же это - ЕЛЬ.
Лиственница
Лиственницу можно было бы назвать дочерью солнца. И не случайно. Это дерево очень любит свет и совсем не может жить в тени.
Лиственница – стройное высокое дерево. Она выше ели. Хвоя на ее ветках негустая и мягкая. Держится она всего год. Каждую осень лиственница в отличие от сосны, ели, пихты сбрасывает свои иголки, словно береза или осина листья. Лиственница поэтому так и называется.
Живет она 400-500 лет, а некоторые деревья – до 800-900 лет, достигает высоты 45м и 3м в обхвате. В тайге лиственница высока и стройна. Растёт она быстро, и сосне за ней не угнаться. За 10 лет лиственница может подняться до крыши пятиэтажного дома. Крона лиственницы воздушна и прозрачна, деревья стоят редко, и потому в лиственничниках всегда светло. Недаром такие леса называют светлой тайгой.
Если сосна или ель продолжают расти и ночью, то лиственница с заходом солнца как бы засыпает. С первыми лучами восхода она вновь трогается в рост. Эта великая тяга к свету помогает дереву выжить даже за Полярным кругом - там, где лето царит долгий день. На полуострове Таймыр, среди голой тундры, есть небольшой лесной остров. Это урочище Ары – Мас. Здесь самый северный лес не только в нашей стране, но и во всём мире.
Славу лиственницы составляет её древесина. Твёрдая («семь потов сойдёт, пока распилишь дерево»), тяжёлая и просмолённая, она не уступает дубу. Древесина лиственницы чемпион по прочности. Гвозди не лезут в неё, гнутся. Гниль ей нипочём, даже в воде. От воды она становится ещё твёрже. Однажды построили корабль и через 15 лет проверили их: дубовая обшивка пришла в ветхость, лиственничная была как новая.
В 1864 г. в Тюмени проложили водопровод, трубами для которого служили выдолбленные лиственничные стволы, сохранившиеся до наших дней. Причина всему - высокое содержание в дереве смолистых веществ.
Древесину лиственницы используют в строительстве. На сваях из лиственниц России стоят портовые города всей Европы.
Из живицы получают канифоль, скипидар, уксусную кислоту, сургуч и др.
Лиственничную смолу можно собирать и жевать, как жевательную резинку. Зубы тогда не болят и всегда бывают чистые и белые.
Загадки:
***
Лето настанет – в тулуп одето,
Зима настанет – в легкое платье одето.
(Хакасская загадка)
***
Вроде сосен. Вроде ёлок.
А зимою без иголок.
***
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
Береза
Склоняясь к реке, зеленою рукой
Спешит береза стройная умыться;
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей.
Так красиво написала об этом дереве Галина Новицкая.
И действительно, берёза - любимое дерево нашего народа. Ей посвящены песни, стихи и сказки. Берёза – символ нашей Родины, «…без берёзы не представишь Россию, не почувствуешь русских лесов аромат». С глубокой древности у всех славянских народов чествовали березку. «Березоньку кудрявую» украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березку в девичье платье и носили по деревне. Иногда такую березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.
Берёза – единственное в мире дерево, которое имеет белую кору. Издали, заметен стройный ствол с тонкими, розовато-коричневыми веточками. Белая кора дерева с красивыми черными штрихами – ее называют берестой – каждому известна. Белый цвет бересты от особого белого вещества – бетулина. Названо это вещество в честь самой березы: на латинском языке березу называют бетула, от слова бить, сечь. В древности непослушных и ленивых учеников наказывали березовыми ветками. По виду бетулин как порошок: проведи рукой по бересте – белый след на руке останется. По свойству - как смола. Потому-то берестой легко костер разжигать.
У нас в области встречается пять видов берёз, из которых наиболее распространена берёза бородавчатая. Высота ее - до 20 м, живет до 120 лет, а плодоносить начинает с 8- 10 лет. Берёза - удивительное дерево! Издавна население добывает себе своеобразную «материю», раздевая для этого берёзу, снимая с неё тонкую кору- бересту. Плотная, эластичная, как прорезинённая, береста шла на обшивку лодок, покрытие жилых построек, изготовление посуды: туеса, кузова, плетение лаптей, корзин. Древесина берёзы идёт на поделку ружейных лож, лыж, мебели, топорищ, колес. Она является сырьём для фанерной и лесохимической промышленности. Сухая перегонка остатков древесины берёзы и коры даёт уксусную кислоту, ацетон, дёготь. Сгорая, берёзовые дрова образуют густой налёт сажи, идущий на приготовление типографской и малярной красок. Из сока молодых листьев можно получать зелёную и жёлтую краску.
