Интегрированный урок экологической направленности «Хочу всё знать»
план-конспект урока

Кудрявцева Наталья Юрьевна

Актуальность представленной разработки в том, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Оценивать экологическую обстановку в своём крае и своё реальное участие в природоохранной деятельности.

Данное мероприятие имеет эколого-биологическую направленность, позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Возраст детей:  5 - 8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kudryavtseva_n.yu_.docx36.6 КБ
Microsoft Office document icon fotoprilozhenie.doc2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс методических разработок экологической направленности

 «Интегрированный урок экологической направленности»

(среди педагогов начальной школы)

        Интегрированный урок экологической направленности  «Хочу всё знать»

1 - 4 классы

Кудрявцева Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

2017

п. Сингапай

Пояснительная записка.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний;

- экологическое мышление;

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

- культуру экологически образованного поведения, характеризующего степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Актуальность представленной разработки в том, что начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Оценивать экологическую обстановку в своём крае и своё реальное участие в природоохранной деятельности.

Данное мероприятие имеет эколого-биологическую направленность, позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Возраст детей:  5 - 8 лет

Тема. «Хочу все знать»

(1 класс, группа дошкольников  «Предшкольная пора»).

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.

Задачи:

- раскрытие интеллектуальных способностей детей,

- развитие интереса к предметам,

- формирование умения работать в команде.

Форма: Брэйн-ринг 

Оборудование: Красная книга Ханты – Мансийского автономного округа – Югры  Макет ёлочки, секундомер, деревянный молоточек, на игровых столах - листочки бумаги, ручки, флажки, наборы геометрических фигур, веера цифр, букв. Слайды о природе, слайды «Задания от Мудрой совы «Восемь сов»», слайды «Новогодняя физминутка»,  наборы ёлочных украшений для четырёх команд, слайды «Расписание первоклассников», «Расписание дошкольников», слайды о водоёмах, рыбах, животных и птицах.

Музыкальное оформление: музыка «Мелодия леса», «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Занятие проходит накануне новогодних праздников.

Ход урока

1.Вступительное слово  учителя.

 - Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Урок сегодня у нас необычный! В нашем классе сегодня встретились замечательные ребята – «Знайки»! Поэтому и наш сегодняшний урок  «Брейн-ринг» среди нынешних первоклассников и будущих первоклассников. Наш урок  проходит под девизом "Хочу все знать ". На ринг выходят 4 команды. Участники  продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области изучаемых в школе (саду) наук.

- Ребята, а какие науки изучают в первом классе? (литература, русский язык, математика и окружающий мир).

- Ребята, а у вас в группе «Предшкольная пора» есть занятия? Какие? («Учимся родному языку», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Познаем мир»).

(На доске слайд  «Расписание первоклассников», «Расписание дошкольников».  Учитель подводит детей, что они изучают общие науки – дошкольники это будущие школьники).

 - Сегодня вам пригодятся не только знания, но и дружба. Пусть победа и удача сопутствуют вам. Команды занимают свои места.

Учитель. 

- Послушайте правила игры: На обсуждение вопроса 1мин. Каждая команда получает своё задание, свой вопрос. После того как, время на выполнение задания истечёт, капитан команды, сообщает нам, кто будет отвечать.

Гейм 1. «Экология».

- Ребята, а вызнаете, что такое экология? Сегодня у нас в гостях маленькая ёлочка. Давайте послушаем её, с чем она к нам пожаловала.

(На доске макет ели, ведущий достаёт из веток ели конверт, читает письмо).

- Здравствуйте, ребята. Я очень хочу побывать у вас в гостях. Я родилась в красивом еловом лесу. Сегодня я пожаловала к вам, чтобы подарить вам праздник Новый год,  праздничное настроение. Мы жители леса благодарим людей за бережное отношение к нам. Честь и хвала науке «Экология»! А вам она знакома? Я вам о ней расскажу. С нею я дружно живу!

