Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»
методическая разработка (2 класс)
В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность за результаты своего учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_po_igram.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование экологических игр и упражнений на занятиях
экологической направленности»
(для детей младшего школьного возраста 8-9 лет)
Разработчик: Зиганшина Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
муниципального казенного учреждения дополнительного образования
«Районный детский экологический центр» (МКУ ДО РДЭЦ)
г. Светлограда Ставропольского края
2020г.
В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность за результаты своего учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
В данной разработке представлен собственный педагогический опыт по использования различных экологических игр и игровых упражнений при проведении учебных занятий с детьми младшего школьного возраста по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "ЦветоЭкоГрад" естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования.
В жизни детей младшего школьного возраста игра является одним из основных видов деятельности. Она является и неотъемлемой частью учебного процесса при реализации программы "ЦветоЭкоГрад", так как способствует освоению обучающимися социального опыта, развитию у них интеллекта, познавательной активности, мыслительных интересов, положительной мотивации к обучению, помогает закрепить и проконтролировать полученные знания и умения.
В моём методическом банке представлены различные дидактические, ролевые, подвижные игры и упражнения, адаптированные к образовательному процессу по программе.
При изучении темы «Места обитания растений и животных» в групповой форме работы использую дидактическую игру «Путаница».
Ситуация: В четырех средах обитания, а также в реке, лесу, степи произошла путаница. Животным и растениям трудно даже короткое время находиться не в своей среде обитания или не в своем месте обитания. Им нужна помощь. Ребята, хотите помочь животным и растениям? Обучающиеся делятся на микрогруппы или на пары. Каждой паре (микрогруппе) предлагается наглядное пособие с изображением животных и растений в природной среде. Дети ищут ошибку, объясняют её, устраняют путаницу. Не в своей среде обитания или не в своем месте обитания оказались: кувшинка, водоросль, крот, сом, белка, ландыш, сова.
Осенью во время учебных занятий «Экскурсия - разведка: разноцветная природа моего города (средняя осень) и "Сезонная экскурсия: разноцветная природа (поздняя осень)" на территории двора учреждения провожу игровые упражнения:
определение древесных растений по внешнему виду:
После предварительного визуального знакомства с произрастающими на участке двора древесно-кустарниковыми растениями детям предлагается вспомнить, где какое дерево (кустарник) растёт и подбежать к нему после слов педагога: "Раз, два, три, к .... (название дерева или кустарника) беги!" (к березе, вязу, тополю, шиповнику, каштану, абрикосу, акации, сосне);
определению древесных растений по листьям:
Ход игры: после сбора листьев, опавших с деревьев и кустарников, педагог предлагает обучающимся узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму. Он раздаёт обучающимся по одному опавшему листу древесно-кустарниковых растений, встреченных на участке, и говорит: «Подул ветер. Все листья разлетелись». Ребята кружатся с листьями в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – быстро пару свою найди!» Каждый ребенок должен встать рядом с тем деревом или кустарником, лист которого держит в руках. Затем можно поменять листья у детей. Если давать по 2 одинаковых листа, можно попросить обучающихся найти свою пару среди других детей и назвать растение, которому принадлежит лист.
Подвижная игра «А нас дождь не намочит» будет способствовать развитию внимания и двигательной активности детей, являться для них своеобразной физминуткой. Педагог заранее предупреждает ребят, что во время выполнения заданий на экскурсии, для них может прозвучать его звуковой сигнал «Дождь!». Дети должны отложить свои дела и быстро спрятаться под крышей "зелёного класса".
На последней осенней экскурсии можно провести и командную игру «Определение предмета». Необходимо перед игрой собрать образцы листьев, цветов и семян деревьев и кустарников - всего 8-12 предметов. Создать н две равные команды. Выстроить их лицом друг к другу в 10 метрах друг от друга. Разложить предметы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер - №1, №2, №3 и т.д. Когда команды будут готовы, нужно произнести название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назвать номер игрока. (Чтобы внести элемент неожиданности, называть лучше номера не по порядку.) Например, «Следующее растение - каштан, а номер - 5!». Как только игроки под номером 5 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить друг друга, найти каштановую веточку (лист, плод или семя). Победивший игрок приносит своей команде два очка. В случае ошибки команда теряет 2 очка.
На занятии по теме: "Осенние листья" можно провести игру "Слушай внимательно, выбирай правильно!"
Обучающиеся движутся медленно вокруг стола, на котором лежат листья 7-9 видов деревьев и кустарников (количество листьев каждого дерева и кустарника равно количеству играющих). Со словами педагога: "Раз, два, три, лист ....( название) быстрей бери!", дети берут со стола листья только этого дерева или кустарника, показывают их. Затем снова продолжают движение.
Развитию эмоциональности, выразительности движений и мимики способствует мимическая игра «Осень», дающая возможность нетрадиционно, креативно показать изменения в разные сроки осеннего периода.
Обучающиеся получают задание изобразить с помощью движений и мимики сначала раннюю осень, затем - позднюю осень и дать объяснения своим действиям. (У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Поздняя осень грустная, печальная, плачущая.) Любуемся красивым нарядом разноцветной осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червиве яблоко или гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Вовремя обобщающего занятия "Разноцветная осень в городе" конкурсная игра "Осенний наряд"поможет проконтролировать и закрепить знания детей одревесных растениях.