Но это ещё не всё! Издавна в берёзовых лесах собирают берёзовый сок. В трудные годы он не раз спасал людей от золотухи и цинги. Сок берёзы содержит много калия и сахар-левулезу. Из него делают ксилит-заменитель сахара. Кроме того, на берёзах образуется целебный нарост – чага, который применяют в медицине. Лесники и охотники заваривают чагу вместо чая. Коричневый, как кофе, смолистый навар хорошо утоляет жажду. Берёзовые почки также лечебны.
Береза цветет в апреле – мае. Плоды берёзы - очень маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко-далеко, больше чем за километр от материнского растения. И почти везде, где крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Мелкие, нежные, всего с двумя-тремя листочками, молодые березки напоминают проростки травянистых растений. Даже не верится, что из этих небольших тонких прутиков вырастут белокорые стройные деревья. Березы довольно быстро растут на протяжении первых 15 – 25 лет. Богатой почвы им для этого не надо. Недаром берёза даже на старой кирпичной стене может вырасти. Береза раньше других деревьев захватывает гари, вырубки, заброшенные поля.
Еще березу называют еловой нянькой. Ель, которая в молодости очень нежна, любит селиться в березняках. Кроны берез защищают еловый подрост от жгучих солнечных лучей и поздних весенних заморозков. Так береза растит ель. А света берёзе нужно много-затенённые места не для нее.
Каждую весну многие стволы берез порезаны и течёт по ним берёзовый сок, или, как называют его в народе, берёзовица. Сколько же его вытекает! А ведь он дереву очень нужен. Этот сок словно кровь, несёт к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки, и развернулись листья. Так стоит ли ради одного, двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на стволах очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Установлено ещё что: семена с деревьев, потерявших много сока, хуже прорастают. «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь» - говорит народная пословица.
Сейчас ведётся промышленная заготовка берёзового сока. Но это совсем не, то, что самовольное уродование деревьев! Заготовка ведётся по строгим правилам, с помощью специальных приспособлений, так что вред дереву наносится небольшой. Собирают сок лишь там, где деревья через несколько лет будут вырубать, а не в природных лесах, не в парках. Наконец, всё больше сока заготавливают из пней на вырубках.
Каждый знает: для жителя России берёза не рядовое дерево. Это- символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. И если мы к ней, к берёзе да с ножиком, не только дереву, но и самой земле будет больно и горько.
Загадки:
Шёл я лесом, нашёл я древа, из этого древа, выходят 4 дела:
1 дело- слепому подсвеченье;
2 дело- нагому потешенье;
3 дело- скрипучему поможение;
4 дело- хворому полегчение.
(береза: лучина, банный веник, дёготь, сок)
Осина
В отличие от березы осина – нелюбимая падчерица. Она снискала себе дурную славу, о чем говорится во многих сказках и легендах. Но на самом деле, испокон веков «…людям все время полезной была».
Это скромное, неброское дерево. Узнать ее можно по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у этого дерева ровный и только в самом верху разрастается шапкой кудрявых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.
Осиновые листья плотные, жесткие, словно из жести, и прикреплены к длинным черенкам. Тонкий, сплюснутый с боков черенок слаб для тяжелого листа, и лист все время колеблется. Дрожит даже без ветра. Вот почему в осиннике никогда не бывает тихо. Деревья словно бы перешептываются, передавая друг другу какие-то жутковатые тайны. Удивительная эта особенность даже вошла в поговорку: «Дрожит, как осиновый лист…»
Но осина совсем не труслива! Смелое это дерево, напористое. На вырубках и гарях поселяется одной из первых вместе с неприхотливой березкой и растет очень быстро, втрое быстрее любого хвойного дерева! Высота осины достигает 25-30метров, а толщина – 1метра. Живет она 100-150 лет.
Весну осина встречает рано. Листьев на ней в это время еще нет. Соцветия – сережки. Опыляет осину ветер. После цветения созревают мелкие плоды-коробочки, наполненные крошечными легкими семенами. У каждого семени парашют из тонких волосков, пух. На этих парашютах будущие осинки летят туда, куда их несет ветер.
Осина легко размножается. Иначе перевелось бы это дерево в наших лесах. Очень уж любят зайцы горьковатую осиновую кору. И не только зайцы. Лоси, бродя по лесу и днем и ночью, скусывают сотнями осиновые веточки. Благодаря коре они не простужаются и не болеют. Бобры валят большие деревья, разгрызают их на бревнышки и утаскивают в свои подводные кладовые.