Экология – изучающая взаимодействия между человеком, растительным миром и животным миром и окружающей средой в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. (Слайды о природе, музыка «Мелодия леса»)

- Ребята, вам понравилась маленькая ёлочка? Давайте мы порадуем нашу гостью. Подарим ей праздничный наряд. За каждоё правильно выполненное  задание, команда в награду получает ёлочное украшение, капитан команды украшает ёлочку.

- Все вы любите отдыхать в лесу, с родителями, друзьями. Но в лес ребята, мы приходим в гости и чтобы быть вежливыми гостями, нам не следует нарушать правила поведения в лесу. Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что можно взять с собой в лес, чтоб там мы могли использовать это по назначению, а не просто носить лишний груз. Я вам сейчас буду зачитывать стих, если вы со мной согласны, что нужно брать на пикник, то хлопайте, если не согласны, то топайте. Вы выбираете только то, что нужно нам на пикнике.

На пикник идем мы в лес.

Как себя вести нам здесь?

Если наш пикник хороший,

Значит, хлопайте в ладоши.

Если не согласны с нами,

Значит, топайте ногами.

Мы собрали рюкзаки… (Хлопки.)

Положили котелки… (Хлопки.)

Спальные мешки и кружки… (Хлопки.)

Сувениры и игрушки… (Топот.)

Хлеб, консервы и напитки… (Хлопки.)

Карнавальные накидки… (Топот.)

Санки, клюшку и коньки… (Топот.)

И гирлянды — огоньки… (Топот.)

Ближе к полночи собрались… (Топот.)

В пути мы песен накричались… (Хлопки.)

И пришли к своей полянке… (Хлопки.)

Там убрали мусор — склянки… (Хлопки.)

Хорошо расположились… (Хлопки.)

Развести костер решились… (Хлопки.)

Пять березок завалили… (Топот.)

И пол-леса запалили… (Топот.)

А потом водой залили… (Хлопки.)

И пожар весь затушили… (Хлопки.)

Отдышались, улыбнулись… (Хлопки.)

И опять домой вернулись… (Хлопки.)

По дороге топали… (Хлопки.)

И еще похлопали! (Аплодисменты.)

 Подведение итогов 1 гейма.

-Ребята, вы молодцы! Всё верно выполняли! Получайте награду за свои знания, старания!  Ёлочка нарядись! (Капитаны команд получают звёздочки – украшения на ёлочку).

- Ребята, ёлочка стала краше. Продолжим нашу игру. Знания об экологии добывать, нашу ёлочку украшать!

Гейм 2. «Загадки».

В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить, и кричать, а складывать из букв. Я вам дам набор букв, из которых вы будете складывать ответ.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель)

Подведение итогов 2  гейма.

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. (Капитаны получают ёлочную игрушку, украшают ёлочку).

-Давайте вспомним правила поведения в лесу.(Выступают дети дошкольники).

- Что вы знаете о ели? «15 интересных фактов о ели» (Выступают первоклассники).


Физкультминутка

- Ребята посмотрите внимательно и скажите, что еще не хватает, чтоб картинка ожила? Правильно, конечно же, нам не хватает обитателей леса, это жучки, паучки, бабочки, кузнечики, насекомые, которые приносят огромную пользу для леса. 
Все в движении живет!
Кто летит, а кто идет,
Жестом надо показать!
Я вам буду помогать.
(Показывает движения.)
Кто летает — взмахни рукой!
Кто плавает — отметь волной!
Кто просто ходит — хлопай!
Кто ползает — потопай!
Движенья не забудьте,
Внимательнее будьте!
Дети, слушая стихи, выполняют движения.
Тяжелый колорадский жук...
Кандидат медицинских наук...
Конек быстрый-быстрый морской...
Жужжащий пчелиный рой...
Красивый белый мотылек...
Пушистый маленький хорек...
Длинный дождевой червяк...
Пузатый маленький хомяк...
Воздушно-белая медуза...
Поэта или композитора муза...
Зеленая пучеглазая стрекоза...
Дающая молоко коза...
Усатый рыжий таракан...
Большая ящерка — варан...
Как сажа, черная галка...
Прекрасная дева-русалка...
Пятнистая, юркая змея...
Он, она, ты и я...
Крылатая птица страус...
Дед Мороз или Санта-Клаус...