Обучающиеся делятся на 2 команды. Для каждой команды берётся одинаковое количество осенних листьев с наклейкой (используются настоящие опавшие листья, нарисованные или вырезанные из цветной бумаги) и макет силуэта зимнего дерева, расположенный на расстоянии нескольких метров.
По команде педагога, называющего лист с определенного вида дерева или кустарника, участники команды по очереди берут их, бегут до макета и клеят на него лист, но только так, чтобы все листочки были отдельно друг от друга. Если выбор участника не верен, лист не наклеивается, а возвращается обратно. Побеждает та команда, которая сможет быстрее и правильно поклеить все листочки на свой макет.
При изучении темы «Смена времен года» полезно провести словесную игра «Кто знает, пусть продолжает». Педагог произносит фразы, которые каждый желающий может закончить своими словами:
-осенью вот, что происходит...
- птицы весной...
-перелётные птицы улетают из-за...
-от зимы "убегают"...
- к зиме приспосабливаются...
-от зимы укрываются...
-осенью листья опадают от того, что...
-весной вот, что происходит... и др.
-если я был (а) бы елью, то летом...
если я был (а) бы бабочкой, то зимой...
Разные варианты игры «Пищевая цепочка» помогают объяснить обучающимся идею простой пищевой цепочки и основную концепцию сбалансированной экосистемы.
1-й вариант:
Необходимо выбрать цепочку с четырьмя звеньями и описать её детям. Например, кузнечики питаются растениями, лягушки — кузнечиками, а коршуны — лягушками. Так пищевая цепочка завершается. Разделить детей на три группы. Например, в группе из двенадцати детей могут быть восемь «кузнечиков», три «лягушки» и один «коршун». Каждому «кузнечику» дать небольшой полиэтиленовый пакет — маленькое брюшко кузнечика. На руку каждому «кузнечику» повязать широкую коричневую ленту. Каждой «лягушке» дать пакет побольше — большое брюшко лягушки. На руку каждой «лягушке» повязать широкую желтую ленту. Дать большой пакет «коршуну». Это его брюшко, оно еще больше. На руку «коршуну» повязать широкую зеленую ленту. Рассыпать слой орешков или попкорна на импровизированную "поляну" . Это будет растительная пища для кузнечиков.
Объяснить «кузнечикам», что их задача — «есть» орешки, поднимая их по одному и пряча в свою сумочку. «Лягушки» должны ловить «кузнечиков». Если «лягушка» поймала «кузнечика», она высыпает еду из его пакета в свой, а «кузнечик» выбывает из игры.
Задача «коршуна» — ловить «лягушек». Если ему удается поймать «лягушку», он высыпает содержимое ее пакета в свой, а «лягушка» выбывает из игры. Через пять минут можно посмотреть, сколько «кузнечиков» и «лягушек» по-прежнему в игре и «выжили» в пищевой цепочке.
2-й вариант:
Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.
На обобщающем занятии «Я садовник молодой"» после изучения раздела программы "Растения в городе" проводится игровое упражнение «Отгадайте, что за растение»
Ход игры: Педагог предлагает игроку описать растение (дерево, кустарник, травянистое растение): загадать загадку о нём или рассказать интересные факты. Другие дети должны отгадать, что это за растение. Педагог может начать в качестве первого игрока: например,
"Это дерево издревле называли на Руси "деревом четырех дел": первое дело - это мир освещать, второе дело - это крик утешать, третье дело - это больных исцелять, четвертое дело - это чистоту соблюдать. Избы освещались ее лучинами, колеса карет и телег смазывали её дегтем, все её части считались и считаются целебными, в том числе и почки. Из её ветвей с листьями изготавливали веники, которыми убирали дом и брали специальные душистые венички с собой в баню" (береза). Загадки:
Куст колючий, словно ёж, У неё длинней иголки,
С дикой розой сильно схож. Чем у елки.
Внутри ягод, как в ларце, Очень прямо вверх растёт
Клад из витамина С. (сосна)
(Шиповник)
На учебных занятиях, посвященных природоохранным вопросам, можно провести
игру "Найди ошибку".
Если смысл предложения верен, хлопок в ладоши, если неверен - топот ног.
Никогда не наноси вреда природе. (Хлопок)
В лесу можно ломать ветки, делать надписи на деревьях, собирать сок. (Топот)
В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку. (Топот)
Подкармливай зверей и птиц зимой. (Хлопок)
Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много. (Топот)
Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям. (Хлопок)
Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут. (Топот)
Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным. (Хлопок)
Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары. (Хлопок)
Цветы собирай в большие охапки и приноси домой. (Топот)
Не оставляй мусор в природе. (Хлопок)
Эти и другие экологические игры помогу сделать образовательно-воспитательный процесс более интересным для детей, помогут развивать их способности и показать, что каждый из них может и должен быть причастен изучению и к охране природы.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1.Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников. /Под ред. М.В.Медведевой. М.:ЗАО Издательство Икар, 2008.
2. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-teme-osen.html
3. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=4axq36&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2202.TFNV_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"« Использование проектной технологии в обучении для формирования основ экологической культуры, как одной из составляющих личностного развития младших школьников».
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman", ser...
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "...
Методическая разработка "Использование слоговых таблиц в процессе обучения чтению" (практический материал для урока с использованием ЭОР)
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в младшем школьном возрасте значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и...
Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"
В методической разработке представлены занимательные и веселые стишки с движениями....
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"
Коррекционая педагогика...
Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...