До сих пор многие считают осину бросовым деревом. Народ же давно оценил ее по достоинству. Легкость, мягкость, прочность, эластичность, долговечность – основные качества осиновой древесины. Звенящие под топором сухие чурбачки превращались в серебристую дранку, будто рыбья чешуя, кроющую маковки русских соборов. Из осины делали бочки для квашения и соления, посуду, лопаты, лыжи, челны. По прочности осина не уступает дубу. Поэтому из нее изготавливают тормозные колодки, красивый паркет для жилых домов.
Из древесины получают прекрасную бумагу, синтетический щелк, глицерин, изготавливают картон, бочки под керосин. Мягкая древесина осины – основное сырье для производства спичек.
Загадки:
Какое дерево без ветра шумит? (Русская загадка)
Никто их не пугает, а они все дрожат. (Марийская загадка).
Рябина
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Ну, конечно, это рябина!
Рябина обыкновенная – красивое листопадное дерево, высотой от 10 до 25 метров, с кружевными листьями, шапками белых цветов. Она способна доживать до 100 лет и более. Время цветения с мая по июнь.
Но во всей красе предстаёт она осенью, когда низко наклоняет свои тяжёлые ярко-красные кисти плодов. Многие считают плоды рябины ягодами, а на самом деле плоды рябины - мелкое яблоко. Это дерево даёт урожаи через каждые 1-2 года. Особенно богатый урожай, согласно народной примете, бывает перед суровой зимой.
В России рябина издавна считалась символом счастья и мира в семье. По народной традиции, молодожёны в начале совместной жизни должны были посадить это дерево перед своим домом. Рябина была частью многих обрядов и обычаев. Девушки из рябины изготавливали украшения и обереги своего жилья, раскрашивали предметы быта гроздьями рябин.
В средние века считали, что если её ветви прикрепить к дому и воротам, злые духи обойдут жилище стороной. Позднее на Руси распространился обычай выносить под рябину больных. Считалось, что аромат рябины способен отогнать болезнь.
С древности также пришёл обычай бросать в воду ветку рябины. Воспользовавшись таким способом, можно сохранить вкус и качество питьевой воды на длительное время.
Однако наиболее ценна рябина как источник плодов. Плоды дерева используют и в свежем, и в сушёном виде. Из них готовят варенье, настойки, вина и компоты, пастилу и мармелад. При переработке свежих плодов рябины получают витаминный сироп, который входит в состав многих лечебных препаратов и витаминных сборов.
Рябина – удивительное дерево. Она приносит человеку много пользы, являясь хорошим медоносом и источником молодых стеблей, из которых изготавливают обручи. Кора и побеги дерева служат в лесных хозяйствах подкормкой для некоторых диких животных, особенно для зайцев и лосей.
Одновременно плоды рябины хороши в качестве корма для домашних животных и птиц, а также для лесных обитателей. Осенью, когда созревают жаркие рябиновые кисти, в лесу пир горой. Все спешат полакомиться яркой ягодой.
Здесь можно встретить и свиристеля, и снегиря, и дрозда. Особенно любят рябину дрозды. В урожайные годы дрозды даже остаются зимовать и не улетают на юг.
Клюют рябину и сороки. Не прочь отведать ягод даже мрачный ворон.
Очень любят рябину тетерева и рябчики. Белки заготавливают их впрок на зиму, заглядывает на угощение и лиса. Медведь гнёт, гибкие стволы рябин и жуёт багряные кисти прямо с листьями.
В русском фольклоре много разных произведений про рябину. Это и песни, и сказки, и загадки и поговорки.
Загадки:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
Посреди поля красный платок висит.(марийская)
Зеленый платок с красной кромкой. (латышская)
Загадки разные, а отгадка одна. РЯБИНА.
Гроздья рябины,
На солнце горят.
Рябит от рябины
В глазах у ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интегрированного урока математики и технологии экологической направленности
Сценарий интегрированного урока математики и технологии экологической направленности для 1 класса по теме: "Устная нумерация чисел второго десятка. Сложение с переходом через десяток. Изготовлен...
Методический материал по самообразованию "Экологическая направленность уроков окружающий мир в начальной школе".
Я считаю, что тема, выбранная мной, в данное время актуальна и волнует каждого учителя, работающего в начальных классах.Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой ...
Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»
В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность...
Интегрированный урок экологической направленности «Хочу всё знать»
Актуальность представленной разработки в том, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот ...
Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»
Актуальность проекта: Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...
Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»
Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»...
Свидетельство проекта инфоурок (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)
Свидетельство проекта инфоурок (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)...