Гейм 3. Математика - Царица всех наук.

Ведущий. Этот гейм посвящен царице всех наук. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

Стихотворение «Югра в беде!»

Югра в беде!

Чёрное золото люди берут,

А нефтепродукты по воде плывут!

 А как же Обь?

Айсберги мусора несёт!

Уж не напиться-

Нефть вместо воды.

Рыбки исчезли, птички пропали –

Люди природу беречь перестали!

Валим отходы и мусор мы в реку:

Дескать вода унесёт.

Но у воды пределы терпенью,

      Смотрите, что же нас ждёт?

 (Слайды о водоёмах, рыбах. Последний слайд, загрязнённый водоём, рыбки в беде)

Учитель.

- Ребята, предлагаю выполнить вам следующее задание, воду очистим – рыбок спасём, нашей ёлочке украшение преподнесём!

  1. Распредели на группы. (Форма, цвет, размер). (Карточки «Рыбки» у каждой группы).
  2. Решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания. (Демонстрация ответов – «Веер цифр»).
  3. «Собери рыбку» (Используют наборы геометрических фигур)

Подведение итогов 3 гейма.

Гейм 4. Его величество русский язык.

Учитель.

-   Сегодня у нас будет необычный урок русского языка. Мы побываем в гостях у Мудрой совы. Сова – символ мудрости и знаний.  Сова является символом мудрости и знаний. Помогает преуспеть в различных начинаниях тем, кто учится. Во все времена люди понимали, как важно учиться: грамотный, образованный человек всегда почитался как маг и волшебник!

- Давайте постараемся и выполним задания, которые подготовила для нас Мудрая сова.

1.Собери слово. (У участников конверты с набором букв, складывают слово «Кормушка». Проверка – слайд с изображением кормушки. Беседа «Покормите птиц»)

2.Распредели на группы. (Карточки гласные буквы, согласные буквы. Правильно выполним задание, узнаем названия редких птиц ХМА – Югры. Пискулька. Стерх. Кобчик. Кречет. Слайды птиц.)

3.Покормите птиц! (Подобрать из предложенного, подходящий корм для птиц. Дети рассматривают в коробочках на своих столах корм для птиц. В каждой коробочке лежит что-то лишнее — конфета, долька апельсина, кусочек чёрного хлеба. Пусть дети уберут лишнее и съедят это сами).

- Молодцы ребята! Отлично справились с заданиями!

Получайте награду! Пусть ёлочка наша горит, огнями веселья. И всё вокруг, и всех вокруг любовью к природе  пускай осветит!

Новогодняя физминутка (презентация).

Подведение итогов 4 гейма.

        

Гейм 5.   Конкурс капитанов

«Наборщик». Используя буквы из слова ЭКОЛОГИЯ составить другие слова.

Подведение итогов 5 гейма.

Подведение итогов игры.

 - Что было самым важным на уроке?

  -Доволен ли ты своей работой?

  - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

 - Ребята, большое спасибо вам за урок. Посмотрите на нашу красавицу ёлочку. Сколько красивых украшений на ней. Это благодаря вам и вашим знаниям. Давайте пообещаем беречь природу, экологию изучать, лесным обитателям помогать!

Награждение команд.

Дети исполняют новогоднюю песню «Маленькой ёлочке холодно зимой».

Список литературы

1.Бейко М.В., Березина М.Ф., Богатырёва И.Л. Большая энциклопедия животного мира. М.: Росмэн,2001.

2.Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.:Пед.общ.России,2001.

3.Занимательная – познавательная экология. Оренбург, 1996.

4.Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми, Мн.Асар, 2001.

5. Молодова А.П.Экологические праздники для детей. Мн.Асар, 2001.

6. Программа «Предшкольная пора». Вентана – Граф Москва 2012.

7.От земли до неба. Атлас – определитель. Книга для учащихся начальных классов.

8. Красная книга Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса

В работе представлена рабочая программа, полностью соответствующая требованиям по составлению рабочих программ, прописанных в ФГОС НОО. Программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление "Хочу всё знать!"

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"

Общекультурное направление  внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый.

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый....