Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Цифровые образовательные ресурсы. Основное содержание программы. Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Окружающий мир» (человек, природа, общество)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Москва, Просвещение, 2009. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.
Рабочая программа предназначена для изучения окружающего мира (человек, природа, общество) в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Мир вокруг нас» 4 класс, в 2 частях, Москва, Просвещение, 2009г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру (человек, природа, общество) и реализует авторскую программу А.А.Плешакова, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) в 4 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МКОУ «Таежно-Михайловская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год.
Учебный курс «Окружающий мир» (человек, природа, общество) преподается в 1 – 4 классах четырехлетней начальной школы.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт начального общего образования по окружающему мир (человек, природа, общество).
- А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.
3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.
3. Цели и задачи изучения курса
УМК Плешакова носит личностно – развивающий характер.
Цель – воспитание гуманного творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания.
Приоритетной задачей является формирование в сознании ученика ценностно – окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. К числу важнейших задач предмета относится воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Ведущие идеи:
- Идеи многообразия мира.
- Идеи экологической целостности мира.
- Идеи уважения к миру.
В 4 классе продолжается курс в теме «Природа России», которая знакомит с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы.
Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» – формирует у обучающихся представление об основных периодах человечества.
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями. Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составам населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.
4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, карта, план местности);
- названия океанов и материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
- правила поведения в природе;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животные, которые наиболее характерны для луга, леса, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
Требования к уровню подготовки выпускника.
Обучающиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
5. Количество часов по программе
раздел | Название разделов | Кол – во часов по программе | Кол – во часов по рабочей программе |
1 | Земля и человечество | 10 | 10 |
2 | Природа России | 10 | 10 |
3 | Родной край – часть большой страны | 14 | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 20 |
6 | Современная Россия | 9 | 9 |
| Всего: | 68 | 68 |
6. Методы и формы обучения
Для реализации рабочей программы по предмету «Окружающий мир» (человек, природа, общество) используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка). Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
7. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество): в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
В 4 классе проводятся практические работы по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделам «Родной край - часть большой страны», «Страницы истории Отечества».
Критерии и нормы оценки
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные и контрольные работы.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Проверочные и контрольные работы содержат задания трёх уровней.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту. Это «хорошо», но не «отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень, соответствующий цели программы «Школа России», - уровень функционально грамотной личности – «отлично».
Максимальный (необязательный) уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – «отлично».
За выполнение заданий каждого уровня выставляется отдельная отметка.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
8. Учебно-методическое обеспечение для учителя и обучающихся
Для реализации содержания курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество) используется следующий учебно-методический комплекс:
Для учителя:
1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. – М.: Просвещение, 2009.
2. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.].-М.: Просвещение, 2009 год
3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ]. –М.: ДРОФА, 2010 год
4. МИР ВОКРУГ НАС: Методическое пособие: 4 класс/.,/ [Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н. А.]. – М.: ВАКО, 2009 год
Для учеников:
1.МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.]. – М.: Просвещение, 2009 год
2. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ]. – М.: ДРОФА, 2010 год
9. Список литературы.
для учителя:
1. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.
3. Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
4. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993.
5. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема-пресс, 2001.
6. Казакова О.В. МИР ВОКРУГ НАС: Методическое пособие: 4 класс/.,/ [Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н. А.] – М.: ВАКО, 2009 год
7. Клепинина З.А. и др. Плешаков А.А.100 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. – 13-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.
8. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. - М. - 1999.
9. Плешаков А.А.«Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа А.А.Плешакова.- М.: Просвещение, 2009 год стр. 127 – 149.
10. Плешаков А.А. МИР ВОКРУГ НАС: Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Автор: Плешаков А. А.] –М.: Просвещение, 2010 год
11. Плешаков А.А.Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «МИР ВОКРУГ НАС» для 4 кл.,/ [Авторы: Плешаков А. А., Сонин Н. И. ] – М.: ДРОФА, 2010.
10. Цифровые образовательные ресурсы
- http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
- http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- nation.geoman.ru - Народы мира
- animal.geoman.ru - Животные
- bird.geoman.ru - Птицы
- invertebrates.geoman.ru - Насекомые
- fish.geoman.ru - Рыбы
- plant.geoman.ru - Растения
- forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
- Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/site.xp/
11. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Из них |
Практические работы | Экскурсии |
1 | Земля и человечество | 10 | 5 | - |
2 | Природа России | 10 | 8 | - |
3 | Родной край – часть большой страны | 14 | 5 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | - | - |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 5 | - |
6 | Современная Россия | 9 | - | - |
Всего: | 68 | 23 | 1 |
12. Основное содержание программы.
Земля и человечество – 10ч.
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство с историческими картами.
Природа России – 10ч.
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Родной край часть большой страны – 14ч.
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя.
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Страницы Всемирной истории – 5ч.
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв. Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразования в России в 90г. 20 в.
Практические работы: Работа с исторической картой.
Современная Россия – 9 ч.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
13. Календарно-тематическое планирование
Дата | Месяц | № урока | Наименование раздела и темы урока | Количество часов | Д/з |
Земля и человечество | 10 |
05 | 09 | 1 | Мир глазами астронома | 1 |
06 | 09 | 2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Нахождение на глобусе сторон горизонта» | 1 |
12 | 09 | 3 | Звездное небо – великая книга природы. Практическая работа № 2 «Знакомство с картой звездного неба». | 1 |
13 | 09 | 4 | Мир глазами географа. Практическая работа № 3. «Работа с глобусом и географической картой». | 1 |
19 | 09 | 5 | Пояса Земли | 1 |
20 | 09 | 6 | Мир глазами историка. Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами» | 1 |
26 | 09 | 7 | Когда и где? Практическая Работа № 5 «Работа с исторической картой». | 1 |
27 | 09 | 8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 |
03 | 10 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 |
04 | 10 | 10 | Обобщающий урок: «Земля и человечество». | 1 |
Природа России | 10 |
10 | 10 | 11 | Равнины и горы России. Практическая работа № 6. «Работа с физической картой России» | 1 |
11 | 10 | 12 | Моря, озера и реки России. Практическая работа № 7. «Работа с физической картой России». | 1 |
17 | 10 | 13 | Зона арктических пустынь. Практическая работа № 8. «Работа с картой природных зон» | 1 |
18 | 10 | 14 | Тундра. Практическая работа № 9. «Работа с картой природных зон» | 1 |
24 | 10 | 15 | Леса России. Практическая работа № 10. «Работа с картой природных зон» | 1 |
25 | 10 | 16 | Лес и человек | 1 |
31 | 10 | 17 | Зона степей. Практическая работа № 11. «Работа с картой природных зон» | 1 |
08 | 11 | 18 | Пустыни. Практическая работа № 12. «Работа с картой природных зон» | 1 |
14 | 11 | 19 | У Черного моря. Практическая работа № 13 «Работа с гербарными экземплярами растений природных зон». | 1 |
15 | 11 | 20 | Экологическое равновесие | 1 |
Родной край – часть большой страны | 14 |
21 | 11 | 21 | Наш край. Практическая работа № 14. «Знакомство с физической картой Кемеровской области» | 1 |
22 | 11 | 22 | Поверхность нашего края. Практическая работа № 15. «Работа с физической картой Кемеровской области» | 1 |
28 | 11 | 23 | Водоемы нашего края. Практическая работа № 16 «Работа с физической картой Кемеровской области» | 1 |
29 | 11 | 24 | Наши подземные богатства. Практическая работа № 17 «Рассматривание образцов полезных ископаемых Кемеровской области» | 1 |
05 | 12 | 25 | Земля – кормилица | 1 |
06 | 12 | 26 | Жизнь леса | 1 |
12 | 12 | 27 | Растения и животные леса | 1 |
13 | 12 | 28 | Жизнь луга | 1 |
19 | 12 | 29 | Растения и животные луга | 1 |
20 | 12 | 30 | Жизнь пресного водоема | 1 |
26 | 12 | 31 | Растение и животные пресного водоема | 1 |
27 | 12 | 32 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений». | 1 |
16 | 01 | 33 | Незаметные защитники урожая | 1 |
17 | 01 | 34 | Животноводство в нашем крае | 1 |
Страницы всемирной истории | 5 |
23 | 01 | 35 | Начало истории человечества | 1 |
24 | 01 | 36 | Мир древности: далекий и близкий | 1 |
30 | 01 | 37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
31 | 01 | 38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
06 | 02 | 39 | Новейшее время: История продолжается сегодня | 1 |
Страницы истории Отечества | 20 |
07 | 02 | 40 | Жизнь древних славян. Практическая работа № 19. «Работа с исторической картой». | 1 |
13 | 02 | 41 | Во времена Древней Руси. Практическая работа № 20. «Работа с исторической картой». | 1 |
14 | 02 | 42 | Страна городов. Практическая работа № 21. «Работа с исторической картой». | 1 |
20 | 02 | 43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
21 | 02 | 44 | Трудные времена на русской земле Практическая работа № 22. «Работа с исторической картой». | 1 |
27 | 02 | 45 | Русь расправляет крылья | 1 |
28 | 02 | 46 | Куликовская битва. Практическая работа № 23. «Работа с исторической картой». | 1 |
06 | 03 | 47 | Иван Третий | 1 |
07 | 03 | 48 | Мастера печатных дел | 1 |
13 | 02 | 49 | Патриоты России | 1 |
14 | 02 | 50 | Петр Великий | 1 |
20 | 02 | 51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
21 | 02 | 52 | Екатерина Великая | 1 |
03 | 04 | 53 | Отечественная война 1812г | 1 |
04 | 04 | 54 | Страницы истории XIX века | 1 |
10 | 04 | 55 | Россия вступает в XX век | 1 |
11 | 04 | 56 | Страницы истории 20 – 30х годов | 1 |
17 | 04 | 57 | Великая война и Великая Победа | 1 |
18 | 04 | 58 | Страна, открывшая путь в космос | 1 |
24 | 04 | 59 | История вокруг нас | 1 |
Современна Россия | 9 |
25 | 04 | 60 | Основной закон России и права человека | 1 |
02 | 05 | 61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 |
08 | 05 | 62 | Мы – граждане России | 1 |
15 | 05 | 63 | Славные символы России | 1 |
16 | 05 | 64 | Такие разные праздники. | 1 |
22 | 05 | 65 | Путешествие по России. | 1 |
23 | 05 | 66 | Путешествие по России. | 1 |
27 | 05 | 67 | Путешествие по России. | 1 |
28 | 05 | 68 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...